Помимо чувств, которые мы (высшие животные и человек) испытываем, посредством рецепторов, распознавая объекты из окружающего мира, манипулируя подобными объектами в своей памяти, вспоминая прошлое и прогнозируя развитие событий в будущем (фантазируя и придумывая что-то новое в том числе), мы испытываем другие чувства, не связанные с органами зрения, слуха, обоняния, осязания и прочих. Эти внутренние чувства – основа выживания, некоторые имеют прямую взаимосвязь с физиологией, как голод или сексуальное влечение, но они не имеют прямой взаимосвязи с каким-то отдельным органом чувств и формируются на основе внутренних механизмов нервной системы. К примеру, есть мы можем захотеть увидев аппетитное блюдо, или привыкнув обедать в одно время, при наступлении определённого часа. Другие чувства же не имеют прямой связи с физиологией, но оказывают значительное влияние на наше поведение. (Страх/бесстрашие, любопытство/безучастие, дружелюбие/озлобленность, доверие/подозрительность, жадность/щедрость и многое другое...)

Эта статья продолжает тему разработки СИМа

Самыми базовыми из таких чувств, я считаю, это страх и любознательность. Причём они не являются взаимоисключающими, а могут воздействовать на наше поведение одновременно с разной интенсивностью. Для СИМа (системы имитации мышления) важно не просто имитировать все эти чувства, но понимать какое значения они имеют для людей, с которыми они обязаны взаимодействовать. То же касается и КИРа (контролируемого искусственного разума), который должен быть похож, в своих рассуждениях, на устойчивого в эмоциональном плане человека, когда речь идёт об управлении важными объектами.

Эмоции человека, это по сути повторяющиеся (зацикленные) внутренние чувства, когда источник возбуждения может уже отсутствовать, а разум продолжает сам формировать образы вызывающие эти чувства вновь и вновь.

Практически, в Языке Образов, чувства, не связанные с сенсорикой, должны быть первоначально прописаны к разного рода базовым образам, в процессе программирования и настройки СИМ или КИР. Но в основном, своё отношение (в виде списка внутренних чувств) к образам и их коллекциям, система должна формировать самостоятельно в процессе обучения (общения с людьми), благодаря чему она сможет обрести индивидуальность.

Внутренние чувства (ВЧ) СИМ или КИР, в отличии от сенсорных чувств (СЧ), могут возникать лишь в виде имитации аналогичных у высших животных или человека, но их проявление будет настолько близко к естественному, что отличить будет невозможно. Каким образом этого можно добиться? Всё достаточно просто. В процессе обучения и самообучения каждый образ будет получать, наравне со списком СЧ, список ВЧ. В итоге набор образов, находящихся в данный момент в сознании системы, будет сам генерировать суммарный список ВЧ, так же, на возникновение некоторых ВЧ, будет влиять состояние базовой коллекции системы, имитирующей взаимосвязь сознания СИМ или КИР со вселенной в глобальном её значении. В такой глобальной коллекции будут оказывать воздействие на систему разнообразные таймеры и пороговые элементы (аккумуляторы подсчитывающие возникновение тех или иных тождественных событий) имитирующие биологический цикл и различные потребности высших животных, назовём их «событиями глобальной коллекции» (СГК), а непосредственно самосознание машины Я-коллекцией.

Сумма различных ВЧ системы будет влиять на уровень наполнения эмоциональных аккумуляторов, аналогичных нейромедиаторам высших животных и человека, вызывая эмоциональную окраску в принятии решений. Соответственно исчезновение образов вызывающих возбуждение из сознания системы, лишь прекращает подпитку эмоций, которые снижают свою интенсивность постепенно со временем.

Отдельные образы и СГК будут вызывать лишь незначительное влияние на наполнение аккумуляторов, некоторые смогут немного разряжать их, а отдельные экстраординарные образы и СГК наоборот смогут резко изменить состояние эмоционально фона системы. К примеру коллекция окружения может оказаться опасной для подопечного СИМа и он будет обязан не просто предупредить его об возможной опасности, но и сделать это максимально доходчиво, вплоть до грубости, неуместной в других случаях, если это необходимо.

Что такое сознание и как работает мозг высших животных и человека мы не знаем досконально, но для организации СИМа (КИРа в перспективе) нет необходимости копировать природу полностью. Более того многие технические разработки значительно превосходят природные аналоги. По этому, есть смысл работу мышления и сознания ИИ придумать заново.

В сознании машины, помимо глобальной и Я-коллекции, будут находиться коллекции ближайшего и удалённого окружения (несколько вложенных друг в друга, как матрёшка, вплоть до глобальной), состояние которых будет обновляться за счёт СЧ и посредством обмена информацией с другими индивидами (людьми и другими экземплярами СИМ или КИР), различными современными системами массовой информации. Так же сознание будет, по мере необходимости, извлекать из памяти снимки состояний этих коллекций в прошлом.

Самым важным, для возможности эффективного существования СИМ (КИР), считаю способность создавать новые объекты и коллекции, из этих и известных раннее образов, с различными вариантами взаимодействия.

Как же машина сможет сама создавать новые образы и коллекции? Думаю ей необходимо привить потребность в творчестве и изобретательстве, то есть имитировать аналогичную у человека. При чём, в небольшом объёме, такая способность (потребность) может быть полезна даже в относительно серьёзных задачах, так как восполнит неизбежные пробелы в тех или иных данных. Но самое важное, конечно же, это то, что вновь созданные в сознании коллекции будут динамичными, где (вновь созданные) образы станут взаимодействовать с копиями существующих, эти взаимодействия можно будет изменять, как и отдельные параметры придуманных объектов, добиваясь в результате взаимодействий, необходимого (для решения текущих задач) результата.

Базовое программирование СИМ (КИР) должно включать в себя привязку различных правил, на подобие «законов робототехники» фантаста Айзека Азимова, в виде списка отношений к образам и возможным взаимодействием в коллекциях. По сути, машина должна в процессе программирования и первичного обучения чётко понимать, что такое хорошо, а что плохо, дабы приносить пользу людям и избегать возможности причинить вред.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (0)