Вячеслав Ермолин, 5 августа 2020 г.

2020-й пугает не только пандемией. Сокращение, задержки и переносы пусковых программ орбитальных ракет затронуло все страны мира. А количество аварий за полгода (при сокращении запусков) уже превысило прошлый год и сравнялось с полным 18-м. Вспомним эти аварии и попробуем оценить их значимость.

Шесть аварий ракета-носителей из Китая, США и Ирана.




1. Авария при запуске иранской ракеты-носителя Safir-2A. Мелкая ракетка с дешевым простым спутником. Учитывая удручающую летную статистику в этом нет ничего удивительного. Недаром второй успешный запуск в Иране был сделан другой ракетой, другой командой и с другого космодрома.



2. Авария при запуске новой ракеты-носителя CZ-7A. Ракета-носитель среднего класса, четвертого поколения. Авария для новой ракеты вполне ожидаемый финал, но жаль технологического спутника (военного). Вторая по значимости авария года.



3. Авария при запуске проверенной ракеты-носителя CZ-3B. Основная и самая мощная (до недавнего времени) ракета Китая. Серьезные и дорогие нагрузки… Самая тяжелая авария года — уничтожен тяжелый коммерческий геостационарный спутник связи другой страны.



4. Авария при запуске новой оригинальной ракеты-носителя LauncherOne от частной американской компании Virgin Orbit. Сверхлегкая ракета «воздушного старта». Вместо спутника масса-габаритный макет.



5. Авария при запуске ракеты-носителя Electron от частной американской компании Rocket Lab. Сверхлегкая ракета. Уничтожено несколько коммерческих мелких спутников (7 штук).



6. Авария при запуске новой ракеты-носителя KZ-11 от частной китайской компании Expace ( «дочка» CASIC). Легкая твердотопливная ракета. Уничтожен коммерческий спутник ДЗЗ высокого разрешения.



Что можно сказать:

  • Аварии при первом запуске новой ракеты-носителя имеют высокую вероятность. Что полностью подтверждено реальными результатами этого года. Было три запуска новых ракета-носителей и все они закончились авариями.
  • Использовать при первом запуске в качестве полезной нагрузки реальные аппараты является плохой идеей. Если только это не дешевый серийный спутник. Классический подход продемонстрировала только американская Virgin Orbit, использовав «болванку» вместо спутника. Китайцев подвела либо самонадеянность, либо сознательный риск при запуске реальных спутников в испытательном полете.
  • Модные ракетки и пиар не помогли «иконкам» американского New Space избежать аварий.
  • Потеря коммерческого тяжелого и дорогого спутника связи при аварии китайской ракеты стало тяжелым ударом по космическому страховому бизнесу (потенциально) и перспективам продвижения китайских коммерческих запусков в мире (который и так имеет мало запусков).

Очень хочется прервать этот счет и завершить год без аварий. Каждая из которых является «маленькой трагедией» (а для некоторых и серьезной) для пусковой компании и владельцев полезных нагрузок.