Этот пост начнёт новый цикл, в котором будут обзоры электроники без субъективной оценки автора и громких заявлений производителей, мнения и выводы будут строиться исключительно на технических данных об устройствах и фактах об их функциональности и потребительских свойствах.



Во многих обзорах, затрагивающих виниловую тему, очень много эмоциональной составляющей, субъективизма и вкусовщины. Именно по этой причине я решил начать цикл с пилотного обзора винилового проигрывателя. Если удастся сделать такой обзор не предвзятым, полезным и при этом не слишком скучным, значит формат цикла имеет право на жизнь. Под катом сугубо технический обзор Audio-Technica AT-LPW40WN. «Холодным» и «не ламповым» он назван от того, что сознательно избавлен от «тёплого лампового» маркетинга.

Мой подход к винилу в наше время


(если вам знакома или не интересна моя позиция можете сразу переходить к следующему заголовку)

После наших публикаций, касающихся тем, связанных с виниловым ренессансом, некоторые из читателей обращались ко мне за советом по выбору подходящего проигрывателя. Обычно я переадресовывал такие вопросы экспертам шоурумов Pult.ru и лишь пару раз публиковал обзоры продуктов, связанных с винилом. Дело в том, что виниловые проигрыватели мне интересны как парадоксальный тренд, как архаичная техника с интересной конструкцией, но не как устройства ежедневного использования и тем более не как передовые разработки.

Я разделяю мнения тех, кто считает, что проигрыватели грампластинок достигли точки своего наивысшего технического развития в конце прошлого столетия и фундаментально улучшать в них нечего. Можно лишь оптимизировать конструкцию и применять испытанные решения, чтобы попытаться повысить верность воспроизведения. Но радикально новые устройства ничего не улучшают, так как грамзапись физически ограничена спецификациями грамзаписей.

Общие сведения


Audio-Technica AT-LPW40WN — полностью ручной электрофон с ременным приводом, что существенно отличает его от диджейских проигрывателей, в сегменте которых компания известна несколько больше. Эта особенность явно ориентирована на меломанов и филофонистов, идеологически далеких от диджейских аппаратов с прямым приводом. Дело в том, что в среде аудиофилов существует устойчивое убеждение в том, что ременной привод стабильнее, лучше и «аудифильнее» чем прямой при равной стоимости проигрывателей.



Отчасти эта убежденность подтверждается тем, что в прямом приводе могут возникать большие импульсные токи, которые плохо сочетаются с низким напряжением на выходе картриджа. При этом, как правило, действительно высокие импульсные токи могут возникать в момент пуска диска, когда тонарм с головкой находятся на подставке и не осуществляют съем, а соответственно, никак не отражаются на звуке в этот момент. Если же, по какой-то причине, высокий импульсный ток появится после запуска двигателя в момент воспроизведения — это вызовет посторонние шумы. Вероятно, это во многом надуманная проблема прямых приводов, но учесть мнение потенциальных покупателей — это продать половину устройства.

Двигатель


AT-LPW40WN оснащен двигателем постоянного тока с системой автоматической стабилизации. Двигатель поддерживает две скорости воспроизведения пластинок, 33 и 45 оборотов в минуту. Сегодня достаточно тяжело найти людей, которые слушают шеллаковые пластинки, требующие воспроизведения на скорости 78 об. Таким образом, лишив проигрыватель малоиспользуемой функции, инженерам удалось упростить конструкцию и удешевить устройство.

Шасси и диск


Шасси устройства изготовлено из толстого листового МДФ, масса шасси составляет без малого 5 кг. МДФ отделан материалом, имитирующим тиковый шпон, который, по заявлениям производителя, несет не только эстетическую функцию, но и дополнительно снижает риск появления акустической обратной связи. Высокая масса корпуса предотвращает значительную часть паразитных вибраций и резонансов, которые могут серьезно влиять на звук.



Опорный диск изготовлен из литого алюминия, на нём расположен традиционный резиновый мат. Применение литья из алюминия позволяет сделать диск достаточно лёгким, при этом не допустить деформации, риск которой выше при использовании пластика.

Тонарм


Прямой тонарм из углепластика с микролифтом и антискейтингом делает управление воспроизведением лёгким и безопасным для пользователей с небольшим опытом(предупредить ситуации следующего типа однажды, после корпоратива, с похмелья тонарм рухнул на пластинку со всей дури, поцарапал диск и сломал иглу и убил меломана). Регулировка прижимной силы не оставит равнодушными опытных пользователей, для которых критически важны кастомные настройки. Углепластиковый тонарм — редкость для устройств этого ценового сегмента. На тонарм закреплен штатный MM-картридж, о котором стоит рассказать подробнее.



Картридж


По дефолту с проигрывателем на тонарм установлен универсальный полудюймовый шелл AT-HS4, к которому крепится головка AT-VM95E. От винилофилов доводилось слышать о том, что ”девяносто пятая”, мол, легенда среди бюджетных головок. Это косвенно подтверждает более чем сорокалетняя история её производства. За это время их воспроизвели аж пять миллионов штук.



Эволюционным продолжением 95-й стала линейка AT-VM95. Это картридж, состоящий из общей базы с кантилевером и сменных игл с разными заточками. В качестве базовой производитель предложил иглу с эллиптической заточкой, что не характерно для сравнительно бюджетных проигрывателей, где обычно используют сферическую.

Применение MM-картриджа позволяет получать сравнительно высокую громкость без необходимости использовать мощное фонокоррекционное предусиление. Для бюджетных (до 1000 долларов) решений этот тип картриджа также полезен тем, что в случае повреждения иглы потребуется замена только иглы, без необходимости менять весь картридж (что почти неизбежно при использовании MC звукоснимателя, так как МС-картридж крайне редко оснащают сменными иглами).

Фонокорректор


Встроенный фонокорректор — это то, что выгодно отличает модель от многих ценовых и конструктивных аналогов. Пользователи, не претендующие на аудиофильские изыски в виде ламповых фонокорректоров и родиевых проводов, вероятно, оценят такую интеграцию по достоинству.

Встроенной коррекции достаточно для того, чтобы выравнивать RIAA со штатной головкой. При замене головки на более требовательные MC варианты, штатный фонокорректор можно отключить и использовать внешнее устройство.

Спецификации


Ещё раз сухо о характеристиках:

Характеристики проигрывателя

  • Тип ременной передачи с ручным поворотным столом
  • Мотор AT-LPW40WN: двигатель постоянного тока с активной стабилизацией скорости вращения
  • Скорости 33-1 / 3 об / мин, 45 об / мин
  • Детонация < 0.15% WRMS (33 об / мин) при 3 кГц
  • Соотношение сигнал/шум > 60 дБ

Уровни выхода

  • «PHONO» номинал 4,0 мВ при 1 кГц, 5 см / с
  • «LINE» номинальная 200 мВ при 1 кГц, 5 см / с
  • Усиление фонокорректора 35 дБ номинал, RIAA выровнено

Характеристики тонарма

  • Тип AT-LPW40WN: статический сбалансированный прямой углеродный тонарм
  • Эффективная длина 223,6 мм
  • Максимальный угол ошибки отслеживания менее 2,0 °
  • Регулировка давления стилуса от 0 до 3,0 г
  • Применимый вес картриджа (включая шелл) от 12 до 17 г

Характеристики картриджа и иглы

  • Модель картриджа: AT-VM95E
  • Тип картриджа MM
  • Рекомендуемое сопротивление нагрузки — 47000 Ом
  • Выходное напряжение 4,0 мВ (мВ при 1 кГц, 5 см / с)
  • Игла AT-LPW40WN: эллиптическая заточка 0,3 ? 0,7 мил
  • Алюминиевый кантеливер
  • Диапазон усилия отслеживания от 1,8 до 2,2 г (стандартная 2,0 г)
  • Вес картриджа 6,1 г (0,22 унции)

Шелл

  • модель шелла AT-HS4
  • Вес шелла 8,5 г (без учета свинцовой проволоки)
  • Регулировка шелла ± 5 мм

Сухие остатки


Вывод простой — универсальное устройство для воспроизведения грамзаписей. Оно вполне подойдет как базовый первый проигрыватель для не очень опытных пользователей, которые хотят узнать об этой технике немного больше, а также вполне удовлетворит потребности опытного винилофила, не располагающего средствами для High End изысков, но ощущающего необходимость в использовании разных картриджей, параметров фонокоррекции и воспроизводящих записи со скоростью не только 33, но и 45 об.

Достоинства:

  • Тяжелые шасси
  • Картридж с эллиптической иглой в комплекте
  • Фонокорректор
  • Легкий углепластиковый тонарм
  • Небольшая детонация и неплохое соотношение сигнал/шум
  • Активная стабилизация

Недостатки:

  • Нельзя слушать шеллак, нет скорости 78 об.
  • Масса шасси могла бы быть ещё больше.
  • Фонокорректора не достаточно для полноценного MC-картриджа.

О ценах ничего писать не буду, так как у всех разные возможности, а критерии ценообразования в аудиотехнике мне ясны не всегда. В нашем каталоге сабж стоит 33 000. При характеристиках и возможностях, не слишком отличающихся от устройств, которые в 5-10 раз дороже, вероятно, она справедлива. Сухой вывод — вполне годная вертушка, рассчитанная на относительно массового пользователя. Заранее благодарен читателям на мнения в комментариях.