Сейчас выходит довольно много статей с рассказами о том, кто, как и с какой степенью успешности переводит образовательный процесс в онлайн. Нам кажется, что наш переход произошел более чем успешно. Собственно, здесь мы хотим рассказать об основных положительных и отрицательных моментах такого перехода, а также о том, имеет ли смысл распространять полученный сейчас опыт на будущее.



Часть первая. Прелюдия


То, что рано или поздно нам придется переходить в онлайн, нам стало понятно уже к началу марта: глядя на то, как распространяется эпидемия по странам Европы, было несложно предположить, что в скором времени она доберется и до нас. Более того, уже к началу марта многие наши партнеры из IT-компаний ушли на самоизоляцию и на работу в дистанционном режиме, так что наш переход в онлайн был лишь делом времени. Час “ Ч” наступил 15 марта вместе с приказом Министерства образования и науки РФ о переходе вузов на онлайн-обучение.

Замечу, что Вышке в определенном смысле “повезло” — у нас как раз на неделе с 16 по 20 марта проходила аккредитация и работала комиссия Рособрнадзора. Несмотря на это, уже 16 марта вышло официальное распоряжение: со вторника, 17 марта мы переходим на онлайн-обучение. Еще одна особенность Вышки — то, что занятия у нас проходят не по семестрам, а по модулям, аналогичным в каком-то смысле четвертям в обычной школе. Соответственно, третий модуль у нас как раз заканчивался 20 марта, так что онлайн нужно было отучиться лишь четыре дня, до пятницы, 20 марта. С этим справились легко: каждый из этих четырех дней наши преподаватели и студенты воспринимали как своеобразную тренировку перед последующим долгим марафоном — четвертым модулем.

Самым тревожным моментом и для нас, и для студентов был вопрос о том, что нам делать с сессией, которая должна была начаться 23 марта. Одно дело — вести занятия онлайн, а второе — это принимать онлайн зачеты и экзамены. В этом деле у нас не было никакого опыта. К счастью для нас, руководство Вышки поступило совершенно разумно — сессию перенесли на конец весеннего семестра и объявили неделю с 23 по 29 марта неучебной. С учетом каникулярной недели с 30 марта по 4 апреля мы получали, во-первых, две недели на подготовку к занятиям онлайн в четвертом модуле, а во-вторых, два месяца для обсуждения организационных и технических моментов проведения летней сессии онлайн.

Конечно же, переход в онлайн касался не только нас, но и студентов. Наша основная задача на 16 марта состояла в том, чтобы максимальным образом студентов успокоить, объяснить им новые правила игры и дать рекомендации, что делать в сложившейся ситуации. Сделали мы это так: в течение последующих трех дней организовали и провели со всеми студентами факультета онлайн-встречи на платформе Zoom. На них мы объяснили студентам новые правила игры, рассказали о планах по переходу в онлайн, а также дали некоторые практические рекомендации, что им делать в сложившейся ситуации. Последнее касалось прежде всего тех студентов, которые проживали в общежитии. Мы предложили им следующий вариант: доучиться в Питере до пятницы, а начиная с 20 марта — срочно разъехаться по домам и самоизолироваться. Для того чтобы мониторить этот процесс, мы создали для каждого курса онлайн-таблички, в которых попросили студентов описывать свой текущий статус: “нахожусь в Санкт-Петербурге”, “взял билеты и уезжаю туда-то тогда-то”, “доехал и на месте самоизолируюсь”. В итоге к началу следующей недели практически все наши студенты разъехались по домам, что, как показало дальнейшее развитие событий, оказалось самым правильным решением.

Часть вторая. Подготовка и первая неделя занятий


Как мы уже отметили выше, первые четыре дня онлайн-занятий — с 16 по 20 марта — были для нас и для студентов в определенном смысле тренировочными. Мы не успели ни выбрать единую платформу, ни обсудить технологию проведения лекций и практических занятий, ни выработать единые рекомендации и требования к проведению этих занятий. Две следующие недели были нам очень в тему: мы совершенно спокойно и не торопясь смогли решить все эти вопросы.

Сразу замечу, что нам крайне повезло с преподавателями. Половина наших коллег — профессиональные программисты, половина — очень профессиональные преподаватели с отличным опытом записи онлайн-курсов и проведения занятий онлайн. Так что практически ни для кого из них сложностей по переходу к онлайн-занятиям не возникло.

Мы почти сразу решили, что занятия будут проходить на платформе Zoom. Вызвано это было в первую очередь двумя моментами:

  • среди всех рассмотренных нами сервисов (а мы смотрели и на Google Meet, Skype, Microsoft Teams, Webinar.ru и т. д) Zoom показал наилучшее качество при неустойчивом интернет-соединении;
  • Zoom обладает достаточно удобным и широким API, который позволяет не только автоматически планировать конференции, но и скачивать видео, вести статистику присутствия на занятиях и т. д.

Дальше нужно было лишь разобраться со спецификой проведения лекций и практик онлайн. При этом с лекциями особых проблем не было, некоторые сложности возникли только при организацией практических занятий.

В итоге на математических предметах мы пришли к следующей схеме: студенты получают задачу, каждый самостоятельно решает ее у себя на листке, затем студент фотографирует решение и отправляет преподавателю. Последний в приватной комнате обсуждает с каждым студентом его решение. Наконец, в финале преподаватель разбирает решение задачи и переходит к следующей. На программистских практиках студенты и преподаватель подробно разбирают, как применяется теория в реальном коде, какие есть подводные камни и как на них не наступить. В качестве тренировки студенты могут написать у себя на компьютере код, проверить его при помощи выданных автоматических тестов разной степени сложности и, показав экран преподавателю, обсудить.

Важным положительным моментом был тот факт, что мы стали вести записи всех наших занятий, как лекций, так и практик. Лекции и практики в конце каждого учебного дня автоматически обрабатывались и выкладывались на Youtube. Также мы собирали ссылки на записи всех занятий на специальной страничке в гугл-доке. Как потом оказалось, такая схема была крайне положительно воспринята студентами, ведь теперь у них появилась возможность уже после окончания занятий, в спокойной обстановке пересматривать те или иные куски лекций/практических занятий и разбираться с тем материалом, который они поняли не сразу.

Эта схема проведения лекций и практических занятий была запущена с 6 апреля и идет до сих пор. Через неделю после начала этих занятий, 12 апреля, мы провели оперативный опрос для того чтобы понять, как у нас обстоят дела с переходом в онлайн.
Главный вопрос: не потеряли ли мы качество при переходе на онлайн-обучение? Кроме того, нас интересовал целый ряд организационных и технических вопросов, связанных с таким переходом.

Часть третья. Итоги промежуточного опроса




В целом результаты нас достаточно сильно порадовали. Только по двум предметам (алгебра и матлогика) на первой неделе у наших студентов были некоторые претензии к проведению занятий, по алгебре — к качеству лекции, по матлогике — к качеству практики. Уже на следующей неделе наши коллеги оперативно подправили формат занятий, так что выборочный опрос к концу второй недели никаких существенных замечаний не выявил.

Параллельно со стандартными вопросами о качестве занятий мы задали несколько вопросов, связанных с организационными моментами проведения занятий: “Как лучше задавать вопросы на парах” и др. В частности, подтвердилось наше предположение о том, что в ходе занятий живое общение голосом значительно более предпочтительно других возможных форм (написать в чат, “поднять виртуально руку” и пр.).



Также в опросе мы уточнили технические возможности студентов, задав вопросы “Насколько вам хватает интернета дома для пар?”, “Опишите свою веб-камеру”.




В результате мы убедились, что в целом никаких технических проблем у студентов с проведением занятий онлайн нет.

Наконец, понимая, насколько тяжело студентам сидеть в одиночку в самоизоляции по домам, мы задали ряд вопросов и о неформальном общении студентов: “Хотите постоянно доступную виртуальную Zoom-комнату?”, “Хотите постоянно доступную виртуальную Zoom-боталку?” и др.



Принципиальными для нас были также вопросы “Насколько хорошо получается концентрироваться на лекция/практиках?” Мы понимали и понимаем, насколько тяжело весь день сидеть у мониторов.





Как и ожидалось, в целом на онлайн-лекциях концентрироваться удается несколько лучше, чем на практических занятиях. Однако здесь все сильно зависит от конкретного предмета, о чем мы отдельно скажем в последней части нашей статьи.



На всякий случай мы задали также вопрос “Как настроение в целом?”, с возможностью ниже объяснить свою оценку. Как выяснилось из текстовых комментариев, студентов больше волнует не переход в онлайн, а предстоящая летняя сессия с итогами 3-го и 4-го модулей.

Ниже в комментариях мы попросили студентов дать некую общую оценку перехода в онлайн с выделением положительных и отрицательных моментов. Единственным минусом для наших студентов стало отсутствие живого общения с однокурсниками, ответ “Очень не хватает живого общения, сложно заставить себя сосредоточиться дома” был достаточно характерен.

Довольно очевидные плюсы — это пребывание в домашних условиях, что особенно актуально для иногородних студентов. “Не надо тратить по 50 минут на дорогу <=> я стал больше спать”, “Просыпаться можно за 5 минут до пары”, “Дополнительное время появилось, освобожденное от поездок в университет. Можно лечь на диванчик во время лекций (очень удобно)” — также достаточно типичные ответы.

Как уже отмечалось выше, положительным моментом стало появление записанных лекций и практик. А самым важным для нас стало то, что ни один из наших студентов не отметил падение качества занятий при переходе в онлайн.

Часть четвертая. Прошло полтора месяца. Переход в онлайн: чрезвычайная ситуация или новая форма организации занятий?


Где-то с 13 апреля онлайн-обучение стало для нас и наших студентов некоторой рутиной, студенты и преподаватели постепенно успокоились и вышли на стационарный режим. При этом из разговоров со студентами стала выясняться забавная вещь — многие говорили: “Хорошо бы продлить полученный опыт и на следующий учебный год, то есть не отказываться полностью от той формы занятий, которая идет сейчас”.

В определенном смысле такая реакция студентов стала для нас неожиданной. И между собой, и со студентами мы потихоньку стали обсуждать, действительно ли имеет смысл сохранить нынешнюю форму проведения занятий, и, если да, то в каком объеме и как. С целью получения более объективной картины мы решили провести экспресс-опрос наших студентов 1-го курса бакалавриата, обучающихся по программе “Прикладная математика и информатика”. Мы попросили их заполнить короткую анкету, предварив ее следующим текстом:

“Уважаемые коллеги,

По результатам последних двух месяцев обучения мы поняли, что для некоторых предметов переход на онлайн-обучение может быть не просто временным способом пережить эпидемию и карантин, а некоторой удобной формой проведения занятий на постоянной основе.

В этой связи мы хотим узнать ваше мнение по поводу возможных преимуществ и недостатков перевода обучения в онлайн-режим.”


Затем мы перечислили все предметы, которые у них были на 1-м курсе, с вопросом: “В какой форме какие предметы лучше проводить?” и с вариантами ответов “Лучше оффлайн в аудитории”, “Лучше онлайн вживую (вроде Zoom)”, “Лучше записанный заранее онлайн-курс”, “Все равно”. Также мы попросили расшифровать свои ответы, объяснив, почему они выбрали тот или иной вариант.

Некоторые результаты для нас были ожидаемы, какие-то же из них стали для нас довольно неожиданными.

1. Математические предметы (здесь и далее: синий цвет — лучше оффлайн, красный — лучше онлайн в реальном времени, например, через Zoom, желтый — лучше записанный заранее онлайн-курс, зеленый — мне все равно)



Довольно ожидаемо практики по математическим предметам студенты все же желают проводить оффлайн:
“Практики: я побывала за этот год у двух практиков по мат. анализу и могу совершенно точно сказать, что практики необходимо оставить очными. Смотреть, как горят глаза человека, когда он рассказывает про то, что ему нравится, — просто неописуемое удовольствие”.

С лекциями же все не столь однозначно. Неожиданно для нас по тем предметам, по которым уже были записаны заранее онлайн-курсы (например, на платформе “Степик”), студенты предпочли именно эту форму занятий. Характерные ответы:
“Я пробовала все три варианта, и онлайн-курс показался самым оптимальным вариантом получения теоретических знаний”;
“Лекции: на мой взгляд, лучше проводить в формате онлайн-курса на Степике. Либо очно + Степик. Почему: во-первых, на очные лекции ходит не так много людей, поэтому бывает, мягко говоря, тоскливая атмосфера. Во-вторых, материала по мат. анализу чуть ли не больше, чем по другим предметам, поэтому иметь видеозаписи лекций всегда под рукой — очень выручает, особенно при подготовке к сессии”.

2. Программистские предметы



С программистскими предметами ситуация в целом оказалась иной. Большая часть студентов высказалась за онлайн-формат проведения таких занятий не только сейчас, но и в будущем. Причем это касалось не только лекций, но и практических занятий. Характерные ответы:
“Здесь и вправду все равно, вживую или онлайн”;
“На всех предметах про программированию онлайн-формат пригоден и приятен”;
“Лекции: удаленный формат с близким и видимым текстом очень приятен, практики: нравится удаленка”;
“Смотреть на код на экране лучше, чем на слайдере (хорошее зрение вуху). Плюс удобнее самому потестить код во время лекции, так как можно, например, разделить экран пополам”;
“Достаточно компьютерно-ориентированный предмет, поэтому практики лучше онлайн”;
“Лекции что так, что эдак норм; практики в онлайн мне понравились больше, больше функционал, задачки опять-таки решаем какие-то, а не сидим тупим в доску”.

3. Остальные предметы

Очень важно, что в отношении всех остальных, непрофильных для наших студентов-программистов предметов, все студенты практически единогласно высказывались за онлайн. Это касалось как предметов типа БЖД, истории, экономики, так и майноров. При этом многие отмечали, что перевод майноров в онлайн позволит студентам питерского кампуса выбирать не только свои майноры, но и майноры московского кампуса. А так как их там несравнимо больше, то это огромный плюс.

Часть пятая. Заключение


В последнее время вышло достаточно большое количество публикаций, в которых подчеркивается, что для лучших вузов как России, так и мира ситуация с эпидемией обернулась огромным прорывом в области онлайн-образования. Уже очевидно — выпустив этого джина из бутылки, обратно туда его не загонишь. Студенты и преподаватели, почувствовав новые возможности, вряд ли теперь от них откажутся. Наша же задача — не просто сохранить эти опции, но и существенно их расширить и улучшить.

При этом для Вышки в этом плане появляется масса дополнительных возможностей, связанных, в частности, с наличием нескольких кампусов: московского, питерского, нижегородского и пермского. Онлайн-образование открывает для нас совершенно неожиданные дополнительные преимущества.

Прямо сейчас мы совместно с нашими коллегами с факультета компьютерных наук в Москве начинаем создавать единую базу спецкурсов, читаемых на разных площадках, и обсуждаем возможность предлагать студентам включать в свои индивидуальные учебные планы уникальные курсы, читаемые в других кампусах. Есть идеи о проведении онлайн-стажировок студентов в компаниях, представленных в разных городах. Начинается обсуждение проведения общих научно-исследовательских семинаров, приглашение к чтению онлайн-курсов наших коллег, уехавших за рубеж в компании Google или Facebook, и т. д.

Подводя итоги, можно сказать, что для нас последние месяцы онлайн-обучения действительно открыли новые, еще недавно довольно неожиданные возможности. Очень важно их не упустить.