В моем опыте аналитика за почти 7 лет (хоть он и не очень большой на самом деле) было много разных интересных историй, но самый забавный момент — это когда я оказалась в патовом проекте, который нельзя было не сдать, но туда свалились все беды: и смена заказчика, и распределенная команда, и локальна я одна, и новая предметная область для меня, и близкий дедлайн.


И вот как то раз мне предложили выступить на конференции аналитиков.


Я начала думать, чем же можно поделиться, какие знания передать….какие-то специфичные знания как проектировать в uml или как писать правильно по ГОСТ не хочется рассказывать, потому что это интересно одним аналитикам и не интересно другим. Ну хотя бы потому, что роль аналитика на столько многогранна и в каждой фирме, на каждом проекте аналитик выполняет те или иные функции, и знания ему нужны определенные.


И вот в голову пришла идея, что есть советы, которые подойдут для любого уровня аналитика на любом проекте, а уж для нового патового проекта тем более должны быть актуальными.
Именно о них и будет говориться в этой статье.


Итак, это всего ПЯТЬ советов:


1. Прими как данность специфику проектной деятельности


… все эти цейтноты, дедлайны, какие-то стендапы и планерки — в общем все, что обычного человека выводит из равновесия, все это необходимо аналитику в его работе.


Прими, чтобы потом заказчик тебя не отпаивал коньяком, когда твои нервы уже на исходе.
Была у меня такая история, когда заказчику все не нравилось, а команда разработчиков постоянно ругалась, что нужно все переделывать, и все это как снежный ком. И конечно после очередного высказывания в нашу сторону мои нервы не сдали.


  • Запомни, все заказчики сложные: начиная от операциониста в поликлинике города Любим и заканчивая министрами федерального уровня. И модные парни из Теле2 сложные, и даже если ты попадёшь в фирму на внутренние проекты (например, делать свой таск-трекер, то и ИТ специалисты (такие же аналитики, руководители проектов и прочие) могут быть неадекватными заказчиками, к сожалению.

Как с ними работать:


  • Держать в курсе, всегда рассылать логи\резюме договоренностей, фолоуапы, всегда уведомлять о смещении сроков и прочие организационные моменты, установленные в вашей фирме;
  • Не забывай об элементарных человеческих отношениях: у заказчика также заболел кот и ругается жена, например, и поэтому он может быть просто не в настроении.
  • Успокойся.

a. Эмоции мешают включать рациональное мышление (читай Карнеги, Фридмана, Литвака и прочее). Все проекты сдаются, рано или поздно, со штрафами или без. «Аналитический паралич» съедает твое время, нужно просто что-то делать, чем не делать ничего;


b. Высыпайся и постарайся отдыхать, цейтнот блокирует развитие (Гандапас хорошо рассказывает об отвлеченном деле для развития мозга);


c. Понимай свою зону ответственности правильно. Не должно быть двух диаметральных представлений: ты ничего не должен никому или синдром отличника. Есть задача — есть срок, не успеваешь или есть блокеры — эскалируй, все должны об этом знать, чтобы переиграть планирование.


2. Найди единомышленников, тех с кем тебе комфортно обсуждать задачи


  • Найди себе наставника — человека, который охотно делится знаниями.

Мне не очень везло как-то на наставников, ведь это двустороннее соглашение. Мало сказать: «О, парень, привет! Я заметила, что ты соображаешь в этой теме, давай ты будешь меня учить и направлять». Не факт, что его заинтересует такое предложение.


Но вот одной моей коллеге очень повезло.


История в чем: во многих фирмах практикуется «назначенное наставничество». Ей в наставники поставили опытного системного аналитика, с которым она смогла выстроить дружественные отношения. Он был крут, она не очень. Поэтому практически на всех решениях она прикрывалась его именем и всегда знала, что он ее подстрахует. Самой проявлять активность в таких тепличных условиях она не очень хотела.


Так продолжалось до тех пор, пока этот наставник не решил сменить работу. Он ушел, а она совсем слабенькая как специалист. И вот потом в разговорах она сама себя ругала, что надо было опыт перенимать, а не веселиться. Теперь она тоже ушла в другую фирму, так как не смогла сама.


Вывод: не просто найди себе наставника, но еще и используй это правильно, если тебе так повезло.


  • Постарайтесь вписаться в коллектив.

Вообще работа в команде, выстраивание доверительных отношений многого стоит.
Был на моем опыте такой прецедент, когда руководитель проекта (далее РП) по очереди ругала каждого участника команды, а команда локально была отдельно от РП. Все долго терпели и думали, что в них дело.


Но в один прекрасный момент договорились между собой и коллективно отказались с ней работать. В итоге получили нового РП, с которым сложилась уже продуктивная работа.


Вывод: ищите всегда единомышленников и тех, кто может вас понять и поддержать.Кроме наставника, хорошо бы вычислить центровых фигур в проекте, от решений которых зависит судьба продукта и проекта. Поможет сэкономить время задавать вопросы в нужное направление.


3. Будь проактивным


-Не понятно- спрашивай.


Не понятно так, что даже не знаешь, что спросить — все равно спрашивай, но по-умному, чтобы тебе рассказали, а не отвечали на допросы (здесь в принципе хорошо пойдут примеры с закрытыми/открытыми вопросами и схема коммуникации «что вы об этом думаете»)
Как это работает: “зачем?" — узнать истинную проблему, границы требования, эффект, который хотим получить.


-Записывай.


Записывай абсолютно все. Если созвон, то фиксируй себе основные аспекты, если онлайн вычитываем какой то документ, то оставляй себе комментарии по каждой формулировке и автора формулировки (можно вспомнить фразу «умный не тот, кто знает, а тот, кто накапливает знания и в нужный момент их озвучивает»).


  • Не принимай быстрых решений, подумай, спроси у наставника, посоветуйся. В общем, "не звезди".
    Как это работает:
  • Скорее всего ты не первый, кто задумался над этой проблемой;
  • Проверьте, может есть готовое решение;
  • Может кто-то в фирме уже занимался подобным;
  • Спросите, как другие решают аналогичные проблемы\задачи.

4. Мат часть


Все лайфхаки приходят с опытом или из умных книжек по управлению временем, стрессами, коммуникациями, хаосом, вселенной, рабами…. тем не менее, профессионалом тебя делает именно фундамент из мат.части (у Фридмана хорошо написано про это).


Если видишь пробелы — узнавай новое. Ты потом будешь продавать именно свои навыки и знания, а не количество закрытых тикетов (читать Вигерса, «путь аналитика» и прочее).


Мы зачастую работаем на проекте и не выглядываем за пределы проекта (продукта). Все-таки нужно ездить на конференции, проходить тренинги и прочее.


5. Не бойся получать обратную связь


Ретроспектива — если ее не проводят по закрытию проекта или в самом отделе аналитики в какие-то вехи, то спрашивай сам о своей персоне. Плюсы конечно хорошо, но за счёт знания своих минусов — мы не останавливаемся на месте и развиваемся.


Надеюсь, я была вам полезна, дерзайте.