В онлайне можно найти больше 3D-моделей, чем вы можете себе представить. Но что насчёт платных моделей? Выложить куда-то модельку и разместить с ней рядом кнопку «купить» – это уже не проблема, однако после того, как я некоторое время провёл за покупкой и печатью различных несвободных 3D моделей, мне стали видны некоторые очевидные недостатки этой системы.

Конкретные проблемы и пути их решения зависят от того, каким образом эти модели продаются, однако ясно одно: плохо проработанные 3D-модели – это плохо как для потребителей, так и для будущего рынка с оплатой за скачивание.

Разные способы продажи моделей


Способов продажи моделей в онлайне довольно много. Онлайн-магазины отлично подходят для цифровых моделей, потому что это не физические товары, и обслуживание тысячи покупателей ничем не отличается от обслуживания десяти. Технически, пользователь оплачивает лицензию на использование модели, и её условия значительно разнятся в зависимости от создателей и посредников.

Прямые продажи с оплатой за модель


Прямые продажи похожи на обычное скачивание 3D-моделей, только перед тем, как вы получите ссылку, вы увидите её стоимость. Такие сайты, как Cults3D и MyMiniFactory позволяют создателям самим назначать цену небесплатных моделей. Довольно сложно оценить количество их продаж, но количество скачиваний у популярных моделей измеряется сотнями или тысячами.

Особняком стоит успешный проект Hero Forge, позволяющий пользователям создавать собственные миниатюры для настольных игр при помощи веб-интерфейса. Пользователи могут заплатить за скачивание STL-файла для созданной ими модели, или купить распечатанную версию. Hero Forge – система проприетарная, но очень успешная, судя по их недавней кампании на Kickstarter.

Непрямые продажи с оплатой за доступ к моделям


Непрямые продажи означают, что клиенты платят за доступ, а не покупают модели поодиночке. Успешные создатели делают модельки в нишевых областях, а люди платят за доступ к библиотеке работ их создателя.

Обычный способ работы с ежемесячными подписчиками и обеспечения доступа к файлам для создателей 3D-моделей – это сервис Patreon. Одна из распространённых ниш – это настольные игры, и у некоторых из наиболее успешных создателей имеются тысячи подписчиков.

Ещё один способ непрямых продаж – краудфандинг. Деньги собирают на создание определённого набора моделей, а спонсоры получают доступ к получившимся файлам. Опять-таки здесь полно всяких миниатюр героев и территорий для настолок.

Наборы для самостоятельной печати


При таком подходе 3D-модели продаются в виде части большого продукта. Покупатель приобретает набор и сам печатает для него пластиковые компоненты, при этом в наборе могут быть электронные компоненты и другие части. В итоге в набор можно включать меньше предметов, его легче производить, дешевле доставлять, и обычно он стоит меньше, чем если бы продавцу пришлось делать всё самому.

Примеры такой бизнес-модели — Bulwark Blaster (совместимый с NERF) и OpenScan (3D-сканер с открытым кодом). В обоих случаях проекты основаны на 3D-печати компонентов и конкретных списках запчастей. Покупатель обычно приобретает лицензию на использование одной копии продукта.

И в чём проблемы?


В идеальном мире 3D-принтеры надёжно печатают детали любой формы без проблем с нависанием, мостами, искажениями или поддержками. Можно купить 3D-модель и получить именно то, что ожидал. К сожалению, мы пока до этого не дошли.

Качественные 3D-модели нужно разрабатывать специально для 3D-печати, особенно если речь идёт о деньгах – поскольку при текущей системе все риски ложатся на покупателей.

Без тест-драйвов, без примерочных, без возврата денег


Мир небесплатных 3D-моделей похож на магазин одежды без примерочных, или на автосалон без тест-драйва. «Деньги не возвращаются» – обычная фраза для продаж и услуг, но если её совместить с невозможностью опробовать продукт перед покупкой, результат может вас разочаровать, если качество модели окажется плохим.

Модели с низкой технологичностью


3D-принтеры, как и любой инструмент, хороши в одних ситуациях, неплохи в других и ужасны в остальных. Это значит, что модели, предназначенные для 3D-печати, нужно разрабатывать, учитывая сильные и слабые стороны 3D-принтеров. Про разработанную таким образом модель можно сказать, что она сделана с высокой технологичностью.

Если модель разрабатывали, не учитывая 3D-печать, то она может создать проблемы человеку, пытающемуся её распечатать. Проблема в том, что не всегда можно выявить модели, с которыми возникнут проблемы, только по их изображению. Вот два примера.


Для подобной модели подпорки и постобработка потребуются вне зависимости от ориентации печати

Первый – простая защёлка от более крупной детали, предназначенной для печати FDM (филаментом). Проблема тут неявная: её разработали так, что её практически невозможно напечатать без подпорок, вне зависимости от ориентации печати. Есть у неё и другие проблемы, но об этом позже.

Добавим подпорки – и мы столкнёмся с необходимостью постобработки и плохой поверхностью в тех местах, где они крепились. Если разместить их на видимой стороне, деталь будет некрасивой. Если на невидимой (там, где петля), они там с трудом поместятся.

Эти проблемы решаются при постобработке, но суть не в этом – а в том, что лучше было бы избежать этих проблем ещё при разработке детали.


Модель разрезана пополам, цвета добавлены для контраста между внутренним и внешним слоями. Модель не сплошная. Проблема возникает там, где есть промежутки между внешним и внутренним слоями.

Второй пример. Эту модель рекламировали как совместимую с SLA (лазерная стереолитография). У принтеров FDM и SLA очень разные преимущества, поэтому было интересно увидеть модель, специально разработанную для SLA.

Но меня ждало разочарование. Модель не была сплошной. Между внешним слоем модели (одеждой фигурки) и внутренним слоем (тело) имеются промежутки, поскольку моделировали эти слои по отдельности – да так и оставили.

В этих промежутках скапливается неотвердевший материал, а окружающие их части модели очень тонкие, что прямо притягивает недостатки при печати. Такая схема модели гарантирует, что, скорее всего, при печати пострадают её внешние слои – те, что видны снаружи. И эти проблемы были не видны до тех пор, пока за модель не заплатили.

Подобные и иные проблемы демонстрируют плохую технологичность, которую не заметишь на скриншотах и рендерах, и, как я отметил ранее, оплата за скачивание на текущий момент представляет собой территорию без возврата денег и опасностей для покупателей.

Почему модели плохого качества – это большая проблема


Проблема с плохими моделями в следующем: к тому времени, когда окажется, что у модели есть проблемы (или её невозможно нормально изготовить, или она слишком расточительна в печати), оказывается, что покупатель вложил в неё уже значительно больше, чем просто стоимость покупки. Плохая модель лишь отталкивает человека, желавшего вдарить по кнопочке «Купить».

Перекладывать весь риск на покупателя, чтобы все его деньги и попытки пропали втуне – такое должно происходить в последнюю очередь на любой платформе, стремящейся вырасти.

Способы улучшить ситуацию


Есть искушение попытаться решить эту проблему возврата денег при помощи системы, управляющей доступом к файлам, но тогда она станет подозрительно похожей на DRM – а это вряд ли будет подходящим путём в будущее.

С другой стороны, возможно увеличить уверенность в качестве моделей и покупок, не меняя в текущих платформах слишком многого. Вот, что можно для этого сделать.

Демонстрировать качество моделей при помощи фотографий и документации


Документация и фотография распечатанных результатов, а не просто рендер моделей на компьютере – эффективный способ сообщить покупателю дополнительную информацию о модели. Документация не обязательно должна быть обширной, однако там должны быть перечислены элементы дизайна, сборки или участки, которым требуется особый контроль. Пример – модель тисков для распечатки за авторством Кристофа Лаймера. Это бесплатная модель, но её прекрасная документация вселяет уверенность в её качестве.

Модели, требующие дополнительных компонентов, должны в описании перечислять чёткий их список, вместе со спецификациями и источниками. Модель защёлки, которую я использовал в качестве примера плохой технологичности, требует какой-то загадочной пружины, без указания размеров и того, где её можно найти. Это ещё одна проблема, которая вскрывается слишком поздно.

Если разработчик не продемонстрировал чётко и ясно, что успешно напечатал собственную разработку – не покупайте её.

Обеспечьте детали для тест-драйва


Разработчики наборов и прочих сборных конструкций могут дать бесплатный доступ к некоторым компонентам, как бы говоря, «если вы сможете распечатать и собрать эти модели, то у вас всё получится, потому что принципы разработки моего продукта были такими же». Если клиенты не могут возвращать покупки, то такой подход хотя бы даст им подобие тест-драйва.

Запускайте автоматическую проверку качества на моделях


В профессиональных студиях печати типа 3D Hubs проводят анализ загружаемых объектов в рамках процесса одобрения, и предупреждают о таких особенностях, как тонкие стенки, мелкие детали, которые могут потеряться, потенциальные проблемы с удалением подпорок. Сервисы, отвечающие за размещение и продажу моделей, могли бы усилить уверенность покупателей, проводя подобные проверки продаваемых моделей, и показывая результаты такого анализа вместе с моделью и ценой.

Каким был ваш опыт с платными моделями?


Покупали ли вы модели в онлайне, или, может, вы продаёте собственные? Каков был ваш опыт, и что бы вы изменили в этой системе?