Разрабатываю систему (аппаратно-программный комплекс) имитации мышления (сокращённо СИМ). Как задачу минимум решил сконцентрироваться на собеседнике для одиноких людей, преимущественно престарелых и инвалидов. В перспективе планирую использовать наработки проекта для создания контролируемого искусственного разума (КИР).

Что у меня есть для реализации идеи?

1. Создана с нуля логическая база, равная по возможностям «нечёткой логики», но почти такая простая, как бинарная. Практически это тритичная логика (больше, меньше или равно) с четвёртым значением, которое можно, в зависимости от контекста интерпретировать как «неизвестно» или «безразлично». Для расширения значений, при необходимости, используются целочисленные коэффициенты.

2. Продумана архитектура СИМ, основанная на обычном ПК и плате ускорителе логики. На первоначальном этапе ПК будет использоваться для организации ассоциативной памяти, при помощи быстрой ключ-значения СУБД и обеспечения ввода вывода. Ускоритель логики будет изготавливаться на основе микросхем программируемой логики (FPGA), в которых будут размещаться массивы из двухбитных микроядер и сумматоров для коэффициентов.

3. Разработана система говорящих имён для образов (объектов и действий), основанная на множестве признаков, присущих тому или иному образу. Фактически это новый язык программирования – язык образов (ЯО). Всё в мире, это объекты и действия, имеющие свои уникальные наборы признаков и входящие в состав коллекций (моделей окружения).

Квадрологика и ускоритель ИИ


В большинстве случаев, разработчик программ, выполняя ту или иную задачу, ограничен теми инструментами, что есть в его распоряжении. Операционной системой и различными средами программирования, с одной стороны, а с другой, стандартным набором процессоров, шин, оперативной памятью и устройствами долговременного хранения информации. Для выполнения часто востребованных действий создаются новые инструменты как программные – библиотеки, фреймворки и «движки», так и аппаратные, разнообразные сопроцессоры и целые платы ускорителей.

Современные компьютеры основаны на двоичных вычислениях, при чем, в большинстве своём эти вычисления производятся последовательно. И сама архитектура микропроцессоров и приёмы программирования основаны на последовательном выполнении команд. В человеческом мозге принятие решений производится на основе параллельных процессов и попытки, описать работу нейронов средствами двоичной арифметики, на последовательной архитектуре далеки от реальности. Помимо простой передачи импульсов возбуждения от нейрона к нейрону, на принятие решений влияют химические активаторы, вырабатываемые самой нервной системой. Само по себе вырабатывание тех или иных гормонов и их влияние на принятие решений, мы называем эмоциями.

Так вот здесь речь ведётся о принципиально новом устройстве – ускорителе ИИ, для организации системы (аппаратно-программного комплекса) имитирующего мышление (СИМ). Если математический сопроцессор позволяет работать с различными числами, в привычном для нас виде, в этом случае предлагается разработать логический сопроцессор позволяющий выполнять алгоритмы квадрологики. В дополнение к обычным «истине и лжи», которые и так поддерживаются на аппаратном уровне всеми известными нам микропроцессорами. Эта логика основывается на четырёх состояниях, чего вполне достаточно, для быстрого решения большинства задач и менее затратно в отличие от нечёткой логики, когда используется некий уровень приближения. По сути квадрологика немного расширяет бинарную, позволяет использовать её там, где предполагалось использовать нечёткую логику, а совместно с дополнительными коэффициентами приближения того или иного значения, полностью ей аналогична и даже превосходит её в плане работы с неизвестным. Ускоритель логики должен содержать множество квадро АЛУ и обычные двоичные сумматоры рассчитанные на оперирование числами коэффициентов. При чём блоки квадро АЛУ смогут работать по разному, в зависимости от некоего состояния системы, аналогично эмоциям человека.

Единственно разумный путь, использовать обычные двоичные КМОП инверторы и ключи (уже имеющиеся в FPGA), но организуя их для реализации правил квадрологики. Естественно, что от обычных процессоров, ОЗУ и устройств долговременной памяти, а также от работы с числами отказываться, ни кто не собирается. Данный «ускоритель» будет дополнением, к существующей архитектуре, используемой в универсальных компьютерах.

Основная часть идеи состоит в том, что для построения алгоритмов ИИ, использовать матаппарат представляющий нечто среднее между нечёткой и булевой логикой. Эта логика будет основываться на четырёх состояниях, причём дело не в числе состояний, их число минимально, главное возможность работать с неизвестными и средними значениями:

  • положительно (больше) – PO – 10,
  • среднее (равно) – AV – 11,
  • отрицательно (меньше) – NE – 01,
  • неизвестно (безразлично) – UN – 00.

Вдобавок, к этим четырём значениям, возможно использование коэффициентов используемых в расширенных алгоритмах, по аналогии с нечётко логикой и реализуемых «обычными» целыми числами (в разрядности кратной двойке):

  • коэффициент достоверности знания – CRK,
  • степень приближенности значения – DAV,
  • уровень осторожности – LOC.

Соответственно первый – определяет насколько значение, не являющееся UN, может быть достоверным, к примеру, СИМ сам наблюдал или даже мог измерить какое-то значение и ему ни свойственно не верить себе, или наоборот информация поступила из ненадёжного источника.

Второй коэффициент делает условия более мягкими, может быть как положительным, так и отрицательным (в дополнительном коде). К примеру, значение AV, но тяготеет к NE, или значение более чем PO.

Отрицание изменяет PO на NE и наоборот, значение AV и UN при отрицании не меняются, практически же первый и второй биты просто меняются местами. Остальные логические операции и таблицы истинности к ним выведены в отдельный файл, они фактически дополняют булевые операции новыми состояниями и разным выводом в зависимости от осторожности СИМа тогда, когда один или несколько операндов неизвестны.

Помимо ускорения работы, за счёт того, что исключаются ветвления (необходимые при бинарных да/нет) при обработке 4-ёх значных чисел, повторю ещё раз, что очень важен механизм работы с неизвестным (безразличным) в каком-то из параметров, характеризующем сущность. Так как возможное состояние осторожности, при принятии решения СИМом, одно главных из особенностей, влияющих на активность живых существ. Борьба между страхом и любопытством основной движитель приспособляемости.

Квадрологика хорошо оптимизирует работу с деревьями, в узлах, вместо обычных да/нет, использовать положительно/средне/отрицательно (больше/равно/меньше) или неизвестно (безразлично). Соответственно при ветвлениях операторы if, case, for, while (do) должны уметь работать в таком режиме. К примеру, сравниваем a и b:

(if с a?=b (f1 …) (f2 …) (f3 …) (f4 …))

В результате используем квадрологику. Если a больше b, то выполняется первая функция, при равенстве вторая, если меньше то третья, а если один из операндов неизвестен, то выполняется четвертое выражение, при значении осторожности с равном PO. В случае осторожности с равном NE или AV, может быть выполнено одно из первых трёх выражений.

На аппаратном уровне будет возможна генерация случайных чисел. Также вычислительная система должна включать такие значения как плюс и минус бесконечность, как бесконечно большое, так и бесконечно малое. Не должно быть исключений и критических ошибок, для каждого возможного условия должно быть решение, пусть оно будет даже UN (неизвестно), что в свою очередь для простых алгоритмов приведёт к генерации случайного числа, при принятии решения, а в исключительном случае (когда СИМ будет особо осторожен) задействует расширенные алгоритмы для уточнения значений.

Предлагается сделать массив логических процессоров, по аналогии с потоковыми мультипроцессорами современных видеочипов, ориентированных на параллельную обработку логических алгоритмов, но основанных на 4-ёх значной логике. Их простота позволяет нам говорить не о десятках и сотнях, а о десятке тысяч таких процессорных ядер в одном чипе.
Если брать в качестве аналогии живой мозг, где нейроны как бы выстраиваются в решающее облако, работающее на основе алгоритма образованного связями между ними, то это облако можно представить как некий специализированный узел, который на основе массива входящих параметров выдаёт некоторое решение.

Аппаратно идея состоит в том, что функциональные элементы, работающие на основе 4 состояний, организуются в подобные облака решений, в соответствии с алгоритмом, закодированном в словах программы, в виде соединений этих функциональных элементов между собой и регистрами ввода/вывода.

Для слов алгоритмов необходимо будет предусмотреть отдельные регистры, соединённые напрямую с ключами коммутации функциональных ячеек с регистрами ввода/вывода и между собой. Таким образом любой простой алгоритм, при наличии всех необходимых входных данных, будет выполняться параллельно, более того при состоянии части данных в UN (неизвестно), в зависимости от вида алгоритма функциональные ячейки смогут подставлять случайные значения.

Не смотря, на простую организацию, облако решений не может работать мгновенно, время задержки срабатывания (необходимое на появление устойчивого сигнала решения) приблизительно состоит из суммы задержек элементов самой длинной из логических цепочек облака, плюс некоторое небольшое значение для гарантии. Поэтому для каждого алгоритма необходимо будет вычислять значение суммы задержек распространения сигнала и хранить в базе данных вместе с алгоритмом. Самое трудное вычислять эти данные при автоматическом формировании новых облаков решения (метапрограммировании). Это одна из проблем асинхронных систем, но её применение и разрешение подобных нюансов позволит получить значительный выигрыш (по сравнению с синхронными системами) в быстродействии.

Что же касается применимости квадро логики, к анализу окружающей среды и принятию решений, то могу привести такой пример. Индивида окружают разные люди, его отношение к ним можно упростить до четырёх понятий и в большинстве случаев их будет достаточно. Этот человек друг, тот враг, некоторое число близко к среднему (ни так, ни сяк), множество людей окружающих его, неизвестны.

Можно чётко построить линию поведения, в зависимости от стоящих задач, исходя из описанных выше знаний об окружающих его людях. Данная логика не основана на сравнении знаний с неким эталоном (или их множеством), а на взаимосвязи материальных объектов окружающего мира и нематериальных сущностей между собой.

К примеру, большая часть действий врага может принести индивиду вред, а соответственно действия друга идут ему на пользу, прочие знакомые и незнакомые могут равнозначно, как нанести вред так и принести пользу, но незнакомых людей стоит остерегаться, так как любой из них может оказаться врагом. Любую характеристику индивида (предполагаемого врага, друга или простого прохожего) можно также представить в четырёх состояниях. К примеру люди различаются по темпераменту: шустрый, расторопный и тормозной, или неизвестно какой он там, в особых случаях есть возможность применять коэффициенты, когда это настолько необходимо.

Обучение логически вытекает из возможности оценить неизвестный объект на основе качественных параметров и сравнивая с известными, заложенными изначально в базу знаний объектами. Сложнее обучить новому качественному параметру, если нельзя сравнить его с другими. К примеру, для ребёнка предательство пустой звук, пока он не прочувствует это на своём опыте, так впрочем с большинством нематериальных сущностей. С изучением материальных объектов и параметров всё намного проще, к примеру, горячий-тёплый-холодный, мягкий-тугой-твёрдый. Так же дело обстоит и с обучением новым навыкам, на основе суммы некоторых базовых действий.

СИМ (или в перспективе КИР) будет строится на основе образного представления мира. Что такое ЯО (язык образов)?

Самым низким уровнем абстракции является набор признаков, на сколько бы не было простым применение СИМа, на этом уровне должно быть учтено всё что нужно (и не нужно, на первый взгляд). Признаки являются основой для построения всех остальных элементов системы. Наиболее близкой аналогией можно считать органы чувств высших животных и человека, вернее то, что они могут уловить.

Средним и основным уровнем является множество образов простых объектов и действий, которые уже сами по себе существуют, если просто собрать различные комбинации признаков, достаточно только найти аналогию в реальном мире и описать эти образы выражениями ЕЯ (естественного языка). Сложные объекты и действия состоят соответственно из набора простых. Нематериальные объекты – это продукт анализа различных групп признаков, объектов и действий.

Любой материальный объект и любое конкретное действие не существуют сами по себе, а входят в состав коллекций, которые по сути представляют собой микромодели окружения, в которых эти образы взаимодействуют. В то же время коллекция это тоже сложный образ, состоящий из объектов, и их взаимодействия в пространстве и времени.

Образы это объекты (материальные и нематериальные) и действия описанные множеством признаков. Образы могут быть простыми и составными, обобщающими и конкретными. Признаки образов делятся на постоянные, обычно определяющие основные особенности образа, принадлежность его к различным группам и на переменные, обычно описывающие текущее состояние данного образа в определённой коллекции образов, в определённое время. СИМ (или КИР) является частью одной из коллекций и может воздействовать также на объекты своей коллекции прямо или опосредовано, а возможно и объекты других коллекций.

Коллекции образов составляют собой модели, отображающие реальное или вымышленное окружение, в пределах которого объекты могут взаимодействовать друг с другом. Действия оказываемые на объекты могут быть как локальными, когда источник воздействия находится в данной коллекции и воздействует только на объекты данной коллекции (такое действие может быть многосторонним). Так же действия могут быть глобальными, источник воздействия может находится вне данной коллекции (из другой коллекции или коллекции более высокого уровня, в которую данная коллекция входит) и его воздействие будет односторонне, как правило. Глобальное воздействие так же может исходить из коллекции низшего уровня и проникать на уровни выше.

Коллекции строятся на основе заранее запрограммированных и сформированных в процессе обучения шаблонов. Информация о наличии и взаимодействии объектов в реальном мире поступает посредством имеющихся в распоряжении СИМ (или КИР) систем машинного зрения и слуха, других средств ориентации и распознавания. Так же информация может поступать из компьютерной сети или от людей в письменной (устной) форме. Так же от людей может поступать информация о вымышленных коллекциях и сам СИМ (КИР) может создавать коллекции для моделирования будущего взаимодействия разных объектов или анализа подобного взаимодействия в прошлом.

Таблица логических операций.

Список признаков.

Читайте продолжение в следующей статье Психология СИМа

Комментарии (33)


  1. Sadler
    10.12.2015 14:54
    +8

    Практически уже что-то реализовано и работает? Или нам всё это рассматривать лишь в качестве Вашей фантазии?


    1. Xazzzi
      10.12.2015 18:34

      О разработках компании IBM в области симуляции работы мозга человека рекомендую почитать wiki:Blue Brain Project, также статья про этот проект была на хабре, и не раз.
      Однако в BBP не ставили целью симуляцию сознания человека, так что амбиции автора статьи ушли много вперед, чем компании IBM.


      1. Sadler
        10.12.2015 23:15
        +1

        Автор статьи работает в IBM? Или его идеи и алгоритмы взяли на вооружение в IBM? О Blue Brain я в курсе и без википедии.


        1. Xazzzi
          10.12.2015 23:53

          Перечитал свой ответ — и правда можно было подумать, что есть связь между автором и BlueBrain.
          Нет и нет, это всего лишь несколько ссылок по теме к слову о разработке аппаратного комплекса, симулирующего процессы в мозге человека. Тема интересная, рад что вы знаете про проект IBM, но, с одной стороны — я не мог этого предугадать, согласитесь, а с другой — указать ссылку на релевантную статье тему мне показалось уместным.


          1. Sadler
            11.12.2015 00:00

            Ничего страшного. Я не ворчу (ну, может быть, чуть-чуть), просто хотел, чтобы не складывалось ложное впечатление.


      1. zpa1972
        11.12.2015 04:09

        ЙБиэМ занимается симуляцией мозга. мой проект нацелен на симуляцию мышления. Считаю, что это разные понятия.


        1. fivehouse
          11.12.2015 12:37

          Я как последовательный критик ужепочтиготовыхискусственныхинтеллектов всегда задаю вопрос: как конкретно вы понимаете мышление? Какое определение вы даете мышлению или интеллекту? Что конкретное отличает существ с наличием интеллекта от существ без интеллекта?


          1. zpa1972
            11.12.2015 13:42

            Где здесь написано о «ужепочтиготовомискусственноминтеллекте»?
            Если просто моё мнение интересно, то почитайте тут gotai.net/forum/default.aspx?page=3&threadid=133964
            Или наберитесь терпения и прочтёте в более удобочитаемом виде в моих последующих статьях.


  1. capitanov
    10.12.2015 15:22
    +1

    Хотелось бы видеть какие-нибудь иллюстрации, примеры кода, объемы занимаемых ресурсов, скорость работы, входные и выходные данные, тип ПЛИС и т.д.


    1. zpa1972
      11.12.2015 06:06

      Программирование аппаратуры я только начал осваивать, буквально делаю первые шаги в этом плане. Поэтому мои наброски на Верилоге, пока ни чего не стоят.
      Прототип, возможно буду делать на 4 Циклоне, вернее несколько чипов на макетках распаять и присоединить их к плате от старой PCIe видеокарты, убрав оттуда сам видео процессор. Это бюджетный вариант. Или заказывать изготовление плат уже на топовых чипах от Ксайлинкса, при наличии средств на это.


      1. capitanov
        11.12.2015 08:45

        Звучит интересно, мне всегда нравились подобные темы. Я желаю вам успехов на этом нелегком пути, у вас все получится. Ну и ждем продолжения статьи :)


      1. fivehouse
        11.12.2015 12:43

        Интеллекта нет ни в Циклонах ни в «Ксайлинксах». Конкретное оборудование это самый последний шаг. Начните просто с определения что такое интеллект и что конкретное вы будете делать.


      1. artemonster
        11.12.2015 13:13
        +3

        ну вот скажи мне, нахрен тебе этот верилог сдался? Написать симулятор модели и показать недееспособность этой чуши — задача проще простых. Даже «тупой» С код будет симулировать псевдопараллельную систему из 4 состояний, пусть даже в 10000 раз медленнее «реального железа», всёравно будет работать так же. Почему не с него начать? Ах ну да, так сразу понятно будет что по чём. Лучше всем говорить, что идея настолько крута и сложна, что простые процессоры с ней не справляются и нужен хардвер (на которого денег нет)


  1. IronHead
    10.12.2015 15:37
    +3

    Сделайте пожалуйста инфографику с: применением своей версии троичной логики, с алгоритмами принятия решений, структурными схемами железа, с краткими принципами работы всего этого. Так по тексту все выглядит очень сумбурно.


  1. zpa1972
    10.12.2015 16:53

    Фактически АПКИМ находится в процессе теоретической проработки. Есть библиотека квадрологики на Эрланге, сделанная буквально на днях, моим новым партнёром, он хочет написать программный эмулятор. Ссылку на имеющиеся у меня файлы прикреплю. Структурную схему железа нарисую, если надо.


    1. VioletGiraffe
      10.12.2015 21:31
      +1

      Как-то вы снизу вверх начали. А что в итоге должно быть-то? Как будут реализованы поставленные в начале почта задачи? В этом же всё ноу-хау, а не в том, на каких элементах вы реализуете вычисления.


      1. zpa1972
        11.12.2015 04:12

        Говоря строительным языком. Квадрологика это нулевой цикл, а язык образов это фундамент будущего здания СИМа.
        Вы правы, я начал специально с самого низа. Продолжение следует.


  1. worldmind
    10.12.2015 22:08

    Много умного текста должно быть понятно зачем читать, где поболтать с ботом и будущем цивилизации?


    1. zpa1972
      11.12.2015 07:57

      Чатбот разрабатывать не планируется.


      1. Roman1977
        11.12.2015 13:15

        Возможно зря. Для тестирования мыслительного ядра, так сказать. Ибо прикрутить распознавание образов и прочего — задача на порядки сложнее.


  1. Roman1977
    11.12.2015 12:34

    Да, тема очень интересная. Сам размышляю о подобном уже лет двадцать. Но, к сожалению очень далёк от серьёзных математики, программирования, железа. Основной идеей было следующее: мышление может быть сведено к оперированию терминами. Термины описывают предметы/события, их признаки, действия. По аналогии с русским языком существительные, прилагательные, глаголы. Каждый термин будет иметь кучу связей с другими. Например: дерево — предмет, существительное; высокое/низкое, тонкое/толстое, хвойное/лиственное и т.д. — признаки, прилагательные, растёт, затеняет и т.д. — действия, глаголы. Соответственно сформируется база знаний о известных объектах, их свойствах, возможных их действиях. Зависимости могут быть как обоюдо, так и однонаправленными. В итоге при наличии некоторых данных на входе, алгоритм, пробегая по цепочкам зависимостей, будет находить решения. Их будет много, но для конкретных условий и задач уже могут быть выбраны для выполнения конкретные решения. Аналогия со спором, в котором рождается истина. Например: дерево — легче воды — будет плавать. Огонь/горячее — может обжечь, убить. Высота — падение — повреждение/гибель. И так далее. То есть часть логических выводов может быть применена для обеспечения самосохранения/выживания автономного робота. Другая часть может быть применена для реализации поставленных задач. Но, считаю, что главная проблема скрыта в анализе входящих данных. Правильной интерпретации видео образов, звуков и других внешних раздражителей. Уверен, что есть и другие «подводные камни»… Простите, если сумбурно. Приятно читать о чьих-то попытках реализовать то, о чём когда-то мечтал сам…


    1. artemonster
      11.12.2015 13:14

      типичный ИИ-энтузиаст-хренпоймикто:

      Сам размышляю о подобном уже лет двадцать. Но, к сожалению очень далёк от серьёзных математики, программирования, железа.


      1. Roman1977
        11.12.2015 13:19

        :) Даже не буду спрашивать, а кто вы сами? Думаю, не ошибаюсь в оценках, судя по тому, как громко вы здесь критикуете.


        1. Danov
          12.12.2015 17:42

          Скорее всего, комментатор хотел сказать вам — «Читай классику!». То что описано у вас это 60е..70е годы. Семантические сети, логическое программирование, фреймовые модели, продукционные правила, Lisp & Prolog. А психологи, считающие тему изучения мышления сугубо своей, скажут что ваши рассуждения 19 век.
          PS: Кстати, у автора уже пишется прототип на Erlange , а это Prolog


          1. zpa1972
            12.12.2015 18:37

            Эрланг я не выбирал и это точно не Пролог, который по большей части считается академическим, в отличии от Эрланга используемого интенсивно в коммуникативных системах. Просто один программист, знающий Эрланг (работающий с этим языком профессионально) заинтересовался моим проектом и предложил сделать эмулятор квадрологики. Соответственно у него свои интересы и его взгляд на построение СИМа другой, но мне как бы выбирать пока не из чего. Сам я планировал так или иначе использовать Лисп, который пока знаю лишь поверхностно. Главная проблема в том, что я больше электронщик чем программист, поэтому мне проще в конце концов сделать реальный ускоритель в железе на недорогой девборде, чем написать хороший эмулятор.
            «Семантические сети, логическое программирование...» то что я создаю, не завязано на языках и к семантике отношения не имеет, так же классическое логическое программирование не имеет корреляций с языком образов. Читайте продолжение в следующей статье Психология СИМа


    1. zpa1972
      11.12.2015 13:29

      Вы очень близки в понимании моей идеи, но подводных камней и вправду много. Я с 5 лет начал читать и очень рано сказки сменились военными приключениями, в основном про разведчиков и лётчиков, а затем фантастикой. Самой читаемой книгой детства была «Дорога на космодром» о развитии советской космонавтики. Поэтому мой стаж «мечтаний» лет 35, если не больше. Но я всегда любил что-то делать своими руками и мечтами ни когда не ограничивался, всегда пытаюсь что-то делать, может не всегда всё получается, но иногда просто сам процесс завораживает.
      И вправду приятно, познакомится с единомышленником. Тем более, что считаю, что даже просто мечтать очень полезно, для психического здоровья, в отличии от постоянного копания в прошлом.


  1. tree
    11.12.2015 12:42

    Не любой прогресс стоит демонстрировать, иногда лучше выложить пару файлов с исходниками чем два тома «сложной» воды ни о чем.


    1. zpa1972
      11.12.2015 13:59

      Понимаю вас, как программист, вы правы на все сто, но вы не уловили суть. Чтобы «выложить пару файлов с исходниками», надо сначала определится с ЯП.
      Я перебрал десятки ЯП, на которых можно было писать логику обработчиков событий для проекта, вроде бы в конце концов остановился на Common Lisp плюс C для различных библиотек, но в итоге решил, что должен быть единый язык и на котором будет программироваться система и на котором будет «мыслить» СИМ. Поэтому разработан новый ЯП — язык образов. Сейчас идёт процесс доводки нового ЯП и уже на нём будет писаться код.
      Другое дело, что исполнять этот код пока не на чём. Ускоритель пока ещё в голове, а программный эмулятор только пишется.


      1. tree
        12.12.2015 01:06
        +1

        Это я и имел в виду: у вас ничего нет, пост получился ни о чем, к сожалению. Когда будет что-то рабочее кроме «через Н лет допишем наш ЯП и потом через 15 первую библиотеку» можно будет и выкладывать свои труды, а пока что это просто фантазии на тему.


  1. artemonster
    11.12.2015 13:05
    +1

    Очередная чушь очередного фантаста-диванного-мечтателя. Тьфу.


    1. Roman1977
      11.12.2015 13:14

      Ну да… А каких то сто лет назад так говорили о АПЛ «Наутилус» и полётах на Луну.


      1. artemonster
        11.12.2015 13:17

        те люди, что сделали возможным полёт на луну — не фантасты-недоучки со знаниями школьника.


        1. Roman1977
          11.12.2015 13:20
          -1

          Но всё начиналось именно с фантазий Жюля Верна. Видимо, вы не знакомы с творчеством этого писателя, раз не поняли аналогию.
          И я не претендую на звание супер профессионала в области ИИ. Не предлагаю каких либо идей. Более того, сразу обозначил, что моя профессия далека от этого. А мечты… С каких пор мечтать стало зазорным?