У меня есть две статьи-интервью вот с такими странными абзацами
Раз
Два
За обоими кроются неприятные истории для меня и для людей, про которых я писал.
В первой парень рассказывал, как работал на заводе, где из говна и палок собирают оборудование для космических ракет — парню пригрозили ФСБ. Во второй пентестер говорил, что нашел на сайте галеры смешную уязвимость, сообщил о ней, ее тут же исправили, но вместо спасибо послали подальше.
После текстов нам по разному угрожали, приходилось идти на моральные торги с собой, вспоминать, для чего вообще делается эта работа и прикидывать — хватит ли денег с продажи квартиры родителей и моего драндулета, чтобы оплатить адвоката, если компания за 2 млрд долларов не блефует и правда пойдет в суд выяснять, во сколько обошелся ущерб ее деловой репутации.
Для меня обе истории одинаково стремные. Людей, которые виноваты в этих абзацах — я ненавижу тоже одинаково, со всей мать его силы. Но когда я прихожу поныть над этим дерьмом со своими друзьями, выясняю, что истории действуют на них по-разному.
Первая — это “ужас-ужас, государство оборзело, космическую индустрию развалили и разворовали, и трут любую критику! Государственная цензура — преступление!”. А вторая — “нууу, это частная компания, она защищает свои интересы, все нормально. Может там и правда клевета”.
А я ненавижу любую цензуру. И когда говорю, что современные корпорации — гораздо большая угроза свободе слова, чем государство, мне говорят, что я перегибаю палку.
Но я так не думаю. Частная цензура сейчас почти не обсуждаются, на нее никто особо не нападает, поэтому компании не боятся наглеть и затыкать, если у них есть рычаги давления. Всякие борцы за справедливость слишком сосредоточены на государствах. Я понимаю почему — государство страшнее наказывает за обход своей цензуры, оно сажает людей. Это конечно полный отстой перед перспективой потерять работу, проиграть в абсурдном суде или быть отмененным.
Но если бы вдруг прямо сейчас мы фантастическим образом победили диктатуры, и государственной цензуры не осталось — нас бы вместо праздника ждали плохие новости. Потому что тогда мы бы заметили, что каждый день в обычной жизни нам по прежнему нельзя говорить огромную кучу вещей, потому что нам запретили это делать компании.
Те два абзаца в начале — это самые вопиющие и исключительные случаи за всю мою карьеру, от которых, так получилось, в статьях остались заметные рубцы. На самом деле такими абзацами могли быть переполнены 90% моих текстов.
Примерно два года я писал на Хабре про работу в разных компаниях, брал интервью у обычных разрабов, техдиров, основателей и прочих ребят. Работа всегда строилась так — мы отлично и открыто говорим, я записываю, собираю текст, готовлю его к публикации, потом получаю сообщение: “слушай, все классно, но наши пиарщики тоже просят взглянуть”. Что на самом деле означает “требуют”.
Затем эти пиарщики целой армией заявляются в мой текстовый документ и начинают беспардонно черкать — хотя это была не реклама, они этот текст не заказывали и не оплачивали. Просто считают, что если кто-то хочет говорить про их компанию, только они вправе решать, как этот рассказ будет звучать.
Они безжалостно вырезают из текста жизнь, а интересных людей превращают в сглаженных корпоративных болванчиков, у которых нет мнения. Они хотят, чтобы люди говорили о выгорании не упоминая слово “выгорание”, а лучше не говорили вообще. Они хотят, чтобы в статье не было слова “стресс”, даже если оно есть не в словах спикера компании, а в моем вопросе. Нельзя, чтобы задачи считались “сложными” — они должны быть “интересными”, “с вызовом”. Все технологии, с которыми работает программист — он обожает и не видит в них никаких проблем. И вообще “вопрос выбора фреймворка не надо затрагивать, он слишком холиварный”. Проблемы — это плохо. Есть только вызовы и их успешные решения.
Однажды я говорил с техдиром одного (sic!) стартапа. Он сказал, что у них в компании зарплаты и задачи круче, чем у Яндекса, но разрабы все равно не хотят к ним идти. Я говорю — вот прямо так и считаете? Он — да, это реально так. Я говорю — ты ведь сам потом попросишь это вырезать. Он смотрит на основателя стартапа, который сидит рядом, и тот говорит — раз мы так на самом деле считаем, значит не вырежем.
Через две недели в текст приходит пиарщик и отказывается пускать статью с этой фразой.
Ненавижу лицемерных пиарщиков. Это люди, которые учились на журналистов, и может даже ими работали. Они сами сталкивались с тем, что им не дают говорить то, что хочется рассказать. Они все считают себя капец какими интеллектуальными и прогрессивными, каждый день воют в соцсетях мол “людоедское государство душит свободу”, а потом со спокойным видом приходят на работу, садятся за компьютер и вычеркивают из публикаций то-что-по-их-мнению-нельзя-говорить.
Я борюсь с этими правками неделями, релиз текста затягивается и иногда отменяется совсем, потому что я просто шлю пиарщиков к черту. Первое время я тратил на это кучу энергии, думал смогу победить дракона. Но с каждой статьей я начинал войну сначала, только пиарщики каждый раз приходили свежие, а я был все тот же. Я выгорел за несколько месяцев, заметил, что тексты все хуже и хуже, потому что сил за них бороться все меньше. Стал писать сильно реже, потом перестал писать совсем.
Каждый раз, когда в России разгоняют очередные Ведомости, и опальные редакции пишут пафосные протестные заявления — мне становится больно вдвойне. Не только потому что государство устраивает разгоны, а потому что куча крутых журналистов, оказавшись на рынке, попадает в прицел всяких Яндексов и Мегафонов. Их пресс-службы с радостью предложат жирненькие офферы, и вот вчерашний борец за свободу слова уже учит тупых писак заменять слово “сложные” на “интересные”.
Нас возмущает, когда госсми говорит “хлопок” вместо “взрыв”. Когда компании заставляют говорить “интересные” вместо “сложные” — никто и внимание не обратит. Это же мелочи. А потом кто-то рассказывает, что в компании за два миллиарда творится детсадовский идиотизм — и компания грозит засудить всех к чертям собачьим. Публикацию снимают, вот только никакая Медуза не пишет новость — посмотрите на офигевшую компанию. Они в это время ноют, что взрыв назвали хлопком.
У меня есть друг, который устроился в Фейсбук, переехал в Сан-Франциско и теперь созванивается со мной по пути в Старбакс перед работой. Он — простой парень из деревни, как и я. Я позвал его в свой подкаст, рассказать, что там и как в этом его Фейсбуке, друг конечно же согласился.
Через два дня он пишет — прости, не могу. Оказывается, подписав контракт с Фейсбуком, он несколько месяцев не может говорить публично вообще ничего, иначе быстро вылетит. И даже потом — может и поговорит, но только пройдя полное согласование тем с кем-то там, кто занимается публичным имиджем в компании. То есть, формально мой друг теперь не может обсуждать огромный пласт своей жизни, если нас может услышать кто-то еще.
Я не понимаю, почему никто не возмущен фактом, что компании абсолютно безнаказанно и неконтролируемо навязывают свои условия и решают, какие истории мир услышит, а какие нет.
Вы только представьте сколько всего интересного творится за кулисами ИТ-индустрии каждый день, о чем вы никогда ничего не услышите, потому что кто-то запретил об этом говорить. Ни один анонимный слив или источник не раскроет историю в полной мере со всех сторон. Каждый инструмент, каждый продукт, каждая фича, сделка, идея — все проходило через пот и кровь отдельно взятых людей. Эти истории покурсируют между своими за парой стаканчиков, и уйдут в могилу, потому что мир никогда их не зафиксирует.
На поверхности останутся только вшивые ванильные истории успеха.
Вот Яндекс покупает Тинькофф, и все, что у нас есть — тошнотворные отговорки про “мы рады сотрудничеству, это будет отличная синергия, нас всех ждет прекрасное будущее”. Теперь можем только гадать, сколько матов осталось за кулисами, какие скрытые и личные мотивы месяцами формировали эту сделку, и что за ней на самом деле стоит. И если кто-то из участников процесса захочет об этом рассказать, он не сможет — потому что частные компании получили право на цензуру, и придумали ей кучу отвлекающих терминов. Тон оф войс, ценности бренда, имидж, NDA.
Поэтому все, что мы получаем от компаний вместо правды — молчаливых болванчиков и лощеные презентации с заученными речами, которые жутко слушать от передоза наигранной радости и фальши.
Эту цензуру защищают рыночной экономикой. Якобы — если тебе не нравится одна компания, ты идешь к другой, которая не делает того, что тебе не нравится. Но это такой же отвлекающий маневр. Никакого выбора на самом деле нет.
Недавно к нам на подкаст пришел Андрей Ситник, известный фронтендер, который сейчас живет в Америке, и каждый день сталкивается с отменой людей за взгляды. Он озвучил интересную мысль — современный ИТ-рынок не работает по рыночным механизмам, которые описаны в старых учебниках. Почти все бизнесы в ИТ становятся монополией и по своей природе стремятся стать единственными и уникальными в нише, которую нашли. У них это получается, но их пиарщики и юристы все обставляют так, что формально не подкопаешься.
Каждый ИТ гигант защищает свою монополию во имя “безопасности и комфорта пользователей”.
Если, например, тебе не понравилась какая-то соцсеть — плохой интерфейс, тормозит или просто не согласен с политикой компании — у тебя в реальности нет выбора, потому что соцсеть — это люди, с которыми ты там общаешься. Чтобы уйти в другую соцсеть, ты должен уговорить перейти и всех друзей. Если они не хотят, ты либо отказываешься от своих социальных связей в интернете, либо остаешься с продуктом, который тебе не нравится. А это нихрена не свободный и честный выбор. Это принуждение.
Реальный рыночный выбор — это когда мы можем сидеть в любой соцсети, какой нравится, и через ее интерфейс общаться с людьми из любой другой соцсети. Будь это так — Фейсбук бы сдох лет семь назад. Этим перегруженным тормозящим куском говна никто в здравом уме не станет пользоваться. Людей держат там социальные связи.
Но никто не позволит появиться настоящей конкуренции, и получается странная толком неизученная ситуация — на рынке куча компаний, и все — монополии. А пока они монополии, они могут как хотят контролировать информацию о себе. Как и с кем будут говорить ее сотрудники, что будет становиться достоянием общественности. И все это будет прикрываться бездушными корпоративными речами о пользе для пользователей.
Я понимаю, откуда это взялось. Компании хотят контролировать свой образ — потому что это их деньги. Если про них говорят плохо, от них уходят инвесторы, и компании дешевеют. Если они говорят о чем-то честно, люди тригерятся, передергивают слова и раздувают скандалы. Я сам видел, как Сбербанк выкладывает подкаст, где их разрабы супер сглажено говорят о разработке, а в комментарии все равно сбегаются гневные психопаты и орут — как так, карточку для их 90-летней бабушки перевыпустить не могут, а подкасты сидят записывают.
Люди внутри видят эти комменты, скандалы и скачки стоимости — черствеют, озлобляются и от своего гнева быстро переходят на темную сторону. И вот — вчера мечтали о пользе, сегодня превращаются в диктаторов, которые все всем запрещают, потому что как бы чего снова не вышло.
Я это понимаю, но для меня это не оправдание. Это трусость и слабость. Всего лишь обида на то, что ты кому-то не нравишься, только раздутая до гигантских индустриальных масштабов. И цензура — хреновое решение проблемы.
Я стараюсь вести себя рыночно. Мне не нравится — я ухожу. Но альтернативы я так и не нашел. Я посылаю к чертям пиарщиков, которые запрещают мне писать честно, иду писать другую статью про другую компанию, и встречаю там пиарщиков с точно такими же требованиями. В продуктовых компаниях, галерах, геймдеве, ИТ-гигантах, маленьких стартапах. Все запрещают.
Я не хочу подписывать абсурдное НДА, когда прихожу на работу, иду на другую — там оно в точности такое же. Я не хочу пользоваться продуктом, потому что мне не нравится его политика, иду в другой — там то же самое. Все соцсети запрещают одно и то же. Эпл и Гугл говорят, что они не монополии — ведь они конкурируют друг с другом, но это чушь. Если мне не нравится айос, и я ухожу на андроид — ничего не меняется, их цензура не отличается вообще ничем.
Мне это противно, и я не понимаю, почему мы до сих пор не боремся. Цензура государств скоро вымрет сама собой, и мы — победившие ее — окажемся в мире, где никого ни за что нельзя критиковать, правда равно токсичность, и существуют только разговоры о погоде.
Смотрите мой подкаст с Андреем Ситником — про цензуру и монополии в том числе
KanuTaH
Я никогда не работал журналистом, поэтому такой вопрос — а что будет, если вы откажетесь от правок пиарщиков? NDA вы вряд ли подписывали перед взятием интервью, попытка обвинения в клевете по идее тоже должна провалиться — вы ничего сами не придумали, а просто печатаете то, что сказали другие люди, этому (наверное) есть подтверждения в виде диктофонных записей, свидетелей, какой-то переписки и так далее. В чем именно проблема? В том, что вам могут попытаться помотать нервы в судах?
aliencash
А кто с ним будет дальше откровенничать после пары таких историй?
simple_mortal
Он больше ни у кого никогда не возьмёт никакого интервью.
А вообще я не понимаю откуда взялись в умах все эти розовые пони, скачущие по радугам. Мир не такой. Фактически это пот, кровь, смерть (в разных её проявлениях) и вообще война. Война за ресурс, за имидж, за влияние. Почему возниает удивление от лицемерия? Хотя лицемерие ли это? Ну чуваки думают одно. Пришли ребята, которые им доходчиво объяснили, что такое говорить нельзя, потому что… тут факты, почему нельзя и как это может быть воспринято… Им за эти объяснения платят. Наверное не просто так. Ты же не публикуешь эти материалы? Почему? Потому что сам понимаешь последствия таких публикаций. А это не лицемерие? Говорить тут, что они такие мудаки, цензурят всё, правду не хотят показывать, но я-то знаю! Но вам не скажу. Мне не разрешили! Такие правила игры. Либо играешь по правилам, либо не играешь. А дальше выбор за тобой.
Goron_Dekar
В подворотне подошли ребята и доходчиво объяснили, что дальше с деньгами и телефоном пройти нельзя, потому что тут факты, почему нельзя и как это может быть воспринято. И они с таких объяснений кормятся.
Люди имеют право знать, что компании косячат и репутация компании должна отражать не только бюджет PR отдела, но и уровень надёжности технологий, которыми эти компании зарабатывают деньги. И любая попытка угрозами и шантажом помешать огласки исправленных уязвимостей это неэтично и незаконно.
Mikhael1979
Просто интересно, вот это вот ваше «Люди имеют право знать...» откуда? Вы это где в объективной реальности встречали?
Де юре у нас люди имеют право знать школьную программу, де факто нормально учат нынче за деньги. Хорошо — за большие деньги.
Де юре у нас свобода печати, де факто попробуйте опубликовать фото или текст, защищённые авторским правом — к вам быстро придут какие-нибудь копирасты и потребуют денег.
Итого всё, что мы де факто имеем — «Люди имеют право платить...», всё остальное байки для деток. Как-то так.
CheMAX23
вы поняли о чём сказал оратор выше, но сделали вид, что не поняли — не надо так
pda0
Если людям нужно право на что-то (например право знать), им ничего не остаётся, кроме как требовать. Раньше не меньшей цензуре подвергалось всё, делаемое правительством. Но люди требовали, боролись и спустя несколько веков в ряде стран большой объём информации о работе правительства стал доступным. (Специально для обладателей бинарного мышления: Нет, этот процесс и там далёк от завершения.)
С компаниями будет то же самое. Я рад, что появляется всё больше людей, возмущающихся текущей ситуацией.
vbifkol
Товарищ Пешков тот еще авторитет. Впрочем, пещерное право сильного — основа большевизма. В цивилизованном обществе о правах договариваются.
Требование не ведет автоматом к получению права на требуемое. И радуйтесь этому, иначе я могу внезапно потребовать Вашу одежду и мотоцикл и в Вашей логике получить на это право.
JustDont
Если точнее — пещерное право сильного — основа вообще примерно всего. Просто в цивилизованном обществе на пещерное право сильного намазано очень много дополнительных надстроек, так что до банального «дать в морду» чаще не доходит. Но дойдет, если надстройки в итоге окажутся бессильны.
В частности, это относится в том числе и к оставляемым без внимания требованиям.
vbifkol
Если сократить, не потеряв сути, то и получится что в цивилизованном обществе право сильного не работает. Чаще всего, конечно. Иногда до дать в морду доходит, этот момент называется сбоем цивилизованности и возвращением пещерности.
Нет. Если Вы аккуратно посмотрите на мир, большинство требований остаются без внимания, и цивилизация от этого не рушится. Начиная от младенческого «ааааааааа!!!» и до «капиталисты должны отдать экспроприируемое».
Kroid
Если вам кажется, что в каком-то отдельном случае право сильного не сработало, то это значит только то, что этот самый "сильный" был недостаточно силен.
vbifkol
«Право сильного» — это когда любой сильный имеет право принудить любого слабого, как в нормальном первобытном обществе. Если некто сильней меня не может меня обидеть, неважно, опасаясь ли другого сильного, большого количество слабых, традиции, полиции, общественного порицания — это и есть отсутствие права сильного, обязательный признак цивилизованного общества.
Kroid
vbifkol
Это значит что даже у зверей право сильного не абсолютно. Но отсутствие права сильного — не единственный, а обязательный признак цивилизации.
SAWER
Тут есть ещё один фактор. Сила — это ещё не затраты связанные с её применением. В цивилизованном обществе не отсутствие права сильного, а огромные затраты у применившего это право, включая моральные и физические.
vbifkol
Эммм… В моем понимании право — это то, что не вызывает дополнительных затрат вследствие применения, а не просто возможность. Так-то и у слабого есть «право» начистить морду сильному, пока тот спит, ну или палкой, ну или случайно. В обществе, где действует право сильного, любой может начистить морду тому кто слабей и это само по себе не вызовет вопросов ни у слабого (за что и почему), ни у общества, ни у более сильного.
SAWER
Право сильного — идиома. Само по себе право сильного значит не более, чем отсутствие какого-либо права.
В данном случае я имел ввиду то же, но с нюансом:
Сила в более общем смысле имеет место быть. И в этом случае компании выступают как раз с позиции силы, диктуя свои условия наёмникам. Поэтому и появлялись настоящие профсоюзы, и вот уже с ними уже была возможность заключать нормальные договора.
В первобытном обществе тоже было не просто применить силу. Чуть ниже про это писал JustDont. Хотя, не соглашусь, что всё завязано на возможности физической расправы.
grumbler66rus
Вы придумали собственное значение термина. ОК, только спорьте тогда с самим собой.
JustDont
Если под «правом сильного» вы подразумеваете исключительно возможность дать кому-то в морду просто because you can — то да. Но спешу вас огорчить: право сильного в такой максимально узкой формулировке не работает уже даже у высших приматов, хотя казалось бы, что у них социальных надстроек не особо много должно быть. Но нет, уже и там над просто «правом сильного» появляется социальная надстройка в виде альфа-самца и оберегаемых им самок, которые в этом конструкте не являются «сильными», но пользуются силой другого.
Но, повторяю, все без исключения надстройки базируются именно на принципиальной возможности одних давать в морду другим. Неважно, собственноручно ли, или силами третьих лиц, или силами организаций, именуемых «армиями», или еще примерно 100500 разными способами. Более тонкие способы воздействия, не доходящие до собственно мордобоя — это тоже надстройки.
Эм. Я говорил лишь о том, что если некая группа, обладающая той или иной существенной силой, выдвигает требования другой группе, и эти требования игнорируются — то ситуация вполне себе приближается к мордобою.
Естественно, что тех, кто что-то требует и при этом никакой силой не обладает — могут игнорировать (и игнорируют) совершенно свободно.
ardraeiss
Только при условии, что силы соизмеримы или таковыми кажутся. Причём не обязательно силы объекта договорённостей, но другого/других сильных.
Иначе дипломатия канонерок куда как проще и выгоднее может оказаться.
gorgona45
Угу, договаривалась цивилизованная Британия с Ирландией и Индией до смертного голода в обоих такого, что 32-33й и рядом не валялись. Вы как-то упускаете, что договариваются с равными, а тех кто ниже по возможностям выписать ответку — просто чпокают куда можно и не можно. И так было на глобусе всегда.
vbifkol
Вам не кажется что цивилизованные отношения между гражданами страны и между государствами — разные вещи?
gorgona45
Простите, а давно Индия стала государством, а не колонией т.е. местом имения Британской короной? Там если копнуть дальше, еще и история с сипаями всплывет, которым сперва обещали одно, а потом к дулам пушек привязали.
Kanut79
Простите, а когда по вашему вообще возникла Индия? Ну если мы начинаем вспоминать разные там истории с кем-то там? :)
gorgona45
а до этого дня почти 200 лет именно что колония, а не «высокая договаривающаяся сторона»
Kanut79
Так а кто конкретно был колонией?
TDen
Если я заплатил за телефон, например, то я имею право знать с какой вероятностью в нем загорится аккумулятор, пока я ношу его в кармане. Да, возможно разглашение такой информации отразится на продажах, но скрывать это неправильно.
santjagocorkez
На самом деле, всё немного не так.
Потребитель вправе на компенсацию ущерба имуществу и здоровью, если таковые последуют за самовозгоранием аккумулятора. В некоторых определенных случаях потребитель вправе расчитывать на соответствующее расследование. И, если в ходе него будет достоверно установлено, что ответственные лица производителя знали или должны были знать о небезопасности аккумуляторов, но скрыли этот факт и выпустили устройство на рынок, то потребитель вправе расчитывать дополнительно на:
— соответствующее наказание для производителя в виде, например, штрафов (или, к примеру, отзыва/приостановки действия лицензии)
— отзыв всех устройств данной серии/партии/модели с рынка
— соответствующую оценку действий ответственных лиц с точки зрения уголовного закона
С бытовой «справедливостью» закон имеет очень отдалённое родство.
И это положение, заметим, следует из свода законов как «общественного договора», о котором чуть выше спорят уважаемые доны. А совсем не из корпоративных EULA, NDA, ToS и прочего.
Goron_Dekar
Теперь вопрос: что должно доминировать при решении этических вопросов (а статья всё-таки этического характера) закон или бытовая «справедливость»
И зачем существуют механизмы чтобы эти законы менять?
santjagocorkez
Я отвечал исключительно на комментарий об аккумуляторах и уровне правильности сокрытия информации об их небезопасности. Этическая проблема в конкретно этом вопросе решается через уголовный кодекс (криминальные своды законов) и административное принуждение, в том числе с наложением финансовых санкций на виновных лиц (как физических, так и юридических).
Это и есть «этика», выраженная в формализации критериев к отнесению «этично»/«не этично» с указанием ответственности во втором случае.
А вот «бытовая справедливость», я надеюсь, никогда не будет приниматься в расчет. Потому что эта «справедливость» у каждого своя.
UnstopablePurpleHippo
Я так и вижу, как автор распираемый диареей не добегает до туалета и грустно садится постить в твиттер: «Вы не поверите, я только что жидко обосрался!». А чо, люди имеют право знать правду.
SAWER
А зачем вы общественное смешиваете с личным? Работа — это не личное дело каждого.
UnstopablePurpleHippo
Это просто наиболее упрощённый и наглядный пример. Суть в том, что мир не биполярный и в каждой ситуации противоборствуют разные стороны. Вывернуть можно ведь как угодно: можно сказать, что «компании скрывают правду», но с другой стороны такое же право на жизнь имеет версия «жадный графоман хочет втоптать в грязь честных людей, чтобы на СЕНСАЦИИ заиметь популярность и медийный образ срывателя покровов».
Вся статья: просто мнение с одной стороны — стороны журналиста. Уверен, что можно написать точно такую же со стороны PR и смысл в ней будет прямо противоположным.
Bronx
"Личное" или "общественное" — это терминология. Нужно смотреть на последствия разглашения приватных деталей. Если вынос внутреннего мусора из избы компании вредит компании, то он вполне неиллюзорно вредит и её работникам — они теряют деньги, работу, репутацию и проч. По последствиям это мало чем отличается от того, что кто-то разгласит наличие у вас каких-то заболеваний.
Otsebryk
В подворотне??? Хорошая аналогия. Мне понравилось. Продолжу — стук в дверь в квартиру: мы хотим знать как вы с женой (мужем, любовником, собакой и тд) живете… люди имею право знать, почему шумите, стучите, говорите… В общем согласен с вами. Надо знать все что творится на кухне, в постели, сортире…
SAWER
А зачем вы общественное смешиваете с личным? Работа — это не личное дело каждого.
RomanArzumanyan
Пример некорректный.
Ребята в подворотне работают вне правового поля, ребята в костюмах действуют в его рамках.
С чего бы? Компании не имеют права мешать журналистам выискивать косяки законными методами, не более того.
Rebel028
Ну например потому что среди эти "людей" могут быть те, кто вложил деньги в эту компанию и не против быть в курсе тех вещей, которые отразятся на его капитале?
RomanArzumanyan
Акционеры это отдельная категория граждан. С одной стороны, от них нельзя скрывать информацию, связанную с потенциальными прибылями и убытками (технические сложности при освоении нового тех. процесса 7нм, например). С другой стороны, инсайд сливать им тоже нельзя (закупили новый eUV сканнер в Нидерландах), иначе будут пользоваться при торговле акциями.
Мелкие акционеры, конечно, по своей сути «general public». А те, что покрупнее, уже вводят своих людей в состав управленцев и прекрасно осведомлены о происходящем.
Rebel028
Так речь же не про инсайды, такими вещами занимаются компетентные органы. А мелкие акционеры точно так же как и крупные заслуживают знать, куда они вложили деньги. И скрывают информацию порой и от тех и от других.
RomanArzumanyan
Именно про инсайд и идёт:
К слову сказать, автор сам отвечает на поставленные в статье риторические вопросы:
Разрешите напечатать, а потом учёный изнасилует журналиста. Инвесторы подадут в суд — причастные к сделке за порочащие их честь сведения, непричастные — за сокрытие информации о расходах. В суд подавали даже за то, что айфон на 32Гб не давал пользоваться всеми 32Гб.
wiz
Ребята в костюмах сами (коллективно) это поле и создали, только вместо подворотни у них кабинеты.
В подворотне "поле подворотни" накладывается на правовое поле и локально его доминирует.
Но и там и там цель в итоге одна — сделать удобное для себя поле. Для себя, а не для случайно туда зашедших.
AC130
Поверну в обратную сторону. При найме нового работника компания имеет право знать сколько лет и за что он сидел, и почему его уволили на предыдущей работе. А у граждан должна быть общеизвестная репутация, дабы ваши соседи знали что вы любите пукать в общественном транспорте, громко слушаете музыку и курите в общественных местах. Последнее никакую страну не напоминает, за посты про которую некоторым пользователям карму слили?
ardraeiss
Напоминает много каких стран. Включая те, где выкапывают цитирование доказанных биологических фактов или тогда-нормальных-но-ныне-непопулярных мыслей нескольколетней давности и начинают истерику и "отмену".
Я бы даже предположил — любую страну напоминают, вопрос в том, в какой степени там это есть, в какой форме и для каких областей человеческой жизнедеятельности.
krankenstein
Имеют право знать?
Это вы так решили? Или голос с неба рассказал?
Нет никаких «имеют право», если вы не можете на этом настоять.
Можете?
sogarkov
Также, как и любая компания имеет право эти недостатки скрывать. Взять автопром с жёсткой конкуренцией, почти у каждого именитого бренда есть косячки, о которых они знали в момент выпуска модели и они ее выпустили! Потому-что если заниматься перфекционизмом, вас обгонят и тысячи работников отправятся мести дворы вместо гарантированной работы на конвейере. ИТ рынок ничем не лучше и сливать компанию, применившую передовую, но не проверенную технологию это глупость. Мы все, кто в сфере более 10 лет, знаем эту кухню. Нет идеала и абсолютно безопасных решений. И важно не сколько косяков, а как компания планирует их исправлять. Но публиковать бэклог с исправлениями она совершенно никому не обязана. Более того, чем меньше людей знают о проблемах, тем целее будут пользовательские данные.
SAWER
Сокрытие недостатков так-то запрещается многими странами, в т.ч. РФ…
sogarkov
Это если присутствует откровенный обман, когда заявлен один функционал, а по факту — другой. Имеющиеся недостатки часто продаются как фичи, и мы все это знаем. Проблема в том, что полить говнецом продукт намного проще, чем создать свой. И когда люди, подобные автору, ловят хайп на чужих косяках не создав ничего своего, вызывает вполне определённую реакцию как со стороны компаний, так и со стороны аудитории.
JPEG
Розовые пони взялись в результате событий 19-го и 20-го веков. Если коротко, то такие сначала мини-фашистские организации контролируют 1% рынка, потом 50% потом весь рынок, а потом и государство. И следом идёт всё то, что хорошо описано в прощальном диалоге Холмса и Ватсона в «ХХ век начинается».
subcommande
Проблемы будут у человека, у которого берут интервью, ведь он-то это НДА как раз и подписывал.
Плюс суды, да. Даже на заведомо выигрышное дело нужно будет выложить гигантскую сумму, если ваш оппонент располагает миллиардами зеленых и сотней-другой штатных адвокатов, которых нужно как-то развлекать.
Sdima1357
Тут не только секреты или грязные секреты. Вот допустим в интервью я скажу, что не люблю лесбиянок. (Ну это не совсем так ) или какое нибудь заявление о политических пристрастиях. А работаю к крупной компании. Журналисту кайф. Компании жопа и куча затрат. Поэтому в крупных компаниях, или не рекомендуют давать интервью, или их все таки согласовывать. Естественно получается очень безлико. То есть я могу давать интервью, как частное лицо, с условием отсутствия связи с компанией или как работник компании только с цензурой.
KanuTaH
Но это все-таки скорее проблемы для интервьюируемого, меня же скорее интересовали проблемы для журналиста. Мне выше ответили — в ключе «по судам затаскают» и «никто больше интервью не даст». Не знаю, как там в плане «по судам», в зале суда я сам бывал неоднократно, как в качестве истца, так и ответчика, и против крупных контор тоже, ничего страшного там не увидел — правда, в случае «громких» дел все может, наверное, обстоять и по-другому. А что касается «никто больше интервью не даст» — ну, обслуживать пиар-интересы чьего-то бизнеса (а как иначе можно назвать ситуацию, когда твою статью за тебя фактически пишет PR-служба некоей конторы, а ты просто ее подписываешь своим именем), причем забесплатно — это такое. Хотя, опять же, я не журналист. Вот вспоминается мне в этой связи недавняя история с мошенниками из Nikola и расследованием Hindenburg Research — новостные агентства, получив результаты расследования, не побежали в пресс-службу Nikola что-то там согласовывать, они просто взяли и все опубликовали, и поставили Nikola раком, да так, что ее основатель и CEO сначала сам на карачках умолял взять у него интервью, чтобы он мог донести до публики свою точку зрения, а потом вынужден был и вовсе уйти с должности.
Sdima1357
Ну так журналист, как правило тоже не сам от себя и тоже представляет какую либо газету с репутацией. Если он нарушит договоренность, даже устную, а газета известная и с репутацией, то его просто уволят. А если газета жёлтая, то всем пофиг, что он там напишет
KanuTaH
Когда с самого начала есть договоренность, хотя бы и устная, что публикация проходит под контролем пиар-службы — это одно (хотя, как по мне, это отдает джинсой — но, опять же, это моя точки зрения как чисто потребителя контента). А когда к тебе уже постфактум обращаются пиарщики с «настоятельной просьбой» согласовать текст публикации с ними — это все-таки уже немного другое. Я так понимаю, в этом случае каждый уже волен поступать в силу своей испорченности.
Sdima1357
Во всех больших компаниях Вы не сможете взять интервью у кого либо без согласования с пресс службой. Работникам просто запрещается давать интервью или комментарии. Ну конечно если он не гендиректор. Патенты и публикации любого рода тоже проходят контроль. Ну во всяком случае в компаниях, где я работал. И опять, журналист лоялен своему изданию и тоже не захочет его подставлять.
Вот даже например, на моей машине эмблема компании (машина лизинговая, на 3 года, в Израиле весьма распространенная практика)
Так вот, согласно договору, я не могу на ней написать какой либо лозунг.
То есть никакой и точка. Даже например «просьба не сигналить, возможно водитель спит»
Razoomnick
Лизинговая машина не является вашей собственностью, так что все вполне логично.
Sdima1357
Не. Если я сниму символику своей компании ( мне можно это сделать) то могу наклеить что угодно, с чем угодно. Кроме символики компании. Или только символику компании.
От самой лизинговой компании там мелкая наклейка которую я могу оторвать. Она (машина ) как бы моя на три года, потом ее продают и я и сам могу ее купить.
Я думаю принцип все поняли.
muove
Нет это проблема компании. Никому не интересно брать интервью у Васи Пупкина и печатать что он ненавидит лесбиянок. А вот инженер мордокнига ненавидит лесбиянок уже совсем по другому звучит. Как только появляется третье имя — начинается контроль. Никто не запрещает общаться с журналистами от имени себя. Запрещают представлять компанию.
TheGodfather
Э, не, в статье же и речь про то, что именно запрещают общаться от имени себя в том числе. Когда чел просит друга (как друга) рассказать о жизни — где ж тут «представление компании»?
0xd34df00d
Там, где друг говорит «у меня в фейсбуке», или там, где автор говорит «а сегодня мы берём интервью у инженера фейсбука Василия Пупкина».
VolCh
А если друг говорит "у нас на работе", а в фкйсбуке у него указано, что он работает в фкйсбуке? Если интервью у Васи Пушкина, а в фкйсбуке у него…
0xd34df00d
Правильный вопрос!
Это в каком-то смысле спектр, где на одной стороне «Сегодня мы берём интервью у Васи Пупкина, работника Facebook», на другой — «Сегодня мы берём интервью у Васи Пупкина, разработчика на JS», и фиг найдёшь, где именно этот Вася сейчас работает. Я вот, например, нигде не указывал и не указываю текущее место работы (нафига это вообще писать на своих личных страничках в фейсбуке/вконтакте/етц?).
А, ну и ещё там где-то ещё есть «а сегодня мы берём интервью у анонимного источника из Facebook», но это уже надо многомерные спектры строить.
TheGodfather
А как надо говорить?
Так что ли? В моем понимании «представление компании» — это когда например «ООО РогаКопыта считают акции АО КоровыСвиньи переоцененными», ну или «ООО РогаКопыта сообщают, что в ближайшее время состоится анонс нового продукта» или «ООО Рога сообщили о скорой покупке АО Копыта». Если я такое напишу в своем фейсбучике, меня работодатель и правда не погладит за это. А когда Вася Пупкин говорит «в моей команде мы работаем без менеджера. И да, я работаю в Фейсбуке» — это вообще ничего общего с «представлением компании» не имеет же. Разве что «ученый изнасиловал журналиста», но вроде речь идет о друзьях и о том, что один из них ведет подкаст, сомневаюсь, что в таком случае ведущий будет перевирать все с ног на голову.
У нас, например, прописано в корпоративных Social Networks Guidelines, что при публикации в соцсетях и проч. мы никогда не должны писать, что представляем компанию. Но до такого идиотизма, как обязательное проставление сносок об этом в постах в мордокниге, вроде не дошло.
Вопрос на засыпку — является ли предыдущий абзац «представлением компании», по вашему?
0xd34df00d
«На моём текущем месте работы», «на моём предыдущем месте работы», и так далее. По крайней мере, я примерно так и говорю, дорисовывая нужные черты портрета компании по мере надобности («крупная компания на 100500 разработчиков», «пишем серверное ПО», «пишем HFT-ерунду», етц).
Зачем упоминать конкретный фейсбук/гугл/микрософт?
А зачем писать именно про фейсбук? Можно же «И да, я работаю в компании из списка FAANG».
Нет.
TheGodfather
Контекст-то все тот же — друг хочет у вас взять «интервью» для своего подскаста. А не случайный журналист. Друг, вероятно, в курсе, где вы работаете (ну хз, у меня все друзья в общем-то в курсе, даже если бы я в соцсетях не писал, где конкретно, все равно рано или поздно с каждым заходит разговор). Поэтому ну даже если вы прямой речью не будете говорить «у нас в фейсбуке», в итоге-то разницы никакой нет.
Ну и да, например затем, чтобы было точно известно. Вон там есть канал Техлида, есть Cracking the Code Interview — где вполне написано, что в той компании так, а в другой компании может быть немного другой фокус. В чем проблема-то, если конкретно упомянуть, что вы в условном Гугле работаете? А вдруг человек друзей так заводит, водя в свободное время экскурсии полузнакомым людям из соцсетей по офису? Почему бы нет?
0xd34df00d
В таком случае я его явно попрошу «не упоминай плз конкретную фирму».
Чтобы было точно известно что?
Не знаю, что за канал Техлида и где, а вот про CCI слышал. У меня нет позиции по ней, которую я мог бы считать объективной, но, ИМХО это совершенно трешовая книжка для совершенно трешовой задачи (хочешь пройти интервью на алгоритмы? Кормена ботай, а не этот цирк, тьфу), и если бы её не было, мир был бы лучше и чище.
Потому что лишний вектор атаки всяких социальных инженеров, как минимум.
С другой стороны, вы пытаетесь использовать имя фирмы, чтобы завести друзей (собрать больше слушателей подкаста, набрать больше просмотров, набрать классы). Подзаработать те или иные ништяки на имени корпорации, короче, не так ли? И тогда, ИМХО, вопрос об этичности таких вещей (и об этичности запрета таких вещей) уже чуть более очевиден, не так ли? По крайней мере, вас же не удивляет, что шильдик Bluetooth стоит денег (и, кажется, сертификации), да и Apple расстроится, если вы её лого/имя/марку будете использовать для пиара?
DarkGenius
Позволю себе не согласиться. Книга толковая и как раз ее смысл в том, чтобы по максимуму дать концентрированную инфу по тем задачам, которые с наибольшей вероятностью в различных вариациях встретятся на собесах.
А ботать Кормена (книга объемом более 1000 страниц) не у всех есть желание, интерес и возможность. Пусть ее читают те, кому это действительно интересно — это глубоко академическая книга, с доказательствами множества теорем, которые в реальной жизни и на собеседованиях мало кому нужны.
0xd34df00d
Что-то в этом есть неправильное. Собственно, есть два варианта:
При этом доказательства теорем (как и целые главы) можно скипать. Вряд ли вам потребуется какая-нибудь RSA на работе.
Собственно, у нас был курс алгоритмов в вузе, как раз по Кормену, с очень, просто адски требовательным преподом, и на довольно хардкорное пробатывание (типа такого или такого) ушёл всего-то семестр (11-12 «подходов» из семинара на полтора часа и, по личным воспоминаниям, от шести до двенадцати часов на решение и оформление задачек). Итого ну сотня часов. Люди больше на литкод тратят, я слышал.
lakroft
0xd34df00d
Понятно, что порешал. Но я ж не требую её запретить, просто высказываю своё мнение в публичном пространстве и сам не пользуюсь ей для подготовки.
ardraeiss
"Слышал как-то разговор незнакомых мне людей в одном лифте..." или "В кафе за соседним столом группа разговорилась..."
Но это совсем экстремальный вариант уже.
Люди ведь и правда могут очень много про внутреннюю кухню разболтать за обеденным разговором так, что соседи всё разберут. И даже не замечать этого в процессе.
vladshulkevich
Проблема в том, что эти люди пострадают от своих компаний.
D03ER
Зависит от размера компании. Либо это будут бравые ребята с улицы, которые как-нибудь ночью встретят и расскажут, как писать не надо, либо просто долгие изматывающие суды. Разорить на судах это метод, которым давно борются с правдорубами. Как бы ты ни был прав, адвокаты стоят дорого и без хорошего бэкенда в виде известной редакции ты выйдешь из здания суда с чувством, что ты доказал свою правоту, но без гроша за душой. А народ, который сначала был за тебя, к тому времени про тебя забудет. А если и дальше продолжишь, то попьешь чаю…
Ogoun
На официальной работе просто уволят, в регионах может и не так, но в Москве 100% СМИ находятся под контролем цензоров от государства. Кроме того, компании платят неплохие деньги чтобы плохие новости от них не проходили. Руководство СМИ явно не будет радоваться упущенной выгоде если какой то журналист выложит новость за запрет которой уплачено.
Свободных СМИ больше нет. Есть частники которые могут что то рассказывать в блогах, но это зона риска, в случае чего их быстро найдут.