По статистике, выживает около 8 % стартапов, а успех приходит всего к 1 % из них. Главная причина неудачи — нет спроса на товары или услуги: технология, может, и крутая, но потенциальные клиенты о ней не знают. Получается, чтобы не выстрелить вхолостую, надо ориентироваться на спрос с самого начала. Один из вариантов — корпоративные акселераторы, которые создаются специально для поиска новых технологических решений, полезных компании-организатору.
По такому принципу уже третий год работает акселератор ВТБ, организованный при поддержке Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Мы помогаем запуститься стартапам, продукты которых изначально представляют для нас интерес, например могут увеличить прибыль или оптимизировать затраты. О том, как попасть к нам в акселератор и что может из этого выйти, рассказываем под катом.
Главная задача нашего акселератора — как можно быстрее протестировать решения прошедших отбор стартапов. Поэтому мы ожидаем от участников готового к стадии пилотирования продукта, а также наличие команды и ресурсов для совместной работы с банком. Для ускорения тестирования мы разработали фаст-трек — отсутствие длительных согласований и сложных корпоративных процедур позволяет реализовать пилот в самые сжатые сроки. Если пилот подтвердит, что решение эффективное, технологически зрелое, что его можно встроить в банковскую инфраструктуру и масштабировать, стартап сможет заключить с банком договор о долгосрочном сотрудничестве.
Впрочем, стартаперы в любом случае не останутся внакладе: пилотный проект оплачивается, участники получают от 500 тыс. рублей, более глубокое понимание технологических потребностей банковской отрасли и бесценную экспертизу для дальнейшего развития продукта. Кроме того, стандартное для наших участников продвижение в СМИ и участие в мероприятиях работают на имидж начинающей компании: о новой технологии и её создателях узнают другие потенциальные клиенты, так что для стартапа почти всегда возможны альтернативы.
Кроме того, у нашего партнёра ФРИИ есть приличный опыт в сфере развития технологических стартапов — свыше 470 инвестиционных сделок на разных стадиях с IT-компаниями, большая база контактов и отработанная программа акселерации. Участники акселератора получают советы экспертов, доступ к базе потенциальных клиентов, помощь в отладке организационных и бизнес-процессов и многое другое. Стартап в итоге понимает, что делать и в каком направлении двигаться, чтобы получить клиентов.
С 2018 года мы запустили 32 пилотных проекта, 20 из которых успешно завершены. Не менее 10 решений находятся на различных стадиях внедрения в промышленную эксплуатацию. Получается, что «выживаемость» стартапов, участвующих в нашем акселераторе, примерно в 4 раза выше среднестатистических 8 %. И это вполне объяснимо: начнём с того, что стартап представляет своё решение большому количеству подразделений банка, а значит, имеет высокие шансы найти правильного заказчика. ВТБ — крупнейший банк с 1,6 тыс. розничных отделений в РФ, так что после успешного пилота у стартапа есть все возможности для выхода на федеральный уровень.
В 2019 году на участие в акселераторе была подана 581 заявка. Условиям отбора соответствовал 301 стартап, из них мы выбрали 12 самых перспективных: сервисы для розничных клиентов и малого бизнеса, инструменты b2c-маркетинга, решения для контакт-центров, технологии оценки потенциальных заёмщиков, инструменты сбора и анализа данных и другие решения:
Подробнее о том, как всё работает, мы попросили рассказать непосредственных участников событий.
Артем Таганов, СЕО HintEd:
— Наш интерес к акселератору можно описать тремя пунктами:
Через несколько дней после того, как мы подали заявку на сайте акселератора, с нами связался представитель ФРИИ. Мы пообщались по Skype, рассказали, что из себя представляем, какие у нас есть наработки. После этого прошли экспертную сессию с разными подразделениями ВТБ. Такой 3-часовой speed-dating: несколько десятков столиков с представителем отдельного подразделения банка за каждым из них. Мы рассказывали, что можем предложить, а представители банка решали, нужна ли им эта технология. Следующий этап — Demo Day. Это был питч продолжительностью 3 минуты, мы рассказывали о своём проекте высшему руководству банка. Ну и финальный этап — отбор в акселератор.
Произвела впечатление вовлечённость представителей банка: они организовывали процессы, готовили документацию, налаживали коммуникации, отвечали на все наши вопросы. Конечно, нужно понимать, что ВТБ — крупный банк со сложнейшими бизнес-процессами, технологию за пару недель или месяцев не внедришь.
Василий Кузнецов, СЕО SweetCard:
— Мы уже участвовали в разных акселераторах и понимали, что они позволяют быстрее запустить совместные проекты с крупным бизнесом. И с ФРИИ уже работали — понравилось, решили повторить опыт.
На мой взгляд, решающим этапом стал speed-dating — именно там решалось, кого пропустить дальше, к выступлению перед жюри. Хочу отметить поддержку ФРИИ: представители фонда не только помогали участникам подготовить выступления, но и содействовали тому, чтобы все презентации были услышаны.
Это был удачный пример взаимодействия. Несмотря на сжатые сроки подготовки к акселератору и необходимость постоянно что-то согласовывать с другими службами, всё было организовано на высоком уровне. Могут же, когда хотят!
Несмотря на пандемию и связанные с ней сложности, мы открываем третий набор технологических компаний в корпоративный акселератор ВТБ и ФРИИ. Заявки принимаются до 24 августа включительно. Нам нужны:
Вполне может быть, что мы ждём именно ваш продукт. Главное — соответствовать условиям:
Этапы акселератора:
Полный перечень направлений, подробности об условиях и этапах акселератора — на официальном сайте.
По такому принципу уже третий год работает акселератор ВТБ, организованный при поддержке Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Мы помогаем запуститься стартапам, продукты которых изначально представляют для нас интерес, например могут увеличить прибыль или оптимизировать затраты. О том, как попасть к нам в акселератор и что может из этого выйти, рассказываем под катом.
Главная задача нашего акселератора — как можно быстрее протестировать решения прошедших отбор стартапов. Поэтому мы ожидаем от участников готового к стадии пилотирования продукта, а также наличие команды и ресурсов для совместной работы с банком. Для ускорения тестирования мы разработали фаст-трек — отсутствие длительных согласований и сложных корпоративных процедур позволяет реализовать пилот в самые сжатые сроки. Если пилот подтвердит, что решение эффективное, технологически зрелое, что его можно встроить в банковскую инфраструктуру и масштабировать, стартап сможет заключить с банком договор о долгосрочном сотрудничестве.
Впрочем, стартаперы в любом случае не останутся внакладе: пилотный проект оплачивается, участники получают от 500 тыс. рублей, более глубокое понимание технологических потребностей банковской отрасли и бесценную экспертизу для дальнейшего развития продукта. Кроме того, стандартное для наших участников продвижение в СМИ и участие в мероприятиях работают на имидж начинающей компании: о новой технологии и её создателях узнают другие потенциальные клиенты, так что для стартапа почти всегда возможны альтернативы.
Кроме того, у нашего партнёра ФРИИ есть приличный опыт в сфере развития технологических стартапов — свыше 470 инвестиционных сделок на разных стадиях с IT-компаниями, большая база контактов и отработанная программа акселерации. Участники акселератора получают советы экспертов, доступ к базе потенциальных клиентов, помощь в отладке организационных и бизнес-процессов и многое другое. Стартап в итоге понимает, что делать и в каком направлении двигаться, чтобы получить клиентов.
С 2018 года мы запустили 32 пилотных проекта, 20 из которых успешно завершены. Не менее 10 решений находятся на различных стадиях внедрения в промышленную эксплуатацию. Получается, что «выживаемость» стартапов, участвующих в нашем акселераторе, примерно в 4 раза выше среднестатистических 8 %. И это вполне объяснимо: начнём с того, что стартап представляет своё решение большому количеству подразделений банка, а значит, имеет высокие шансы найти правильного заказчика. ВТБ — крупнейший банк с 1,6 тыс. розничных отделений в РФ, так что после успешного пилота у стартапа есть все возможности для выхода на федеральный уровень.
Как это было
В 2019 году на участие в акселераторе была подана 581 заявка. Условиям отбора соответствовал 301 стартап, из них мы выбрали 12 самых перспективных: сервисы для розничных клиентов и малого бизнеса, инструменты b2c-маркетинга, решения для контакт-центров, технологии оценки потенциальных заёмщиков, инструменты сбора и анализа данных и другие решения:
- Andata: цифровой паспорт клиента — технология для идентификации потенциального клиента на сайте.
- HintEd — конструктор для создания интерактивных подсказок для пользователей корпоративных систем.
- SweetCard.Stories — платформа персональных Stories в мобильном банке с использованием Machine Learning.
- MobileScoring — сервис оценки заёмщиков на основе анонимизированных поведенческих данных клиентов, агрегированных по банкам-партнёрам.
- OpenTRM — автоматическое извлечение данных из сканов первичных документов.
- KVINT — платформа по созданию виртуальных голосовых операторов.
- Neurodata Lab — решение для Customer Experience Management на основе эмоционального искусственного интеллекта.
- Botman.one — визуальный конструктор, позволяющий создавать веб-приложения без помощи программистов.
- HighTouch Lab — удалённая верификация пользователей мобильных сервисов.
- ТурбоКонтракт — конструктор документов с возможностью работы множества пользователей.
- Cyberatonica Platform — платформа транзакционного фрод-мониторинга и адаптивной аутентификации пользователей.
- WeHire — оценка кандидатов с помощью игровых тестирований и эмоционального искусственного интеллекта.
Акселератор глазами участников
Подробнее о том, как всё работает, мы попросили рассказать непосредственных участников событий.
Артем Таганов, СЕО HintEd:
— Наш интерес к акселератору можно описать тремя пунктами:
- привлекала идея быстрого запуска пилотирования технологии;
- мы понимали, что сотрудничество с ВТБ поможет в развитии;
- хотелось отработать технологию на новых системах и платформах.
Через несколько дней после того, как мы подали заявку на сайте акселератора, с нами связался представитель ФРИИ. Мы пообщались по Skype, рассказали, что из себя представляем, какие у нас есть наработки. После этого прошли экспертную сессию с разными подразделениями ВТБ. Такой 3-часовой speed-dating: несколько десятков столиков с представителем отдельного подразделения банка за каждым из них. Мы рассказывали, что можем предложить, а представители банка решали, нужна ли им эта технология. Следующий этап — Demo Day. Это был питч продолжительностью 3 минуты, мы рассказывали о своём проекте высшему руководству банка. Ну и финальный этап — отбор в акселератор.
В своём проекте мы предложили заменить традиционное обучение сотрудников — как очное, так и по инструкциям или видео, — интерактивным форматом. Он совместим с системами, с которыми работают пользователи. А в банке как раз внедрялось несколько новых систем, так что для обучения работе с ними нужно было подготовить сотрудников.Нашу технологию, которая помогает обучаться быстро и без отрыва от работы, протестировали корпоративное подразделение банка, департамент малого и среднего бизнеса, а также розничное подразделение. Тестирование прошло отлично, планируем сделать HintEd общебанковской системой.
Произвела впечатление вовлечённость представителей банка: они организовывали процессы, готовили документацию, налаживали коммуникации, отвечали на все наши вопросы. Конечно, нужно понимать, что ВТБ — крупный банк со сложнейшими бизнес-процессами, технологию за пару недель или месяцев не внедришь.
Василий Кузнецов, СЕО SweetCard:
— Мы уже участвовали в разных акселераторах и понимали, что они позволяют быстрее запустить совместные проекты с крупным бизнесом. И с ФРИИ уже работали — понравилось, решили повторить опыт.
На мой взгляд, решающим этапом стал speed-dating — именно там решалось, кого пропустить дальше, к выступлению перед жюри. Хочу отметить поддержку ФРИИ: представители фонда не только помогали участникам подготовить выступления, но и содействовали тому, чтобы все презентации были услышаны.
На акселератор мы пришли с платформой для встраивания в мобильное приложение банка ленты персональных Stories, которую можно настроить с учётом интересов и трат конкретного клиента. В результате мы запустили с ВТБ проект персональных анимированных итогов 2019 года.Клиенты получили детальный персональный отчёт о тратах в различных категориях и зарубежных поездках. Иногда такой отчёт становится большим сюрпризом для человека, который не особо контролирует свои траты. Это реальная забота о клиентах: банк становится ближе к своим пользователям. Нашим главным заказчиком стало CRM-подразделение банка. В планах — внедрение в банке полного функционала платформы.
Это был удачный пример взаимодействия. Несмотря на сжатые сроки подготовки к акселератору и необходимость постоянно что-то согласовывать с другими службами, всё было организовано на высоком уровне. Могут же, когда хотят!
Акселератор-2020: не пропустите третий набор
Несмотря на пандемию и связанные с ней сложности, мы открываем третий набор технологических компаний в корпоративный акселератор ВТБ и ФРИИ. Заявки принимаются до 24 августа включительно. Нам нужны:
- Инструменты маркетинга
- Сервисы для работы с клиентами
- Сервисы для b2с-клиентов
- Сервисы для b2b-клиентов
- Решения в области HR
- Сервисы для сотрудников
- Решения для сбора и анализа данных клиентов
- Решения в области кибербезопасности
Вполне может быть, что мы ждём именно ваш продукт. Главное — соответствовать условиям:
- Понятное ценностное предложение
- Готовый к тестированию продукт
- Готовность доработать продукт под наши требования
- Юрлицо или ИП в России или за рубежом
Этапы акселератора:
- До 24.08 — приём заявок.
- С 25.08 по 18.09 — заочный отбор проектов экспертами ВТБ и ФРИИ.
- До 01.10 — отборочный интенсив.
- С 05.10 — подготовка к пилотированию и реализации пилота.
Полный перечень направлений, подробности об условиях и этапах акселератора — на официальном сайте.