![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/e5f/bca/865/e5fbca8654ca0b917e2114aad5f2c084.jpg)
В последнее время лунная тема частенько всплывает в новостях. То мы летим на Луну, то не летим, то снова летим, то снова нет… В то же время, в недрах Роскосмоса, постепенно готовят технические средства для будущего полета. На авиасалоне МАКС-2015 показали несколько разработок, без которых такой полет будет невозможен.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/4e0/c1c/350/4e0c1c3504db6ebde42cd0f90b8984b0.jpg)
Для начала следует обозначить разницу между беспилотными и пилотируемыми миссиями. В беспилотном режиме полет на Луну — это почти самое простое и дешевое что можно сделать в межпланетном пространстве. В ближайшие 10 лет планируется запустить к Луне три автоматические станции: две посадочные и одну орбитальную. Кроме выполнения научных задач, эти аппараты должны дать опыт реализации лунных миссий новому поколению инженеров. Предыдущая посадка на Луну производилась в 1976 году, когда значительная часть современных космических специалистов еще не родилась. Поэтому им надо набираться опыта в дальнем космосе и на поверхности Луны.
Первый полет, вроде бы, обещают на 2019 год, и, вроде бы, это будет посадочный аппарат "Луна-25" ("Луна-Глоб"). "Вроде бы" потому что Федеральная космическая программа 2015-2025 еще не утверждена, и неизвестно какие изменения туда внесут, и что будет в итоге.
В любом случае, на авиасалоне МАКС-2015, разработчик "Луны-25" НПО им. С.А. Лавочкина, выставил полноразмерный макет лунного аппарата и разгонного блока "Фрегат".
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/896/4d6/e5b/8964d6e5b0266311a64bb385ce5ba0b7.jpg)
Пожалуй стенд НПОЛ, из космических, был самый эффектный на авиасалоне. Признаться, я не ожидал от "Луны-25" такой степени готовности. Уже определен состав научной аппаратуры и ее размещение.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/273/b6a/b70/273b6ab70b4306c29185a0ebb9e3b731.jpg)
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/839/30b/128/83930b1284c4ce72c1bd2bbc7a92db71.jpg)
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/42d/d86/89f/42dd8689feb62f73f26b77dc39d94f6e.jpg)
Сделали даже грунтозаборное устройство, хотя я думал, что обойдутся без манипулятора, но выставленный макет был оборудован ковшом.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/008/cf0/e8a/008cf0e8a89f36adf5ed366b78bf9751.jpg)
Жаль только не сделали камеру на мачте, чтобы можно было создать сферическую панораму, вроде той, что получилась у китайского Chang'e 3.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/234/9ae/135/2349ae1351bc2b05cd2619e43a8242f1.jpg)
Остается надеяться, что беспилотную лунную программу на ближайшее десятилетие сохранят без изменений, и хотя бы три планируемых аппарата совершат свой полет.
А вот пилотируемой лунной программе не везет. Как и во времена Королева, она остается чрезвычайно дорогим предприятием, которое, в общем-то, непонятно зачем нужно.
Первой под нож пошла, так и не родившись, сверхтяжелая ракета. О ней поговорили с годок, да забыли. Потом честно признались — денег на нее нет. Казалось бы, без сверхтяжелой ракеты до Луны не добраться, но на выручку пришла многопусковая схема.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/ff3/a9a/86b/ff3a9a86b7596d28c37c8fa7a1f84b85.jpg)
Вместо того чтобы запускать одну ракету грузоподъемностью сто тонн, предложили запустить четыре ракеты на тридцать тонн. Многопусковая схема давно предлагается и фантастами и конструкторами. Казалось бы, что проще: запускай себе ракету за ракетой и строй большой корабль понемногу, как МКС строили, например. Но за кажущейся простотой скрывается целый мешок подводных камней: все пуски потребуется проводить в строгой последовательности, никакие задержки, из-за снега, бурана или мусора в топливопроводе недопустимы, иначе "поползут" пусковые окна. Низкая околоземная орбита характерна тормозящим воздействием атмосферы, поэтому орбита будет постоянно деградировать, причем непредсказуемым образом, и коррекции придется вносить во все пусковые программы… Есть еще проблема, о которой не знали в 70-е — космический мусор. МКС уже регулярно, раз в 3-4 месяца, шарахается от крупных кусков, а теперь и кораблям в ходе двухсуточного полета приходится это делать.
А если хоть на одной ракете что-то пойдет не так? Все, хоронить всю программу?
Поэтому Роскосмос оказался первым, кто взялся реализовать дальнюю космическую программу по многопусковой схеме. И это решение происходит от бедности — с нынешними бюджетами (точнее бюджетами весны 2015 года) иначе добраться до Луны российские космонавты не смогут. И 2 ракеты — это только облет. Посадка на Луну потребует четырех ракет.
Справедливости ради стоит отметить, что сейчас российскими специалистами накоплен богатейший опыт проведения стыковок на орбите, в автоматическом и ручном режимах. Ракета "Ангара" показала себя неприхотливым устройством, которому на погоду все равно. Так что часть негативных факторов можно отбросить.
"Лунная ракета" должна создаваться на основе "Ангары-А5", путем добавления кислород-водородного разгонного блока КВТК.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/6d0/5c3/84d/6d05c384d47c6da7f6794a00b28bb8f9.jpg)
Напомню, цифра в названии "Ангары" — это число модульных ускорителей первой ступени. Ранее предполагалось, что самым мощным вариантом будет "Ангара-А7", но от нее отказались, т.к. она требовала отдельного стартового стола. Обойтись без "семерки" решили путем добавления одной водородной ступени на "пятерку". Этой ступенью и будет КВТК. Вместе с ним ракета будет называться "Ангара-А5в", т.е. "водородная".
UPD: Для "А5в" нужен не только КВТК, но и отдельная третья водородная ступень до завершения которой еще неизвестно сколько.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/765/445/dff/765445dffae7af7f1a039aa6980bf9ab.jpg)
К сожалению, на стенде ГНПЦ им. Хруничева макет водородной ракеты показывали только в "бизнес-день" форума, а обычным посетителям вроде меня досталась только простая "пятерка" в грузовом и пилотируемом исполнении.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/046/ab5/107/046ab51075b87b2c585ae90d7bbc7ffd.jpg)
“Водородная” почти в полтора раза выше, видимо организаторы решили, что толпы фанатов лунной экспансии снесут менее устойчивый макет, и убрали его подальше.
Пока КВТК в разработке, по апрельским планам 2015 года он должен быть готов к 2020 году, но урезание финансирования лунной программы может отодвинуть эту дату.
Зато РКК "Энергия" — разработчик пилотируемого корабля ПТК НП (Пилотируемый транспортный корабль нового поколения) — порадовала. На стенде корпорации можно было увидеть важные элементы будущей лунной миссии.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/c78/1dc/8e7/c781dc8e7638b42d2fc4c493801bbfc4.jpg)
Большой макет "пепелаца" на ножках показывали еще два года назад. Несмотря на это, весь день у входной лесенки толпились фанаты космоса, в надежде заглянуть через люк. Внутрь пускали только самых фанатичных — их отличали по кепке и росту не более метра.
В конце дня, с любезного согласия сотрудников "Энергии", мне удалось просунуть руку с фотоаппаратом в салон и сделать панораму.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/38b/50f/23b/38b50f23b07e56e51a76f86d2dc7227e.jpg)
Облик салона внутри именно такой, каким предполагается оборудовать настоящий корабль. Конечно, в полетной конфигурации все свободное пространство будет занято полезным грузом и дополнительным оборудованием.
Другая очередь выстроилась у реального космического корабля "Союз-ТМА 13" вернувшегося из космоса 8 апреля 2009 года. Точнее у его спускаемой капсулы. Через иллюминатор удавалось заглянуть в корабль, и увидеть нетронутый интерьер, какой остался после посадки.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/061/7fc/ea1/0617fcea1c9f070370fcf7a242a70bd3.jpg)
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/7ac/db8/399/7acdb83998bce345423ba8eac582312b.jpg)
Хотя, чтобы увидеть самое интересное, надо было смотреть в другую сторону.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/3a8/55a/5d0/3a855a5d0bfa0d865a7bdf080cf3796a.jpg)
На большую черную "банку", занимавшую изрядную долю стенда "Энергии" мало кто обращал внимание, тогда как это была, пожалуй, главная "темная лошадка" всего авиасалона-2015.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/dc6/674/fff/dc6674fff0a0ccc059dff088cf9f1ca6.jpg)
Эти странные русские, не раз переворачивавшие все с ног на голову, снова поступили вопреки мировому космическому опыту, и сделали углепластиковый космический корабль!
Серьезно, "Энергия" отказалась от металла в создании несущего жесткого корпуса космического корабля, и намерена делать "раму карбон" не только кораблям, но и модулям будущих космических станций. Про это изделие можно без доли иронии говорить "инновация", и "не имеет мировых аналогов". В мире сейчас создается 5 государственных и один частный космический корабль, и только российский — углепластиковый.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/8b3/1d5/919/8b31d591989fcfab6c2ba217aba6f88a.jpg)
Причина такого решения — стремление облегчить нагрузку. Этот корабль могут поднять и отнести четыре человека! Ну, ладно, не корабль, а только эту капсулу. Потом на нее навешают систем жизнеобеспечения, тепловой и радиационной защиты, движки и топливо, системы управления, и четыре кресла-ложемента для экипажа, и корабль снова станет неподъемным.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/272/bee/ad2/272beead29ef155417665bcf7db103fb.jpg)
А какая была бы сцена:
— Ура, сели!
— Отлично! Теперь выгружаемся, перекусим, и понесли-понесли до Байконура…
Да, корабль будет многоразовый. По крайней мере обитаемая капсула должна отлетать не менее десяти раз. Сейчас объявлен конкурс на выбор названия корабля.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/648/341/943/648341943595e2eaecfcdd7dfbd9ac91.jpg)
На этом хорошие новости заканчиваются, и начинается суровая правда жизни. Надо отдать должное сотрудникам Роскосмоса, они не скрывали того факта, что выставленный углепластиковый образец производился по заказу в Германии. В России не нашлось производства углепластика такого высокого качества.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/78f/186/901/78f1869019f750ee761c1348ffdf43cc.jpg)
Выставленный макет полностью соответствует летному образцу, но в космос не полетит. Ему предстоит пройти многочисленные испытания на земле. В Германии должны произвести еще три корпуса для наземных тестов. В то же время, "Энергия" готовится приобрести производственную линию у того же производителя. После этого россияне произведут у себя еще четыре корпуса, и тоже подвергнут их испытаниям… И только после этого будет создана летная капсула, которая станет основой будущего перспективного корабля нового поколения.
Учитывая с какой скоростью в Роскосмосе традиционно осуществляются и внедряются передовые разработки, можно сказать, что если ПТК НП действительно полетит в 2021 году хотя бы в околоземный полет, то это будет чудо. И не в смысле "чудо инженерной мысли" (что безусловно так), а в смысле "Бильбо, откуда у тебя это кольцо?"
Хотя, обещают, пустить корабль еще раньше — в 2019-м году. Может и правда у Гарри Поттера палочку отжали?..
Для достижения Луны, потребуется еще одно чудо — создать посадочный лунный модуль, которого пока нет, и похоже, не будет еще минимум 10 лет. Поэтому я искренне надеюсь, что хотя бы один из "мэтров с кепкой", который заглядывал в корабль на прошедшем МАКСе, когда-нибудь оставит свой след в лунном реголите.
Комментарии (15)
ndlspark
07.09.2015 11:06На Ангаре-А5В предполагается использование кислород-водородной третьей ступени с 40 тонным маршевым двигателем РД0150 (ОАО КБХА), что обеспечивает массу ПГ на НОО 37,5 т. Для выведения КА, например, на ГСО возможно использование кислород-водородного РБ КВТК.
Gothician
07.09.2015 11:08+6Спасибо, Zelenyikot, как всегда — интересно и не занудно.
Очень хочется, чтобы космонавтика развивалась совместными усилиями многих стран и ничьи мелочные амбиции не были тому препятствием. Если надо, то и в Германии капсулы делают. А спешка в этом деле, по-моему, только вредит, так что если не будет запуска к 21 году, то не так страшно, как если его вообще не будет. Не надо пятилетку за «четыре года и двенадцать месяцев» — пусть оно работает долго и надежно.
Tyrel
07.09.2015 11:09А почему здесь Гринько не упомянули? Хорошая песня.
Zelenyikot
07.09.2015 11:24Можем сюда добавить.
Николай сейчас собирает деньги на альбом, я предлагаю поддержать, как автора, которого явно волнуют дела в космосе.
DAiMor
07.09.2015 11:33Мне пока довелось посмотреть только космический центр на мысе Канаверал, приятно осознавать что у нас подобное тоже есть. Кроме разве что пока, посмотреть близко на стартовый стол.
realscorp
07.09.2015 11:34+1Сейчас объявлен конкурс на выбор названия корабля.
Вот за это отдельное спасибо! Стыдно признаться, но давно мечтал дать название рукотворному космическому объекту. Так что обязательно приму участие — а ну как повезет? :)
d_olex
А можете показать более крупные фото электронной начинки ПТК НП (там на одной из картинок видно какой-то выставочный стенд с печатными платами)?
Zelenyikot
Утро, начало рабочего дня, не рановато ли для порно? )
1. 2.
zhogar
Перерисовал схему, куда выложить?
Zelenyikot
Хоть сюда.
amartology
Там довольно интересно — часть плат с полностью импортными компонентами, но на некоторых были замечены скопления отечественных электронных компонентов (Воронежская ПЛИС например). Сотрудник, приставленный к БУБК, сказал, что на отечественных получилось функционально не хуже, но несколько больше потребляет энергии. Собственно, на первой картинке видно: 32 Вт вместо 25.