Конец 90-х и начало 2000-х – это было особое время для персональных компьютеров. Стоимость ПК значительно упала, мы перешли с коммутируемого соединения на широкополосный доступ в интернет, и мы мучились с Windows ME, ожидая пришествия XP. Некоторые из нас пошли тогда дорогой самоделкиных, а иные начали покупать готовые сборки настольных компьютеров в магазинах.
Одним из заметных участников гонки по нисходящей в то время была марка eMachines, основанная в 1998 году. Позже её купила Gateway, которую в свою очередь купила Acer. Пользователям с небольшим бюджетом было тогда продано множество систем от eMachines с наклейкой «никогда не устареет» [Never Obsolete]. Эти аппараты познакомили целое поколение с графическими картами ATI Rage II и Rage Pro. В первой системе, на которой я пытался запускать игры, стояла интегрированная графика Rage LT Pro AGP. Много часов я провёл тогда за игрой Unreal Tournament (а до того я был консольщиком, и бесчисленные часы потратил на Gran Turismo).
В прошлом году я отправился на поиски ретро-ПК, и угодил в своего рода кроличью нору. Начал я с Compaq Presario 5050 в корпусе мини-тауэр, внешне напоминавшего тот ПК, с которого я начал свой путь самоделкина. Тогда я искал на форумах, посвящённых компьютерному железу, модифицированные драйверы (если быть точным, Rage3D). В итоге я познакомился со своим лучшим другом, и это дало старт моей карьере в техноиндустрии. Однако одного Compaq PC мне не хватило, и я регулярно прочёсывал OfferUp, Facebook Marketplace и Craigslist в поисках старых систем.
eMachines: Never Obsolete
В поисках старых компьютерных ништяков я наткнулся на объявление о продаже eMachines T1090. Это была не бежевая модель с наклейкой «Never Obsolete», которой прославилась eMachines – это был корпус второго поколения, более округлый и прилизанный. Компьютер вышел в 2001 году, на нём стояла Windows XP, и он мог похвастаться Celeron 900 MHz, 128 МБ SDRAM и чипсетом Intel i810 – весьма хилой конфигурацией, которая устарела уже на момент его выхода. Однако в том сегменте, в котором eMachines конкурировала с другими производителями, главным фактором была цена. Его можно было купить за $474.99, а потом отправить по почте купон на компенсацию в размере $75, в результате чего система обходилась покупателю в $399.99 – совсем недорого. С учётом инфляции сегодня она стоила бы $585, и за эти деньги можно купить неплохой бюджетный компьютер.
Начинка компьютера мне была не нужна, но я очень хотел собрать себе слипер [термин sleeper в применении к автомобилям обозначает машину с мощной начинкой и ничем не примечательным внешним видом / прим. перев.]. Меня вдохновила работа ребят из проекта BSMOds с великолепной переделкой корпуса Juniper Networks (ретро-модом). Знающие меня люди подтвердят, что я слишком помешан на всяких мелких деталях, которых обычные люди и не заметят, поэтому мой слипер должен был отличаться от других.
Корпус eMachines T1090
Rage Against The eMachine
Я заплатил за компьютер $40, привёз его домой и сразу же начал разбирать до голого металла. Вентиляция в корпусе eMachines была так себе, поэтому я вынул свой Dremel, вырезал впереди отверстие под вентилятор 120 мм, отверстие в днище, а также добавил сверху вентилятор на 70 мм. Для компьютера я взял б/п от Corsair SF750 SFX – он меньше стокового б/п на 150 Вт, и выдаёт в пять раз больше мощности.
Как большинство современных б/п, Corsair SF750 выкрашен в чёрный, и он бы не сочетался с серыми внутренностями eMachines. Меня это не устраивало, поэтому я его разобрал, обработал некоторые детали пескоструем, а другие – наждачкой вручную.
Для округлого дизайна требовалась особая панель оптического привода. Я мог бы просто остановиться на стоковом Samsung IDE CD-RW, но это было бы совсем не интересно. Я прочесал eBay в поисках определённого привода Samsung Blu-ray, снятого с производства пять лет назад, у которого вроде бы были похожие точки крепления панели, и положился на удачу. Панель от eMachines идеально подошла под привод Samsung SATA Blu-ray. А вот с дисководом для дискет мне пришлось схитрить. Изначально я планировал использовать LS120 с адаптером IDE – USB, однако из-за проблем с ориентацией некоторых разъёмов на материнской плате этот план накрылся. В итоге в слот от дисковода я приклеил прозрачным клеем порт USB-C.
Планы по начинке были связаны с процессором AMD Ryzen и графической картой Radeon, поскольку AMD K6-2/III и ATI Rage LT Pro, современные этому компьютеру, занимают в моём сердце особое место. Поскольку это был стандартный корпус mATX, я решил, что в него без проблем влезет стандартная материнская плата. Я сильно ошибался. Из-за малых размеров корпуса у большинства материнских плат слоты для ОЗУ упирались в клетку для дисковода – мне в любом случае пришлось её подточить.
Много часов я рылся в спецификациях производителей материнских плат, подыскивая подходящую. Я обменялся мнениями с другом, работающим в AMD, и он заронил в мою голову идею, которая в итоге отправила меня в другую кроличью нору: найти зелёную материнскую плату, соответствующую по цвету печатным платам той эпохи. Я загорелся этой идеей и стал изучать современные компоненты зелёного цвета, остановившись в итоге на ключевом наборе. По совпадению под маркой ASRock, которая выпускает оборудование для серверов и рабочих станций, продаётся плата mATX X470 зелёного цвета — X470D4U. В этом году обещали выпустить новую плату на базе X570, однако ждать я не захотел. Минус в использовании серверной платы – её спартанская природа. У неё всего два порта USB 3.0, один коннектор для USB 3.0 и нет звука.
Проблему с отсутствием портов USB 3.0 я решил при помощи внутреннего концентратора USB 3.0 от Sabrent, у которого по совпадению тоже была зелёная плата, и скобы расширения с портами USB 3.0. У адаптера есть три внутренних коннектора USB 3.0 и два порта USB 2.0. На ней есть ещё разъём для питания SATA, но он у меня сломался. К сожалению, новых внутренних концентраторов от Sabrent уже не продаётся.
Я выбрал себе процессор AMD Ryzen 7 3800X с настраиваемым теплоотводом, установленным на 65 Вт, низкопрофильный вентилятор Noctua NH-L9a-AM4 и пастой Thermal Grizzly Kryonaut. Память от Kingston ValueRAM всё ещё выпускается на зелёных платах, идеально подходящих для сборки. В изначальной системе стояло 128 МБ памяти, поэтому было логично добить туда памяти до максимума в 128 ГБ. Найти SSD с зелёной платой было сложно. К счастью, компания Plextor, ранее прославившаяся своими приводами для записи CD, а ныне принадлежащая Lite-On, производит целую линейку SSD с зелёными платами. В сборку пошёл 1TB M8Se NVME SSD.
Я выбрал себе графическую карту AMD Radeon RX 5700 XT – за её архитектуру 7 нм Navi и внешний вид радиатора. Современной карты с зелёной платой я не нашёл, однако в те времена графические карты делали разных цветов – оранжевого, синего, красного и чёрного. Я выбрал карту с направляющим воздух кожухом, который выводит его прямо назад, поскольку не ожидал от корпуса eMachines хорошей вентиляции.
Одним из столпов того времени были звуковые карточки Creative Labs Sound Blaster Live, поэтому вопроса о выборе карты для этой сборки не стояло. Я впечатлился результатами, которые показала карта Sound BlasterX AE-5 в моём обзоре, и она всё ещё лежала у меня на полке, поэтому она-то и пошла в сборку. Минус в том, что у Sound Blaster AE-5 плата не зелёная – но и у Sound Blaster Live она не была зелёной, поэтому дух времени не нарушен.
Ретромод eMachines T1090 на базе AMD: завершающие штрихи
Мне было недостаточно запихнуть современное железо в старый корпус, мне надо было доработать картинку ретро-логотипами и наклейками, соответствующими сборке. Когда-то я очень хотел приобрести процессор AMD K6-III, и его логотип я использовал как отправную точку для моей ретро-наклейки Ryzen. Я легко нашёл векторные логотипы K6-III высокого качества, поэтому изготовить наклейку было несложно.
Найти логотип ATI Rage II/Pro/128 высокого качества оказалось сложнее. К счастью, мне удалось связаться с Эриком Понером, бывшим творческим директором AMD, работавшим в то время. Он сообщил мне, что для логотипа использовали шрифт Matrix II ExtraBold, переделав его в курсив. Вооружившись этой информацией, я воссоздал логотип в том же ретро-стиле.
На этом я не остановился. Когда я купил компьютер, оригинальная наклейка с его спецификациями всё ещё была на нём, но клей уже держался очень плохо. Поэтому я отсканировал её, точно воссоздал стиль и шрифт, только уже с обновлёнными спецификациями. Конечно, без наклейки «Never Obsolete» это будет не eMachines, поэтому я и её сделал, наклеив затем на привод Blu-ray.
Печать наклеек оказалась делом более сложным, чем их дизайн. Я заказал белые наклейки с тем, чтобы напечатать их на старом цветном лазерном принтере Oki, не откалиброванном для хорошей цветопередачи. После десятка изменений в попытках подобрать наиболее близкий к оригиналу цвет, я плюнул и остановился на достаточно хорошем варианте. Изначально я планировал распечатать наклейки и вырезать их по старинке – ножницами. К счастью, моя потрясающая и артистичная жена поддерживает мои безумные начинания, и она использовала свой режущий плоттер Silhouette Cameo для точного вырезания наклеек, со скруглёнными углами и всем прочим.
Система не была бы завершённой без соответствующей панели управления
Оснащение ретро-мода на базе AMD периферией
Я очень хотел найти старый ЖК-монитор от eMachines, и поставить в него современный дисплей, но эта задача выходила за пределы моих возможностей. Я остановился на бюджетном 27" LG 27MN60T из-за его серебристой подставки, которая гораздо лучше подходит к серому цвету eMachines, чем чёрный или белый монитор. Это обычная IPS-панель на 1080p и 75 Гц, поддерживающая AMD FreeSync – ничего особенного, но работу свою выполняет, будучи при этом симпатичным внешне.
Выбор аудиоколонок, подходящих с эстетической точки зрения, был ограничен. Я хотел найти Klipsch ProMedia 2.1, поскольку это были одни из лучших колонок на момент выхода оригинального компьютера. Однако я хотел сохранить серебристо-серый внешний вид, и не хотел отдавать сабвуферу лишнего места. К счастью, на барахолке Facebook появилась пара не сильно потёртых Klipsch ProMedia 2.0 Ultra за $20 – это было идеально. ProMedia 2.0 Ultra вышли в 2004-м, но для меня это было достаточно близко.
Оставалось найти только клавиатуру и мышь. Я обычно использую периферию от Logitech, и выбрал G413 Silver для соответствия по цвету. Мышь я взял старую – у меня была лишняя Microsoft IntelliMouse Explorer 3.0, прекрасно подошедшая к комплекту. В прошлом году Microsoft выпустила обновлённую версию Pro Intellimouse, с дизайном в старом стиле Explorer, но с новым датчиком PixArt с увеличенным DPI. Я заказал себе такую, но она не успела прийти ко мне до фотосессии. Контроллер 8BitDo SN30 Pro завершает общую картину – нельзя же играть в Fall Guys с клавиатуры и мыши.
Тесты быстродействия и итоговые впечатления
Этот мод нельзя считать завершённым без парочки тестов быстродействия – просто, чтобы похвастаться возможностями системы. Для этого я использовал несколько привычных программ из нашего набора — ATTO Disk Benchmark, Speedometer 2.0, PCMark 10, Cinebench R20, 3DMark Time Spy и Shadow of the Tomb Raider. Поскольку обычно в наших обзорах мы описываем самые передовые настольные компьютеры, этот мод из eMachines вряд ли хорошо себя покажет на их фоне. Учитывайте, что изначально там стоял Celeron 900 МГц, 128 МБ RAM, аудио AC’97 и невероятный графический чип Intel i810E.
Очевидно, получилась не самая быстрая система, однако по производительности это крепкий середнячок, и с задачами своими она справляется, обладая при этом ретро-шармом. И, естественно, ни одна из оригинальных машин eMachines не могла мечтать о 115 кадрах в секунду в игре Shadow Of The Tomb Raider на 1080p.
Ещё о быстродействии и тесты на скорость из другой эпохи
Оригинальное железо, стоявшее в данном корпусе, было медленным, ещё когда этот компьютер только вышел. Я нашёл старый обзор в PC Mag от мая 2002 года, где оценивали его преемника, eMachines T1115. Разница была только в том, что там стоял Celeron на 1 ГГц, на 100 МГц быстрее, чем Celeron 900 МГц в моём T1090. Судя по обзору, T1115 показал результат в 24.1 в тесте скорости Ziff-Davis Business Winstone 2001.
Любопытство меня одолело, и я установил себе Windows Hypervisor, а также Windows XP на виртуальной машине. Чтобы ситуация была сравнимой с той эпохой, перед запуском теста я ограничил виртуалку одним ядром и памятью в 512 МБ (максимум, который поддерживал чипсет i810E). Она выдала 61,5 – примерно столько мог выдать Pentium 4 (Northwood) на 2.2 ГГц, судя по статье Дэйва той эпохи. Я попробовал прогнать тест в Oracle VirtualBox, чтобы посмотреть, зависят ли результаты от виртуальной машины, и получил немного меньший результат в 54,8.
Несмотря на то, что результат в VirtualBox оказался хуже, чем в Hypervisor, устанавливал я его не зря, поскольку он поддерживает 3D-ускорение (в версии 6.0 и далее). Вооружившись ускорением, мы пошли проверять скорость в 3DMark 2001SE и Quake 3 Arena (v1.32, Demo Four).
Что касается 3DMark 2001SE, я нашёл обзор от Дэйва на Matrox Parhelia 128 МБ AGP от 2002, где были указаны результаты, которые можно использовать для сравнения. Тогда он испытывал систему с Pentium 4 2.4 ГГц с картами Matrox Parhelia 512, GeForce 4 Ti 4600 и Radeon 8500. Карты показали результаты 8112, 11 944 и 10 315 соответственно.
3DMark 2001SE определила виртуальный GPU как Radeon 9500 и выдала 21 334 очков — довольно серьёзная мощность, позволяющая играть в старые игры, не связываясь со старым железом.
У Quake 3 Arena результаты были слишком велики для того, чтобы даже пытаться сравнивать их с показателями Matrox Parhelia, и поэтому нам пришлось перейти на обзор ATI Radeon 9800 Pro 256MB от Марко от 2003. VirtualBox не поддерживает разрешение 1600x1200, поэтому пришлось ограничиться разрешением 1024х768.
В обзоре Марко сравнивались Radeon 9800 Pro 256MB, Radeon 9800 Pro 128MB, Radeon 9700 Pro и GeForce FX 5800 Ultra, показавшие результаты 227.3, 224.3, 224.4 и 235.3 fps, соответственно, без сглаживания. Прокачанная eMachines показала невероятные 253.9 fps, что ставит её на одну планку с передовыми компьютерами 2003 года.
Итоговые мысли по поводу проекта ретро-мода eMachines
Проект начался как слипер-сборка, а закончился ресто-модом [restomod – восстановление старых автомобилей с добавлением современных технологий и оборудования / прим. перев.]. У меня не вышло запихнуть туда материнскую плату mini-ITX, что упростило бы процедуру, было гораздо интереснее возиться с проектом из-за сложностей с использованием форм-фактора micro ATX, подборкой отдельной звуковой карты и поиском плат зелёного цвета. Также во время сборки была принесена кровавая жертва – в старых корпусах было полно острых краёв, о которых легко можно было порезаться.
Система слегка перегревается с радиатором Noctua NH-L9a-AM4, однако во время заказа я считал, что у меня будет очень мало свободного места. В итоге я поменяю его на что-нибудь с лучшими возможностями по охлаждению, но это как-нибудь в другой раз. Переделанный и восстановленный компьютер от eMachines работает стабильно, проблем у меня с ним ещё не было.
Было очень интересно искать компоненты, обрабатывать корпус дремелем, общаться на разные темы с друзьями из техноиндустрии, рисовать стикеры и работать с женой над этим проектом. Готов повторить, если наткнусь на фиолетовый Sony Vaio или Compaq Presario 5600 конца 90-х в хорошем состоянии. Система будет жить у меня на столе, рядом с основным компьютером (Ryzen ThreadRipper 1950X / Radeon VII / LG 48” CX OLED), и мы с женой сможем играть в мультиплеер Stardew Valley сидя рядом, а не в разных концах дома – и, естественно, в Fall Guys.
Вот если бы Acer возродила марку eMachines, как она сделала с Gateway…
Hodus
не хватает фотографий из оригинальной статьи
dmitryrf
Спасибо! Без них вообще смысла в переводе не вижу.
SLY_G Автор
Фотки я скрупулёзно перенёс, и они даже сначала были видны в статье. А потом перестали.
Штош.
Переделал, теперь снова видны.