Всем привет. Сегодня поговорим о новых форматах онлайн-обучения, а именно – о микрообучении, мобильном обучении и смешанном обучении.
Известно, что львиная доля студентов, столкнувшись со слишком громоздким курсов, бросает его так и не закончив. Эту проблему попытались решить создатели парадигмы микрообучения.
Согласно принципам микрообучения объемный курс разбивается на короткие уроки (чаще – в форме видео-клипов) по 5—7 минут каждый. В противовес «классическому» часовому уроку такие микро-уроки призваны помочь ученику освоить материал малыми шагами, «съесть слона по кусочку», а также учиться в перерывах между работой – ведь легче найти 5—10 минут свободного времени, чем ждать перерыва или окончания рабочего дня. Микрообучение – это не новый подход, а использование особенностей восприятия мозгом человека, да и, что уж скрывать, нынешнего клипового сознания.
Последователи microlearning говорят о плюсах метода: большей вовлеченности учеников в процесс, возможности учится в процессе работы. На самой известной платформе микро-курсов Coursmos в формате 1-3 минутных роликов обучают на самые разные темы. Правда, полноценным курсом это назвать сложно, больше похожи они на мини-презентацию. Этим они напоминают всем известные лекции Ted, которые также построены по принципу микрообучения. Из русскоязычных программ курсы Нетологии также можно назвать последователями micro learning.
Несмотря на простоту использования и несомненную пользу микрообучения, у этой технологии есть и минусы. Прежде всего, это невозможность пройти объемную тему «в один присест». Прерывания после 5-ти минутных клипов, пауза, снова вовлечение в процесс — такой «рваный» сам по себе может лишить концентрации. Клипы клипами, но в какой-то момент захочется убрать «заставки» и сосредоточиться на предмете. Вторым минусом является то, что микрообучение не тренирует произвольный фокус. Другими словами, вы привыкаете к коротким урокам, и вам все труднее сконцентрироваться на чем-либо. Непринужденный и легкий стиль изложения вредит процессу усвоения новых знаний – по мнению некоторых, для учебы лучше подходит сухой официальный стиль. С последним аргументом можно поспорить, а вот первые два, пожалуй, заставляют задуматься.
Стремительное развитие мобильных технологий принесло с собой и новый тип онлайн-обучения. Теперь учиться можно где угодно – главное, чтобы под рукой был смартфон или планшет, наличие постоянного интернета уже необязательно – mLearning может быть и оффлайновым. В отличие от классического e-learning мобильное обучение почти всегда является неформальным – преподаватели и тьюторы в нем, как правило, не участвуют вообще, их могут заменять эксперты, хорошо владеющие навыками презентации, и способные в увлекательной форме донести смысл урока. Учебный контент для mLearning либо создают специально, либо тщательно адаптируют и подают малыми, ёмкими, предметными порциями – в этом есть сходство с микрообучением, о чем мы говорили ранее. В этом смысле телефон или планшет – идеальные инструменты micro learning.
Огромное преимущество мобильного обучения по сравнению с классическим e-learning – бОльшая автономность ученика – теперь изучать основы программирования на Phyton можно даже стоя на балконе. Или на эскалаторе. Быстрота и динамичность при прохождении курсов – еще один весомый плюс.
Самым известным российским примером реализации принципов mLearning стало приложение для обучения английскому языку LinguaLeo. Ресурс My Mobile University представляет бесплатный доступ с мобильных устройств к лекциям и курсам крупнейших университетов и бизнес-школ. Американский учитель Тони Винсет и автор блога Learning In Hand для своих студентов и сочувствующих создал справочник в виде инфографики по мобильным приложениям для создания и распространения онлайн-курсов. Таким образом он претворил в жизнь тезис «ученики смогут стать учителями, а учителя – еще более крутыми преподавателями».
Mobile Learning как вид обучения постоянно развивается, но часть проблем все же остается нерешенной. Есть как чисто технические – ограничения устройств в объёме памяти, заряде батареи и размере экрана, так и организационные – сложно однозначно идентифицировать учащегося, к примеру, при прохождении теста. Кроме того, адаптация контента из «классического» e-learning в формат мобильного обучения – это процесс довольно таки затратный, и не все понимают его целесообразность. Есть и чисто психологический момент – при активном использовании мобильных устройств в работе и учебе стирается граница между частной жизнью ученика и рабочей. Хотя, кого это сейчас волнует, не правда ли?
Смешанное обучение подразумевает микс образования в группе с преподавателем и онлайн-обучение. Парадигма Blended Learning применима как к обучению школьников и студентов, так и к корпоративному обучению сотрудников. В настоящее время существует множество моделей и субмоделей смешанного обучения.
Решить, что нужно проходить в классе, а что можно освоить дома, какие задания подходят для индивидуальных занятий, а какие – для групповой работы над проектом – это и есть основная задача преподавателя, обучающего в системе смешанного обучения.
«Фишкой» Blended Learning считается тот момент, что параллельное участие в «живом» и онлайн-обучении способствует получению у учеников одновременно независимого и совместного учебного опыта. Вдобавок, согласно исследованию Александра МакКензи, проведенному в 1998 году, известно, что учащимся легче оценивать свое понимание материала с помощью компьютерных модулей оценки, нежели довериться мнению преподавателя.
Что до конкретных курсов, эффективность Blended Learning признана при освоении иностранного языка. Живое общение вкупе с онлайн-чтением, просмотром роликов, визуальном «заучивании» слов и интерактивности, как нельзя лучше помогает выучить новый язык.
Тем не менее, как и любая форма обучения, Blended Learning не лишена недостатков: временные затраты на обучение работе с BlendingLearning-платформой как самих учителей, так и учеников, а также затраты на организацию техподдержки и производство учебного контента не всегда считаются оправданными в небольших учебных заведениях.
В качестве заключения можно сказать, что для определенных целей обучения, а то и жизненного кредо обучающего лучше выбирать подходящую модель. Для изучения объемных курсов в стенах ВУЗа, скорее всего будет оправдано использование Blended Learning, а для обучения приготовления итальянского супа — двухминутный ролик в формате Micro Learning. Мобильное обучение подойдет тем, кто привык или вынужден постоянно находится в дороге, например, активному sales-менеджеру или занятому переговорщику. А вам какой формат ближе?
Начнем с микрообучения или micro-learning
Известно, что львиная доля студентов, столкнувшись со слишком громоздким курсов, бросает его так и не закончив. Эту проблему попытались решить создатели парадигмы микрообучения.
Согласно принципам микрообучения объемный курс разбивается на короткие уроки (чаще – в форме видео-клипов) по 5—7 минут каждый. В противовес «классическому» часовому уроку такие микро-уроки призваны помочь ученику освоить материал малыми шагами, «съесть слона по кусочку», а также учиться в перерывах между работой – ведь легче найти 5—10 минут свободного времени, чем ждать перерыва или окончания рабочего дня. Микрообучение – это не новый подход, а использование особенностей восприятия мозгом человека, да и, что уж скрывать, нынешнего клипового сознания.
Последователи microlearning говорят о плюсах метода: большей вовлеченности учеников в процесс, возможности учится в процессе работы. На самой известной платформе микро-курсов Coursmos в формате 1-3 минутных роликов обучают на самые разные темы. Правда, полноценным курсом это назвать сложно, больше похожи они на мини-презентацию. Этим они напоминают всем известные лекции Ted, которые также построены по принципу микрообучения. Из русскоязычных программ курсы Нетологии также можно назвать последователями micro learning.
Несмотря на простоту использования и несомненную пользу микрообучения, у этой технологии есть и минусы. Прежде всего, это невозможность пройти объемную тему «в один присест». Прерывания после 5-ти минутных клипов, пауза, снова вовлечение в процесс — такой «рваный» сам по себе может лишить концентрации. Клипы клипами, но в какой-то момент захочется убрать «заставки» и сосредоточиться на предмете. Вторым минусом является то, что микрообучение не тренирует произвольный фокус. Другими словами, вы привыкаете к коротким урокам, и вам все труднее сконцентрироваться на чем-либо. Непринужденный и легкий стиль изложения вредит процессу усвоения новых знаний – по мнению некоторых, для учебы лучше подходит сухой официальный стиль. С последним аргументом можно поспорить, а вот первые два, пожалуй, заставляют задуматься.
Следующий тип онлайн-обучения чем-то похож на предыдущий – мобильное обучение или mLearning
Стремительное развитие мобильных технологий принесло с собой и новый тип онлайн-обучения. Теперь учиться можно где угодно – главное, чтобы под рукой был смартфон или планшет, наличие постоянного интернета уже необязательно – mLearning может быть и оффлайновым. В отличие от классического e-learning мобильное обучение почти всегда является неформальным – преподаватели и тьюторы в нем, как правило, не участвуют вообще, их могут заменять эксперты, хорошо владеющие навыками презентации, и способные в увлекательной форме донести смысл урока. Учебный контент для mLearning либо создают специально, либо тщательно адаптируют и подают малыми, ёмкими, предметными порциями – в этом есть сходство с микрообучением, о чем мы говорили ранее. В этом смысле телефон или планшет – идеальные инструменты micro learning.
Огромное преимущество мобильного обучения по сравнению с классическим e-learning – бОльшая автономность ученика – теперь изучать основы программирования на Phyton можно даже стоя на балконе. Или на эскалаторе. Быстрота и динамичность при прохождении курсов – еще один весомый плюс.
Самым известным российским примером реализации принципов mLearning стало приложение для обучения английскому языку LinguaLeo. Ресурс My Mobile University представляет бесплатный доступ с мобильных устройств к лекциям и курсам крупнейших университетов и бизнес-школ. Американский учитель Тони Винсет и автор блога Learning In Hand для своих студентов и сочувствующих создал справочник в виде инфографики по мобильным приложениям для создания и распространения онлайн-курсов. Таким образом он претворил в жизнь тезис «ученики смогут стать учителями, а учителя – еще более крутыми преподавателями».
Mobile Learning как вид обучения постоянно развивается, но часть проблем все же остается нерешенной. Есть как чисто технические – ограничения устройств в объёме памяти, заряде батареи и размере экрана, так и организационные – сложно однозначно идентифицировать учащегося, к примеру, при прохождении теста. Кроме того, адаптация контента из «классического» e-learning в формат мобильного обучения – это процесс довольно таки затратный, и не все понимают его целесообразность. Есть и чисто психологический момент – при активном использовании мобильных устройств в работе и учебе стирается граница между частной жизнью ученика и рабочей. Хотя, кого это сейчас волнует, не правда ли?
Смешанное обучение (Blended Learning)
Смешанное обучение подразумевает микс образования в группе с преподавателем и онлайн-обучение. Парадигма Blended Learning применима как к обучению школьников и студентов, так и к корпоративному обучению сотрудников. В настоящее время существует множество моделей и субмоделей смешанного обучения.
Решить, что нужно проходить в классе, а что можно освоить дома, какие задания подходят для индивидуальных занятий, а какие – для групповой работы над проектом – это и есть основная задача преподавателя, обучающего в системе смешанного обучения.
«Фишкой» Blended Learning считается тот момент, что параллельное участие в «живом» и онлайн-обучении способствует получению у учеников одновременно независимого и совместного учебного опыта. Вдобавок, согласно исследованию Александра МакКензи, проведенному в 1998 году, известно, что учащимся легче оценивать свое понимание материала с помощью компьютерных модулей оценки, нежели довериться мнению преподавателя.
Что до конкретных курсов, эффективность Blended Learning признана при освоении иностранного языка. Живое общение вкупе с онлайн-чтением, просмотром роликов, визуальном «заучивании» слов и интерактивности, как нельзя лучше помогает выучить новый язык.
Тем не менее, как и любая форма обучения, Blended Learning не лишена недостатков: временные затраты на обучение работе с BlendingLearning-платформой как самих учителей, так и учеников, а также затраты на организацию техподдержки и производство учебного контента не всегда считаются оправданными в небольших учебных заведениях.
В качестве заключения можно сказать, что для определенных целей обучения, а то и жизненного кредо обучающего лучше выбирать подходящую модель. Для изучения объемных курсов в стенах ВУЗа, скорее всего будет оправдано использование Blended Learning, а для обучения приготовления итальянского супа — двухминутный ролик в формате Micro Learning. Мобильное обучение подойдет тем, кто привык или вынужден постоянно находится в дороге, например, активному sales-менеджеру или занятому переговорщику. А вам какой формат ближе?