image

С момента своего основания в 1930-х компания Hewlett-Packard стала синонимом инноваций: многие инженеры отдавали должное её надёжным генераторам, мини-компьютерам, серверам и PC. Однако на рубеже веков компания сменила своё название на HP и сосредоточилась на использовании сомнительных способов избавления несчастных владельцев принтеров от денег. Производители принтеров уже долгое время отличались этой порочной практикой, однако HP поистине стала новатором, настоящим Дартом Вейдером этой отрасли, всегда готовым силой заставить пользователя пойти на «сделку», а потом изменить её правила, ещё сильнее увеличив свою выгоду.

Недавно компания побила свой собственный рекорд, превратив свою программу «Бесплатные чернила на всю жизнь» в «Плати мне по 0,99 доллара ежемесячно до конца своей жизни, или принтер перестанет работать».

Многие фирмы продают свои продукты по низкой цене в надежде стимулировать продажи товаров с большей маржей: вероятно, вы слышали о модели "бритвы и лезвия", изобретение которой (ошибочно) приписывают Gillette, однако то же самое относится к дешёвым номерам отелей и буфетам в Вегасе, добраться в которые можно только через череду «игр» казино, а также к дешёвым сотовым телефонам, привязанным к невыгодному ежемесячному тарифу.

Принтеры являются настоящим магнитом для ловкачей: с момента, когда какой-то хитрый предприниматель догадался, что можно перезаправлять картриджи и довольствоваться всего лишь астрономическими прибылями, подорвав поистине галактическую маржу производителей, вся эта отрасль ведёт со своими потребителями холодную войну. Она вылилась в гонку вооружений, в которой производители принтеров вкладывают всё больше изобретательности в защиту принтеров от перезаправки, а также чипов и картриджей сторонних поставщиков, несмотря на то, что ни один потребитель их об этом не просил.

Lexmark: преимущество первопроходца


Однако несмотря на позорные достижения борющихся с пользователями проектировщиками принтеров, мы не должны забывать инновации, придуманные их юридическими
отделами для травли людей в сфере чернил и тонеров. Преимущество первопроходца в этой области досталось IBM, юристы которой предприняли попытку (безуспешную) использовать законы об авторском праве, чтобы помешать своему конкуренту Static Controls модифицировать использованные картриджи с тонером Lexmark, чтобы их можно было перезаправлять.

Чуть меньше десятилетия спустя после провальной попытки юридического подавления Static Controls компанию Lexmark продали родительской компании Static Controls. К сожалению, вместе с другими активами ей перешла в наследство и агрессивная юридическая культура Lexmark: менее чем через год после покупки юристы Lexmark выдвинули радикальную теорию патентного законодательства, чтобы бороться с компаниями, перезаправляющими её картриджи с тонером.

HP: появляется новый претендент


Lexmark вела бои в области картриджей для лазерных принтеров, заправляемых мелкой углеродной пылью, которая по стоимости могла поспорить с бриллиантами и другими экзотическими формами этого элемента. Однако лазерные принтеры являются относительно нишевой частью рынка принтеров: настоящие объёмы продаж приходятся на струйные принтеры: продаваемые за бесценок, почти одноразовые устройства, использующие картриджи, заполненные (наполовину) чернилами, цена на которые сравнима со стоимостью выдержанной «Вдовы Клико».

Для отрасли струйных принтеров чернила были жидким золотом, поэтому производители создавали бесконечные инновации, чтобы выжать из них каждую каплю прибыли. Компании производили специальные картриджи, которые были заполнены только наполовину и поставляли их в комплекте с новыми принтерами, чтобы пользователи были вынуждены быстро их заменять. Они придумали калибровочные тесты, тратящие огромные объёмы чернил, однако, несмотря на это, калибровка не могла позволить принтеру определить, что в картридже ещё много чернил — он необъяснимым образом называл его «пустым» и отказывался печатать.

Однако вся эта изобретательность оплачивалась владельцами принтеров, которые почему-то не настолько сильно уважали акционеров изготовителей принтеров, чтобы опустошать свои банковские счета ради заправки принтеров. Каждый раз, когда производители находили способ взымать больше денег за меньшее количество чернил, их вероломные потребители упорно искали конкурентов, которые бы смогли перезаправить или переделать картриджи, или же продать совместимые картриджи по меньшей цене.

Безопасность — это самое главное


Самой приоритетной задачей производителей стало избавление от этих конкурентов. Когда твои потребители отказываются от твоих продуктов, ты всегда можешь вернуть их, лишив возможности выбора. Вскоре картриджи для принтеров начали оснащаться «чипами защиты», использующими криптографические протоколы для обнаружения и блокировки перезаправленных, сторонних или переделанных картриджей. Такие чипы обычно быстро подвергались реверс-инжинирингу или извлекались из бракованных картриджей, однако потом производители принтеров начали применять сомнительные патентные притязания, чтобы таможенные органы конфисковывали их при попадании в США. (Electronic Frontier Foundation поддержал проект закона, который положит конец этой практике.)

Здесь мы снова наблюдаем замечательное единство антипользователького проектирования и антиконкурентной юридической практики. Очень трогательно видеть, как эти два традиционно соперничающих в крупных компаниях лагеря забывают о своих разногласиях и объединяют усилия.

Увы, усилия, потраченные на защиту HP от её потребителей, оставили очень мало ресурсов для защиты потребителей HP от остального мира. В 2011 году исследователь сферы безопасности Анг Куи представил своё исследование об уязвимостях принтеров HP "Print Me If You Dare".


Куи выяснил, что просто скрыв код в зловредном документе, он мог незаметно обновлять операционную систему принтеров HP в момент печати документа. Его код позволял искать и собирать номера социального страхования и кредитных карт, прощупывать локальную сеть и проникать сквозь файрвол сети, благодаря чему он мог свободно блуждать по сети, используя скомпрометированный принтер в качестве шлюза. Ему даже не нужно было хитростью убеждать людей печатать его зловредные документы, чтобы захватывать их принтеры: благодаря плохим стандартным настройкам он смог найти миллионы принтеров HP, доступных через общий Интернет; любой из них он мог взломать неудаляемым вредоносным кодом, просто отправив задание на печать.

Риски безопасности, вызванные недостатками проектирования ПО со стороны HP, очень серьёзны. Преступникам, взламывающим встроенные системы наподобие принтеров, роутеров и камер видеонаблюдения, недостаточно просто атак на владельцев устройств, они используют устройства и в качестве ботнетов для организации разрушительных атак типа «отказ в обслуживании» и ransomware.

Однако для самой HP встроенный в её принтеры механизм «обновления безопасности» был средством защиты компании от её потребителей, а не защиты потребителей от вступления в ботнеты или от кражи и передачи преступникам распечатанных номеров кредитных карт.

В марте 2016 года владельцы техники HP увидели на экранах своих струйных принтеров сообщение «доступно обновление безопасности». Когда они нажимали кнопку для установки обновления, их принтеры проявляли обычное для обновления защиты поведение: отображался индикатор прогресса, устройство перезагружалось, и после этого ничего не происходило. Но на самом деле это «обновление безопасности» оказалось тикающей бомбой: счётчиком обратного отсчёта, который ждал пять месяцев до срабатывания в сентябре 2016 года, после чего активировал скрытую функцию, способную распознавать и отвергать все сторонние струйные картриджи.

HP спроектировала это зловредное обновление таким образом, чтобы заражённые им принтеры месяцами никак этого не проявляли, пока родители не купили товары для школы. Такая задержка гарантировала, что предупреждения об «обновлении безопасности» получили слишком поздно те владельцы принтеров, которые устанавливали обновление самостоятельно.

Владельцы принтеров HP были в гневе и продемонстрировали это компании. Компания попыталась утихомирить бурю, сначала сказав потребителям, что никогда не обещала, что её принтеры будут работать с картриджами сторонних производителей, а затем утверждая, что блокировка вызвана стремлением защитить владельцев принтеров от «обмана» «поддельными» картриджами. В конечном итоге, компания пообещала, что будущие фальшивые обновления безопасности будут иметь соответствующую пометку.

HP так никогда и не раскрыла, какие именно модели принтеров были атакованы этим обновлением, а год спустя повторила это снова, опять дождавшись для проведения своей скрытной атаки времени завершения покупок перед школой. Из-за этого у пожелавших сэкономить родителей остался на руках бесполезный годовой запас струйных картриджей, которые они купили для распечатки детских домашних работ.

Вы ничем не владеете


Другие компании-производители принтеров заимствовали тактику HP, но HP никогда не теряла своего лидерства, находя новые способы перетягивания денег из карманов владельцев принтеров в собственные не подлежащие налогообложению офшорные счета.

Последний гамбит HP подвергает сомнению саму основу частной собственности — это очень смелая схема! Из-за программы HP Instant Ink владельцы принтеров больше не владеют ни струйными картриджами, ни чернилами в них. Вместо этого потребители HP обязаны платить ежемесячный взнос в зависимости от количества страниц, которое они предполагают распечатывать каждый месяц; HP отправляет абонентам по почте картриджи с количеством чернил, достаточным для покрытия их предполагаемых нужд. Если превысить ожидаемое количество страниц, то HP начинает взымать оплату за каждую страницу (если вы решаете не платить, то ваш принтер отказывается печатать, даже если в картриджах есть чернила).

Если вы не напечатали все запланированные страницы, то можете «перенести» часть этих страниц на следующий месяц, но при этом нельзя накопить годовой набор страниц, чтобы, допустим, распечатать свой роман или налоговую декларацию. Как только вы достигнете максимального количества «отложенных» страниц, HP уничтожает все остальные страницы, за которые вы платили (но всё равно продолжает ежемесячно присылать счета).

Вы можете подумать: «Ладно, но потребители HP, по крайней мере, знали, на что идут, когда выбирали один из этих тарифов», но вы недооцениваете изобретательность HP.

HP заняла такую позицию, что её сделка может быть расторгнута в любой момент. Например, абонентский тариф «Бесплатные чернила на всю жизнь» (Free Ink for Life) предлагал владельцам принтеров 15 страниц в месяц, чтобы соблазнить их попробовать тариф и получить дополнительный доход от тех месяцев, когда эти потребители превышали 15-страничный лимит.


Однако в конце прошлого месяца абонентов Free Ink for Life ждал неприятный сюрприз: HP в одностороннем порядке отменила свой тариф «бесплатные чернила на всю жизнь» и заменила его на тариф «0,99 в месяц навечно или пока не прекратит работать принтер».


Чернила во времена пандемии


Во время пандемии домашние принтеры стали гораздо важнее для наших жизней. Учителя наших детей требуют, чтобы они распечатывали задания, заполняли их и загружали фотографии завершённой работы на Google Classroom. Государственные формы и договоры нужно распечатывать, подписывать и фотографировать. Из-за того, что учреждения и школы по большей части закрыты, эти документы распечатываются дома.

Кроме того, локдаун привёл к увольнению миллионов людей и ухудшению материального положения других миллионов. Сложно представить наименее подходящее время для того, чтобы HP засунула свои руки поглубже в карманы потребителя.

Лидеры отрасли


Отрасль производства принтеров является лидером в сфере применения технологий для конфискации ресурсов у общества, а HP является лидером в отрасли производства принтеров.

Однако подобное мошенничество заразно. Для тех, кто желает стать новыми грабителями-баронами, непреодолимым искушением становятся «умные» гаджеты; эти устройства могут перестроить саму природу частной собственности: их единственными истинными владельцами могут стать сами компании, а все остальные останутся просто лицензиатами, пользование которых купленными гаджетами будет ограничиваться постоянно меняющимися положениями и условиями, придуманными в далёких залах заседаний.

Apple, John Deere, GM, Tesla, Medtronic — эти и некоторые другие компании используют юридическую фикцию, вынуждающую вас подстраиваться под выгоду корпоративных акционеров за ваш собственный счёт.

А когда дело касается бизнес модели «бритв и лезвий», встроенные системы позволяют реализовывать антиутопические возможности, о которых и мечтать не могла ни одна бритвенная компания: способность применять закон и технологии, препятствующие конкурентам продавать собственные расходные материалы. Кофейные капсулы, пакеты с соком, наполнитель для кошачьего туалета, лампочки — бизнес-модель картриджей для струйных принтеров породила много подражаний.

HP проделала с 1930-х долгий путь, несколько раз заново перестраивая себя, став пионером в отрасли персональных компьютеров и серверов. Однако печально, что последним изобретением компании стал выжимающее из потребителей деньги мошенничество с картриджами. Хуже этого только то, что моральное падение HP вдохновило многих последователей.



На правах рекламы


Надёжный и недорогой VDS от VDSina позволит разместить любой проект — всё будет работать без сбоев и с высоким uptime!

Комментарии (134)