В мире стартапов и небольших проектов традиционно принято считать хороший маркетинг одним из главных условием успешного запуска. Многие не согласны с этим, в недавней статье про минусы работы в стартапах подробно описываются проблемы, связанные с затратами на маркетинг и их печальные следствия. Мы не будем их подробно обсуждать, а сконцентрируемся на одной небольшой задаче, которая поможет понять, насколько зашёл сообществу ваш продукт и как часто на него обращают внимание. Речь идёт о мониторинге упоминаний бренда; так как денег у стартапов/пет-проектов мало и мы трясёмся над каждой копейкой, будем рассматривать только бесплатные варианты.
Вообще сам по себе мониторинг соцсетей — штука огромной глубины и сложности. Существует запредельное количество платных дэшбордов, показывающих метрики вовлеченности, умеющие интегрироваться в вашу CRM или вовсе заменяющих её, и так далее. Главный недостаток у них — они все дорогие. Некоторые — очень дорогие. Пока эти чудо-сервисы с кодовой базой объемом с десяток хабров хвастаются сотрудничеством с компаниями из Fortune 500, мы рассмотрим бесплатные аналоги для конкретных простых действий.
Social listening
Проблема с такими трекерами в том, что все они ищут по довольно ограниченному списку сайтов, а с кастомными ссылками работают не очень хорошо. В итоге для хорошего охвата нужно собирать зоопарк приложений, которые вместе смогут выдать желаемый результат. Зато бесплатно!
Юзкейсы:
- Участвовать в обсуждении своего детища, отслеживая упоминания в тредах
- Следить за репутацией, реагируя на негативные отзывы и поощряя позитивные
- Мониторить конкурентов и их упоминания
- Получать халявные лиды, просто присылая ссылку в ответ на упоминание
- Следить за обновлениями и новостями интересных проектов, например чтобы первым реагировать на новости о разводе Тинькова и Яндекса
- … и многие аналогичные процессы
PMAlerts
Изначально я так впечатлился заявленными фичами этого сервиса, что готов был писать только про него — но оказалось, что пока реально работает только поиск по Твиттеру и для всего остального нужно использовать другие сервисы. С другой стороны, проект находится в бете и вполне стоит ожидать доработки поиска по остальным сервисам, поэтому для меня он самый интересный из всех. Судите сами, заявлена поддержка:
- YouTube
- Github
- HackerNews
- StackOverflow
- Quora
- Blind
- И самое вкусное, любых кастомных сайтов!
При этом помимо удобного дэшборда есть целая куча способов доставки уведомлений:
- SMS
- RSS
- Вебхуки (!)
- Slack
- Teams
- Telegram
- и Discord
Вообще по набору ресурсов понятно, что PMAlerts в основном нацелен на технические продукты, а не на абстрактный корпоративный маркетинг. Это сделает его лучшим инструментом для нашей задачи… когда он научится искать где-то кроме твиттера :(
Mention
Как следует из названия, Mention тоже специализируется на трекинге упоминаний, а ещё они отхватили крутой домен. В отличие от PMAlerts, это никакой не бета-сайд-проект, а полноценный сервис с большим опытом и профессиональным подходом (и крупные клиенты тоже есть, например, Microsoft). При этом он отличается и от своих коллег по цеху, монстров маркетинга с лицензиями до $20000/год: у него есть польностью бесплатная, почти не урезанная версия! В рамках бесплатного аккаунта можно пользоваться одним алёртом, отслеживать до трёх аккаунтов в соцсетях общим объёмом до 1000 упоминаний. Для начинающего игрока или некоммерческого использования этого вполне хватит, но для дополнительного трекера придётся заводить новый аккаунт. Mention умеет:
- Следить за твиттером, фейсбуком, любой соцсетью и вообще любым сайтом
- Разумеется, уведомлять о новых упоминаниях/реакциях
- Оценивать значимость публикации или рейтинг инфлюенсера
- Сортировать, банить, ставить метки на отдельные источники
- Вручную отмечать реакцию: тут нет дорогой и косячной нейросети, поэтому оценку «позитивно/нейтрально/негативно» вы можете ставить самостоятельно
- «Вести» соцсети, что подразумевает отложенный постинг по календарю
Встречаются и курьёзные моменты. Хорошо, что есть кнопка спама
Boardreader
Тут всё просто — это поисковый движок. Пусть первый кинет в меня камень тот, кто ни разу не вбивал в гугл название своего проекта :)
В отличие от гугла, не забивается дебильными сеошными статьями, зато охотно забивается сеошными же предложениями промокодов и прочей дурью. Но дальше всё норм, и выдача формируется иначе чем в известных мне поисковиках, выше шанс наткнуться на что-то полезное.
Реальная выдача началась к концу второй страницы
Mentionmapp
Mentionmapp отрисовывает граф связи по подпискам и хештегам, связанным с аккаунтом Твиттера. Свой аккаунт проверять быстро надоест, но в комбинации с другими сервисами даёт прикольную синергию: можно по упоминаниям и реакциям в тредах изучать социальные связи автора и находить там крутых чуваков или преданных пользователей. Кроме того, можно изначально двигаться по крутым и популярным аккаунтам, чтобы понять через кого можно привлечь их внимание к своему продукту.
Social Buzz
Social Buzz — это один из сервисов сайта social-searcher.com, который не такой известный и премиальный как Mention, в платных версиях стоит дешевле и даёт больше, да ещё и в бесплатной предоставляет самую обширную и релевантную выдачу из вообще всех сервисов, которые я протестировал. Работает по всему интернету, бесплатно предоставляет 100 запросов в день, чего для всех мыслимых нужд хватит с головой. Результаты выводятся в виде бесконечной ленты (брр), сервис умеет выделять соцсети и искать на заданном языке. Кроме выдачи также есть статистика, где отображаются:
- Распределение активности по датам, дням неделям и времени
- Сравнительный охват по соцсетям и сайтам
- Соотношение позитивных/негативных реакций по платформам
- Количество уникальных пользователей по платформам
- Распределение по типам контента
- Ключевые слова
Все эти фичи доступны полноценно и бесплатно, что делает Social Buzz безоговорочным чемпионом в бесплатном мониторинге.
Заключение
Вообще я полез разбираться в mention-сервисах только чтобы выбрать мониторинг для своего сайт-проекта, но в процессе поисков обнаружил много прикольных и удобных юзкейсов, которые собираюсь использовать в повседневном режиме — например, попробую собрать все свои подписки в одном месте и сформировать из них единую ленту (стоит ли мне сделать RSS-версию?). Ну и разумеется, для изначальной цели — мониторинга стартапа или проекта — синергия из сервисов прекрасно заменяет дорогущий сервис с круглосуточной поддержкой, интеграциями и стоимостью, превышающей бюджет на серверы. Это круто.
На правах рекламы
Практически любому IT-специалисту нужны серверы в аренду. У нас очень гибкие тарифные планы с посуточной оплатой — создайте собственную конфигурацию в пару кликов! Есть возможность установить практически любую ОС, в том числе со своего образа, используем удобную панель управления серверами собственной разработки.
Попробовать проще простого!
tmin10
А как же www.google.com/alerts? Гугл индексирует и соц сети и новости. Можно тоже подписаться.