Поддержка проекта в качестве Open Source официально декларировалась компанией Wargaming на многих конференциях, в статьях, интервью и других источниках.
После нашумевшего дела Nginx и Rambler очевидно, что история белорусского Open Source ничем не хуже российской.
Open Source и возможности его применения в Беларуси — это принципиальный вопрос, фундамент в построении IT-страны и здорового современного IT-сообщества.
Мы намерены защищать интересы сотрудников компании ООО «БлицТим» и, более того, занять активную позицию по определению и легализации принципов Open Source в нашей стране.
Практически каждая крупная и средняя компания в Беларуси пользуется или даже разрабатывает продукты с открытым исходным кодом. Для нашей IT-страны и для всех резидентов ПВТ крайне важно определить принципы и законы, чтобы белорусский Open Source работал в соответствии с принципами мирового IT-сообщества.
9 декабря 2019 состоялся мировой релиз мобильного шутера Battle Prime, который разработала и выпустила компания ООО «БлицТим» (Blitz Team). Это первый проект студии.
Игра разработана на нашем собственном закрытом игровом движке «Blitz Engine», созданном с нуля за полтора года. Подробнее читайте в нашем блоге.
17 декабря 2019 Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь уведомила пять (5) наших сотрудников о возбуждении гражданских дел по искам от кипрской компании Wargaming World Limited, поданным белорусским адвокатским бюро «Степановский, Папакуль и партнёры» ( spplaw.by ).
Вышеупомянутые сотрудники ООО «БлицТим» ранее работали в минском центре разработки кипрской группы компаний Wargaming (СООО «Гейм Стрим» aka Game Stream) и принимали непосредственное участие в разработке игры World of Tanks Blitz и движка DAVA Framework/DAVA Engine.
Суммарно компания Wargaming требует от пяти своих бывших сотрудников компенсацию в размере 3 570 000 белорусских рублей (около $1 690 000).
Мы не знаем, были ли иски выставлены исключительно бывшим сотрудникам «Гейм Стрим», работающим теперь в ООО «БлицТим», или также другим разработчикам и владельцам форков (в том числе нынешнем сотрудникам СООО «Гейм Стрим»). Также нам не известны планы Wargaming по поводу вывода других Open Source библиотек из публичного GitHub репозитория компании.
На данный момент среди прочего нашим ребятам вменяется:
- Размещение на GitHub контрафактных копий исходных текстов DAVA Framework в период работы в Гейм Стрим;
- Создание форков от этих копий на личные аккаунты в GitHub.
Удивительно, что ранее компания Wargaming неоднократно публично заявляла, что движок игры World of Tanks Blitz под названием DAVA Framework (позже DAVA Engine) свободно доступен под Open Source лицензией BSD3:
- Статья 2014 года в официальном блоге Wargaming на Хабре.
- Выступление на GDC 2015: www.gdcvault.com/play/1022376/World-of-Tanks-Blitz-Postmortem.
- Доклад на конференции 4C 2016, одним из спонсоров и главных организаторов являлась компания Wargaming, все еще выложен в официальном блоге компании:
- Вакансии 2016-2017 годов в минский центр разработки (СООО «Гейм Стрим») jobs.tut.by/vacancy/20034877 и jobs.tut.by/vacancy/17223539 (для просмотра необходимо нажать «Показать описание вакансии»).
- Кроме того в 2015 на движке DAVA Framework/DAVA Engine компанией Persha Studia ( ru.wikipedia.org/wiki/Persha_Studia ) была разработана игра WoT Generals. Издателем проекта выступил Wargaming.
Далее в своем иске Wargaming заявляет:
Исключительные права на движок DAVA Framework/DAVA Engine были приобретены Wargaming 22 июля 2014.
Приобретённый движок является производным от github.com/dheerendra1/dava.framework на 1 декабря 2011.
С 2016 года контрафактные копии исходного текста DAVA Framework, незаконно созданные в результате длящихся правонарушений, допущенных Ответчиком, начали содержать ссылку на открытую лицензию BSD 3-Clause «New» or «Revised» License.
У Ответчика отсутствует какое-либо разрешение Истца как правообладателя на использование Программы (DAVA Framework), включая ее исходный текст, в любой форме и любым способом, включая его воспроизведение (создание экземпляров) и доведение до всеобщего сведения.
Давайте рассмотрим историю DAVA Framework/DAVA Engine в Open Source:
- Первоначально проект был добавлен в Open Source в 2011 году, компанией DAVA Consulting, LLC и был доступен по ссылке github.com/dava/dava.framework и позже был переименован разработчиками компании Wargaming в github.com/dava/dava.engine.
- В 2018 году основной репозитарий github.com/dava/dava.engine был убран Wargaming из публичной части GitHub, что привело к автоматическому выбору системой GitHub’а текущего корневого форка github.com/dheerendra1/dava.framework.
- Этот форк (dheerendra1) показывает, что как минимум с 2011 движок распространяется по лицензии BSD3 задолго до приобретения компанией Wargaming. Легко убедиться в этом открыв любой исходник из текущего публичного корня репозитория. Например, github.com/dheerendra1/dava.framework/blob/master/Sources/Internal/DAVAConfig.h файл был создан 29 июня 2011 и содержит BSD3 лицензию.
- В более новых форках можно увидеть всю историю коммитов сделанных в период с 2011 по 2018, например, github.com/smile4u/dava.engine/blob/development_history
- 17 мая 2016 формат хранения информации о лицензии был изменен на более простой: информация о лицензии, ранее находящаяся в каждом файле репозитария, была перенесена в отдельный файл LICENSE.TXT, размещенный в корне репозитория, что приветствуется GitHub:( github.com/smile4u/dava.engine/blob/development_history/LICENSE
github.com/smile4u/dava.engine/commit/0125e1c333106727d137359d719651dbf452f7d8
github.com/smile4u/dava.engine/commit/8594eaa74985c82e6338fa04179fbd846e95a5e3#diff-164da77d4e12b5b4e97b071c53be776f ) - 17 мая 2016 поменялась и информация о правообладателе, им стала компания Wargaming World Ltd.
У нас сохранилась переписка, которую мы предоставим в суде, подтверждающая, что данное изменение было полностью согласовано следующими ответственными сотрудниками Wargaming:
Roman Zanin
General Counsel at Wargaming (Mar 2013 – Aug 2018)
Acting Data Protection Officer at Wargaming (May 2018 – Jun 2019)
General Counsel, Tax and Compliance at Wargaming (Sep 2018 – Present)
Darya Firsava
Intellectual Property Counsel (Jun 2013 – Nov 2018)
Michael McDonald
General Manager / CTO of Wargaming West (2012 – Sep 2015),
CTO at Wargaming (Sep 2015 – Present)
Если посмотреть на форки, сделанные в разные периоды времени, можно увидеть, что технология активно разрабатывалась и развивалась в течении всех этих лет в ветке development, которая позднее была переименована в ветку development_history.
519 коммитов
Последний коммит: 1 Декабря 2011
github.com/jjiezheng/dava.framework/tree/development
6,662 коммита
Последний коммит: 12 Июня 2013
github.com/boyjimeking/dava.framework/tree/development
7,222 коммита
Последний коммит: 23 Август 2013
github.com/droidenko/dava.framework/tree/development
12,940 коммита
Последний коммит: 22 Январь 2014
github.com/kdopira/dava.framework
18,541 коммитов
Последний коммит: 17 Февраль 2015
github.com/Exsul/dava.framework
26,105 коммитов
Последний коммит: 26 Октябрь 2015
github.com/dmitrylavrikov/dava.framework
27,355 коммитов
Последний коммит: 1 Декабрь 2015
github.com/firehot/dava.framework
30,040 коммитов
Последний коммит: 5 Апрель 2016
В этот период происходит переименование репозитория.
С этого момента репозиторий называется dava.engine.
github.com/maximwreznikov/dava.engine
32,495 коммитов
Последний коммит: 19 Май 2016
github.com/venscn/dava.engine
34,794 коммита
Последний коммит: 27 Июль 2016
github.com/logosman/dava.engine
36,169 коммитов
Последний коммит: 19 Сентябрь 2016
github.com/swordlegend/dava.engine
41,984 коммита
Последний коммит: 16 Марта 2017
github.com/jonike/dava.engine
46,044 коммита
Последний коммит: 4 Августа 2017
github.com/ETCOM/dava.engine/tree/development_history
49,869 коммитов
Последний коммит: 26 Января 2018
Ветка development в этот момент была переименована в development_history. Новые изменения пошли в новой ветке development.
github.com/Digan1988/dava.engine
7 коммитов
Последний коммит: 27 февраля 2018
github.com/smile4u/dava.engine
43 коммита
Последний коммит: 27 апреля 2018
Сегодня публичный репозиторий DAVA Engine содержит более 70 форков, принадлежащих бывшим и действующим сотрудникам группы компаний Wargaming, а также другим разработчикам по всему миру. Остаются открытыми вопросы: кому из них еще компания выдвинет обвинения, и является ли совпадением релиз нашей первой игры Battle Prime и персональная юридическая атака на наших сотрудников с непомерными компенсациями в пользу кипрской группы компаний Wargaming.
По каким-то причинам компания Wargaming не использует процедуру DMCA для защиты своих законных прав ( help.github.com/en/github/site-policy/dmca-takedown-policy ), которая, при наличии правовых оснований, позволяет запросить удаление всего дерева форков у оператора площадки GitHub корпорации Microsoft, а инициирует судебные иски против своих бывших сотрудников на территории Республики Беларусь.
Считаем уместным сообщить список лиц, у которых можно запросить подтверждение того, что движок DAVA Framework/DAVA Engine был в 2014 приобретён компанией Wargaming в качестве Open Source технологии, распространяемой по лицензии BSD3, и с 2014 по 2018 продолжал разрабатываться на базе СООО «Гейм Стрим» с ведома всех уполномоченных и ответственных лиц в Wargaming по той же BSD3 лицензии:
Andrew Karpiuk
Head of Mobile Department at Wargaming (Apr 2011 – Apr 2018)
Vitaliy Borodovsky
Technical director of mobile department at Wargaming (Apr 2011 – Apr 2018)
Michael Vatsovskiy
Executive Vice President of Development at Wargaming (Jan 2012 – Jan 2016)
Matias Myllyrinne
EVP Head of Development at Wargaming (Aug 2015 – Oct 2018)
Brett Close
SVP of Global Engineering, Head of Central Technology at Wargaming, Founder | President | GM — Wargaming Austin (Feb 2013 – Aug 2016)
Mikko Uromo
Technical Director, Wargaming.net (Sep 2016 – Jul 2018)
Alla Vasilyeva
General Manager Minsk Development Studio at Wargaming (Sep 2013 – Jul 2016)
Keith Kawahata
Head of Mobile at Wargaming (Sep 2016 – Present)
Michael McDonald
General Manager / CTO of Wargaming West (2012 – Sep 2015)
CTO at Wargaming (Sep 2015 – Present)
Комментарии (19)
DrunkBear
20.12.2019 16:18+1Безумие носится в воздухе — утром наблюдал, как водители обгоняли по встречке и чуть не влетели в таксиста, затем — ребят, которые обогнали ( снова по встречке, но уже в другую сторону) этого таксиста, подрезали и начали ему высказывать неуважение за резкую остановку и вишенкой на торте стал водитель длинномера, который выехал на половину дороги, перекрыл движение и просто втал.
Кто-то играет в Plague, Inc. и начал с вируса безумия?
Kriger91
21.12.2019 12:04+2Если вспомнить комменты, твиты и прочее в стиле — «такое бывает только в РФ», «да где это видано», «такого нет в Белорусии — вы там в России совсем с ума сошли» то даже весело. Но людей жалко
valexey
21.12.2019 12:46+1Каким образом история с nginx имеет отношение к open source? Если бы nginx не был open source, Сысоев был бы виновен?
С тем же успехом можно привязать историю с nginx к тому на каком ЯП написан nginx. И дальше раздувать мысль, что язык Си и возможности его применения суть краеугольный камень и бла-бла-бла.namikiri
21.12.2019 15:00+2Если бы nginx не был open source, им бы не пользовалось такое огромное количество людей и компаний, следовательно, он был бы не так популярен, следовательно, и шанс такой нападки на его основателя был бы разительно ниже.
valexey
21.12.2019 17:36-1История не терпит сослагательного наклонения. Никто не знает что бы было. Например проект earlyvideo (ныне flussonic) начинался также как и nginx с той же бизнес моделью, опенсорс ядро, платные дополнения. Но потом (с точки зрения бизнеса) оказалось выгоднее дропнуть опенсорс и оставить только проприентарщину.
Кроме того, если даже open source тут сыграл положительную роль в СТОИМОСТИ компании (а не в распространенности решения), то в любом случае это не единственный фактор. Стал бы nginx более популярным и успешным если бы был опенсорсным но написанным на pascal? А если бы он был на с# и только под windows?
Очень странная логики — выбрать один из аспектов, которые, возможно, сыграли положительную роль в выгодной продаже компании, и ходить с лозунгом, что действия Рамблера это нападки именно на этот аспект ОДИН аспект (на опенсорс).
Если Рамблер против опенсорса в этом деле, значит, следуя той же логике, Рамблер против языка Си, рамблер против протокола http и далее по списку.
Kwisatz
21.12.2019 14:15контрафактных копий исходных текстов
Это что такое?
А по существу. WG решили покончить жизнь при помощи суицида? В принципе логично, наблюдаю как они свои игры упорно пытаются убить. Или план продаж не выполнили и решили сотрудников потрясти?GLeBaTi
23.12.2019 11:43А разве они не украли исходники компании? Они ведь не форк движка 2011 года сделали, а украли код из приватного репозитория компании.
seriyPS
22.12.2019 02:08является ли совпадением релиз нашей первой игры Battle Prime и персональная юридическая атака на наших сотрудников
Да уж наверняка не совпадение. Правда, не спец по мобильным играм… Этот их шутер Battle Prime может конкурировать с WoT Blitz?
приобретён компанией Wargaming в качестве Open Source технологии, распространяемой по лицензии BSD3, и с 2014 по 2018 продолжал разрабатываться на базе СООО «Гейм Стрим» с ведома всех уполномоченных и ответственных лиц в Wargaming по той же BSD3 лицензии
Как я понимаю, то, что движок был изначально под BSD3 не мешает компании сделать свой приватный форк и запретить разработчикам публиковать изменения из этого форка. Вопрос в том согласована была публикация форка или нет...
tvr
Чем ближе конец года, тем
веселееабсурднее новости.Похоже, что некоторым компаниям не хватает денег на новогодние корпоративы и бонусы топ и не очень менеджменту.
zahmTOD
Они слишком долго сидели на одном продукте, не создавая новые. Даже MoO бросили с багами.
Выжали его досуха, игроки наелись, всем надоело, поток бабла превратился в ручеек. А другого ничего нет. Вот и начинаются изыскания бабла в «других» сегментах.
DrunkBear
МоО вообще обидно слили: сначала обещали реинкарнацию 2 части, но технично сливались от вопроса про дизайн кораблей и тип боёв ( походовые из MoO/MoO2 или реального времени, как в MoO3), а потом объявили, что игру будет делать хз какая команда без опыта выпуска стратегий и добили боями в реальном времени и отставкой всех лидеров.
И тут вышел Stellaris.
PS кстати, создатель космических рейнжеров предлагал сделать MoO вместо аргентинцев, Wg отказался, сказал дорого.
v1000
Перефразируя известную фразу: «Те, кто готов променять репутацию на деньги, не достойны ни денег, ни репутации»