В нашем блоге мы уже рассказывали о том, как рестораны внедряют системы автоматизации работы (например, Jowi), изучают посетителей с помощью Google и занимаются дизайном меню. Несмотря на то, что рестораторы продумывают множество различных деталей, многие из них забывают о еще одном важном аспекте, который непосредственно влияет на успех заведения — это уровень шума.

«Новый табачный дым»


Распространенная ситуация — в теплое время года открывается новое заведение, которое быстро становится популярным. Его создатели уделяют больше внимание декору и качественным блюдам, окна открыты, люди общаются, и все просто чудесно. Но затем приходит осень, окна приходится закрыть, чтобы сохранить тепло, и тут выясняется, что в помещении становится громче. Значительно громче.

Звук готовящихся коктейлей смешивается со шумом, доносящимся с открытой кухни, и все это перемешивается с фоновой музыкой. Кроме того, когда в помещении становится больше народу, посетители сами по себе начинают говорить громче — есть даже математические исследования на эту тему. В таких условиях нормально пообщаться довольно трудно.

Mayo Clinic приводит следующее сравнение уровня шума в децибелах и источника, который мог бы издавать его в реальной жизни:

  • 60 децибел — звук обычного разговора, безопасный уровень.
  • 70 децибел — так звучит стиральная машина, безопасный уровень.
  • 80 децибел — звук оживленной автодороги, все еще безопасный уровень.
  • 85-90 децибел — примерно равняется мощной газонокосилке, при воздействии на органы слуха на протяжении 8 часов в день могут быть проблемы.
  • 95 децибел — мотоцикл, при воздействии такого шума на протяжении 8 часов в день будут проблемы.
  • 100 децибел — эквивалетно работающим аэросаням, риск при воздействии на протяжении 2 часов в день.
  • 110 децибел — рок-концерт, и 30 минут достаточно для возникновения проблем.

Издание Boston Globe изучило уровень шума в американских заведениях. Рекордсменом стало заведение с уровнем шума в 86 децибел в среднем (и пиками до 97 децибел). После того, как журналисты обратились за комментариями к представителям ресторана, в письме им ответили, что «уровень шума находится на желаемом уровне для руководства».

Представитель еще одного довольно громкого заведения (81 децибел) Тереза Паопао заявила, что команда, занимавшаяся подготовкой ресторана к открытию, просто не спрогнозировала, как будет звучать заполненный зал. «Тут всегда было довольно громко», — говорит она. «Но когда пришла осень и мы закрыли окна, появилась еще одна стеклянная стена, и звуку было просто некуда деться».

Опрошенный Globe саунд-эксперт Стивен Драго заявил, что уровни шума, с которыми столкнулись журналисты, неприемлемо высоки («особенно 97 децибел»). По его мнению, слуху людей которые посещают такие заведения, а тем более там работают, наносится ущерб.

«Шум — это новый табачный дым», — говорит Джун Хо Ли из вашингтонской исследовательской компании The Hartman Group. «Люди по-прежнему в ресторанах не только едят, но и общаются. Оживленный гул в помещении — вполне нормален, но когда вы пытаетесь поговорить, сильный шум не вызывает положительных эмоций».

Что делают рестораны


Несмотря на ответы в духе «менеджмент все устраивает», в наши дни недовольные пользователи могут пойти дальше, чем просто обсуждать в интернете уровень шума и как сделать посещение громкого заведения более комфортным (приводятся советы из серии «приходить пораньше, пока никого нет», «не сидеть у телевизора»).

Сегодня гости, оставшиеся неудовлетворенными посещением ресторана, могут оставить о нем негативный отзыв на специализированных сайтах или в соцсетях, кроме того, таким клиентом может оказаться и популярный блогер, который моментально расскажет своим читателям обо всех минусах заведения.

Поэтому большая часть рестораторов все-таки прислушивается к мнению клиентов. Так, один из посетителей мексиканского ресторана в городе Сомервиль пришел туда на свидание с девушкой и остался недоволен уровнем шума. Он рассказал о своих впечатлениях на сайте отзывов, а когда вернулся в ресторан через год, то уровень шума уже был «куда более нормальным». После этого пользователь написал новый отзыв, в котором отметил улучшения.

Владельцы заведения потратились на дополнительную шумоизоляцию. Изоляционный материал был добавлен даже в столы и стулья, а на стены установили 33 специальные звукопоглощающие панели, шириной 5 сантиметров и покрытые огнеупорным составом. Они также были особым образом декорированы, чтобы вписываться в интерьер.



Кроме того, произошли и изменения в планировке зала — бар был передвинут дальше от входа в отдельный угол. Все это влетело в копеечку — затраты на снижение шума составили $30 000.

Другой ресторан в городе Боурн, штат Массачусетс — Lobster Trap — для борьбы с шумом даже было решил вообще не закрывать окна и двери в любую погоду. Плохое проектирование привело к тому, что при закрытых дверях шум в заведении возрастал многократно, от чего у посетителей болела голова. Частично решить проблему удалось с помощью установки на крышу звукопоглощающих паналей, которые были задекорированы под ловушки для лобстеров:



Некоторые рестораторы говорят, что проблемы с уровнем шума стали для них неприятным сюрпризом. «Когда ты все продумал, а затем люди начинают жаловаться на шум — это немного разочаровывает», — говорит Тереза Паопао. Однако оставить все как есть заведения просто не могут — ведь иначе гости будут недовольны, а это может привести к реальным финансовым потерям — еще в 2011 году проводилось исследование, согласно которому повышение рейтинга на сайтах отзывов могло приводить к росту выручки несетевых заведений на несколько процентов.

Комментарии (13)


  1. Nadoedalo
    10.08.2015 19:16
    +1

    Интересная статья. А можно ещё пожалуйста статью про то как/чем мерять уровень децибел + какими методами их можно уменьшать? Хотя бы к каким спецам обращаться?
    Потому что действительно хорошие заведения это такие в которых нормальный уровень фонового шума, что бы можно было друг с другом нормальным голосом общаться и что бы никто ни тебя не слышал, ни они тебе не мешали. Вот это — действительно искусство.


    1. mr_dein0s
      10.08.2015 20:22

      На простом обывательском уровне можно измерить и смартфончиком.
      К примеру, приложение для android — play.google.com/store/apps/details?id=com.tsystems.humanSensor
      В целом — довольно хорошо работает. Периодически использую, ради удовлетворения собственного любопытства :)
      Жаль, что отправка данных там не очень допилена для СНГ.

      Схожих приложений довольно много в сторе. Думаю, что и в appstore найдутся подобные.


      1. xandr
        16.08.2015 19:17

        У этих приложений есть общая проблема — калибровка. Устройства разные и результаты могут существенно отличаться даже для потребительского уровня. К тому же три установленных приложения из AppStore показывали разные значения даже на одном телефоне.


  1. ncix
    10.08.2015 22:18
    +1

    Много лет наблюдаю одну кафешку в Анапе, возле пляжа. Деревянные столы, лавки, разливное пиво, нехитрая закуска, танцпол с орущими динамиками и демократичные цены. Короче заведение без изысков. И тем не менее, оно всегда просто ломится от посетителей. Даже в конце сентября на излете сезона, когда в соседних, более приличных заведениях уже просто пусто, в этом не всегда можно найти свободное место.
    Раньше списывал на менталитет. Но побывав на балтийском курорте на границе Польши и Германии, я с удивлением обнаружил заведение точно такого же формата и работающее с таким же успехом.
    И да, там очень шумно. Разговаривать невозможно.


    1. miha2
      11.08.2015 04:52

      Возможно поэтому таким хорошим успехом пользуются открытые терассы, когда звук просто уходит во внешнюю среду. Даже если на улице очень жарко, люди всё равно предпочитают открытую терассу внутреннему помещению. У меня тут недалеко в центральном Печерском районе Киева есть небольшой «ресторанчик» приезжих «горцев». Не знаю что они там такое эксклюзивное продают, но именно под обычными столиками аля пластик и под зонтиками от солнца и дождя — людей у них нет отбоя. Практически всегда все столики заняты.


  1. edogs
    11.08.2015 00:50
    +1

    Рестораны, хех.
    В кинотеатрах (в питере по крайней мере) нереально фильмы смотреть, речь еще более менее на нормальной громкости, но вот звуки раза в 3-4 громче нормы. Пара гудков автомобиля в фильме и уже хочется уйти, а на взрывающемся вертолете просто сбегаешь жалея что не ушел.
    При этом народ вроде ходит и смотрит, фиг знает как так. Вроде и готовы были ходить и платить за билеты и качество, но в результате торренты и ТВ дома.


    1. miha2
      11.08.2015 06:29
      +1

      В Киеве с этим вроде окей. Но тут запустили «антипиратскую компанию» и в рекламе звук «выкрутили» на максимум. И просто из-за этой банальной штуки в кинотеатры ходить не хочу. Качаю bluray и достаточно дома ТВ 42".


  1. rtzra
    11.08.2015 06:23
    +4

    Я не хожу в кино именно по причине отвратительного звука: он всегда на запредельной громкости. И все навороты оборудования не имеют абсолютно никакого значения когда все в зале вибрирует каждое кресло. При всем этом народ дико любит поговорить (а им приходится орать в таких условиях) и пошуршать всякими пакетиками — это вообще сильно мешает. Возможно, вы скажете что я хожу не туда — но абсолютно во всех киношках так.


    1. aleks_raiden
      11.08.2015 09:11

      Странно как -то все это слышать — я хожу в кинотеатры именно потому, что там есть громкость и можно раствориться в звуке. никакими способами дома этого не получить


      1. rtzra
        11.08.2015 12:25

        Значит вы из тех, кто любит громкий звук «чтобы все тряслось». Не будем вспоминать рекомендации врачей насчет уровня громкости, но лично мне это просто неприятно.


  1. zencd
    11.08.2015 17:56

    Несколько наивное исследование с той точки зрения что владельцев заведений урвень шума именно что устраивает — рестораны, кафе, бары, кинотеатры, клубы… Зачем и почему выкручивают звук — не знаю, может продажи алкоголя лучше идут, хе-хе, но тенденция налицо. Довольных сложившейся ситуацией (прямо высказывающихся) я не встречал, недовольных немного видел. Но! В статье упоминаются итернет-рейтинги заведений, и вот это уже может что-то поменять в мире.


    1. Nadoedalo
      11.08.2015 18:57

      на хабре или гике читал статью о том что чем шумнее заведение — тем меньше вкуса у блюд/алкоголя. Так что если в баре слишком громко играет музыка — там почти наверняка отстойная кухня и алкоголь.