Компания «Яндекс» опубликовала внутренние принципы, которыми руководствуются сотрудники компании. В документе поясняется, что они были сформулированы за годы существования компании, при этом принципы не следует считать строгим кодексом: это «набор выборов, которые помогают сотрудникам „Яндекса“ принимать решения».
«Мы публикуем этот внутренний документ, чтобы наши пользователи и партнеры также знали, что для нас важно. Эти принципы не высечены в камне, время от времени мы что-то добавляем, так что можно следить за обновлениями», — говорится во внутренних принципах компании.
Так, в документе указано, что компания делает сервисы, которые «приносят пользу людям и дают им новые возможности» и которыми «хотели бы пользоваться сами, делиться с друзьями и близкими». Компания утверждает, что создаёт сервисы, максимально полно и точно отражающие окружающую реальность, агрегируя различные данные. При этом сотрудники не должны бояться признавать собственные ошибки и закрывать сервисы.
Управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян рассказал в интервью РБК, что продукты компании необязательно должны быть прибыльными: некоторые сервисы делаются только потому, что компания верит в их ценность и пользу для людей, утверждает Худавердян.
Согласно внутренним принципам, «Яндекс» считает своим главным заказчиком своих пользователей. «Мы не обманываем пользователей и не зарабатываем обманом», — утверждает компания. При этом данные о поведении пользователей используются только для того, чтобы создавать новые или улучшать уже существующие сервисы, а продавать их компания никогда не будет.
«Никогда данные — чтобы их было больше и больше — не были самоцелью. Данные мы собираем только для того, чтобы сделать для пользователей сервис лучше. И это такое общее описание, в некотором смысле, конституционное для компании», — говорит Худавердян. Этим он объяснил отказ «Яндекса» участвовать в проекте «Интернет-скоринг бюро»: сотрудничество в его рамках предполагало предоставление данных о платёжеспособности своих пользователей сторонним компаниям, что идёт вразрез со внутренними принципами компании. Из-за этого проект был признан «ошибочным экспериментом».
Безопасность же пользовательских данных в «Яндексе» считают главным приоритетом. «Мы осознаём ответственность, которую влечёт для нас хранение большого объёма данных о пользователях, например о том, что они ищут в поиске», — говорится в документе.
Сотрудники компании могут иметь разные политические мнения и религиозные взгляды, а продукты «Яндекса» не имеют позиции и политической окраски, отмечается во внутренних принципах. «Мы не создаём сервисы, которые приводят к разделению общества по политическим, расовым, религиозным или другим признакам», — говорится в документе. Компания отмечает, что соблюдает законы стран, на территории которых работает, но не изменяет свои продукты по заказу правительства и не разрабатывает специальных сервисов для государства.
Также в документе указано, что сотрудники компании должны понимать, что «любой внутренний диалог, документ или исходный код» могут в той или иной ситуации стать публичными. Это необходимо иметь в виду, чтобы потом не было стыдно, говорит «Яндекс». Руководители же не должны открыто высказываться на какие-либо политические темы, поскольку в публичном пространстве сложно провести чёткую границу между личным мнением и позицией компании.
Худавердян также рассказал РБК о противоречии со Сбербанком, которое привело к прекращению десятилетнего партнёрства летом 2020 года. Тогда первый зампредседателя правления Сбера Лев Хассис утверждал, что это произошло из-за нарастающей конкуренции между экосистемами компаний. Это подтвердил и Худавердян: он признал, что без Сбербанка «Яндексу» было бы трудно развивать сервис «Яндекс.Маркет», однако причиной для «развода» стало развитие Сбером собственной экосистемы, которая начала конкурировать с экосистемой «Яндекса». Впрочем, каких-либо конфликтов между компаниями нет; по словам Худавердяна, «у нас, айтишников, не принято обижаться».
welovelain
В моём сердце яндекс это навсегда запрятанные галочки яндекс.бара, который, если пропустишь, практически невозможно было вычистить из системы.
khulster
Это просто их мейлру покусал. :)
T-D-K
Гугл тоже так делал во времена активного внедрения хром.
tundrawolf_kiba
Да и раньше — они были одними из первых или первыми даже, кто догадался ставить тулбары в IE и Firefox.
T-D-K
Кстати, удивительно.
Яндекс.Бар релизнули 15 ноября 2000 года (https://yandex.ru/company/press_releases/2000/11-15_00), а Google Toolbar — 11 декабря 2000 года (https://en.wikipedia.org/wiki/Google_Toolbar).
Кроме того, поиск по картинкам показал что гугл отдельно свой тулбар тоже продвигал, причём стоит оценить где:
www.itwriting.com/blog/3014-oracle-still-foisting-google-toolbar-on-java-users.html
SINOD
Управляющий директор «Яндекса» Тигран Хуравердян
Всё ясно. Очередной Кургинян, Симоньян и т.п…
Кто-то ещё верит в независимость яндекса из-за регистрации юрлица в Голландии?
Alert1234
А в гугле вот Сергей Брин, что же он, больше российским стал?
Как еврея не назови, сущность не меняется.
DonArmaturo
Зря на хабре политоту запрещали: читатели уже и не знают о классовом подходе.
prohodil_mimo
Это у них не классовый, а националистический подход
atomlib
Вы для оценки независимости череп предлагаете измерять или что?
Viacheslav01
Форму, форму надо оценивать )
Redrik05
Вообще-то его фамилия ХуДавердян)
podde
avouner не слышал про факт-чекинг, это же новая журналистика, зачем им это. Даже списать новость с РБК без ошибок не получается уже.
Mordov
Говорящая фамилия)
zagayevskiy
Ну да, человек за 13 лет из менеджера проектов вырос в управляющего директора всея Яндекса, вырастил миллиардный бизнес(Такси), но фамилия говорящая, да.
Mordov
Вы шуток не понимаете
zoonman
Правильно было сказать — скопировал идею Uber.
Проблема современного Яндекса — отсутствие оригинальных идей в бизнесе.
С другой стороны — технари Яндекса действительно люди толковые, с хорошими идеями.
zagayevskiy
Только не он скопировал. Яндекс такси к его приходу уже 3 года существовал.
Ну, и кого в современном мире есть оригинальные идеи? Все что-то копируют, ничего плохого в этом нет.
zoonman
Вообще-то убер основан в 2009-м, а Я.Такси в 2011.
podde
Учимся читать внимательно:
То есть, Худавердян пришёл в 2014-м. Комментарий об этом. А не о сравнении с Убером.
Mordov
Ладно, не говорящая, только минусы больше не ставьте.
zagayevskiy
Слишком глубокая шутка:)
Paranoich
Вот зря яндекс это написал. Лучше бы промолчали — было бы как-то честнее.
Meklon
Угу. То-то я не хочу ни одно приложение видеть на своём устройстве. Непрерывно тащит все, что плохо лежит, даже если это не нужно для выполнения функций.
Arcon29
нормальная практика, сбор данных для улучшения сервисов. даже плюс им в карму, потому что не отрицают.
TimsTims
green_tree
принципы не следует считать строгим кодексом (с) ?\_(?)_/?
ip1981
Теперь даже если вас разведут, вы не сразу поверите.
istepan
Хахаха, т.е. мяу.
EviGL
Это не в смысле "не делаем админки для фсб", это делают, если закон такой есть, про это ценность есть.
Это в смысле, что придёт государство и скажет "дай скидку на яндекс облако", а яндекс скажет "нет". И если придёт государство и скажет "сделай нам такой-то сервис", яндекс скажет "нет".
Типа, не занимаются муниципальными заказами. Там ещё написано что разработкой на заказ для других компаний тоже не занимаются, а вместо этого делают публичные B2B сервисы.
Atemis
Ru6aKa
Рекламодатели это же пользователи сервиса, причем пользователи которые оплачивают работу с сервисами компании. Так что все ок, нигде не наврали ребята из Яндекса.
Это как с политикой, каждый НГ президент обещает что «в следующем году мы будем жить лучше», но не уточняет кто эти мы.
ardraeiss
Так это просто вопрос определения "кто есть пользователи" после мааааленькой звёздочки третьим шрифтом.
"Мне скрывать нечего. Я говорю драконам правду, только правду, ничего кроме правды. Но перед этим я нарезаю ее на ломтики и укладываю их на блюдо так, чтоб никто не догадался, с какого бока жареного факта вырезан какой ломтик, где мечта, а где дело. Стоит поменять местами два предложения, и блюдо приобретает новый, экстравагантный вкус. И какой вкус! Сам не могу понять, что сказал." (с) "Стать Драконом", П. Шумилов.
begemot_sun
Для чего это всё? Любая компания сделана для того, чтобы получать прибыль. Чтобы платить меньше, а получать больше. Ну не будет выгодно что-то, да закроют это что-то нахрен и всё. Компания никому ничего не обязана. А все эти принципы из разряда «корпорация добра\зла»: «Посмотрите какие-мы пушистые, пользуйтесь сервисами, пожалуйста.». Маркетинг одним словом.
podde
Бог пунктуации.
middle
.».
tuxi
PR служба Яндекса озаботилась имиджем компании?
Особенно понравился пункт насчет справедливой конкуренции, после старта навязывания «турбо-страниц для десктопа» он вызывает особенное умиление
McStrauth
То есть, можно следовать, а можно и не следовать – смотря по обстоятельствам? В чём тогда ценность и смысл этих принципов?
AC130
В общем случае (не говоря конкретно о Яндексе или о чём-то ещё) — служить путеводной звездой и опорой. К примеру, есть гугловский стайлгайд. В общем случае начинающему программисту на плюсах было бы неплохо его знать. Однако строгим набором правил стайлгайд не является, и должен применяться «с мозгами», с осознанием, а в некоторых случаях может (и должен!) осознанно нарушаться. Это отправная точка, но не серебряная пуля.
Нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Это значит что инструкции по плаванию надо следовать по обстоятельствам. Но не значит что инструкция бесполезна.
McStrauth
Вы совершенно правы, пока речь идёт о вещах сугубо утилитарных. Как правильно писать код. Как правильно махать руками в воде, чтобы плыть. И всё же…
В воде руками надо махать вот так. Но если вдруг не помогает, то можно и по-другому махать – главное, чтобы плыть, а не тонуть.
А теперь сравните (цитирую по одному из комментариев ниже)… «Мы не обманываем пользователей и не зарабатываем обманом». Но если вдруг не помогает, то можно и по-другому – главное, чтобы прибыль шла и не заметили. Ну, там, по мелочи – хитро скрытая галочка, это ж обман разве?
Ну или сказать пользователю свежего аккаунта, который не захотел привязывать туда телефон, что у него там прям подозрительная активность и аккаунт заблокирован и надо прям телефон привязать, чтобы доказать, что он не злобный хакер и не мошенник. Это ж разве обман? Как только телефон привяжете – сразу поверим, что вы белый и пушистый. А то, что по факту одно с другим не связано никак и телефон им нужен для других целей – так поди докажи. Ну что вы, вон, у нас даже в принципах прям так и написано, что мы не обманываем.
Данные собирают только чтобы сделать сервис лучше. Так написано, но это же не кодекс, а просто такой набор выборов. И если вдруг, то можно выбрать и другое.
Zangasta
… что не помешало Яндексу изменить условия использования моего Яндекс-кошелька и опустошить его.
bonta
Не очень понятно как это ложится на то что Яндекс прекратил поддержку ЯндексФоток, хотя это было очень удобно, и ценность и пользу имело, но видимо поддерживать это дело им было не рентабельно.
Так же были такие славные плагины к браузерам как «элементы Яндекса», мне очень нравился их плагин-переводчик, но однажды, буквально год назад все перестало работать. В техподдержке ответили что плагины больше не поддерживаются. Более чем уверен что эти полезные и ценные плагины перестали поддерживаться, т.к. хромообразные с этими «элементами Яндекса» — составляли конкуренцию ЯндексБраузеру.
Хотя что это я пишу что не понятно как это ложится. Очень понятно — враньё!
Arcon29
В вашем комментарии присутствует нотка субъективщены и только. Ведь Я.Фото переехал на Я.Диск и частично в Я.Коллекцию как и весь функционал.
nikolayv81
Вы наверное не пользовались я.фото, я фото было хранилищем в первую очередь, для себя выэ могли сохранить по сути неограниченный объём фото в оригинальном размере(только jpg) могли использовать прямые ссылки на оригиналы где угодно а могли использовать ссылки на уменьшенные размеры, могли контролировать доступ, расставить на карте мира вручную(да на зеркалах нет gps, у многих производителей до сих пор), могли создать структуру каталогов/альбомов… А что такое коллекции? Залил себе фото из интернета? :)
bonta
Да, особенно грустно что теперь даже не понятно как на карту от Яндекса добавлять фото. Так что гуглокарты я пополнил за последние 2 года фотками местности, а вот якарты — нет.
Mike-M
На Punto Switcher тоже забили. Последнее обновление 07.02.2019.
Acuna
Но я не понимаю, к чему это все именно сейчас? Мне кажется о том, что вы никогда не обманываете и не обманывали народ нужно было заявлять лет 15-20 назад (вдумайтесь в эту цифру) когда еще шла та самая волна хейта со стороны пользователей из-за установки всяких баров и амиго вместе с ПО. С тех пор утекло много воды, но Яндекс уже давно вошел в историю в виде галочек, которые не так просто снять. А если это страх возможного закрытия (а вдруг) — я не думаю что гос-во пойдет на такой шаг, ибо по сути кроме Яндекса в плане «нашефсе» ничего больше и нет. Ну кроме разве что ВК, окей. А Телеграм Павел даже попросил не называть российский разработкой, иначе бы и он разделил судьбу всех российских ресурсов.
Грустно это все, если честно, в этой стране все компании начинают хорошо, и некоторое время несут людям радость и свет, но через некоторое время, после определенных событий как с ВК, вынуждены объяснять на Хабре с инфографиками какие данные они передают органам, и такие вот статьи из разряда нет, мы белые и пушистые, посмотрите какие у нас правила, а вот наш офис, красиво, правда? И печеньки бесплатные для всех работников. Лично мне грустно это читать. Кто-то будет после этой статьи будет еще больше хейтить их из разряда «ну да, ну да, не обманывают они, слышали мы это все», а мне лично просто грустно от таких статей.
T-D-K
del
igrishaev
Интересно, как ложится на этот документ история с установкой Телемоста, особенно на пункт
> Наша работа строится на принципах честности и прозрачности.
splav_asv
37 пункт:
ARechitsky
Ошибки случаются
piton-vas
Про политику лицемерно получилось на фоне йандекс новостей
Mike-M
Пункт 8:
Читается так, что на сервисы Яндекса в долгосрочной перспективе можно не расчитывать.Пункт 9: Что, прод упал? Подумаешь, фигня какая, ха-ха-ха
vakhramov
>«Интернет-скоринг бюро»… проект был признан «ошибочным экспериментом»
ну конечно, зачем усиливать конкуренцию там, куда собираешься расти
Mike-M
Пункт №1:
Почему тогда Яндекс.Такси пожизненно заблокировал глухого водителя за то, что тот не смог ответить службе безопасности Яндекса по телефону?crystallize
Обновил самсунг-браузер на мобиле, теперь на пол-стартовой вылезает лента Яндекс.Дзена с пропагандой антисемитизма: список оппозиционеров-евреев, олигархов-евреев. А чтобы скрыть ее нужно лезть в настроики.