После двух лет погружения в тему реактивных ранцев/ховербордов/крыльев, я на лекциях всегда говорю свою позицию: будущее за «крыльями». Ни англичанин Ричард Браунинг с его платьем железного человечка, ни француз Фрэнки Запата с его ховербордом-флайбордом не смогут сравниться с тем, что очень-очень скоро будет вытворять швейцарский дедушка с милой нашему уху фамилией (Ив Росси). В прошлом году ему стукнуло 60 лет, надеюсь, он ещё пролетает 60 лет.
19 декабря 2019 года Ив Росси выложил два видео, где демонстрируется вертикальное парение и тренировки. Это очень значительный мотивирующий шаг, который вдохновит многих разработчиков на создание своих версий автоматики для стабилизации и управления полетом/зависанием на реактивной струе.
В сети я откопал, что первые полеты на крыле Ив Росси начал в 2004 году. Крыло было складное, чтобы можно было выйти в маленькую дверцу самолета. И Включались турбины тоже на борту самолета, а как только набирали обороты — Ив Росси выпрыгивал и раскладывал крыло.
Вот старенькое видео:
Слухи ходили давно, что Ив Росси с командой работает над вертикальным взлетом и посадкой, но теперь мы имеем неоспоримые подтверждения того, что у него есть работающий образец.
Ив Росси использует 4 турбореактивных двигателя JetCat P-550 (с тягой по 55 кг каждый), на двух из которых установлены отклоняемые векторы тяги. (Вопрос к залу: какие сервомоторчики посоветуете использовать?)
Весит мотор 4,9 кг, выдаёт на максимуме 83 000 оборотов в минуту, скорость струи 2100 км/ч, стоимость около 17 000 долларов за штуку.
Некоторые зарубежные СМИ пишут, что органы управления находятся на пальцах у пилота.
Демонстрация вертикального полета в режиме Safe Mode над озером:
Тренировка проходит вот так:
То, что Ив Росси не мог самостоятельно взлетать и самостоятельно приземляться — всегда было слабым местом и швейцарец стоял особняком в отношении VTOL и Jetpack. Но теперь-то, умея взлетать и приземляться вертикально и самостоятельно, он надерет задницы всем скептикам.
С новым, турбореактивным, годом!
P.S.
Комментарии (37)
Ostrovv
02.01.2020 08:51+1"… какие сервомоторчики посоветуете использовать?" — любые… но желательно соответствующие опытным нагрузкам или мат модели устройства.
stalker1984
02.01.2020 09:22+1Мне кажется пока ещё не кому побеждать. Победитель определяется рынком. А пока что не сформированны даже конфигурации потребностей и рыночная инфраструктура.
aydahar
02.01.2020 11:26На счёт сервоприводов. Нужно определиться с требуемым усилием и скоростью поворота. От этого уже можно подбирать устройства. Китайские начинаются от 15$ (с металлическими шестернями), но для такого дела я бы так не рисковал :)) Разве что, на стенде испытывать.
Нормальные брендовые от 50$. Мощные/быстрые могут и 200$ стоить.MagisterLudi Автор
02.01.2020 11:27ну учитывая что тяга 55 кг и + запас прочности + рычаг?
aydahar
02.01.2020 12:17+1Ну, если
тренироваться на кошкахиспытывать на стенде — то вот бюджетный вариант, который не жалко. Можно и на 70 кг найти похожие.
Ну, а если свою жизнь доверять, то лучше что-то более брендовое. (есть и проще варианты, конечно)
kisaa
02.01.2020 11:53Нормальные брендовые от 50$. Мощные/быстрые могут и 200$ стоить.
При стоимости одного движка 17 килобаксов, беспокоиться о сервоприводе за 200...
Diordna
02.01.2020 18:52движка которыя живет несколько десятков часов лучшем случае.
Анекдот про Шейха который менял машины после того как они переставали ехать( кончилось топливо) обретает новую форму :)
всех с Новым годом удачи летунам!
iz_amal
02.01.2020 11:27Круто) Надеюсь через n-ое количество лет мы будем наблюдать соревнования на реактивных ранцах.
v1000
02.01.2020 13:12смелые люди. там некоторые вообще начинали с гибкими баками с керосином под одеждой.
justhabrauser
02.01.2020 14:43Интересно — какой ресурс у этого двигателя?
MagisterLudi Автор
02.01.2020 15:1125 часов, потом отсылаешь производителю, он за 100-200 долларов делает капремонт и еще 25 часов и так до бесконечности.
iago
02.01.2020 19:141) Сколько можно пролететь с самостоятельным взлетом/посадкой?
2) Насколько это безопасно, у него хоть есть парашют?JediPhilosopher
02.01.2020 20:01Парашют точно есть, раньше он на нем и садился. Время полета и без ВВП у него было раньше не очень большое, вроде минут 15-20 всего. Теперь наверное совсем маленькое.
kalininmr
03.01.2020 12:3920 минут не так уж и мало. если подумать.
гораздо больше, чем у первых реактивных самолетовMagisterLudi Автор
03.01.2020 17:31А сколько было у самолетов?
kalininmr
03.01.2020 21:09у первых? несколько минут.
а дальше просто как планер летел.
тактика применения — перехватчик.
быстро зашел на атаку — пульнул и назад.ghrb
04.01.2020 04:05Вы не путаете с ракетным me163? Турбореактивный Швальбе например имел нормальную дальность 840 километров. А вот me 163, да, 200.
kalininmr
04.01.2020 17:44Швальбе — это, прям скажем, не первый.
это уже ТРД были поставлены на поток несколькими производителями.
а до этого 100-200 км дальность
ghrb
03.01.2020 19:53Но там у первых реактивных был большой запас по повышению эффективности двигателей.
Rikhmayer
03.01.2020 12:15Оффтоп: а почему в ховеборде не используют турбовинтовые движки? Они же должны быть эффективнее при нулевой то скорости набегающего потока?
QwertyOFF
03.01.2020 20:22Интересно было бы посмотреть на процедуру перехода из вертикального полета в горизонтальный и наоборот, что-то подсказывает что этот вопрос у них еще не проработан.
ghrb
Но вертикальные взлёт и посадка керосин же жрут как не в себя. От дальности полёта ничего не остаётся. Тут или переходить с керосина на что-то более энергоёмкое, или после взлёта человека-самолёта должен встречать дрон-заправщик и заливать керосину доверху.
Keynessian
Гидразином и прочими военными топливами — есть риск травануться самому, и травануть окружающих.
ghrb
Не, с гидразином только так:
Плюс для гидразина нужен окислитель, а тут он берётся из атмосферы, не нужно его с собой таскать.
GorchilinD
Такие красивые прикиды у ребят могут быть вызваны спецификой полезной нагрузки. Если кратко, это ядерное оружие, «автобус». Сама система- средство обезглавливающих, обезоруживающих ударов против которого беспомощна СПРН.
Чтобы не повторяться, вот ссылка на мою короткую заметку www.digger.dp.ua/otkroem-malenkij-sekret-amerikanskij-bespilotnyj-shattl-x-37b-zachem-on-nuzhen
ghrb
Орбитальный носитель ЯО? Напомните, сколько раз в месяц эта штука в идеале сможет пролетать над Москвой?
rsync
если нужна экономичность, то это параплан с моторчиком
а тут люди хотят динамику и скорость
ghrb
Но топлива может не остаться на динамичный и скоростной полет, вот в чем заковыка. И параплан очень чувствителен к погоде.
JediPhilosopher
Эта штука скорее всего тоже чувствительна. Вряд ли она сможет летать в сильно худшие условия, при сильном ветре или дожде.