Моя бабушка пришла работать на фабрику когда ей не было и двадцати. Она ходила к станку каждый день, сорок лет, от звонка до звонка — в прямом смысле. Мой дед — в точности так же — устроился шофером, когда еще был пацаном, и водил свой грузовик каждый день по одному маршруту до самой пенсии. Та же история была у мамы, и была бы у отца — не закрой его завод в 90-е.
Когда я об этом думаю, меня съедает чернющая тоска — я все никак не успеваю стать достаточно богатым, чтобы разорвать порочный круг “работать чтобы есть чтобы дальше работать” и дать им жизнь, которую сам считаю счастливой.
Раньше я был уверен, что должен это сделать, но теперь еще больше запутался. Мне уже не кажется, что они несчастны в своем образе жизни. Они точно работают не ради денег, не ради того, чтобы куда-то вырваться, и никогда не работали только ради этого.
Теперь мне кажется — что это я на самом деле несчастен.
Я начал работать по-настоящему десять лет назад. По-настоящему — это уже не ради того, чтобы накопить на джинсы и плеер, а ради амбиций и денег на свою жизнь. За десять лет я сменил работ восемь, у меня никогда не было четкой специальности, я метался между профессиями, и всегда уходил, как только что-то не нравилось. Несколько лет назад я попал в айти с черного хода — но как и везде, я здесь не пришей рукав, просто наблюдатель со стороны.
И вот то, что я вижу — переворачивает мой мозг и представления о жизни чуть ли не каждый месяц.
Я буду много обобщать, но вот каким было мое первое впечатление
Еще нигде ни в одной индустрии я не видел такой четкой и понятной системы. Люди знают, что делать, как делать, и что они за это получат.
У тебя есть склонности к техническом наукам? — хорошо, вот прописанная база, которую тебе надо освоить. Осваивай и переходи на следующий шаг. Вот миллион точек входа в индустрию — стажировки, курсы, мелкие заказы, хакатоны, митапы, мастер-классы. Каждая точка ведет к абсолютно понятному и прописанному пути.
Ты становишься джуном, мидлом, синьором, лидом — кем угодно. Везде есть обговоренные критерии перехода. Главное развивайся, учи разработку и набирайся опыта. Вот огромная масса систематизированных знаний и целые сообщества наставников со стилем преподавания на любой вкус. Хочешь — найдешь тех, кто шпыняет за ошибки и подпитывает гнев, который сделает тебя лучше. Хочешь — найдешь людей, которые похвалят твои задатки и укрепят уверенность в себе.
Есть гигантский рынок с настоящим выбором, а не жалкой иллюзией, как везде. Армия людей будет помогать тебе идти по карьерной лестнице, главное не бросай учиться.
Но самое главное — для людей, которые выбрали эту индустрию, комфорт и системность как будто не важны. То есть люди реально любят свое дело и готовы заниматься им для себя, без этих плюшек.
Программирование больше напомнило мне субкультуру, а не профессию.
Вот у меня есть любимая группа, я знаю имена всех ее участников, их биографии, знаю наизусть названия всех альбомов, узнаю песни с полноты и многие даже могу сыграть сам. Если я приду к фанатам этой или другой группы — мы будем со страстью и самозабвением обсуждать их часами.
Здесь люди в точности так же обсуждают разработку. Но если я могу выкинуть свои знания о группе на помойку, потому что от них никакого толку нет — люди в айти применяют предмет своей страсти для настоящего дела.
Побочный эффект — из всех индустрий, что я видел, у разработки самая высокая и толстая башня из слоновой кости
Попадание в айти во многих городах напоминает эмиграцию при которой не надо никуда ехать. Устроившись в айти-корпорацию, ты оказываешься в отдельной, спрятанной стране внутри своего города. Тебя начинают заботить совершенно не те вопросы, что большинство твоих соседей.
У меня это было точно так. С утра я мог доехать до работы на такси и не видеть людей в общественном транспорте. Либо присоединиться к корпоративному карпул-сервису, либо доехать на специальном челноке прямо до входа от остановки неподалеку. В здании была своя столовая с частично оплаченной едой. Медицинская страховка в лучшей частной больнице города, помощь с садами, помощь с поиском квартиры, люди, которые помогают со всеми проблемами с документами — все все все. И, конечно, зарплата в два раза выше, чем та цифра, о которой мечтают горожане согласно опросам местного СМИ.
Первое время я был страшно счастлив и не понимал, как такое вообще может быть на самом деле. Я фанатично работал с утра до вечера и продолжал работать внутри головы в свободное время.
Но потом у меня появилось странное чувство — о нем даже себе стыдно говорить. Его невозможно обсудить с бабушкой, дедушкой, мамой и папой — потому что кажется они посмотрят на тебя с презрением.
Тебе чего-то не хватает. Тебя больше не радует комфорт. И тебе больше не хочется работать
Я даже не разраб. Всякие владельцы бизнесов придумывают для моей позиции много красивых и непонятных мне слов — журналист, копирайтер, спец по внутренним коммуникациям, редактор, деврел, продюсер, менеджер. Я думаю, я просто бесполезный прихвостень — но оправдываю себя просто. Мне нравится наблюдать со стороны и осмыслять, и я тоже готов делать это просто так, для себя. Просто не отказываюсь от денег, если мне их с какого-то перепугу предлагают.
Но я окружен разрабами. Все мои друзья и знакомые — разрабы. Все мои собеседники за последние пару лет — разрабы. И когда они становятся друзьями, а не абстрактными людьми, то наивное представление о системности и понятности индустрии начинает таять в их искренних рассказах.
Ни в одной индустрии я не слышал таких взглядов на жизнь, как здесь:
— Мне уже тридцать, а я все еще пишу код. Что-то с моей жизнью не так
— К тридцати я планирую выйти на пенсию. Почти уже накопил
— Да просто я слишком ценный сотрудник, меня не хотят отпускать. Но код я писать не хочу, вот мне и придумали эту должность
— Я хочу уйти, но я больше ничего не умею, и мне нигде столько не заплатят. Поэтому вынужден продолжать писать код
— Я бы хотел освоить какую-нибудь другую профессию. Вот сейчас получаю вторую вышку
— Я просто вру, что работаю. На самом деле мне просто платят за то, что я двигаю пустые тикеты
— Знаешь, мне вот нравится сварка. Я поставил аппарат себе в гараж, только этим и спасаюсь
Ко мне на подкаст пришел Евгений Кот — видный разраб, один из главных амбассадоров Dart в России. Он работает на большой должности в большой компании, развивает новый офис в Праге. Мы душевно поговорили — и меня то ли растрогали, то ли опечалили его откровения о своей карьере.
Он вспоминает, как любил в детстве чипсы, но мама была бедной, и чипсы были — чуть ли не праздничной едой. В основном она, конечно, просто наваривала суп на всю неделю, и говорила — вот вырастешь, купишь себе чипсов сколько угодно. Теперь он действительно может зайти в любой магазин и просто скупить все чипсы, какие у них есть. Но счастливее от этого не стал.
И речь на самом деле не просто про материальные хотелки и вкусняшки. Речь и про работу тоже. Наши карьеры стали слишком быстрыми, к тридцати мы достигаем результатов, о которых нам мечтательно говорили в детстве родители — и не знаем, что делать дальше.
Мы почему-то не можем ходить на работу так же от звонка до звонка, от молодости до пенсии. Почему-то дело, которым мы страстно занимались на старте — перестает радовать уже через жалкие десять лет
И я не могу четко зафиксировать, где произошел этот разрыв.
Вот поколение, которое считает, что надо получить специальность и работать по ней всю жизнь.
И вот поколение тридцатилетних пенсионеров — которые не могут больше заниматься любимым делом, и мечутся в поисках чего-то другого.
Моя ошибка это, какое-то мое странное искажение восприятия? — но я слишком часто это встречаю. Евгений Кот — отличный инженер, который почему-то идет учиться на психолога. Андрей Бреслав, создатель, мать его, Котлина — не хочет говорить ни с кем о разработке. Андрей Ситник — создатель кучи крутых опенсорсных проектов — говорит, что нам пора обратно смешать техническое с гуманитарным, иначе мир нас перемелет.
Это только более менее известные ребята. Я могу перечислять еще сотни имен, которые говорят мне нечто подобное каждый день.
“Мне тридцать, и я больше не хочу работать разрабом. Что делать дальше — не знаю тоже”.
Не знаю, что это все значит.
Я сам заразился этим, и тоже больше не могу набирать буквы на заказ. Мучает странное противоречие — кажется, что ты преисполнился и стал супер спецом, и одновременно думаешь, что двадцатилетние, которые только начинают путь — могут уже больше, чем ты.
Двадцатилетние могут больше — потому что они горят и все впитывают на лету. Пятидесятилетние могут больше, потому что они трудолюбивы и не позволяют себе бессмысленной рефлексии.
А я — как только позволю себе подумать, чего хочу на самом деле — всегда получаю из глубины один ответ. Хочу встать и просто пойти пешком, ходить как Форест Гамп — от одного океана до другого, туда обратно.
А вы — что хотите?
Вот подкаст с Котом — послушайте, как про это говорят разрабы, а не бесполезный гуманитарий
pOmelchenko
Мои ответы:
—
обрадуюсьне расстроюсь;— пойду качать скилы в слесарку и начну развивать свою мастерскую.
А вообще, вспомнился сей комментарий из одного issue на github
UPD: А вот я и до второй половины статьи дочитал, смешно (я про сварку).
UPD: Не хватает тэга «Кризис среднего возраста»
Am0ralist
Плавить металл, пилить мебель, делать оригами, делать оригами из металла.
Делать ремонт своими руками.
И это не говоря про нормальный отдых.
Только дайте мне эту кучу денег и можете лишить меня работы в IT.
pOmelchenko
На самом деле, я не горю менять текущий профиль на «кучу денег», наоборот, я готов раскачивать скилы в перпендикулярных направлениях. Как раз по этой причине, из-за которой и появилась статья. Так сказать диверсифицировать это дело, чтобы потом не оказаться с «лапками», или в дурке.
PsyHaSTe
Вопрос вообще странный. Кроме работы в айти есть ещё опенсорс в айти, и ещё куча других способов. В конце концов, можно в математику уйти или другие смежные вещи
maxbl4
Строить сарай, делать деревянную мебель, самостоятельно ремонт в доме, варить металл, программировать в 20 лет… все эти вещи объединяет одно — быстрый, осязаемый результат. Вы что-то делаете своими руками и сразу видите, что получилось. Поэтому и от программирования глаза горят вначале, пока вы пишете маленькие простые программы.
А потом приходит понимание, что быстро можно сделать только мелкую поделку, большие вещи делаются большой командой в течение лет и часто работа отдельного человека размывается, не видно результат лично твоего труда.
Вот поэтому и начинает надоедать программировать в большой компании, на большом старом проекте. Я уверен, что точно также надоест заниматься сваркой, если нужно будет это делать каждый день, причём гораздо быстрее, чем программировать, потому что это тяжёлое дело.
Я лично за 20 лет карьеры программиста имел целую кучу хобби параллельно с работой, чтобы разбавить рутину. Это отлично помогает продолжать делать большую и долгую работу.
А уж какое хобби не особенно важно, в том числе было и несколько программных пет проектов и я с удовольствием садился их кодить вечером после основной работы. А также варил металл, делал мебель, запускал р/у модели, гонял на мотоциклах — много чего.
Просто не надо циклиться на чём то одном и считать, что 100% времени нужно заниматься этим
vvbob
И даже хуже того — ты понимаешь что завтра бизнес требования изменятся, и те модули, которые ты там создал, будут или переписаны почти полностью, или совсем удалены.
Меня первый раз помню накрыло, еще в 8-м году, когда небольшая фармацевтическая фирма (купи-продай лекарства), в которой я работал «тыжпрограммистом» (программист, админ, эникей, прислуга за все) и настроил автоматизацию всего что было вообще возможно, обанкротилась и все мои наработки-разработки были просто выброшены за ненадобностью. Но это было еще по лайту, тут хотя-бы понятно. Хуже было уже позже, когда начал работать на крупном проекте для банка, и понял что все что я делаю, оно просто на общем фоне теряется, я просто винтик, который можно легко и безболезненно заменить.
Dvait
Для заключенных в концлагерях была такая пытка бесполезной работой — раскапывать землю и тут же закапывать. У нас тоже самое, правда за это платят.
gooddha
Были эксперименты, когда испытуемым платили за работу, типа сделать бумажный самолётик. За каждый самолётик платили и люди их делали. Потом у них на глазах стали уничтожать результаты их труда и многие начинали отказываться выполнять работу даже несмотря на повышение стоимости каждого изделия.
bayarsaikhan
Я участвовал в проекте (крупная компания), который нужно было делать срочно-срочно. Менеджеры проекта с горящими глазами говорили о нужности данной фичи, мы даже вдохновились, хотя были вначале несколько критически настроены. По сдаче проекта, после запуска AB-тестов, оказалось, что новая фича ничего не дает для компании. Проект выкинули.
vvbob
Меня как-то попросили отпуск перенести (за неделю до, даже пришлось билеты сдавать) потому что надо было очень срочно запилить очень важную фичу. Пошел навстречу, запилил, потом эта очень срочная фича висела в МР целый месяц, так ее срочно надо было.
bayarsaikhan
Это еще более неприятный вариант. Сочувствую.
SquareRootOfZero
Я на новогодние праздники как-то выходил на работу, потому что ВНЕЗАПНО понадобилось сделать некую небольшую, но довольно заковыристую задачу, срочно-срочно, вот прям щас. Спрашиваю начальника: «А когда эта задача вообще возникла? — Месяца три назад. — А раньше вы не могли сказать? — Нууу… эээ… в общем, приходите на работу 1 января, короче.» Написать нужно было command line тулзу для обработки данных — не rocket science, но было не вполне ясно, достижим ли требуемый результат в принципе, а не то что за новогодние праздники.
Несколько дней я писал тулзу и таки написал. «Ну круто, — говорит начальник, — Отдайте менеджеру Иванову, ему срочно-срочно вот прям щас надо обработать данные. Иванов не умеет в Сишечку, поэтому сами скомпилируйте бинарник и отдайте Иванову.» Компилирую, иду к Иванову: «Иванов, я написал тулзу… — А, чего, какую тулзу? — Которую вы просили. — Кто просил? Я просил?? — Для обработки таких-то данных. — Хм… данных? Нууу… эээ… ладно, положите на сетевую шару туда-то.»
Тут мне прям стало интересно, будет ли Иванов реально использовать тулзу. Я пересобрал бинарник, чтобы он падал с ошибкой при запуске, и в таком виде положил — типа, Иванов попытается запустить, обратится ко мне, я, такой, «извините, недоглядел, исправил, попробуйте ещё раз». На этом всё — Иванов не обращался, ни в тот же день, ни на следующий, ни через неделю, ни через месяц, ни вообще никогда. И никто не обращался. И исходники были только на моём компе, их никто никогда не просил.
pecheritsa
Комментарий который собрал вместе и структурированно описал мои собственные мысли. И радует, что так не только у одного меня, значит есть решения, есть единомышленники!
pehat
Тут тоже возможны компромиссы. Большие вещи пишутся большими командами, которые на самом деле тормозят процесс правилами безопасности вроде bus factor, code review, design patterns (в общем, всё, для того чтобы доделать все таски и не дать импостору взорвать космический корабль). Если уйти говнокодить в стартап и сделать MVP из спичек и желудей — быстрый результат придет (конечно, под свою ответственность и отложенный рефакторинг говнокода; особо успешные люди в этом месте делегируют рефакторинг вовремя нанятым сотрудникам, а сами идут разрабатывать новый звездолет с нуля).
nikbond
А что мешает почаще менять проекты, выбирая относительное новые без тонн легаси в энтерпрайзе, или вообще стартапы с нуля?
Это же нормально, когда проектировать и писать с нуля приятней чем копаться в чужом, древнем и монструозном коде. Но это еще не означает профессиональное выгорание как таковое.
gorgona45
Волшебное слово «летун» знакомо? В том или ином виде оно в разных странах есть.
PsyHaSTe
Выгореть меньше чем за год это все же надо постараться. Думаю, что многие хотят интересных проектов но при этом ещё рубить по 5к баксов в месяц как в банке. А когда становится выбор, несмотря на декларируемое "как не хочется выгорать" выигрывают деньги.
General_Failure
Постараться может и руководитель. У меня был один такой — руководить не умел (видимо ни с какой стороны — ни как менеджер, ни как техлид), зато планы были наполеоновские. Повесил на меня работу целой команды, начиная с составления ТЗ, и удивлялся, почему я так медленно и неохотно делаю.
NightGhost
Так и сделал. Полгода назад открыл столярную мастерскую, делаем мебель лофт. Я деревом занимаюсь, второй парень металлом (тоже программист, кстати). Но работаем по вечерам, так как программирование пока приносит бабло на всё это )