Как понять, сработала презентация или нет? Разобрали 7 способов оценки эффективности презентации. Прочитайте, нужно ли биться над шрифтами, рисовать инфографику, репетировать, или аудиторию интересует что-то другое.
Предлагаем 7 вариантов оценки эффективности презентации:
По цели — достигнута или нет
По переходам — поставьте специальную ссылку
По реакции аудитории — сделайте голосование
По обратной связи — проведите опрос
По публикациями в СМИ — посчитайте упоминания
По тиражированию — оцените количество скачиваний
По чек-листу — самооценка.
Еще один негласный, но очень важный параметр — это оценка презентации руководителем. Если вы делали презентацию не для себя, то важно понять, насколько вашему руководителю или клиенту было комфортно работать с материалом.
Мы перечислили основные типы оценки презентаций. Вы можете адаптировать оценку в зависимости от того, будет презентация дополняться рассказом спикера, ее будут читать из вашего письма или вы рассчитываете построить автоворонку, когда презентация вместе с другими инструментами работает без вашего участия.
"Как прошло? Этот вопрос спикер слышит от своего партнера, коллег, подписчиков в Facebook или организаторов. Ответ зависит от цели выступления, которую спикер ставил. Для одних успех - когда спросили “кто вам сделал такую красивую презентацию?”. Кто-то ждет предложения от потенциального партнера о встрече на завтра. Третьим важно увидеть выдержки из слайдов в СМИ", - говорит Виктория Рындина, MBA по коммуникациям, сооснователь студии дизайна иноформации VisualMethod.
Давайте пройдемся по каждому пункту оценки эффективности презентации и разберем на примерах.
1. Оцените эффективность презентации по цели
Эффективность можно оценить, если изначально была цель. Напишите конкретно, какой результат хотите получить. Сформулируйте ее по модели SMART или в любом другом формате. Главное, чтобы было понятно, чего хотите и, в идеале, это можно было измерить.
Например: после выступления на конференции я хочу обменяться визитками с тремя закупщиками и назначить с ними время встречи. Или: я хочу, чтобы 50 участников подписались на мою страницу в Инстаграм и сделали посты с отметками о моем выступлении у себя на странице после моего выступления.
Когда вы так ставите цель, то сразу будет понятно, что нужно сделать. Вернемся к нашим примерам. В первом случае вы сделаете слайд с особыми условиями и пригласите подойти закупщиков к вам после встречи. Во втором случае пообещаете выслать полезный материал или свою презентацию всем, кто подпишется и отметит вас в новом посте на своей странице.
Чтобы четче оцифровать цель, попросите у организаторов статистику: сколько будет человек, средний возраст, пол, опыт, кем и где работают, что их волнует, какие ценности.
Метрики:
Достигли SMART-цели или нет.
2. Сделайте UTM-ссылку для презентации
Добавьте в презентацию ссылку или QR-код для перехода на целевую страницу на вашем сайте. Вы можете использовать сервис для создания UTM-меток и отслеживать, сколько людей пришло, увидев вашу презентацию.
Через QR-код участник сможет перейти по ссылке прямо во время мероприятия. Также презентацию можно встраивать в воронку Цель-Презентация-Лендинг-Целевое действие.
Создайте отдельную страницу на сайте или лендинг и соберите там всю информацию, связанную с темой и плавно подводящую к тому, чтобы человек оставил свои контакты. Ссылку на основной сайт добавляйте, если хотите, чтобы аудитория узнала о вас еще больше, но часто это может отвлекать от целевого действия.
После мероприятия оцените активность пользователей. Вместе с количеством переходов вы можете проследить, что люди делали на сайте и какими блоками информации интересовались.
Узнайте у организаторов, сколько участников было в зале или заранее попросите помощника посчитать. Когда вы проанализируете, сколько переходов было на сайт, сопоставьте с общим числом присутствующих и с их поведением на странице. Поймете, какая конверсия.
Метрики:
Количество переходов
% перешедших по ссылке от общего числа участников
Глубина просмотра
Время на сайте
% отказов
Количество загрузок файлов
Количество подписок/покупок
3. Замерьте знание аудитории во время выступления
С помощью голосования в режиме реального времени вы можете узнать, как восприняла вашу информацию аудитория во время презентации или можете попросить проголосовать людей в чате, если вы общаетесь онлайн.
Для создания опроса в режиме реального времени можно воспользоваться бесплатным сервисом Mentimeter или создать опрос в мобильном приложении для мероприятия, если организаторы его используют.
Например, вы даете описание нескольких своих продуктов и потом предлагаете небольшую игру, с помощью которой задаете тест-вопросы. В вопросах узнаете, правильно ли люди поняли характеристики продуктов и, если это не так, корректируете информацию.
Метрики:
% вовлеченных участников от общего числа
% ответов участников, которые совпадают с целевой информацией
4. Соберите обратную связь о вашей презентации.
Есть три варианта.
Удобный. Организаторы обычно рассылают участникам анкеты с вопросами о том, какой спикер понравился, что полезно, что запомнилось, что улучшить. Попросите коллег передать обратную связь о вашей презентации. Скорее всего вы не получите развернутый ответ со всеми плюсами и минусами, но и этого хватит для общего анализа.
Быстрый. Добавьте ссылку на опрос на последнюю страницу презентации и предложите всем, кто его пройдет, какой-то бонус. Удобнее для участников получить ссылку, если у вас презентация для отправки, или QR-код, если презентация оффлайн. Создать анкету можно с помощью Гугл или Яндекс форм. Так вы сможете сразу увидеть результаты и проанализировать как средние показатели, так и отдельные ответы.
Доступный. Пообщайтесь с участниками мероприятия в перерывах. Вот несколько вопросов для оценки эффективности презентации:
Сделали/сделают участники то, на что вы надеялись?
Разделяют ваши идеи? Думали об этом раньше, а может уже внедряли? Если да, то какой опыт получили?
Как оценивают презентацию? Легко читалась, что зацепило?
Метрики:
% участников опроса
статистика о качестве презентации и желании выполнить целевое действие
Качественный анализ презентации и выступления
5. Проанализируйте активность в соцсетях и СМИ
Соберите статистику в социальных сетях: сколько человек добавились в группы после презентации, какой это процент от общего числа участников мероприятия, какая активность (лайки, комментарии, репосты, сторис). Можно попросить участников отметить публикации о вас специальным #хештегом. Это сработает, если вы дадите взамен полезную информацию. Например, вышлите книгу или какое-то методическое пособие.
Замерить распространение информации в социальных сетях и СМИ, упоминание вашего имени можно с помощью платных автоматизированных сервисов — «Медиалогия», «Интерфакс СКАН», Brand Analytics. Из бесплатных систем используйте Яндекс.Новости или Гугл.Новости. Количество публикаций вряд ли вам даст понимание об эффективности, а вот цитаты из презентации покажут, насколько она была полезной.
Метрики:
Охват аудитории
Прирост подписчиков в соцсетях
Количество упоминаний
Тональность упоминаний
Количество лайков, комментариев, репостов
6. Узнайте, сколько раз скачали вашу презентацию
Если в презентации есть ценная информация, к которой хочется возвращаться, то она может стать «вирусной» и работать на повышение узнаваемости вашего бренда. Включите описание процессов, модели, чек-листы и другие полезные материалы, которыми можно пользоваться много раз в работе.
Такую презентацию можно разместить у вас на сайте и давать ссылку на встречах, конференциях и других мероприятиях. Во-первых, вы сможете видеть количество скачиваний, установив скрипт (их много в открытом доступе по запросу). Во-вторых, в самой презентации вы можете поставить ссылки на дополнительные материалы и фиксировать активность аудитории.
Метрики:
Количество скачиваний
Переходы из презентации на целевые страницы
7. Оцените эффективность презентации и выступления по чек-листу
Распечатайте чек-лист для самопроверки. Оцените, как вы подготовились, как прошла презентация и какая обратная связь. Выпишите все пункты с ответом «нет» и проработайте их в следующей презентации.
В финале
Не обязательно использовать сразу все способы оценки эффективности презентации. Возьмите те, что соответствуют вашим целям. В начале статьи мы задавали вопрос о том, влияют ли шрифты или инфографика на эффективность презентации? Да. Если людям сложно читать - они устают и отстраняются. Если есть инфографика, они дольше сфокусированы. Все это будет иметь меньшее значение, если тема невероятно важная для всех или вы — знаменитость, на которую просто пришли посмотреть. Если же у вас бизнес-задача, то детали будут важны.
Хотите знать об оформлении презентаций больше? Посмотрите большое руководство «Как избежать самых популярных ошибок в презентациях для публичных выступлений» (можно скачать без ссылок и регистраций). VisualMethod сделал его вместе с топ-организаторами конференций в России.
rododendron_red
Единственная оценка эффективности — это резкое многократное повышение продаж
VisualMethod Автор
Решаете задачи повышения продаж?
VictoriaRyndina
Как вы отслеживаете, что клиент пришел после презентации, а не с другой рекламы?
VisualMethod Автор
Вопрос к автору выше, но хочется ответить. Напрямую это сложно. Особенно, если есть параллельно несколько рекламных кампаний. В статье есть способы, как это можно отследить — чаще всего через метки или быструю реакцию можно отследить готовность покупать, а продажа — уже следующий шаг.
rododendron_red
совершенно верно) и еще как вариант — использовать опросники с прямыми вопросами — с какого источника пришел