Летом мы писали о том, что американская компания NuScale Power получила одобрение Комиссии по ядерному регулированию США на конструкцию малого модульного реактора. Модель, разработанная компанией, рассчитана на 50 мегаватт Через пару лет будет рассмотрена заявка на более мощный 60-мегаваттный реактор.

Пару недель назад компания получила государственный контракт от Министерства энергетики на внушительную сумму в $1,35 млрд. Правда, есть и проблемы, куда без них.

Сначала о хорошем. Средства, выделенные государством, пойдут на строительство первой модульной АЭС с несколькими небольшими ядерными реакторами. Планируется, что строительство начнется в 2025 году, с тестовым запуском в 2029 году.

Средства уже выделены, и ряд городов США подписали договор на участие в проекте. Но для того, чтобы проект был реализован, нужно преодолеть целый ряд проблем

Проблемы проекта модульной АЭС


Во-первых, подписали договор 36 городов, но позже 8 из них вышли из соглашения. Местные власти испугались возможности подорожания проекта. На его реализацию изначально запрашивалось около $3 млрд, но затем стоимость выросла до $6,1. Вполне может быть, что дорожать он будет и дальше. Города, подписавшие договор, обязались выделить часть средств на реализацию проекта в обмен на получение энергии.

Во-вторых, срок создания модульной АЭС постоянно переносится то на несколько месяцев, то на пару лет. Есть информация, что начало работ могут перенести на 2027 год (вместо 2025 года). Соответственно, запуск АЭС состоится уже после 2030 года. Пока это не точно, но все предпосылки к затягиванию сроков есть.

В-третьих, считается, что модульная АЭС гораздо выгоднее обычной. Здесь играет роль и то, что возведение модульного объекта требует гораздо меньше времени, чем в случае создания традиционной АЭС, и то, что отдельные реакторы-модули можно заглушать в том случае, если потребность в энергии падает. Все бы хорошо, но если станция не будет работать в полную силу, то ее рентабельность снижается. Специалисты просчитали, что при определенных условиях использование «зеленой» энергии вместе с аккумуляторными батареями по типу тех, что делает Маск, выгоднее, чем модульная АЭС.

Пока что все хорошо


Тем не менее, все, о чем говорится выше, пока лишь потенциальная угроза. Да, проект сложный в реализации, но необходимые работы ведутся. Кроме того, выделение средств государством означает доверие чиновников в проекту.

Расчетная мощность АЭС — 720 мегаватт, если будет установлено 12 60-МВт модулей. Более того, под АЭС уже выделена площадка в 13 Га.


По словам разработчиков, малые реакторы гораздо безопаснее обычных. Кроме того, они могут использоваться в небольших городах, на промышленных объектах и подводных лодках.

Дополнительным плюсом является небольшое количество сотрудников модульной АЭС. Общее количество персонала традиционной АЭС достигает 1000 человек. Если же на территории станции есть еще и комплекс по переработке РАО, хранилище отработанного топлива и т.п., то штат может быть и больше. В случае модульной АЭС речь идет о нескольких десятках сотрудников, в редких случаях — пара сотен.

Плюс еще и в том, что отдельные модули можно заменять, извлекать, модернизировать. С обычной АЭС так поступить нельзя: если реакторы построены, то кардинально изменить их конструкцию не получится.

Что собой представляет NuScale Power?


Отдельный модуль — это стальной цилиндр высотой 23 метра и шириной 5 метров. Внутри — урановые топливные стержни, которые нагревают воду во внутреннем контуре. Через теплообменник горячая вода передает тепловую энергию во внешний паровой контур, где приводится в движение турбина, которая и генерирует электроэнергию. В процессе работы пар охлаждается, и капли воды возвращаются во внутренний контур.


Если что-то случается, реактор способен автоматически заглушить реакцию с использованием управляющих стержней. Они останавливают обмен нейтронами, после чего цепная реакция останавливается.

У проекта уже есть один заказчик — Utah Associated Municipal Power System, организация, которая будет строить модульную АЭС в национальной лаборатории Айдахо. Если все пойдет хорошо, то к 2030 году мир получит АЭС оригинальной конструкции с рядом возможностей, которых не было и нет у всех прочих атомных электростанций.