Это был обычный летний будний день между первой и второй волнами коронавируса, а это значит, что мы (СКМ Трекинг) могли позволить себе такую роскошь как работа в офисе с полигоном для тестирования нашей гибридной радио-инерциальной системы захвата движений под боком. Тут нам поступил звонок:
«узнали про вашу систему трекинга и хотим посмотреть ее в действии, прямо сейчас, так как вечером мы возвращаемся в Питер!»
Хоть мы и были в офисе, но профилактические меры не позволяли пропускать кого-либо в здание кроме сотрудников, поэтому мы продолжили телефонный разговор и выработали план действий с учетом «карантинных» мер.
Заказчиками на том конце провода оказались ребята из «Black Anchor Productions» Ltd. и Parallax Digital. Они еще раз описали задачу, которую предполагалось решить с помощью нашей системы трекинга (захвата движений), указали желаемые характеристики системы, и мы согласовали первую серию онлайн тестов.
Без онлайна в этом году никуда, и поэтому, прежде чем проводить тесты на их площадке в Питере, заказчику важно было понять способности системы в целом и определить возможность ее интеграции в свои процессы. Поэтому совместно мы определили условия, в которых необходимо протестировать систему и способы визуализации и представления результатов тестирования.

Домашние тесты


После этого мы с зарядом бодрости направились готовить систему и проводить, собственно, сами тесты, по которым успели соскучиться за время карантина и «удаленки». Задача была показать работу системы в статике с наличием различных шумов, которые нам были доступны на тот момент и без них, и такие же тесты в динамике. При этом на выходе наша система должна была выдавать 3D координаты (за счет радио модулей) и углы поворотов (за счет инерциальных датчиков).

image

image

image

Направили все результаты – теперь как говорится «мячик на их стороне». Спустя несколько недель обратной связи и уточнения с нашей стороны требуемых характеристик и условий работы, а с их стороны – текущих и потенциальных возможностей и режимов работы нашей системы (без уточняющих тестов с приходом новой информации не обошлось конечно), нам поступило приглашение приехать на офлайн тесты в культурную столицу нашей Родины – Санкт-Петербург, он же Питер, он же СПБ, а олды скажут – Ленинград. Нам тогда позвонил их генеральный директор Кирилл Андреевич и сказал:
«приезжайте завтра в Питер к нам на площадку на неделю, с проживанием поможем»
От такого хорошего предложения трудно отказаться, поэтому мы собрали систему, взяли билеты на ночной поезд и рванули в Питер! Я как любитель путешествий вдвойне была рада уехать куда-то дальше 100 км от Москвы после больше чем полугода карантина и изоляции, да еще и в такой красивый город!

Разведка боем


Прибыли на Московский вокзал, где нас встретила и заселила в апартаменты недалеко от площадки заказчика очаровательная Анна Карелкина – операционный управляющий компании Black Anchor Productions & Parallax Digital.

image

image

Мы разместились в нашем новом доме, кто-то из членов нашей команды даже успел немного поспать и к назначенному времени прибыли на площадку. Дальше все как в тумане…)
Площадка находится в историческом центре петроградского района, в телецентре АО «Телерадиокомпания Петербург» — полноценный съемочный павильон, в котором проходили настоящие съемки передачи в тот момент как мы туда впервые зашли.

image

image

image

Огромный павильон 17 * 30 метров с высокими потолками – 10 м, которых нам так не хватает на нашем полигоне. Я думаю многие задумывались при просмотре фильмов и телепередач «А как же это все снимают? Как всё происходит?». И вот мы попали в теле — закулисье и своими глазами увидели, как осуществляется теле- и кино-магия. Поэтому если вы меня спросите о каких-то деталях переговоров в тот первый день – я навряд ли смогу что-либо вспомнить, так как с любопытством наблюдала за съемочным процессом.

image

image

Кстати о съемочном процессе. Он был не совсем обычный ведь мы были на площадке не просто у магов, а магов первого уровня! (ну или какая у них там градация). Это новая прорывная технология в области кинопроизводства которая позволяет сократить не только сроки производства, но и его бюджет.

image

Идея комбинированной съемки появилась достаточно давно, и если говорить о ней в классическом ее понимании, отсылаясь к уже опробированным и зарекомендовавшим себя методам, то комбинированная съёмка действительно значительно расширяет изобразительные возможности кинематографа, и позволяет снизить расходы на производство и облегчить работу съёмочной группы. Она часто применяется, когда прямая киносъёмка сцены слишком затратна, по сравнению с комбинированной. Таким способом, например, можно избежать расходов на дорогостоящую съёмку актёрских сцен на натуре в условиях экспедиции, особенно в труднодоступных местах.

image

image

Качественное преимущество новой на нашем рынке технологии, которую сейчас развивает команда Black Anchor Productions & Parallax Digital заключается в эффекте Parallaх — изменении видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя. На применении физических и оптических свойств этого «космического» эффекта – в прямом смысле – ведь данный термин пришел к нам из астрономии, где он применяется для измерения расстояния до удалённых объектов (в частности в парсеках) сделали ставку Джон Фавро и компания Disney + и создали с ее помощью сериал «Звёздные войны: Мандалорец», который стал настоящим прорывом в киноиндустрии. Как признались руководители – это стало одной из вещей, которая вдохновила их начать работу в этом направлении. Именно тогда стало ясно – применение прорывных и новейших технологий – это настоящее кредо команды Black Anchor, да и как может быть иначе – ведь для этого у них есть все необходимые специалисты, штат которых постоянно расширяется, и работает не только на съемочной площадке, но и в других городах России и за рубежом.

image

Для них исследование нового и поиск практического применения собственных программных и аппаратных разработок в видео, event и киноиндустрии – одна из приоритетных задач, а дух первооткрывателей – стиль жизни.

image

На данный момент компания Parallax Digital – одно из очень немногих творческих и научных объединений, о которых я знаю, делающих столь серьезную ставку на создание собственного софта, думаю именно этот подход и сближает наши команды.

В процессе наблюдения за съемочным процессом сразу стали ясны преимущества такого вида производства контента:
  • Система трекинга камер позволяет отслеживать положение камеры в любой точке зоны покрытия, виртуальная сцена, разработанная на базе игрового движка компании Epic Games — Unreal Engine, меняет ракурс, в зависимости от положения оператора, сохраняя естественную глубину и перспективу заднего фона. Вывод изображения с realtime рендерингом осуществляется на LED – экраны высокого разрешения, с достаточной частотой светодиодов и интенсивностью свечения до 4000 lm, для того чтобы получать кинореалистичное изображение в качестве до 16K.

  • Весь набор предпродакшн инструментов находится в руках талантливых vfx художников, которые могут создать любую виртуальную сцену и на программном уровне интегрировать посредством osc и dmx протоколов различные AR и CGI объекты, в зависимости от сценария и задач.


image

image

  • Внесение необходимых изменений в виртуальную сцену может происходить прямо в процессе съемки по желанию оператора постановщика и режиссера – подгон сцены по ракурсу и глубине, изменение световых планов и времени суток в натурных сценах позволяет снимать огромное количество дублей с реалистичным светом – мечта каждого режиссера, снимать закат столько, сколько этого требует нужный результат. Также очень впечатляет работа с погодными явлениями – по сигналу режиссера в виртуальной сцене может начаться дождь, вьюга, гроза, северное сияние или любые соответствующие сценарию явления.


image

image

  • Для полного погружения в виртуальный кадр команда инженеров собирает любую циклораму, в том числе и со светодиодным полом – после происходит подстройка по интенсивности и цветности свечения светодиодов панелей, и граница между экраном и полом перестает «читаться».


image

image

image

Трекинг камеры


Для того чтобы виртуальная сцена на экране меняла ракурс, вслед за изменением положения объектива в зоне трекинга, необходим так называемый Genlock — это метод, при котором видеовыход одного источника (или определенный сигнал) используется для синхронизации других источников изображения вместе. Это помогает обеспечить совпадение сигналов во времени в точке объединения или переключения. Для этого необходимо знать данные о перемещении камеры и направлять их в режиме реального времени на сервер для синхронизации с виртуальной сценой. Тут главными героями становятся системы трекинга. Про особенности условий работы оптических и инерциальных систем я упоминала в своей прошлой статье «Замокапить в «экстремальных» условиях или как мы принимали участие в шоу «ДОЗОР», однако здесь стоит немного другая задача нежели чем разовый мокап актеров – система должна отслеживать перемещения камеры на всем съемочном процессе и практически при любых условиях съемки. Идеальная трекинговая система для такого случая – универсальная, надежная, точная и пуленепробиваемая!
Специалисты из Black Anchor prod. протестировали все доступные на рынке решения по трекингу, однако универсальной и полностью подходящий под наибольшее число сценариев и условий не нашли, поэтому в данный момент используют разные системы, выбирая нужную исходя из условий, в которых она должна работать не только стабильно, но и с субмиллиметровой точностью. А это значит, что открывается большая возможность быть первыми кто сделает решение наиболее универсальное и подходящее для задач трекинга камеры в кинопроизводстве!
С большей долей вероятности такая задача посильна гибридной системе трекинга (объединяющей 2 или более систем), так как в таком случае можно подчеркнуть все достоинства и свести к минимуму все недостатки, которыми обладают системы в отдельности.
Именно такое гибридное решение и разрабатывает наша команда СКМ Трекинг! С помощью нашего софта мы улучшаем и объединяем данные, которые присылают радио-инерциальные модули. Таким образом наш софт борется с систематической ошибкой инерциальной системы и наличием шумовой составляющей сверхширокополосных радио модулей (СШП). Для этого в нашем арсенале имеются нелинейный алгоритмы комплексной фильтрации на базе собственных моделей движения. Радиосистема реализует алгоритм Time Difference of Arrival (TDoA). Его суть заключается в следующем. Часть модулей, называемые здесь якорями, располагается неподвижно по периметру зоны с известными координатами, синхронизируются между собой и излучают периодический сигнал. На людей, их части тела или другие предметы, положение и ориентацию которых необходимо отслеживать, крепятся модули, называемые маркерами, которые работают исключительно на прием данных сигналов. Т.к. моменты излучения сигналов маркеру неизвестные, он измеряет разности моментов времени их приемов. Такой подход позволяет обеспечить неограниченное число маркеров, а большая дальность их работы – большую рабочую зону.

Теория, конечно, хорошо, но что же на практике?

Итак, вернемся на площадку!


Мы познакомились с основными членами команды Black Anchor prod. и определили план тестов на первый день с учетом съемочного процесса. Нам выделили место на площадке где мы можем расположить себя, наши ПК и систему – полноценное рабочее место!

image

В первый день мы смогли продемонстрировать работу системы на небольшой площади с выводом результатов на экран нашего ноутбука, а также проверить нет ли взаимного влияния нашей системы с оборудованием на площадке – на работу нашей системы оборудование не оказало существенного влияния, также как и наша система на оборудование. Весь секрет заключен в СШП радио модулях, которые работают на выделенной частоте в СВЧ диапазоне. Кстати, уже сейчас в мобильные устройства нового поколения включают СШП модуль, что открывает большие возможности по передачи данных и т.п., ну а мы уже знаем и умеем работать с СШП).

image

В следующие пару дней нам удалось уже в более спокойной обстановке на площадке (объем съемок и занятость площадке была меньше, чем в первый день) запустить систему на большей площади перед экраном и вместе с командой заказчика засинхронизироваться с виртуальной сценой и оценить плавность и точность перемещения ракурса с перемещением маркера. Для этого мы разместили в рабочей зоне перед экраном 4 штатива и разместили на них 8 модулей-якорей, как это показано на фото.

image

Питались модули от обычных внешних аккумуляторов 2300 мАч, чего хватало на полный рабочий день. Маркер крепили либо на камеру, либо на штатив, когда камера была в работе.

image

image

В процессе тестов мы своими глазами увидели весь рабочий процесс, обсудили и посмотрели текущие решения ребят — самая что ни на есть разведка боем и «каст дев в поле», чего же еще можно пожелать?
image

И это только начало! А дальше…


Команда разработчиков посветила нас в свои дальнейшие планы: в дальнейшем приоритет будет смещаться в сторону создания собственного аппаратного и программного комплексов, который позволит произвести развертывание системы на любой площадке, и комплекс будет полностью мобилен, и позволит работать без потери качества и точности трекинговых систем. Анна, провожая нас, сказала, что в более широком смысле, дальнейший вектор развития компании будет определяться в зависимости от потребностей рынка и киноиндустрии в целом – и намекнула, что свои продвижения в этом направлении они намеренны показать в том числе и на примере собственного короткометражного фильма – работы над его производством уже закончены – остался самый крайний этап – постпродакш – но как мы уже поняли – это не займет много времени – технология позволяет видеть почти финальную «картинку» уже в процессе ее съемки, что пожалуй еще одна важная приятная и крутая особенность.
Отдельное спасибо команде Black Anchor prod. за действительно теплый прием (в том числе и культурную программу), возможность увидеть «боли клиента» и понять какие параметры и характеристики системы необходимо доработать для кейса трекинга камеры для задач виртуального кинопроизводства.

image

В итоге мы определили наши следующие шаги: дорабатываем определенные параметры и возвращаемся на Питерскую площадку для ее покорения!

To be continued…

P. S.

Случайности не случайны? Сейчас как раз дочитываю книгу Виктора Пелевина (кстати, тоже закончил НИУ «МЭИ», как и наша команда) «S.N.U.F.F.», так вот там в «пост апокалиптическом» обществе описываются технологии, с помощью которых в небольшом помещении можно с помощью 3D экранов и других технологий воссоздать длинную аллею, с набережной и бризом, так что это сложно отличить от реальности. И вот перед нами технологии Black Anchor prod., которые демонстрируют нам что подобное будущее (его хорошие стороны) совсем близко!