image

В мире никогда еще не было столько открытых знаний и секундного доступа к любой информации. При этом знания все еще могут быть страшно дорогим товаром. Люди платят сотни тысяч за курсы, а иногда даже за почтовые рассылки. Но все слишком непредсказуемо — иногда купленные знания оказываются мусором, а бесплатные — драгоценностью, а иногда наоборот. В петабайтах бесплатного можно копаться годами и не найти там ничего. В этих условиях не знаешь, кому и чему доверять.

О своем опыте создания онлайн-школы мне рассказал Юрий Ярцев. Он создал школу стартапов Russol. Она особенная, потому что бесплатная. И конечно, это приводит к недоверию всех видов: и «бесплатное равно бесполезное», и «бесплатный сыр только в мышеловке».




Юрий Ярцев, основатель RUSSOL

Переводчик Google


20 лет назад Юрий Ярцев стал сотрудником Google, сидя у себя дома. Тогда это была совершенно другая компания, которая только искала коммерческие пути. Юрию нравилась их система, и он хотел как-нибудь помочь. На сайте компании нашлась строка «нужны волонтеры», он присоединился и начал переводить интерфейсы Гугла на русский и украинский языки. После двух лет волонтерства Юрий получил письмо. Компания предложила ему делать то же самое, но за деньги. У компании запускались новые сервисы: AdWords, AdSense. Юрий стал переводить их, и как он говорит, платили за это гораздо больше, чем средняя зарплата айтишника.

«У них была очень старая и неудобная система для переводов. Например, они давали ID фразы для перевода, но для того чтобы ее найти, нужно было загрузить таблицу с несколькими тысячами фраз. Меня это очень сильно раздражало — в то время была модемная связь, тратилось драгоценное время на загрузку ненужного. Тогда я сделал скрипт, в который просто вводил ID, и он сразу же выкатывал нужные фразы».

Юрий хотел поделиться скриптом с остальными переводчиками. За их координацию отвечал один сотрудник. По случайности или из-за бага он поставил в копию письма адреса всех переводчиков, и так Юрий с ними познакомился. «Я создал форум, и мы начали там общаться. Делились наработками, координировались. Но через четыре года переводчиков набралось так много, что появлялись все новые координаторы, координаторы координаторов и так далее. Тогда Google нанял крупное агентство переводов, и они полностью взяли весь этот процесс на себя. Спустя несколько лет они вернулись к тому, что переводчики должны быть свои. Но прошло слишком много времени, и к нам всем больше не обращались. Люди, с которыми мы работали, уже давно уволились».



Разработчик и организатор сообществ


Юрий учился на того, кто занимается «информационно управляющими системами». У его знакомого было агентство недвижимости, и Юрий попробовал сделать для него нечто вроде CRM. «Люди могли прямо с сайта входить в свой личный кабинет, выбирать конкретную квартиру, вводить свою информацию, и система автоматически генерировала договора».

Сейчас такое повсюду, но в середине нулевых оказалось преждевременным. Люди говорили «Это какая-то ересь», «люди не пользуются интернетом», мы хотим как по старинке», «у нас есть юристы, мы им платим деньги, они должны это заполнять вручную». Но Юрий набрался опыта, плюс у него осталась связь с десятками крутых переводчиков, и он решил этим заниматься — делать сайты и переводы.



«Это было выгодно, больше чем платили в России и Украине. Поскольку я переводил не только AdWords, но и все что касается вебмастеров, я очень хорошо разобрался в SEO. Знал как раскручиваются сайты, какие факторы работают, какие нет. Так я смог раскрутить сайт по нужным ключевым словам. Это принесло доход, но не приносило морального удовольствия. Вся моя жизнь прошла в онлайне, и мне очень не хватало живого общения».

Еще много лет Юрий занимался неинтересной работой и всю энергию вкладывал в совершенно другие занятия. В 2011 году на собранные деньги и с помощью родственников он купил квартиру в строящемся доме и очень боялся обмана со стороны застройщиков. «Я создал онлайн-шахматку — реестр жителей и покупателей. Человек мог зарегистрироваться в ней, отметить, что это его квартира, и другие покупатели могли это видеть. Я постоянно приезжал на стройку, смотрел как там все ведется, общался с людьми. Шахматка тоже эволюционировала, как и мое общение с людьми».

Сперва это была таблица в Excel. Потому появился форум, потому что у Юрия уже был опыт их создания. Затем Юрий начал постепенно автоматизировать систему. Люди могли с ее помощью рассчитывать коммуналку или стоимость ремонта. Внутри нее появилось мини-СМИ. И наконец, она превратилась в инструмент, с помощью которого жильцы объединялись и решали общественные проблемы.

«Когда управляющая компания повышала тарифы или не выполняла обязательства,
было очень трудно собирать людей, чтобы отстоять свои интересы. Организовать всех в онлайне было проще. Мы интегрировали систему с прокуратурой. Юрист из числа собственников писал заявление, и если житель хотел его подписать, его данные из шахматки автоматически подтягивались в один клик. Генерировалось заявление и автоматически отправлялось в администрацию, прокуратуру или суд. Это удивительным образом работало. Так мы смогли полностью отремонтировать дорогу, провести автобусные маршруты, сделать кучу разных вещей. Естественно, никто не ценил наш труд, ну это нормально.

Однажды мы сами организовали и провели фестиваль внутри жилого комплекса. В конце люди говорили: „Спасибо большое застройщику за такое классное мероприятие“. После 14-го года я все это дело забросил».

Тем не менее, похожая история стала основным занятием Юрия. Он разработал для другой частной управляющей компании систему для работы с жильцами и до сих пор занимается ее поддержкой. Тяга же к общению и сбору сообществ вылилась в другую деятельность.



Бесплатная школа стартапов


Юрий стал организовывать в Химках небольшие митапы, чтобы общаться с людьми и узнавать что-то новое для себя. Они так и назывались — «Стартап Химки». В 2017 году, когда запустилась школа Y Combinator Юрий и его знакомые переводчики взялись за ее видеолекции. Они перевели на русский 16 лекций и смотрели их на встречах. Но смотря их, Юрий понял, что опыт предпринимателей из Долины не всегда подходит для наших условий, если его просто копировать. Поэтому он задумал организовать подобную школу в России.


Выпускник весеннего набора школы рассказывает инвесторам о пользе экзоскелета

Осенью 2017 года он организовал первый набор участников школы и цикл лекций. Он приглашал выступать тех людей, которых сам бы хотел услышать. В первом же цикле выступили Александр Галицкий, ученый, предприниматель и инвестор, основатель холдинга Almaz Capital; основательница Elementaree Ольга Зиновьева; и Владимир Шахиджанян, который придумал «Соло на клавиатуре» — он поделился опытом, как основать стартап, когда тебе за 60.

«Часть людей я знал лично. Например, с Галицким я познакомился в Калифорнии на конференции, и спустя несколько лет написал ему: «Слушайте, я делаю такую-то штуку, хотите присоединиться? Буду благодарен если расскажете о своем опыте». И он согласился. Нужно общаться с как можно большим количеством людей, и понимать их для того, чтобы найти к ним ниточку. Были конечно и отказы, но в первом наборе согласились практически все».

Главная черта школы — она была полностью бесплатной.

«Мне на тот момент казалось, что это правильно. 95% стартапов умирают. Ты возьмешь с них деньги, заработаешь, но принесут ли заплаченные деньги ценность для них? Я думаю, что знания нужно нести бесплатно. Есть люди, которые думают, что бесплатное — значит бесполезное. Мне казалось я смогу переубедить их за счет звездности спикеров. И люди начали ждать, что в какой-то момент я начну с них требовать деньги. Поэтому я открыто говорил — мы добровольное объединение людей, у нас есть немного свободного времени, которое мы тратим на развитие общества, потому что просто хотим».

Юрий прекрасно знаком с экономическими моделями, по которым существуют подобные инициативы. Например, Y Combinator берет долю в будущей компании. У университета MIT есть эндаумент, который поддерживают успешные выпускники. Но пока Юрий не собирается монетизировать школу даже таким образом.

Программа в школе длится два месяца и делится на две части. Первая — это цикл лекций, от идеи продукта до привлечения инвестиций и пиара. Вторая часть — нечто вроде акселератора, работа с наставниками над своей идеей. Конечно, именитые лекторы не смогли бы два месяца бесплатно уделять внимание чьей-то идее стартапа. Наставниками стали знакомые Юрия. Одним из них был Антон Трантин, основатель биржи морепродуктов Yorso. Антон — выпускник школы Y Combinator, который успешно прошел прошлогоднюю программу «Сбербанк 500 startups».


RUSSOL на Expert Hours

«Модель школы — просто распространение знаний. Чем больше людей получат знания, тем выше шансы появления следующего Маска. Все заняты поиском талантов. Y Combinator ищет своего Безоса, и мы тоже ищем. Потому что это человек, который смог за 20 лет создать 560 тысяч рабочих мест. Мы ставим перед собой цель создать 100 тысяч технологических предпринимателей. Пускай они автоматизируют хоть шаурму, шино-сервисный монтаж или выпечку, пускай у них будет выручка в несколько тысяч долларов в месяц, но это будут рабочие места. Десять Безосов на постсоветском пространстве могут создать 5–6 миллионов рабочих мест, и у каждого работника на иждивении условно 2–3 человека. Столько людей могут зависеть от того толчка, который мы дадим нашим стартапам».

Первые наборы в школу проходили по очень неформальным критериям. Юрий с командой просто смотрели заявки и звали тех, кто понравился. Потом внедрили видео-питчи. «Некоторые стали присылать свою рекламу, либо записи каких-то непонятных старых интервью на двадцать минут. Они сразу отсеивались. Потом мы внедрили собеседования, и сейчас собеседуем всех людей. В ближайшем наборе вводим еще и тестирования. Кстати, будем применять тест, который использует у себя Вкусвилл при приеме на работу. Этот тест для них разработал наш выпускник».

«У нас были стартапы из Америки, из Новой Зеландии, из Австралии, из Австрии. Мы для всех людей, которые понимают русский язык, и нам плевать на политику. Если человек из Якутска или Стерлитамака хочет что-то делать, мы ему поможем всеми силами. Ведь очень много людей не могут себе позволить даже съездить в Москву на акселерацию».



В этом году Юрий проводит эксперимент с краудфандингом и собирает деньги на перевод 20 лекций школы Y Combinator. За первую неделю он собрал около 60 тысяч из 350.

Логичный вопрос: но ведь люди, которые хотят создать стартап, должны знать английский, зачем для них что-то переводить?

Юрий считает, что это мнение ошибочное. «Во-первых, очень много людей заявляют, что знают английский язык, а на самом деле не знают. Чтобы понять эту лекцию, им надо тратить гораздо больше времени и ресурсов. Многие, посмотрев одну лекцию вдохновляются и думают, что посмотрят и остальные, но отваливаются из-за сложности.


Влад Тисленко, основатель Concepter (Украина), рассказывает, как создать востребованный продукт

Во-вторых, мы делаем лекции не только для Москвы, куда приезжают, условно, лучшие из лучших. Мы для людей, которым это знание может быть недоступно. Они все находятся в регионах. Мы проводили несколько мероприятий в Саратове, в Пензе, Киеве, и наши лекции гораздо более интересны там. Москва в каком-то смысле зажралась, а в регионах на это есть спрос, и они с удовольствием читают. Благодаря одному из таких мероприятий, в том же Саратове, два человека познакомились и сейчас делают свой совместный проект. Эти лекции — повод общаться и объединяться».



RUSSOL в цифрах


  • 100+ лекций разного уровня: от оформления идей и прототипов до международных продаж и инвестиций.
  • 75+ спикеров-топов: IKEA Rus, AlmazCapital, Модульбанк, YouDo и другие.
  • 5700+ слушателей: предприниматели, разработчики, дизайнеры, студенты.
  • 1000+ страниц лекций Y Combinator переведено, для 50+ видео есть русскоязычные субтитры.
  • 20+ наставников из разных областей, работающих со стартапами регулярно.
  • 15 городов присутствия в 4 странах: Киев, Астана, Кишинев, Якутск, Стерлитамак и другие.
  • 30+ партнерских площадок: Коллектив, DiTelegrah, Флакон, РЭУ Плеханова, #tceh, МТПП, iHUB и другие.
  • 4 стартап-секции на конференциях: Secon в Пензе, Юкон в Саратове, IPQuorum в Калининграде, Rush в Петербурге.
  • 150+ волонтеров в команде: переводчики, эксперты, дизайнеры.
  • 4 стартапа получили гранты и инвестиции на 4,2 млн ?.
  • 4 стартапа сотрудничают со SkyEng, Вкусвилл, Фоксфорд и rb.ru.

Полезные ссылки


Если нестерпимо захотелось поучаствовать


У RUSSOL есть Google-форма для тех, кто захочет чем-то помочь. Школа всегда ищет:

  • партнеров для резидентов школ (облачные сервисы, инфраструктура);
  • экспертов и менторов для работы с отобранными стартапами;
  • спонсоров треков школы для пилотов со стартапами;
  • инвесторов в выпускников и аналог фондов YC, 500S, AngelPad, Techstars;
  • площадку для штаб-квартиры школы и проведения мероприятий;
  • поддержать рублем краудфандинг по переводу курса лекций.

С Юрием можно связаться и напрямую: events@russol.info.

Комментарии (1)


  1. mozgodav
    23.09.2019 19:56

    Артем и команда, спасибо за публикацию интервью!