image

Госкорпорация «Роскосмос» подписала соглашение с частной компанией «Многоразовые транспортные космические системы» (МТКС) о создании многоразового транспортного космического корабля. Он должен создаваться «с использованием инновационных решений и широким применением композитных материалов» и будет доставлять грузы на МКС и обратно.

Соглашение было подписано 1 сентября сроком на пять лет с автоматическим продлением на тех же условиях. Однако оно является «рамочным» и «не содержит никаких обязательств, в том числе финансовых», отметили в госкорпорации.

МТКС зарегистрирована в Королеве и работает с мая 2019 года. Ее гендиректором является Дмитрий Кахно, глава «Энергии-Лоджистикс», «дочки» РКК «Энергия». Бенефициаром выступает один из создателей Агентства космических исследований Казахстана и экс-гендиректор S7 Space Сергей Сопов.

Ранее Сопов говорил, что создание многоразового корабля «Арго» завершится к 2024 году. По данным источника РБК, эти планы никто не отменял. Четыре образца таких кораблей обойдутся примерно в €136 млн.

В результате МТКС обещает снизить стоимость миссии к МКС вдвое по сравнению с конкурентами. «За миссию Crew Dragon американская компания SpaceX Илона Маска просит около $150 млн. В эту сумму входят доставка груза и его возврат, стыковка корабля, а также стоимость ракеты Falcon9. МТКС намерена доставить и вернуть груз с орбиты на корабле «Арго» с ракетой-носителем «Союз-2.1б» за $69 млн», — отмечал Сопов.

Источник сообщил, что с 2025 года планируется совершать до трех пусков в год к МКС с доставкой не менее 2000 кг грузов и для дозаправки топливом объемом не менее 500 кг. Также планируется выполнять один-два пуска в год, чтобы выводить космические аппараты коммерческого назначения на различные доступные орбиты.

Пока же доставку грузов на МКС осуществляют российский «Прогресс», американские Dragon v2, Cygnus и японский HTV. Возвратом грузов занимается только SpaceX. С российской стороны возврат возможен только на «Союзах», но при полете трех членов экипажа вес груза ограничен 100 кг. Предполагается, что «Арго» сможет возвращать груз массой до 1000 кг.

Масса самого корабля будет составлять 11,5 т. Объем грузового отсека — 11 м?, диаметр — 4,1 м, высота — 5,6 м. Баки комбинированной двигательной установки будет вмещать до 1200 кг топлива, баки объединенной двигательной установки будут той же емкости. Композитные элементы должны составлять более 50% от суммарной массы корпуса.

Спуск будет производиться по баллистической схеме с торможением посадочными двигателями на высоте 250 м. Корабль будет приземляться на выдвижной амортизированный щит на высоте 100 м.

Время полета в составе орбитальной пилотируемой станции будет составлять до 300 суток, время автономного полета будет достигать 30 суток.
См. также: