image

После двух лет погружения в тему реактивных ранцев/ховербордов/крыльев, я на лекциях всегда говорю свою позицию: будущее за «крыльями». Ни англичанин Ричард Браунинг с его платьем железного человечка, ни француз Фрэнки Запата с его ховербордом-флайбордом не смогут сравниться с тем, что очень-очень скоро будет вытворять швейцарский дедушка с милой нашему уху фамилией (Ив Росси). В прошлом году ему стукнуло 60 лет, надеюсь, он ещё пролетает 60 лет.

19 декабря 2019 года Ив Росси выложил два видео, где демонстрируется вертикальное парение и тренировки. Это очень значительный мотивирующий шаг, который вдохновит многих разработчиков на создание своих версий автоматики для стабилизации и управления полетом/зависанием на реактивной струе.

image

В сети я откопал, что первые полеты на крыле Ив Росси начал в 2004 году. Крыло было складное, чтобы можно было выйти в маленькую дверцу самолета. И Включались турбины тоже на борту самолета, а как только набирали обороты — Ив Росси выпрыгивал и раскладывал крыло.

Вот старенькое видео:


Слухи ходили давно, что Ив Росси с командой работает над вертикальным взлетом и посадкой, но теперь мы имеем неоспоримые подтверждения того, что у него есть работающий образец.

image

Ив Росси использует 4 турбореактивных двигателя JetCat P-550 (с тягой по 55 кг каждый), на двух из которых установлены отклоняемые векторы тяги. (Вопрос к залу: какие сервомоторчики посоветуете использовать?)

image

Весит мотор 4,9 кг, выдаёт на максимуме 83 000 оборотов в минуту, скорость струи 2100 км/ч, стоимость около 17 000 долларов за штуку.

image

Некоторые зарубежные СМИ пишут, что органы управления находятся на пальцах у пилота.

Демонстрация вертикального полета в режиме Safe Mode над озером:


Тренировка проходит вот так:


То, что Ив Росси не мог самостоятельно взлетать и самостоятельно приземляться — всегда было слабым местом и швейцарец стоял особняком в отношении VTOL и Jetpack. Но теперь-то, умея взлетать и приземляться вертикально и самостоятельно, он надерет задницы всем скептикам.

С новым, турбореактивным, годом!

P.S.


Комментарии (37)


  1. ghrb
    02.01.2020 08:25
    +3

    Но вертикальные взлёт и посадка керосин же жрут как не в себя. От дальности полёта ничего не остаётся. Тут или переходить с керосина на что-то более энергоёмкое, или после взлёта человека-самолёта должен встречать дрон-заправщик и заливать керосину доверху.


    1. Keynessian
      02.01.2020 09:27

      Гидразином и прочими военными топливами — есть риск травануться самому, и травануть окружающих.


      1. ghrb
        02.01.2020 09:41
        +2

        Не, с гидразином только так:
        image

        Плюс для гидразина нужен окислитель, а тут он берётся из атмосферы, не нужно его с собой таскать.


        1. GorchilinD
          02.01.2020 19:54

          Такие красивые прикиды у ребят могут быть вызваны спецификой полезной нагрузки. Если кратко, это ядерное оружие, «автобус». Сама система- средство обезглавливающих, обезоруживающих ударов против которого беспомощна СПРН.

          Чтобы не повторяться, вот ссылка на мою короткую заметку www.digger.dp.ua/otkroem-malenkij-sekret-amerikanskij-bespilotnyj-shattl-x-37b-zachem-on-nuzhen


          1. ghrb
            03.01.2020 08:14
            -1

            Орбитальный носитель ЯО? Напомните, сколько раз в месяц эта штука в идеале сможет пролетать над Москвой?


    1. rsync
      02.01.2020 19:54

      если нужна экономичность, то это параплан с моторчиком


      а тут люди хотят динамику и скорость


      1. ghrb
        03.01.2020 08:16

        Но топлива может не остаться на динамичный и скоростной полет, вот в чем заковыка. И параплан очень чувствителен к погоде.


        1. JediPhilosopher
          04.01.2020 03:34

          Эта штука скорее всего тоже чувствительна. Вряд ли она сможет летать в сильно худшие условия, при сильном ветре или дожде.


  1. Ostrovv
    02.01.2020 08:51
    +1

    "… какие сервомоторчики посоветуете использовать?" — любые… но желательно соответствующие опытным нагрузкам или мат модели устройства.


  1. stalker1984
    02.01.2020 09:22
    +1

    Мне кажется пока ещё не кому побеждать. Победитель определяется рынком. А пока что не сформированны даже конфигурации потребностей и рыночная инфраструктура.


  1. aydahar
    02.01.2020 11:26

    На счёт сервоприводов. Нужно определиться с требуемым усилием и скоростью поворота. От этого уже можно подбирать устройства. Китайские начинаются от 15$ (с металлическими шестернями), но для такого дела я бы так не рисковал :)) Разве что, на стенде испытывать.
    Нормальные брендовые от 50$. Мощные/быстрые могут и 200$ стоить.


    1. MagisterLudi Автор
      02.01.2020 11:27

      ну учитывая что тяга 55 кг и + запас прочности + рычаг?


      1. aydahar
        02.01.2020 12:17
        +1

        Ну, если тренироваться на кошках испытывать на стенде — то вот бюджетный вариант, который не жалко. Можно и на 70 кг найти похожие.
        Ну, а если свою жизнь доверять, то лучше что-то более брендовое. (есть и проще варианты, конечно)


    1. kisaa
      02.01.2020 11:53

      Нормальные брендовые от 50$. Мощные/быстрые могут и 200$ стоить.

      При стоимости одного движка 17 килобаксов, беспокоиться о сервоприводе за 200...


      1. Diordna
        02.01.2020 18:52

        движка которыя живет несколько десятков часов лучшем случае.

        Анекдот про Шейха который менял машины после того как они переставали ехать( кончилось топливо) обретает новую форму :)

        всех с Новым годом удачи летунам!


  1. iz_amal
    02.01.2020 11:27

    Круто) Надеюсь через n-ое количество лет мы будем наблюдать соревнования на реактивных ранцах.


  1. Stepler
    02.01.2020 11:56

    Впечатлило!


  1. MOPOH
    02.01.2020 12:23

    А что Вы думаете о чешских двигателях?


    1. numitus2
      02.01.2020 12:41

      На сайте цены не приведены. Интересно было бы сравнить


    1. MagisterLudi Автор
      02.01.2020 14:07

      А что думать? Тестировать надо :)


  1. v1000
    02.01.2020 13:12

    смелые люди. там некоторые вообще начинали с гибкими баками с керосином под одеждой.


  1. justhabrauser
    02.01.2020 14:43

    Интересно — какой ресурс у этого двигателя?


    1. MagisterLudi Автор
      02.01.2020 15:11

      25 часов, потом отсылаешь производителю, он за 100-200 долларов делает капремонт и еще 25 часов и так до бесконечности.


  1. iago
    02.01.2020 19:14

    1) Сколько можно пролететь с самостоятельным взлетом/посадкой?
    2) Насколько это безопасно, у него хоть есть парашют?


    1. JediPhilosopher
      02.01.2020 20:01

      Парашют точно есть, раньше он на нем и садился. Время полета и без ВВП у него было раньше не очень большое, вроде минут 15-20 всего. Теперь наверное совсем маленькое.


      1. kalininmr
        03.01.2020 12:39

        20 минут не так уж и мало. если подумать.
        гораздо больше, чем у первых реактивных самолетов


        1. MagisterLudi Автор
          03.01.2020 17:31

          А сколько было у самолетов?


          1. kalininmr
            03.01.2020 21:09

            у первых? несколько минут.
            а дальше просто как планер летел.

            тактика применения — перехватчик.
            быстро зашел на атаку — пульнул и назад.


            1. ghrb
              04.01.2020 04:05

              Вы не путаете с ракетным me163? Турбореактивный Швальбе например имел нормальную дальность 840 километров. А вот me 163, да, 200.


              1. kalininmr
                04.01.2020 17:44

                Швальбе — это, прям скажем, не первый.
                это уже ТРД были поставлены на поток несколькими производителями.

                а до этого 100-200 км дальность


                1. ghrb
                  04.01.2020 20:21

                  Ну если говорить про He 178, то да, но он не заходил ни на кого в атаку, его насколько знаю в одном экземпляре построили.


                  1. kalininmr
                    04.01.2020 21:08

                    было ещё несколько проектов.
                    конкретно у немцев даже несколько реализовали ограниченным тиражом.
                    некоторые весьма любопытные


        1. ghrb
          03.01.2020 19:53

          Но там у первых реактивных был большой запас по повышению эффективности двигателей.


  1. Rikhmayer
    03.01.2020 12:15

    Оффтоп: а почему в ховеборде не используют турбовинтовые движки? Они же должны быть эффективнее при нулевой то скорости набегающего потока?


    1. MagisterLudi Автор
      03.01.2020 17:30

      Не таких маленьких


  1. QwertyOFF
    03.01.2020 20:22

    Интересно было бы посмотреть на процедуру перехода из вертикального полета в горизонтальный и наоборот, что-то подсказывает что этот вопрос у них еще не проработан.


    1. MagisterLudi Автор
      04.01.2020 03:07

      набираешь высоту, потом пикируешь