image

В розничной торговле для оценки эффективности процессов трансформации обычного посетителя в платящего клиента используется показатель конверсии, основанный на данных подсчёта посетителей.

Раньше для анализа и сбора статистики развёртывали системы, работающие по инфракрасному лучу или на тепловых датчиках. Сегодня же достаточно установить хотя бы одну камеру, подключенную к сервису видеоаналитики.

Казалось бы, система распознавания лиц, трансформирующая любую камеру в «счётчик» уникальных лиц, должна раз и навсегда закрыть тему трекинга людей. Но специализированное оборудование детекции и подсчёта не исчезло с рынка и представлено, в том числе, устройствами от Ivideon и Dahua.

Разрешить парадокс поможет этот материал.


image

Система распознавания лиц Ivideon Faces анализирует видеопоток с камеры на входе и помогает узнать количество уникальных и новых посетителей на объекте с разбивкой по дням и часам. Облачное распознавание лиц работает на камерах с прошивкой Ivideon, либо на камерах, подключенных через Ivideon Server.

Сервис предоставляет информацию о времени суток, когда люди посещают торговую точку, демографических характеристиках (пол и возраст), и даже об эмоциях на лицах. Решение легко в использовании и удалённом обслуживании.

Другой способ облачного подсчёта не связан напрямую с распознаванием лиц и реализован на базе иных алгоритмов видеоаналитики – для подсчёта посетителей можно использовать любую камеру, подключив к ней тариф с функцией облачного счётчика посетителей.

image

Однако некоторые наши клиенты, например, сеть магазинов «Московский ювелирный завод» выбрали специализированное устройство – Ivideon Counter 3D. Система распознавания лиц, как ясно из названия, работает именно с лицами и не всегда оказывается эффективна для подсчёта большого количества посетителей.

Человек может легко заслонить лицо другого посетителя, и тогда система посчитает их как одну персону. Для повышения точности объектив камеры должен находиться на высоте чуть выше человеческого роста и быть направлен точно на входящий поток, что тяжело реализовать в условиях реального магазина. К тому же, такое решение эффективно считает только односторонний поток посетителей.

Камера-счётчик Ivideon Counter 3D



image

Счётчик, построенный на базе 1,3-мегапиксельной камеры с двумя сенсорами, устанавливают вертикально над проходом таким образом, чтобы в объективы попали все входящие и выходящие посетители. Охватывая зону контроля под углами 91° (горизонтальный) и 66° (вертикальный), Ivideon Counter 3D считает людей с точностью не менее 95 %.

Расположение объективов рядом друг с другом позволяет каждому датчику захватывать изображения одной и той же области под немного разными углами, что повышает восприятие глубины и помогает фильтровать объекты по высоте. Технология даёт камере возможность различать людей и другие объекты (например, тележки).

Камера отслеживает пересечение посетителями заданной линии и контролирует весь пешеходный трафик. Переходы линии в одну сторону и в другую считаются отдельно – пользователям, соответственно, доступны несколько типов отчётов, рассортированных по типу трафика: на вход, на выход или всё вместе.

image

Данные в отчётах можно сортировать по датам и с точностью по времени – от нескольких часов до месяцев. Причём для каждого счётчика отдельно, что облегчает сбор статданных в помещении, где есть несколько входов-выходов и несколько «каунтеров».

В основе Ivideon Counter 3D лежат технологии стратегического партнера Ivideon – компании Dahua Technology. В 2019 году Dahua освоила выпуск новых камер-счётчиков с двумя объективами. В рамках партнёрской программы интеграции Dahua использует на счётчиках облачный сервис Ivideon.

Ivideon Counter 3D работает на нативном протоколе Dahua и обладает практически всеми возможностями других счётчиков, выпущенных под брендом Dahua. Однако работа с нативным протоколом даёт и уникальные возможности – например, API для счётчика. Теперь сторонняя система может запросами получать статистику прохода посетителей из облака Ivideon.

Распознавание лиц vs. интеллектуальный счётчик


image
Система Ivideon Faces (раздел «Лица» в личном кабинете)

Система распознавания лиц эффективно работает в рамках СКУД, в кассовой зоне, для выявления VIP или потенциально опасных посетителей магазина. Система определяет движение посетителей по всему помещению – можно легко определить области, которые покупатели посещают чаще всего, где формируются очереди и где проводят больше всего времени.

Камера-счётчик измеряет пешеходный трафик у входов в магазин, в зоне перед витриной или в определённых точках у стеллажей. Стратегическое преимущество счётика по сравнению с любой другой облачной камерой – возможность работать без постоянного подключения к интернету и облаку.

Counter 3D эффективно работает в случае разрыва сети – невзирая на отсутствие связи, устройство будет считать посетителей и записывать данные в локальный архив. После восстановления доступа к интернет-каналу вся статистика «докачивается» в облако и становится доступа в личном веб-кабинете пользователя.

image
Данные счётчика доступны в разделе «Посетители» личного кабинета Ivideon

Вертикальное расположение Ivideon Counter 3D обеспечивает стабильный и чёткий фон для анализа снимка. Если фон представляет собой сложную сцену, например, при съемке на горизонтально расположенную камеру, то снижается эффективность обнаружения движущихся объектов.

Камера должна быть установлена на расстоянии не менее 2,5 метров над целью. Рекомендуемая ширина выхода и входа должна находиться в пределах 3 метров – для подсчёта статистики на входе, ширина которого превышает 3 метра, рекомендуется установить несколько камер.

Ivideon Counter 3D может работать в условиях низкой освещённости, низкой контрастности, пониженной или повышенной яркости внешнего света, благодаря поддержке технологий улучшения изображения:

  • Back Light Compensation – функция компенсирует излишки освещения;
  • 3D Digital Noise Reduction – цифровое шумоподавление;
  • Digital Wide Dynamic Range – использование расширенного динамического диапазона и высокой цифровой обработки сигнала позволяет получить качественное изображение одновременно ярких и тёмных участков кадра.

Собирая данные о пешеходном трафике в наиболее загруженные часы дня, менеджеры могут вывести достаточное количество персонала в часы пик. Данные позволяют оптимизировать планировку помещения, чтобы обеспечить легкий и комфортный сервис обслуживания. Но самое главное – вы получите инструмент для расчёта показателей конверсии.

Как узнать и использовать конверсию с помощью счётчика посетителей


Практика подсчёта стоимости одного привлечённого покупателя в офлайн-рознице не так распространена, как в онлайне. Однако анализ того, насколько эффективно магазин отрабатывает каждую возможность привлечения потенциального клиента, поможет бизнесу увеличить прибыль. Для этого достаточно сложить стоимость арендной платы, затраты на оформление витрин и рекламу, а затем разделить получившуюся сумму на количество посетителей.

Уровень конверсии посетителей в покупателей в общем виде считают двумя способами:

  1. (Количество покупателей / Количество посетителей) * 100 %;
  2. (Количество покупателей / Количество посетителей * Коэффициент погрешности) * 100 %.

Коэффициент корректировки погрешности должен учитывать клиентов, у которых нет потребности покупки (зашли погреться или другим образом случайно оказались в магазине).
Расчеты по первой формуле при 100 посетителях в день и 50 покупок дадут конверсию 50 %. Конечно, хорошо бы отделить потенциальных покупателей от случайных посетителей торговой точки. В этом случае конверсия будет даже выше.

Но по какой именно формуле считать и как определять погрешность? На самом деле это не так важно. Даже для разных видов бизнеса показатель эффективной конверсии значительно отличается. Для автомобильного салона конверсия 3 % станет очень хорошим показателем, а для магазина канцелярских товаров – полным провалом.

Учитывая несовершенство всех методик подсчёта, лучшим вариантом остаётся наблюдение за относительными цифрами. Важны не сами абсолютные цифры, а то, как они соотносятся и как меняются со временем. Вы можете выбрать любой вариант – относительный прирост или падение конверсии будет выглядеть одинаково.

Таким образом, если по одной методике ваша еженедельная конверсия выросла с 20 % до 25 %, а по другой с 40 % до 50 %, то и в том и в другом случае прирост будет в 1,25 раза. Важно учитывать статистические данные за достаточный для анализа промежуток времени. А удобная статистика Ivideon Counter 3D, доступная как в личном кабинете онлайн, так и для анализа в других системах по API, поможет принять наиболее эффективное решение для развития вашего бизнеса.