Продукт менеджмент — это домен, куда совсем не просто попасть. Это касается и тех, кто только что закончил университет, и не имеет опыта работы с продуктом. И тех, кто имеет какой-то опыт в других областях или профессиях, но есть желание перейти в управление продуктами, не имея там опыта.

В этой статье я расскажу о возможных путях вхождения в продуктовый домен:

  • Через стажировку в технологической корпорации используя APM или RPM программы.

  • В компанию среднего размера.

  • Или в стартап, находящийся на разных стадиях развития.


Технологическая корпорация

Большая технологическая корпорация — это один из возможных путей для начинающего продукт-менеджера, для кого-то может быть даже наиболее предпочтительный. Однако, в корпорацию попасть не так просто не только начинающим, но и более опытным продукт-менеджерам. С одной стороны там огромная конкуренция и серьезный отбор, а с другой стороны нужны не теоретические знания, а практический опыт работы. Справедливый вопрос — как его получить?

Многие американские технологические корпорации разработали программы для начинающих продукт-менеджеров, которые известны как Associate Product Manager (APM) или Rotational Product Manager (RPM).

Изначально APM программа была разработана в 2002 году Мариссой Майер (Marissa Mayer), которая на тот момент времени была продукт-менеджером в Google. В то время в Google искали возможности нанять свежие таланты, которые трудно было найти в индустрии. Марисса наняла много выпускников колледжей и обучила их тому, каково это — быть продукт-менеджерами по мнению Google. С того времени программа APM стала очень успешной в Google. Первый APM в настоящее время является Google VP для Google Chrome, другой выпускник этой программы является со-автором Google Maps и создателем Asana.

Другие технологические компании обратили внимание на успех Google и создали собственные аналогичные программы для начинающих продукт-менеджеров. Тысячи кандидатов подают на них отклики каждый год, по этой причине попадание в такие программы стало весьма конкурентным.

Что получают начинающие продукт-менеджеры в таких программах?

  • Стажировка может длится в зависимости от компании от 3х месяцев до 2х лет.

  • Стажеру выделяется не только непосредственный руководитель, но и ментор, который сможет направлять и помогать советами.

  • У стажера появляется возможность узнать как в компании происходит управление продуктами, как уже состоявшиеся продукт-менеджеры подходят к созданию продуктов, как они создают roadmap, как приоритезируют инициативы, как коммуницируют с командой. Это всё влияет на насмотренность.

  • У него будет возможность коммуницировать с другими стажерами, которые проходят через аналогичные сложности.

  • Он будет также иметь доступ к огромной накопленной базе знаний внутри компании.

Во многих программах существуют возможность ротации которые предоставляют начинающему продукт-менеджеру не только поработать во время стажировки в разных командах, но и поработать с разными трудностями, которые там возникают.

Если начинающий продукт-менеджер хорошо себя показал и принёс пользу бизнесу по окончанию стажировки он может получить FTE роль, то есть стать постоянным штатным продукт-менеджером в компании.

В какие программы имеет смысл подавать отклик?

В силу большой конкуренции я рекомендую отправлять отлики везде где это возможно. Многие APM или RPM программы открывают окно для отклика всего на 2–3 недели в году и если не попасть в это окно, шансов попасть на интервью в текущем может уже не возникнуть.

Ниже я приведу список таких программ на рынке США:

Также есть прекрасный ресурс по обновляемым списком различных APM программ, который поддерживает Exponent — AMP List. На нем вы сможете найти как предлагаемые Full Time программы для начинающих продукт-менеджеров, так и программы стажировок.

Российские Tech компании, которые предлагают стажировки:

Если вы хотите дополнить, пожалуйста, напишите мне в Telegram.

Компания среднего размера

Не стоит отчаиваться, если вам не удалось попасть на RPM или APM программу в большую технологическую корпорацию. Попробуйте сменить фокус на работу в компании среднего размера, с численностью в 100–300 человек.

Как правило, в таких компаниях уже есть в штате продукт-менеджеры, у которых не только можно поучиться, но и с которыми можно подискутировать. У многих из них есть необходимость делегировать многие из своих задач. И если вы сможете в этом помочь — это прекрасная возможность не только получить опыт, но и зарекомендовать себя.

Поработав там несколько лет и набравшись опыта, можно либо снова попробовать постучаться в двери корпорации, либо рассмотреть для себя работу в стартапе. Но, чтобы понять куда больше хочется, надо отталкиваться от собственных целей и хорошо себе представлять развитие своей дальнейшей карьеры.

  • У многих из тех, кто хочет идти в корпорацию есть довольно четкая цель — прокачать продуктовые навыки и укрепить нетворк. Если там приносить пользу для бизнеса и работать со своим менеджером, рост по карьерной лестнице время от времени будет происходить.

  • А те, кто идут в стартап — развивают кросс-функциональные навыки и пробуют разные аспекты продуктовой работы. Здесь также работает — если приносить пользу для бизнеса, то рост по карьерной лестнице будет происходить.

Стартап

Стоит ли идти в стартап или нет зависит от личных целей, приоритетов, темперамента и жизненных обстоятельств. Но я рекомендую помимо указанного выше при принятии решения обратить внимание на стадию развития стартапа.

Стартап на ранней стадии

Когда стартап находится на ранней стадии и его команда до 10 человек, чаще всего CEO, как основатель компании, также берет на себя функцию продукт-менеджера.

  • В основе стартапа чаще всего стоит именно его идея

  • Он определяет, насколько этот бизнес будет интересен потенциальным клиентам, через понимание рынка, его ёмкости и исходной географии

  • Он оценивает конкурентоспособность на выбранном рынке в выбранной стране

  • Именно он решает, как его стартап будет достигать ценности

  • Именно он будет формировать цель, определять стратегию, расставлять приоритеты, понимать целевую аудиторию

И если начинающему продукт-менеджеру приходить в такой стартап на ранней стадии — неизбежно будет конфликт интересов, так как CEO будет, по сути, выполнять ключевые продуктовые функции и ему вряд ли будут нужны дополнительные продукт-менеджеры на данной стадии развития компании.

Поэтому, если туда попадёт начинающий продукт-менеджер, он скорее всего будет сфокусирован на проектном управлении тех или иных инициатив, то есть на исполнении.

Сюда же добавляется высокая степень неопределенности — для начинающих продукт-менеджеров в этом может быть непросто работать.

Стартап на стадии активного роста

По мере роста стартапа, когда начинает расти не только бизнес, но также и команда — это наиболее благоприятная среда для входа.

Там много придётся работать руками: проводить интервью с пользователями, рассчитывать unit-экономику, закапываться в аналитику, расставлять приоритеты, планировать и проводить A/B тестирование и т.д. Но, кроме того, большое внимание предстоит уделять коммуникации как в команде, так и за ее пределами и организации рабочих процессов.

Как правило, на этой стадии развития компании в штате уже есть продукт-менеджеры у которых можно поучиться и которые могут стать менторами для junior продукт-менеджеров.

И у них будет возможность развиваться с поддержкой ментора, который не только своевременно укажет на ошибки, подскажет правильные решения, но также покажет на личном примере как делать те или иные продуктовые задачи. Все это будет влиять на насмотренность, прокачивание навыков и, в конечном счёта, на бизнес-показатели.

Если вы нашли статью полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой на статью со всеми, кому это может быть полезно и принести ценность.

Что еще рекомендую почитать:


Об авторе

Lead Product Manager @ Cisco, ex-PM at Acumatica, MightyCall, WordDive

Мой телеграм-канал — Beyond the Hype. Я делаю его полезным для продукт-менеджеров, разработчиков, и других членов команд по запуску продуктов, кто ищет работу за рубежом, удалённо или с релокацией. Делюсь личным опытом и знаниями.

Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе публикаций!

Комментарии (0)