Привет, Хабр! Меня зовут, Денис Сёмин, я руководитель отдела реализации клиентских и сетевых решений Orange Business Services в Самаре. В прошлый раз мой коллега Антон Кисляков рассказывал о том, как мы реализуем проекты в экстремальных условиях, например, при температуре минус 40 с закрытыми путями снабжения и пандемией.
Я вспомнил еще несколько кейсов, где уже нет экстрима, но зато есть описание простого решения сложных проблем. В новой статье нет особых откровений, это, скорее, рассказ о интересных моментах в рутинных задачах при замене и/или установке оборудования.
Проект №1. Переоборудование сети магазинов
Суть проекта. Нам нужно было полностью переоборудовать IT-инфраструктуру в 20+ магазинах партнерской компании. Магазины отличались друг от друга как оснащением, так и планировкой. Всего было три категории магазинов, если так можно выразиться: очень старые, с устаревшим оборудованием, просто старые, с более-менее современным оборудованием и современные, где оборудование закупили недавно.
В пул задач входила замена «зоопарка» оборудования разных вендоров на оборудование Cisco, запуск беспроводной сети (т.е. нужно было подключить и развесить точки доступа), подключение всех необходимых коммуникаций и питания. На миграцию одного магазина отводилось 9 часов. Подготовительные работы проводились до миграции, в разных магазинах требовалось выполнять разные задачи. Работать приходилось ночью, поскольку днем магазинам нужно выполнять свою задачу — продавать товары покупателям.
Основные задачи:
- Предложение оптимизированной карты покрытия беспроводной сети согласно рекомендациям компании Orange.
- Размещение точек доступа.
- Повторное использование существующих кабелей или прокладка новых.
- Контроль общего состояния распределительной панели и коммутационных шкафов.
- Контроль глубины коммутационных шкафов согласно рекомендациям компании Orange France.
- Отслеживание прокладки кабеля в каждом техническом помещении и определение активных элементов.
- Сканирование сетей (с программным обеспечением, например Angry IP Scanner, которое сканирует сеть независимо от настройки сети VLAN): перед проверкой сети LAN мы предоставляем IP-адреса (и маску сети).
- Проверка и утверждение используемых сетевых кабелей (кабели категории ниже 5Е необходимо заменить).
- Проверка и утверждение используемого вида разъема (UTP, FTP, оптоволокно и др.).
- Отслеживание возможных цепей кабельных линий между техническими помещениями.
- Определение и маркировка подключенного оборудования.
- Определение местоположения основной проводной линии телефонной связи.
- Определение принтеров, подключенных к портам USB, в магазине:
- Локализация в магазине.
- Наличие доступного сетевого разъема, присоединенного к сети.
- Модель принтера.
- Контроль качества кабельного соединения компьютеров путем обследования магазина и определения наличия в нем концентраторов.
- Контроль электропитания в каждом коммутационном шкафу и техническом помещении (количество используемых и доступных разъемов, текущая система распределения: прямая или волнообразная).
- Указание отличия от предоставленного оборудования.
- Определение работ по прокладке кабеля:
- Между техническим помещением и дополнительным распределительным устройством.
- Между техническими помещениями и точками беспроводного доступа.
- Между дополнительным распределительным устройством и точками беспроводного доступа.
- Между проводной линией телефонной связи и техническими помещениями (характерно для беспроводной операционной системы).
Проблемы. Их было несколько:
Все нужно было делать с нуля. Сложность заключалась в том, что за полгода до начала совместной работы партнер распустил собственный отдел инженеров. Нам пришлось делать все своими руками, практически с нуля. Поэтому, приступая к работе, у нас не было четкого понимания текущей инфраструктуры. Требовалось все изучить (провести аудит), промаркировать патчкорды, каналы связи, потом — провести переоборудование и запустить всю систему заново. Подключаемого оборудования было очень много — это тачпады, чековые принтеры, кассы, рабочие ПК и принтеры, серверы Заказчика (находились в управлении подрядчика), IP телефоны в новых магазинах, счетчики посетителей.
С этим разобрались, поскольку инженеры работали опытные, они знали, на что обращать внимание и что делать.
Серверные были очень небольшими. В новых магазинах особых проблем не возникло, но в старых серверные были маленькими. И в условиях, практически, кладовой, нужно было демонтировать стойки 600*600, заменив их стойками 1000*1000. Затем требовалось установить оборудование нового вендора и все скоммутировать. Вдобавок ко всему нужно было пронумеровать все патчкорды и линии связи, расшить и собрать по-новой, причем попутно требовалось перейти от категории 5 к категории 6. Жилы этой категории толще, поэтому возникла проблема с коннектом, поскольку разъемы плохо прижимались к портам.
Здесь тоже все решили, хотя и пришлось повозиться. Замена стоек — задача нетривиальная, но мы использовали ряд нестандартных решений, которые и помогли.
Проведение работ на большой высоте. Здесь речь идет о размещении точек доступа на высоте около 6 метров. Используя план помещения, была разработана схема размещения точек доступа, с тем, чтобы все пространство было покрыто беспроводной сетью. Для тестирования работы каждой точки доступа нужно было поднять ее на несколько метров и проверить работоспособность, плюс нужен был визуальный осмотр шкафов с оборудованием, подвешенных буквально к потолку. Размещали их так для того, чтобы предотвратить возможность физического доступа к шкафам посторонних.
Пожалуй, это был один из самых сложных моментов. На старте проекта планировалось использовать подъемники, при помощи которых магазины размещают товары на своих полках. Но затем оказалось, что оператор такого подъемника должен иметь специальный документ — удостоверение машиниста. Найти соответствующих специалистов на стороне оказалось невозможно. У московских компаний были подъемники, но вот операторов они не предоставляли. Поэтому договорились с магазинами на местах.
Что касается тестирования точек доступа, то проблема разрешилась неожиданно — коллеги из Испании рассказали, как они используют телескопические многометровые ручки от швабр для чистки бассейна. К этим ручкам крепились точки доступа после чего инженеры тестировали покрытие.
В условиях РФ найти такие швабры не получилось, поэтому выбрали специальные телескопические мачты с длиной до 12 метров. Эти мачты прикрепляли к тележкам из магазина и всю систему перемещали по помещению магазина для тестирования оборудования. При помощи мачт изучались и шкафы с оборудованием, о которых говорилось выше.
В целом, находчивость инженеров, их профессионализм, опыт и знания помогли решить проблемы и трудности, так что миграцию удалось провести в назначенный день и час, заказчик остался полностью доволен. Проект был выполнен на все 100%.
Проект №2. Сборка и тестирование оборудования в Казани
Суть проекта. Требовалось поставить сетевое оборудование клиенту, подключить его к внутренним сервисам и наладить работу всей инфраструктуры. Сделать это нужно было для нового строящегося завода в Республике Татарстан.
Проблемы. Их было меньше, чем в предыдущем кейсе но они были более серьезные.
COVID-19. По договору, партнерская компания должна была получить работающую сетевую инфраструктуру, которая просто работает. Эта работа предусматривает командировки инженеров, посещение площадки с оборудованием принимающей стороной и все прочее, что полагается в таких случаях.
Но из-за пандемии коронавируса и режима самоизоляции командировки пришлось отменить. Поэтому было предложено «коробочное» решение со сборкой оборудования в одном из офисов нашей компании, с подключением, тестированием и отправкой заказчику. Собранное оборудование нужно было запаковать и отправить заказчику чтобы заказчик мог самостоятельно по сопроводительной документации все разгрузить, распаковать установить, а при подключении к линии питания и коммуникациям все должно было заработать. Никаких лишних телодвижений — все упрощено до минимума.
Так и поступили. После сборки оборудования его стали тестировать, показывая весь процесс по видеосвязи заказчикам.
Проблемы с помещением. Оборудование сначала нужно было доставить на площадку для тестирования и разгрузить. Как оказалось, оно не габаритное и обычным путем, через дверь, доставить его было бы сложно. Поэтому нашли обходной путь — через окно. Но окно было стандартное с двумя отдельными половинками и его пришлось менять. В итоге, когда окно заменили на другое, с распахивающимися створками, разгрузку удалось провести.
В качестве вывода скажу, что любой, самый продуманный план может быть нарушен неожиданно изменившимися обстоятельствами. Так обычно и случается, поэтому к этому нужно быть готовыми и решать проблемы по мере их поступления. Крайне важную роль играет командная работа, своевременные коммуникации и советы коллег.
pavlovdo
Зачем было менять стойки? И почему изменили размер 600x600 на 1000x1000?
Crazyvlad
600x600 вообще убогий размер.
Глубиной 1000мм — под сервера видимо, а вот зачем метровой ширины — хз, обычно 800мм хватает.
IslandBear
Что то на представленной стойке не видно серверов!
Какое то разводилово клиента!
anonymous Автор
Они позволяли аккуратно уложить все кабельные соединения. На заглавном фото как раз старая стойка, можно увидеть какой в ней был «порядок» с кабелями
IslandBear
На первых фотках просто бардак, который допустили при монтаже и потом не стали его разбирать. Думаю проблема не в шкафе а в кривых руках администратора.
При такой загруженности шкафа и в стандартную ширину и глубину все прекрасно можно уложить.
drWhy
То есть бардак допустили, разбирать не стали, а виноват администратор?
Один знакомый администратор, увидев такой шкаф, сказал бы монтажникам: «Потрудитесь привести в соответствие», и был бы совершенно прав.
anonymous Автор
Были удобнее для размещения более габаритного оборудования (в том числе серверов), в том числе и для будущих расширений