С закрытыми границами и приостановленными перелётами кажется, что весь мир замедлился. И всё-таки мы попросили IT-специалистов из разных стран осветить диджитал-инфраструктуру в том месте, куда они переехали. Чтобы, когда всё это закончится, хватать чемоданы и бежать на рейс — или наоборот, устроиться поудобнее дома перед компьютером.


Надеемся, добавим повода для размышлений, стоит ли переезжать работать за границу или вы уже живёте в самом комфортном для себя городе.


В конце статьи опрос, про какой аспект жизни было бы интересно узнать, голосуйте или пишите в комментариях.



Амстердам, автор фото: liammcgarry_

Кирилл


Должность: Product Designer
Локация: Нидерланды, Амстердам

Продукты не заказываю — хожу в магазин сам, мне так больше нравится. Курьеры как-то не нужны. Готовое что-то — да, из особенностей: платишь когда заказываешь, а не налом курьеру. Средний чек: 15–20 евро.


Иногда вызываю такси, пользуюсь Uber и Bolt, в среднем выходит 15–30 евро.
Не думаю, что доставка вещей отличается от российской. Пользуюсь Bol.com, Cool Blue, или остальными сервисами, если хорошая цена и товар в наличии. Средний чек зависит от того, что покупаю, разброс от 5 до 1500 евро.Почти все госуслуги можно сделать онлайн, например, забронировать апоинтмент, закинуть бумажки, пообщаться с правительством, мэрией или исполнительными службами.

Среди банковских пользуюсь приложением ABN Amro, это мой банк. Там можно и денег перевести, и баланс посмотреть, и в копилку положить, и акции купить, и с самим банком пообщаться.

Расскажите, пожалуйста, про хороший и плохой опыт, когда вы пользовались такими услугами. Хороший опыт — когда заказ привозят за 2 часа, есть такая штука для некоторых товаров, когда что-то бесплатное дают в подарок или если на день рождения присылают открытку с поздравлением, подписанную, внимание, вручную. Плохой опыт: когда посылки теряются или поддержка не отвечает по 3 дня.



Зовите меня Mr. Smith!


Должность: Head of Marketing
Локация: Германия, Мюнхен

Пользуюсь доставкой готовой еды и всяких товаров, вызываю такси (редко), банковские услуги тоже через интернет. Не пользуюсь доставкой продуктов на дом.

Доставка из кафе отличается от России: скудный выбор, нет привычной грузинско-узбекско-украинской еды, только одно приложение — Lieferando, дорого. Средний заказ на человека: 22–25 евро, доставка возможна от 15€. У меня средний чек выходит 42—45€ — на семью из двоих взрослых.

Для заказа вещей пользуюсь только Amazon.de. У меня подписка Prime, найти и купить тут можно абсолютно всё, доставка почти всегда — на следующий день. Вообще, как мне кажется, Amazon всех победит, как минимум в ритейле.


Такси пользуюсь намного реже, чем в России. Стоимость минимальной поездки, даже на 5 минут, начинается от 10 евро.

Госуслуги через интернет оформить не получится — тут их просто нет. А если есть, то пользоваться ими сильно сложнее. Функциональность fintech-услуг в Германии по мощности — около 30% от того, что есть в России. В трети заведений нельзя платить картой. В 60% случаев — платить картой можно, но только от определенной суммы. Приложения не дают такой функциональности, как в РФ, и кэшбека почти нет. Банковские платежи до сих пор идут минимум 1,5 дня и только в будни.

Тут мне не хватает хорошего сервиса: на мой взгляд, в СНГешечке сервис кратно выше, чем в Западной Европе.

Есть ли какие-то неприятные стороны? Интернет очень дорогой и нестабильный.




Цюрих, автор фото: purzlbaum

Булат Фаттахов


Должность: Software Development Engineer
Локация: Швейцария, Цюрих, Google

Единственная услуга, которой пользуюсь — это доставка товаров, не еды, потому что здесь всё близко. Такси тоже не пользуюсь: всё близко, и вообще в Цюрихе дорого. Заказываю вещи в Galaxus, доставка бесплатная, обычно доставляют за день—два. Госуслуги все делаются по бумажной почте. Для банковских операций использую UBS, приложение довольно хорошее, но медленное. Переводить деньги людям можно через Twint или Revolut — довольно удобно. Из приятных неожиданностей — заказал книги с ozon.ru, за два дня пришли в Цюрих.

Есть ли что-то, что в вашем городе не хватает, но есть в других локациях? Вроде всё есть.

<рекламная пауза>
По нашей информации, коронавирусные ограничения не мешают релокейту: за время пандемии и в России, и за рубежом наём ускорился в 3 раза. Вакансии с релокейтом — в чат-боте, переходите по ссылке и регистрируйтесь.
</рекламная пауза>


Анна


Должность: Senior Product Manager
Локация: США, Остин, Техас, Zello

Доставкой продуктов не пользуюсь, потому что люблю ходить в магазин и выбирать, плюс это обычно дороже. Доставкой еды пользуюсь редко, если только пиццу детям на день рождения. Потому что мне нравится ходить в рестораны, а не есть из контейнеров. Вызовом курьера не пользуюсь за ненадобностью.

Такси заказываю. Тут тот же Uber, только из особенностей — нельзя платить кэшем.

Если говорить в общем, то в России более продвинутые приложения. В штатах просто так перевести с карты на карту нельзя, надо пользоваться сторонним приложением (типа Zelle). Нет удобного чата со специалистами, обычно надо звонить, по крайней мере, так обстоит дело в моем банке: Chase. Специалисты ничего в переписке решить не могут, всё только по телефону — в целях безопасности. Нельзя оплатить счета за квартиру, за интернет или телефон через банковское приложение. Только тупо следить за деньгами и погашать кредитную карту.

Визы, продление паспорта — через интернет не оформляю, из госуслуг я заполняю только налоговую декларацию через интернет (Turbotax). В России этого просто нет, потому что физлица свои налоги не считают.

Сейчас в ковид многое изменилось в лучшую сторону. Я развелась заочно: не надо было приезжать в суд, много что стало доступно через интернет, чего не было раньше.

4 года назад получение документов было просто адом, надо было идти в офис и сидеть в обычной живой очереди, даже электронной не было. Однажды меня попросили отправить факс — и всё делалось через обычную почту. В плане технического прогресса ковидные ограничения явно пошли на пользу США.

Есть ли что-то, что не хватает, и что в России развито лучше? Банковские приложение пока еще очень слабые и ограниченные в функциональности.



Александр


Должность: Software Developer
Локация: Швеция, Стокгольм, Spotify

Не пользуюсь транспортом и доставкой еды, потому что круглый год езжу на велосипеде, заказываю товары через интернет, оформляю госуслуги и что-то банковское.

Не уверен, что в России были такие сервисы доставки вещей, когда я там жил, в Стокгольме пользуюсь интернет-магазинами разных брендов и парой местных сервисов, чаще всего — Zalando. Покупка одежды через Zalando, при условии, что в доме есть почтовое отделение, полностью избавила мою жизнь от оффлайн-шоппинга.

В структурах государственных услуг всё завязано на систему цифровой подписи BankID, с ней везде можно залогиниться в один клик, и везде есть вся информация о тебе — удобно. Банковские приложения ограничены по функциональности: можно перевести деньги на другой счет, инвестировать в акции, а больше сделать ничего нельзя.

Что бы вы ещё хотели добавить? Могу сказать, что не хватает доступных такси, пожалуй. А так — ко всему привыкаешь :)




Рига, автор фото: _sabeephoto

Антон


Должность: Lead Frontend Developer
Локация: Латвия, Рига, Juro

Из того, что вы перечисляете, пользуюсь доставкой готовой еды и товаров, заказом такси, оформляю гос- и банковские услуги. Доставкой продуктов давно хочу разжиться, но как-то по старинке хожу в магазин. Может, наступившие холода наконец-то сдвинут меня в сторону доставки.

Сложно сказать, чем доставка еды отличается: когда я уезжал, её в России еще не было. Ну или была, но точно не распространена повсеместно. В среднем, думаю, на семью из 2-х человек выходит где-то 30€. Пользуюсь приложениями Wolt и Bolt.

Опять-таки, то же и про такси: когда уезжал из России, мы ловили его на обочине или звонили. Обожаю это лихое начало 2010-х. В Риге я пользуюсь Bolt и Yandex.Такси, средний чек получается где-то 2 евро — далеко не езжу. Живя в Амстердаме, пользовался Uber — в среднем выходило где-то 30€ за поездку, но там ездил дальше, а на близкие расстояния хватало велосипеда. Когда сейчас возвращаюсь в Россию, заказываю через Uber или Яндекс.Такси. Я делаю это в провинции, в своем родном городе, отличия налицо: иногда машина ниже классом или вообще не та, что указана в приложении, никто никогда не пристегивается, бывает, что нет ремней безопасности, и пару раз мне даже угрожали, когда я хотел пристегнуться.

Из вещей не покупал через интернет в России почти ничего, тогда только Groupon появился, вроде через него что-то заказывал. А может, все вокруг уже всё заказывали, а я со своим провинциальным мышлением никак не мог ментально позволить себе такую роскошь. В Риге я заказываю на Амазоне, Алиэкспрессе и различных местных сайтах. Среднюю стоимость сложно определить, но не припомню посылок больше 100 евро.

Госуслуги получал, когда жил в Нидерландах — там, конечно, местные госуслуги очень сильно проигрывают по юзабилити российским. Судя по дизайну, они были созданы еще в начале нулевых.

Про банки: раньше я, конечно, был в ужасе от заграничных банковских мобайл-клиентов. В них мало что можно было сделать, это тоже эхо нулевых. Тогда я кайфовал от приложения Тинькофф банка, а потом оказался в Нидерландах с каким-то старьём, а не приложением. Но появился Revolut, и вот оно — более-менее нормальное. Но я особо ничего не делаю, иногда перевожу деньги за коммуналку или просто проверяю траты.


В Риге мне лично очень не хватает аренды спортивных авто или просто высокого класса. В Нидерландах я такие машины постоянно брал в аренду, если надо было куда-то съездить, а тут просто нет такой возможности — в прокатах или каршеринге нет нормальных машин, как есть, например, в Москве или Питере. Ещё не хватает доставки вещей за один день. В Нидерландах почти любой магазин доставлял одежду и разные вещи на следующий день, а в Риге мало того, что выбор маленький, так еще и доставку приходится ждать долго, и бесплатный возврат есть не везде.

Были ли какие-то забавные случаи с доставкой? Ну вот один раз моя жена заказала гладильную доску подешевле, а это оказалась детская гладильная доска, очень маленького размера, как игрушечная. По фоткам было не понять, а размеры мы, естественно, не посмотрели.


<рекламная пауза> Раз в неделю говорим с IT-специалистами из международных компаний, чтобы узнать карьерные хаки и инсайты. Записи публикуем на нашем Youtube-канале — вы можете их посмотреть, даже если пропустили онлайн-трансляцию. Подписывайтесь и жмите колокольчик, чтобы не пропустить свежие выпуски.
</рекламная пауза>