МТС, «МегаФон» и «Вымпелком» предупредили президента, экономический блок правительства, Госдуму, Минюст и ФАС о том, что каждая из компаний будет терять по 10 млрд рублей ежегодно из-за требования о дистанционной идентификации абонентов. Требование касается использования для идентификации абонентов, в том числе при подключении eSIM, единой биометрической системы (ЕБС) «Ростелекома». Законопроект рассмотрят 9 декабря.
Согласно документу, дистанционное заключение договора с оператором связи может быть разрешено при использовании квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи, ключ к которой получен при личной явке. Но обязательным условием является идентификация абонента в ЕБС. Для идентификации пользователей корпоративных SIM-карт нужно будет вносить сведения о них и их номерах в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) на госуслугах.
На оператора ложится оперативная проверка сведений в ЕСИА или их подтверждение по запросу от оператора ЕСИА. Все действия будут осуществляться под контролем Роскомнадзора с помощью системы мониторинга. Россиянам же предлагается дать возможность привязать уникальный идентификатор телефона (IMEI) к ЕСИА и в случае потери или кражи обращаться в РКН, чтобы заблокировать устройство.
Однако операторы заявили, что такие ограничения ухудшат клиентский опыт и лишь увеличат объемы продаж «серых» SIM-карт. Кроме того, это оставит операторов без возможности оказывать услуги гражданам стран Евразийского экономического союза, которые приезжают на работу в Россию, но не могут зарегистрироваться на госуслугах.
Более того, это будет нецелесообразным для развития eSIM, так как технология попадет в зависимость от ЕБС, хотя у операторов уже есть проекты своих средств идентификации абонентов с помощью простой электронной подписи через портал госуслуг.
Компании указывают, что на госуслугах зарегистрированы более 65 млн граждан, тогда как в ЕБС хранится всего 150–300 тысяч записей.
Наконец, операторы указывают на риск блокировки смартфонов с дублирующимися IMEI, которых насчитывается до 7%. Эти устройства не запрещено ввозить в Россию, а для такого запрета нужен отдельный законопроект.
В апрельской версии законопроекта предлагалось использовать для идентификации ЕБС или другие подобные технологии, но только при письменном согласии абонента. Проект отозвали 11 ноября. А 23 апреля Минцифры предложило свой вариант с использованием для идентификации ЕСИА и ЕБС. Но его подвергло критике Минэкономики, которое 26 июня вынесло на обсуждение свой проект. Согласно документу, операторы могут использовать собственные системы без подключения к ЕБС. Позднее ведомство отказалось от дальнейшей работы над законопроектом.
См. также:
titbit
Я так понял что «удаленная идентификация» и ЕБС здесь связаны потому что в ЕБС хранится образец голоса, поэтому т-щ майор хочет удаленно идентифицировать абонентов по голосу прямо во время разговора? Логичное развитие большого брата после желания, чтобы на всех камерах наблюдения все люди были подписаны пофамильно, теперь и все звонки будут подписаны.
Iv38
Не понял мысль. Зачем идентифицировать абонента по голосу, если он звонит со своей симки? Может звонить кто-то другой? Тогда это никак не поможет.
nehaev
Имея связку паспорт + образец голоса, вас можно идентифицировать не просто на любой симке, но и вообще на любой аудиозаписи, включая голосовые звонки в мессенджерах. Вопрос в том, как заставить людей добровольно регистрировать образцы голоса. Вот, придумали, чтобы нельзя было купить симку без этого.