Иллюстрация Ouch.pics
Мы живём в интересное время. Никогда всё вокруг не менялось так быстро. Можете хотя бы представить пять лет назад, как просите железку купить вам покушать? Ничто в нынешнем мире долго не остаётся неизменным. Это связано с бурным ростом стартапов: все они утверждают, что совершают революцию в какой-нибудь существующей отрасли или технологии, из-за чего заработал инновационный цикл постоянных изменений.
Когда вы решили проблему, то на самом деле просто открываете проблемы следующего, нового уровня.
Для дизайнера вполне нормально узнавать новое и переделывать работу. Здесь нет понятия «готово»: вы что-то создаёте, затем узнаёте об этом больше — и переделываете. Процесс непрерывно повторяется снова и снова, по мере развития технологий и изменения привычек пользователей.
Как дизайнер я с нетерпением жду, что нового принесёт нам 2020-й. В этой статье попытаюсь выделить несколько тенденций, которые станут более заметными в новом году, как мне кажется.
Синхронизация между устройствами
Современный человек в повседневной жизни использует множество цифровых устройств: смартфоны, умные часы, умные телевизоры, ноутбуки, компьютеры, умные динамики, умное всё! Эти устройства выполняют различные задачи и передают разнообразный контент. Для компаний важно распознать эту тенденцию, поскольку пользователь требует определённого уровня синхронизации между устройствами.
Например, по дороге с работы вы смотрите сериал Netflix на смартфоне. Когда заходите домой, можете включить умный телевизор и продолжить с того места, где остановились. То же самое с заказом Uber через умную колонку и просмотром заказа на смартфоне.
Основная цель состоит в том, чтобы пользователь мог выполнять одну непрерывную задачу на разных устройствах практически без перерывов.
Персонализация
Одним из главных трендов в 2020 году по-прежнему останется персонализация. Для улучшения UX нужно стараться понять поведение отдельных людей, а не сегментов аудитории.
Самая распространённая форма персонализации — рекомендация контента с помощью машинного обучения и искусственного интеллекта после выявления интересов и предпочтений пользователя. Эти методы используют такие компании, как Netflix, Spotify, Medium.
Netflix даже показывает разные обложки сериала разным пользователям, в зависимости от их предпочтений
Ситуационная релевантность
Другая форма персонализации основана на ситуационной релевантности. Интересы, поведение и потребности пользователя не всегда совпадают, поскольку на их мышление влияют разные ситуационные факторы, такие как местоположение, настроение, эмоции и время суток. Компании постепенно разрабатывают более сложные алгоритмы, чтобы лучше интерпретировать эти новые виды данных и экстраполировать более точные и эффективные паттерны.
Ниже приведены некоторые примеры, как используется такая «ситуационная персонализация»:
- «МакДональдс» разрабатывает динамическое меню Drive-Thru, которое учитывает погоду, текущую загруженность ресторана и трендовые пункты меню.
- Amazon учит Алексу определять простуду по изменению голоса и кашлю пользователя, предлагая ему соответствующее лекарство или пищу.
- Google Maps теперь предлагает рестораны на основе вашего местоположения и личных предпочтений.
Конфиденциальность
В наши дни все говорят о приватности и новых технологиях сбора данных. Сегодня как никогда много данных можно найти в интернете: медицинские записи, история местоположения, история поиска, интимные текстовые сообщения, имя вашей собаки и многое другое. Пользователь уже практически смирился, что его личные данные больше не являются «приватными» из-за взаимодействия с крупными технологическими экосистемами Apple, Google, Facebook и Amazon.
Разработчикам UX важно предоставить контроль над настройками конфиденциальности, чтобы пользователи контролировали тип собираемых данных и как они используются вашим продуктом. У них должна быть возможность изменять эти настройки в любое время и даже выбрать регулярные напоминания, чтобы отслеживать текущие настройки.
Панель мониторинга Google: единый центр, откуда пользователь изменяет настройки информации, конфиденциальности и параметры безопасности
В статье «Дизайн с конфиденциальностью в уме» Мартин Виземборски формулирует некоторые основные принципы:
- Конфиденциальность как параметр по умолчанию
- Проактивность вместо пост-реагирования
- Открытость и прозрачность политики
- Пользователь как главный субъект
Face ID
С появлением iPhone X технология Face ID заменила Touch ID в качестве основной формы аутентификации, и все производители смартфонов последовали примеру. Это означает, что в мобильных приложениях нужно модернизировать формы аутентификации, разрешив Face ID в качестве альтернативного метода.
Telegram, ASOS и Stripe разрешают вход в систему через Face ID
Старый метод по логину и паролю уже не так эффективен, поскольку требует от пользователя времени и усилий — плюс необходимость запоминать несколько паролей для разных приложений. С интеграцией Face ID можно реализовать более точную аутентификацию одним щелчком мыши.
Голосовой интерфейс
Опять же Apple запустила этот тренд с появлением Siri в 2011 году. Однако реальное внедрение голосового UI началось только после распространения умных колонок и других домашних устройств с голосовым управлением. Когда Google, Apple, Amazon и Sonos выпустили собственные умные колонки, это явный сигнал к началу новой эры: переход от GUI к VUI, поскольку эти устройства не полагаются на сенсорный экран, кнопки или даже интерфейс меню.
Если вы думали, что умные колонки — просто ещё одна причуда, подумайте ещё раз. В августе 2019 года опрос Adobe Analytics показал, что 32% взрослых американцев владели по крайней мере одним таким устройством. Пользователи по всему миру голосом командуют установить будильник, запустить музыку, узнать погоду, поискать информацию в интернете, почитать новости, сделать покупки, и список продолжается.
В прошлом году Google анонсировала Duplex — голосового помощника, который может позвонить в ресторан или парикмахерскую, чтобы записать вас или забронировать столик. В этом году он научился арендовать автомобили, отвечать на сообщения, находить фотографии для обмена с друзьями, писать электронные письма и выполнять другие задачи одновременно в разных приложениях.
Хотя ещё рано рассуждать о влиянии умных колонок на общество, VUI можно использовать для удобства пользователей, сократив количество необходимых действий. Также важно отметить, что VUI подходит не только для колонок, но практически для любого умного устройства.
Дополненная реальность
С распространением 5G возможно, что технологии дополненной реальности (AR) полностью раскроют свой потенциал благодаря ускорению загрузки и установки, а также новым сценариям и вариантам использования. Интерактивная природа AR позволяет дизайнерам преодолеть разрыв между графическим интерфейсом и реальным миром, перейдя на новый уровень мультиканального воздействия. Опрос Gartner показал, что к 2020 году 46% ритейлеров планируют внедрить решения AR или VR для обслуживания покупателей.
В этом году крупные бренды уже внедрили решения AR для удобства покупателей, позволяя им взаимодействовать с виртуальными образами продукты и информацию в различных условиях.
Nike сканирует ноги покупателя для идеальной подгонки обуви в AR
Ikea с помощью AR помогает обставить комнату мебелью
Google показывает направления с использованием AR
Аудит UX
Аудит UX помогает менеджерам провести перекрёстный анализ эффективности цифрового контента с учётом отраслевых стандартов и соответствия последним тенденциям и технологиям. Аналогично финансовому аудиту, здесь основная цель — получить всем заинтересованным сторонам независимое мнение об эффективности и честности дизайна.
Тёмные паттерны
Большинство технологических компаний используют тонкие приёмы, чтобы подтолкнуть нас к определённым действиям, повысить интерес к продуктам и т. д. Если эти психологические приёмы идут во благо пользователей, увеличивая вовлечённость и конверсию, то это прекрасно.
Но если компания использует тёмные паттерны: обманчивые вопросы, сбивание с пути, автоматическую подписку на рассылки, стимулирующие сообщения, невидимые ссылки, бесконечные уведомления и так далее, то это чистое мошенничество. Аудит дизайна — хороший способ определить, что компания манипулирует пользователями для получения выгоды. Этому помогают ответы на следующие вопросы:
- Трудно ли пользователю выйти из определённой ситуации (план подписки)?
- Применяются ли цветовые схемы, чтобы повлиять на выбор пользователей?
- Используется ли хитро составленные вопросы, чтобы подтолкнуть пользователя к определённому выбору?
- Нет ли дизайнерских трюков для манипуляции вниманием пользователя (отвлечение внимания от какого-то пункта или привлечение к нужному выбору)?
- Не эксплуатируется ли в дизайне чувство вины пользователя, чтобы повлиять на него (например, выбор вариантов ответа: «Да, мне это интересно» и «Нет, я не хочу расширить базу клиентов»)?
Подводя итог
Всё вышеперечисленное заставляет с нетерпением ждать 2020 год, который будет очень интересным. Многие из упомянутых трендов проявились в течение последних нескольких лет, но с небольшими улучшениями в новых проектах они могут кардинально повысить удобство пользователей и произвести небольшую революцию в UX-дизайне.
Eirik
Спасибо, хороший обзор. Кратко и без воды.