10 октября 2019 — второй день рождения Алисы. Популяризируя технологии голосовых ассистентов, Яндекс продолжает ежемесячно раздавать деньги разработчикам голосовых приложений в конкурсе “Премия Алисы”.
В погоне за премией разработчикам могут пригодиться замечания автора “Ассоциаций на время”, получивших в сентябрьском конкурсе 1-е место и 100000 ? в категории “Игры и развлечения”.
Правила, по которым Яндекс присуждает Премию Алисы, известны только Яндексу, поэтому сложно сказать, благодаря или вопреки каким из описанных ниже фактов и наблюдений мне удалось оказаться в числе победителей.
Также следует иметь в виду, что Яндекс непрерывно экспериментирует с алгоритмами работы каталога навыков, их ранжирования и рекомендаций. Тем не менее, надеюсь, эта информация поможет создателям навыков сделать их более качественными, популярными и заслуживающими призов.
Инсайт #1. Будь проще — и люди к тебе потянутся
В “Ассоциациях на время”, как нетрудно догадаться, нужно быстро угадывать слова по ассоциациям. Мы придумали сотни заданий и стали предлагать их игрокам в случайном порядке.
Очень скоро по отзывам friends&family (друзей и близких) стало понятно, что некоторые ассоциации сложнее других и вызывают затруднения. Тогда мы ранжировали задания по шкале от 1 (“справится ребёнок”) до 3 (“придётся подумать”), предлагая сначала наиболее простые из них и требуя меньше правильных ответов для перехода на следующий раунд.
После добавления чата для игроков в Telegram (в который за 2 месяца добавилось не более 20 участников) мы стали получать фидбек о сложных заданиях непосредственно от пользователей Алисы. Судя по их сообщениям, существенную часть игроков составляли дети. При просьбе оценить сложность заданий от 1 до 10 мы получили ответ “13”. Это заставило нас пересмотреть свою шкалу сложности и оставить в списке простых только почти очевидные, на наш взгляд, ассоциации.
Участвуя в хакатоне “Игры вслух”, мы снова получили обратную связь по поводу сложности игры для новых пользователей и идею не просто начинать с простых заданий, но и для нескольких первых вопросов показывать правильный ответ, чтобы игроку оставалось только нажать на него и, таким образом, лучше понять смысл происходящего.
В итоге упрощение в виде подсказок, сортировки заданий по сложности и дополнительного времени на размышление должны положительно сказаться на retention (“возвращаемость”), одном из главных, по словам сотрудников Яндекса, показателей востребованности навыка.
Инсайт #2. Рейтинг: просите, и дано вам будет
Retention имеет смысл, если в ваш навык уже кто-то приходит. Как привлечь в навык пользоватекей, не входящих в понятие friends&family? Сотрудники Яндекса формируют подборки навыков и размещают их на главной странице каталога голосовых приложений Алисы.
На конференциях представители Яндекса обращали внимание на такой показатель как количество оценок, которые пользователи могут оставить на странице навыка в каталоге. Не секрет, что оценки своему навыку можно ставить и самому. Причём, с разных Яндекс-аккаунтов, для заведения которых не требуется подтверждать почту или телефон, — достаточно придумать логин и пароль. Этот путь не кажется честным, но в отсутствии других пользователей навыка представляется эффективным. Пару десяток оценок нового навыка — и навык может попасть в подборку “Новинки” и получить несколько сотен (в случае с “Ассоциациями на время” — 500) пользователей за каждый день пребывания в подборке.
Как только начальный поток пользователей в навык инициирован, вы можете рассчитывать на оценки этих самых пользователей. Сначала я добавил в навык ссылочку на его страницу в каталоге, поместив её в приятное для игрока место диалога (установление рекорда). Ожидаемого эффекта это не дало.
Анализ подходов к сбору оценок в навыках с тысячами оценок показал, что скромной ссылки недостаточно. Шансы получить оценку могут возрасти, если, во-первых, явным образом попросить пользователя поставить оценку, взывая к его эмоциям, во-вторых, делать это в момент, когда пользователь уже мог оценить игру (например, он установил достаточно большой рекорд) и, в-третьих, лучше если в момент просьбы у пользователя не будет других подсказок, кроме перехода к выставлению оценки.
Пример просьбы оценки из “Ассоциаций на время”
Кстати, не стоит просить поставить вам оценку разработчиков других навыков. Попытки разместить ссылку на навык в чате сообщества обычно приводят к добавлению “единиц” и снижению рейтинга.
Инсайт #3. Попал в топ — плати
Если вам удастся получить положительные оценки, появляется вероятность попадания в подборку “Популярные”, верхние позиции рейтинга навыков и рекомендации Алисы (её ответы на вопросы “Во что ты умеешь играть?”, например).
Это может привлечь в навык одну-две тысячи пользователей ежедневно, т.е. около 30000 пользователей в месяц. Обслуживание этого трафика, включая хранение пользовательских данных, вам придётся оплатить. Например, в инструменте Aimylogic, который я использовал, бесплатный тариф ограничивается 20000 уникальных пользователей в месяц на все ваши навыки. Чтобы обеспечить нагрузку в 30000 пользователей на Aimylogic, вам придётся переходить на платный тариф (59000 ?/мес) или на другой аккаунт.
Следует учитывать, что, на примере “Ассоциаций на время”, двух недель работы навыка для накопления Яндексом данных и присуждения премии не хватает. Стоит рассчитывать на 1-2 месяца поддержки навыка в работоспособном состоянии.
Инсайт #4. Не все колонки одинаково быстры
В “Ассоциациях на время” скорость ответа имеет существенное значение. Мы обратили внимание, что игроки на Яндекс.Станции успевали за 1 минуту ответить на 9-10 вопросов, а на колонке Irbis — только на 7. Это связано с задержками между моментами, когда Алиса заканчивает говорить и начинает слушать. На разных устройствах задержки разные, что значительно меняет UX в играх на время.
В итоге я сбалансировал количество ответов, требуемое для перехода на следующий раунд, с учётом самого медленного устройства. При этом у пользователей смартфонов появилось преимущество в виде возможности досрочно прервать речь Алисы, прочитав текст задания.
Инсайт #5. Делай и переделывай
Первый раз я подал заявку на премию в июле 2019. Безуспешно. После этого навык претерпел череду изменений по отзывам friends&family, фидбеку реальных пользователей и замечаниям экспертов на августовском хакатоне “Игры вслух”.
В ходе хакатона, где “Ассоциации на время” заняли 2-е место, эксперты из Яндекса порекомендовали подумать над игрой для нескольких игроков, а также над упрощенным режимом без учёта времени. На самом хакатоне внести соответствующие изменения мы не успели. Тем не менее в сентября игра была переработана в соответствии с этими предложениями.
В сентябре заявка на премию была подана повторно. В комментарии к заявке я обратил внимание модераторов на новые фичи — и результат в виде 1-го места не заставил себя долго ждать. Наличие в игре PvP-режима было отмечено в посте с итогами конкурса.
Заключение
За год существования Премии Алисы Яндекс раздал разработчиками навыков более пяти миллионов рублей. Правила присуждения призов вызывают споры, но рост конкуренции в категории “Игры и развлечения” и информация о сотнях тысяч пользователей самых успешных игр в Алисе демонстрируют, что этот конкурс достигает своих целей — постепенно растут как количество, так и качество навыков.
Читателям предлагаю небольшой опрос о вашем отношении к Премии Алисы.
Комментарии (6)
ThisMan
10.10.2019 13:47Так, я немного не понял:
вам придётся переходить на платный тариф (59000 ?/мес) или на другой аккаунт.
Стоит рассчитывать на 1-2 месяца поддержки навыка в работоспособном состоянии.То есть мне нужно заплатить 118 тыщ, что бы иметь шанс получить 100?
Nikolai46
10.10.2019 17:38Было бы интерсно увидеть несколько примеров бы для заданий по шкале от 1 (“справится ребёнок”) до 3 (“придётся подумать”). С ответами под спойлером.
IvanGolubev Автор
10.10.2019 19:011: Фрукт — обезьяна, Ухо — украшение, Жидкость — корова
Spoiler headerбанан, серёжка, молокоNikolai46
10.10.2019 19:50Спасибо. Было бы хорошо, добавить еще один, самым первым пунктов, но без спойлера, чтобы было понятно как это вообще работает.
Тут как в тестах IQ, понял принципы, потом пойдёт само.
webmascon
Не инсайд а инсайт от слова insight. Если уж используете англицизм то используйте правильный
IvanGolubev Автор
О, точно! Поправил, спасиб.