Сами по себе простые образы в материальном мире, что в природе, что в технике, почти не встречаются. Но зато мы часто упрощаем различные объекты и действия, при анализе окружающей обстановки, чтоб ускорить время реакции на её изменение. Говоря иначе отбрасываем детали. С другой стороны, при распознавании образов, также важно умение выделения простых образов в массиве информации, для того чтоб, по крупицам данных, смоделировать сложный образ, сравнить с имеющимися в памяти по отдельным элементам. Некоторые такие элементы (простые образы составляющие сложный) могут иметь наивысший приоритет, во время распознавания, другие напротив могут отсутствовать в реальном или моделируемом образе.

Эта статья продолжает тему разработки СИМа

Что же касается нематериального мира, то он буквально наполнен простыми образами (которыми проще манипулировать), потому что нематериальные объекты это результат анализа реального мира и различных попыток его систематизировать, некоторые такие абстракции реально упрощают моделирование окружения, другие лишь плод чьих-то фантазий. Впрочем для понимания людей, СИМ должен иметь представление об самых различных, в том числе и фэнтазийных представлениях об мироустройстве.

Довольно сложный вопрос, как СИМу обеспечить доступ к разнообразию имеющихся у нас знаний. При чём знания я имею в виду не только то, что предлагает официальная наука, но вообще всё, что творится у людей в головах, о чём написаны книги и сняты фильмы. Воспитывать ли интеллект робота, передавая знания по крупинкам, как человек учит и воспитывает свои детей, или всё же сформировать некий базовый багаж знаний, для значительного ускорения процесса обучения и формирования «личности» СИМа? Второй вариант я предпочитаю больше, хотя пока затрудняюсь очертить объём этих знаний, которых будет достаточно.

Основными нематериальными объектами СИМа являются список признаков с одной стороны, а с другой, список контекстов. Самый низший уровень восприятия, это признаки, они непосредственно описывают сами образы (основные признаки, к тому же, используются для кодировки «говорящих имен»), а так же обеспечивают взаимосвязь между объектами и действиями, по принципу применимости, то есть может ли данное действие оказывать влияние на предмет, или может ли данный предмет, сам быть активатором действия. Контексты — это наоборот самый высший уровень восприятия, позволяющий не просто улавливать отдельные образы из информационного потока, а выявлять в этом потоке отдельные течения смыслов, выстраивая микромодели окружения и вымышленных миров. Если признаки это основа Языка Образов, фактически это неделимые его части (кирпичики или атомы, кому как больше нравится), то контексты это шаблоны для классификации образов на различные группы. Группировка образов сама по себе лишь условность, набор правил, принятых в современном обществе. Если признаки можно сравнить с сенсорными чувствами высших животных или человека, то контексты могут лишь в малой части соответствовать основным потребностям людей, отражать возникновение тех или иных внутренних чувств.

Как природа наделяет высших животных и человека неким уникальным характером, так и СИМу потребуется матрица, характеризующая его отношение к тем или иным контекстам, имитируя внутренние чувства. Более того СИМ сможет выстраивать своё поведение так же, основываясь на отношении к предметам и действиям. К примеру на столе лежит красивый цветок, ароматное яблоко и камень (не булыжник из под ног, а что-то поинтереснее), что может вас заинтересовать в первую очередь, какие ассоциации вызовет каждый из этих предметов в отдельности и прочее, всё это зависит конечно от текущей ситуации. Но допустим, что мы сыты, ни в кого кидать камень не нужно и нет рядом девушки в руках которой этот цветок будет более уместен… Даже на таком простом примере можно увидеть, как много может быть вариантов, в зависимости от характера который вам присущ. То есть существует, не просто бесконечный набор предметов и действий, которые мы можем над ними выполнить, а имеется некий ограниченный набор предметов в нашем распоряжении и довольно узкий круг действий, что мы предпочитаем в той или иной ситуации. В итоге, даже не имея готовых алгоритмов, мы можем вполне реально представить чем заняться в этот прекрасный момент.

Высшее животное или человек, при рождении, наделены вполне конкретным набором глобальных целей жизнедеятельности, основные это выживание и исследование окружающего мира (в первую очередь на начальном этапе развития). Человек, в процессе воспитания, формирует в своём сознании новые глобальные цели, при чём некоторые буквально навязываются ближайшим окружением (в современном мире часто влияние на формирование этих целей оказывают массмедиа), а некоторые произрастают из детских фантазий и мечтаний. СИМ (или КИР в перспективе) создаётся с определённой целью и поэтому набор глобальных целей жизнедеятельности для машины должен быть предопределён.

Помимо глобальных целей СИМ должен иметь набор текущих целей, соответствующих глобальным, которые могут формироваться на основе обучения и анализа прочей, поступающей извне информации. Анализ такой информации как раз должен осуществляться на основе матрицы предпочтений, которая позволяет выбирать «интересные занятия» сопутствующие глобальным целям. Занятия, по своей сути, должны содержать наборы взаимосвязанных задач, алгоритм решения которых может быть либо «зашифрован» в самой задаче, либо его можно найти из внешних источников, либо подобрать набор действий эвристически.

Практически деятельность СИМа можно свести к нескольким, существующим параллельно процессам. На нижнем уровне отслеживаются технические параметры системы, состояние электропитания, исправность оборудования, использование долговременной (постоянной) и оперативной памяти, работа драйверов устройств и приложений обеспечивающих связь с внешним миром (большую часть этих действий обычно выполняет операционная система ПК).

Фундаментальным уровнем можно считать серию процессов обслуживающих события глобальной коллекции и её взаимосвязь с Я-коллекцией, по сути этот уровень можно сравнить с нашим подсознанием. Эти процессы напоминают СИМу об том, наступило ли утро или наоборот, что людям (в первую очередь его подопечному) пора спать, о том какое сейчас время года и как скоро у мамы подопечного день рождения. Этот же уровень постоянно, отслеживая активность всей системы, напоминает сознанию СИМа о наличии у него глобальных целей жизнедеятельности, которым он должен следовать, находя и создавая новые занятия, корректируя то чем он занимается сейчас.

Основной уровень процессов СИМа имеет прямую аналогию с сознанием человека. На этом уровне идёт распознавание информационных потоков, выделение в них течений смыслов, соответствующих активным контекстам, определяя появление новых тем. Извлекаются из долговременной памяти или создаются новые коллекции, соответствующие текущему набору контекстов.

Один из процессов постоянно копирует снимки состояния системы в долговременную память, сохраняя в память также вновь создаваемые коллекции. Наборы контекстов и коллекций в оперативной памяти отслеживаются отдельным процессом, который (аналогично сборщику мусора в прочих языках программирования) сортирует контексты и образы по важности и активности задействования системой. Наименее важные и малоактивные коллекции из оперативной памяти удаляются, а контексты деактивируются. При необходимости те или иные коллекции можно будет вспомнить (вызвать из долговременной памяти), а контексты активировать.

Активация нового контекста процесс не быстрый, так как контекст это не просто название темы, а список образов соответствующих этой теме. Здесь также прямая аналогия с нашим мышлением. Вспомните как трудно порой настроится на занятие, вроде и хорошо знакомое вам, но к которому вы очень давно не обращались. Поэтому самые важные темы (контексты) и часто используемые, должны загружаться из долговременной памяти при стартовой инициации системы и находится постоянно в оперативной памяти, для ускорения реакции на события.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (1)


  1. Templton
    27.09.2016 08:19
    +3

    Отсыпьте.