В Советском Союзе спорт был в почёте. В зимний день многие семьи предпочитали проводить время за городом, катаясь на беговых и горных лыжах. А добраться до мест катания им помогали специальные электрички – «Лыжные стрелы». В последние годы традиция стала возрождаться – появились похожие поезда для любителей прогулок по лесу в Ленинградской области, специальные электрички и поезда в Апатиты (Кировск), на Розу Хутор, в Чугунаш (Шерегеш), Губаху и другие горнолыжные курорты страны.
В Москве восстановили и направление, и сам поезд — ретроэлектричку. Да-да, именно «ретро» – взяли старый состав и попытались восстановить атмосферу, царившую в советских поездах. Тут почти всё как в 80-х, включая меню, сахар и форму машиниста. Поедет поезд в Яхрому — это час с четвертью от Москвы, место, где можно на «Икарусе» доехать до одного из четырёх местных лыжных курортов. «Икарусы» тоже восстановили. При наличии билета на ретроэлектричку проезд в «Икарусах» бесплатный.
Мы поучаствовали в технической обкатке этой ретроэлектрички из 8 вагонов (в боевой версии планируется уже 10) и поговорили с теми, кто этот поезд делал. А поговорить было о чём, потому что это на самом деле совсем даже не чудом сохранившийся «круглоголовый» поезд 1972 года, который ждал своего часа в Петербурге. Это реконструкция из нескольких поездов (часть вагонов доставали аж в Сибири) и элементов интерьера со всей страны.
Что произошло
В РЖД есть большая программа ретропоездов, подробнее можно посмотреть их вот здесь. Раньше это почти всегда означало большой красивый паровоз и вагон в духе царской Руси — вот Milfgard писал про такой. На этот раз удалось найти сохранившийся электропоезд из 70-х, полностью его реконструировать и запустить по советскому маршруту. «Лыжные стрелы» пользовались очень большой популярностью, поскольку и до Олимпиады, и сразу после неё спорт пропагандировался как часть идеологии СССР, а автотранспорта всё ещё было мало. Поэтому термос, лыжи, шапочки — и вперёд, на праздники и выходные.
Дизайнеры получили задачу перебрать старые фотографии и восстановить стиль, но так, чтобы это соответствовало современным нормам по пожарной безопасности, инсоляции и так далее. Не сказать, чтобы они значительно поменялись, но серьёзно поменялась инженерная часть вагонов. Точнее, туалеты гравитационного типа было решено заменить на современные биотуалеты, как в «Ласточках». Вот что получилось:
Сиденья искали по всей стране. В изначальном поезде они исторически были из бука, в восстановленном — лиственница и бук.
Туалет приспособлен для заезда на коляске, есть кнопка SOS.
Вагоны, конечно, прошли кузовные работы — была внешняя покраска, в интерьерах — покраска и замена панелей.
Как видите, подставки для лыж хорошо сочетаются с USB-розетками и термопотами в деревянной обечайке.
Многие декоративные элементы вроде карнизов для оконных занавесок были изначально деревянными, не всегда получалась прямая замена с теми же материалами. Те же окна меняли полностью при сохранении внешнего вида: из деревянных дуло бы.
Для окончательного уюта добавили исторические фотографии, чтобы пенсионеры ненадолго погрузились в свою молодость. В основном это кадры с Олимпиады и агитационные плакаты 80-х, пропагандирующие здоровый образ жизни. Если фото историческое, то там есть поясняющая подпись, что именно изображено, то есть весь поезд ещё представляет собой такую фотовыставку.
Чтобы было понятно, из чего и как собирали поезд, вот несколько фотографий вагонов до капитального ремонта (следующие 5 изображений предоставлены пассажирской дирекцией РЖД по нашему запросу):
Кабина, конечно, обладала определённым очарованием старины, но требовала ремонта:
А вот кабина уже восстановленного поезда:
Подвагонная часть сохранилась на удивление хорошо, но, конечно, пришлось делать ремонт начиная от колёсных пар и дальше.
Поезд горел в Петербурге, пострадало 3 вагона. Поэтому пришлось искать замены. Вагоны привезли из Сибири и Новомосковска Тульской области.
Пассажирский сервис
Предполагается, что человек покупает целое впечатление от вокзала до курорта и обратно. История начинается на Савёловском вокзале, где специально для заядлых лыжников есть камеры хранения для лыж. То есть можно не таскаться с ними каждые выходные по городу, а оставить на вокзале и забирать перед посадкой на поезд.
В самом поезде предусмотрены крепления для лыж.
Стюарды и локомотивная бригада одеты близко к форме 80-х годов. В архиве РЖД нашли приказы по форме 1985 года и сшили нечто достаточно похожее по образу (сами требования к форме с тех пор немного поменялись, поэтому прямо копировать не вышло).
Фото предоставил Д.Е. Бармин, начальник отдела организации обслуживания пассажиров дирекции скоростного обслуживания.
В те самые ретроавтобусы сажают по билету с ретроэлектрички. Кстати, нам подали не просто «Икарус», а аэродромный, с двумя дверьми, похоже, немецкого производства ещё (UPD: username_detector пишет, что это 280.03 для Восточной Германии венгерской сборки):
Автобусы от Яхромы едут в горнолыжный курорт «Сорочаны», парки Волен и Яхрома, а от платформы Турист (там тоже предусмотрена остановка, это непосредственно перед Яхромой) – в ЦАО Леонида Тягачёва. В Степаново пока автобуса нет, «Икарус» там не может развернуться, обдумывают микроавтобус.
Непосредственно в поезде планируется продажа ски-пассов на горнолыжные курорты по специальной цене.
Кстати, в «Сорочанах» и на других курортах можно покататься не только на горных лыжах и сноубордах, но и на тюбингах. А подняться вверх поможет современный ленточный подъёмник (на месте им очень гордятся):
Те, кто хочет просто прокатиться на ретроэлектричке и не желает ехать на горнолыжные курорты, могут сходить к монументу «Героям битвы под Москвой» на Перемиловской высоте – он находится совсем недалеко от станции Яхрома. Также можно съездить в Дмитров, погулять по Кремлю – это всего одна остановка от Яхромы на уже обычной электричке, оплатить проезд можно «Тройкой» без покупки билета (24 рубля, с 1 января – 26 рублей).
По выходным дням утренняя ретроэлектричка очень удачно стыкуется с электричкой БМО (Большого московского обхода) на Александров. Так что если вдруг кому туда нужно, то благодаря ретроэлектричке можно поспать чуть подольше и сэкономить время в пути. Только пересаживаться лучше в Туристе, а не Яхроме – там и касса близко (у последнего вагона), и поезд с той же платформы. Билет можно купить и непосредственно в электричке БМО (но со сбором 100 рублей).
Кстати, окрестности БМО в прошлом году довольно активно использовались туристами-лыжниками (на беговых лыжах). Поскольку в Москве снега почти не было, в то время как на севере области был. Вот, например, отчёт одной из группы туристов о лыжном походе выходного дня 1 марта 2020 года (там можно посмотреть фотографии и сравнить со снежным покровом в окрестностях Москвы, если кто из лыжников помнит). А в окрестностях станции Костино БМО в середине февраля проводится довольно интересное туристическое лыжное мероприятие (на беговых лыжах), после чего обычно остаётся хорошая лыжня. Так что можно и на ретроэлектричке прокатиться, и открыть для себя новые лыжные маршруты.
Но вернёмся к ретроэлектричке.
Меню в поезде включает чёрный или зелёный чай бесплатно в одноразовых картонных стаканчиках (и для этого чая сделаны специальные консоли у окон):
Можно купить поесть что-то из советской эпохи: обещают поддерживать шоколад «Алёнку», лимонад «Дюшес», вафли «Коровка», печенье «Юбилейное» и прочие знаковые продукты в меню. Пирожки сделаны по советским рецептам: с яблочным повидлом и с яйцом и рисом.
Расписание и цены
Вот расписание поезда туда и обратно. Запуск запланирован на 29 декабря 2020.
Судя по плакату на станции, билет в будни будет стоить 300 рублей, в выходные — 500 рублей. Детям до 7 лет скидка 50%, дети до 5 лет могут проезжать по бесплатному билету «Детский без места» (обновлено 25 декабря). В поезде 396 мест без учёта срединных: срединные места не будут продаваться, но их могут занимать дети без места до 5 лет. Входит сам ретропоезд, чай и возможность прокатиться до лыжного курорта на «Икарусе».
Как вообще выглядит обкатка поезда?
Представьте, в головном вагоне собираются представители ЦЗЛ (контроль качества), все инженеры, технический состав, работавший над поездом, и руководство, включая Дмитрия Владимировича Пегова, заместителя генерального директора ОАО «РЖД», отвечающего за вопросы пассажирского комплекса, без которого этот проект вообще не состоялся бы. Пассажиры создают нагрузочное тестирование на стюардов, поезд движется по маршруту в расписании для проверки расчётов, техники переживают, что что-то пойдёт не так с доработками конструкции, и на ходу советуются, что можно рационализаторски изменить в следующем релизе. Снаружи раз в 10 минут попадаются радостные люди с фотоаппаратами: первая большая группа сразу за вокзалом, остальные подальше у своих станций: с утра уже было известно, как поезд пройдёт, и они приготовились снимать. На платформах пенсионеры стоят с улыбкой до ушей и телефонами, чтобы снять старую добрую электричку.
(Обновление от 25 декабря)
Сегодня около 16 часов дня билеты поступили в продажу. Как и планировалось, стоимость проезда по маршруту Москва — Яхрома, а также из Москвы до любого из горнолыжных курортов составила 300 рублей в будни и 500 рублей в выходные.
Однако для возможности дальнейшего проезда в автобусе следует приобретать билет непосредственно до выбранного горнолыжного курорта (а не до станции Яхрома или Турист).
Стоимость проезда по маршруту Москва — Турист (без дальнейшего следования на автобусе) составила 210 рублей в будни и 410 рублей в выходные. Остановка в Окружной на обратном пути предназначена только для высадки пассажиров, билеты от неё продаваться не будут. До Окружной стоимость такая же, как и до Москвы.
Поскольку поезд пригородный, федеральные льготники (например, инвалиды), которые бесплатно ездят в обычной электричке, имеют право на бесплатный проезд и в ретроэлектричке «Яхрома» при наличии безденежного билета. Оформить такой билет можно в кассе Дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» на Савёловском вокзале и станции Яхрома.
В поезде пока останется 8 вагонов — в четыре первых вагона билеты продаются с указанием номеров мест, а в четыре последних — без указания мест. Нумерация вагонов при отправлении из Москвы начинается с головы поезда, из Яхромы — с хвоста. Места с нечётной нумерацией располагаются у окна.
Andrey_Dolg
Я конечно за достоверность но могли бы и проапгрейдить деревянные лавочки. ;)
dalexey Автор
А как именно? Для многих именно эти деревянные лавки — признак поезда 80-х. Кстати, обогреватели в поездах расположены под сиденьями, как раньше, и работают хорошо. Поэтому в вагоне тепло, а для пятой точки даже немного жарковато — тоже ощущение из прошлого.
AndreySu
Хорошо помню эти деревянные лавочки, а после часа поездки на такой деревянной лавочке, встаёшь с неё и кажется что ты сам стал деревянным. Что в зимней одежде, что в летней.
static_cast
Да уж, деревянные лавочки — атас. Какой там час — минут 20 и то много. (Хотя, за реставрацию ЭР2, конечно, большой респект.) Икарусы, если честно, тоже не вызывают приступа ностальгии, — при виде салона сразу в памяти всплывает тошнотворный удушливый солярочный чад в промерзшем салоне, в котором приходилось протапливать рукой дырки в льду на стекле, чтобы хоть примерно понять, где сейчас едешь. Булькающий, едва движущийся, но светлый и теплый ЛиАЗ, все таки гораздо больше соответствует эпохе, и вызывает больше теплых чувств. :)
REPISOT
У нас до сих пор такие ездят. Только без USB и вот этого всего. 2.5 часа регулярно раз в неделю туда-обратно катался и ничего. Хуже -у которых сиденье сделаны с закруглением. Вот они вообще не понятно для каких рептилоидов. У человека спина так не гнется.
А замерзшие окна автобусов — это наша реальность. И не какие-нибудь пазики, нет. Форды и мерседесы. Вот едешь на работу: зима, 8 утра, темно, стекло замерзло. Так оно еще затонировано, закрыто шторкой, а самое интересное — ты едешь стоя, и это окно на уровне пупка. Ориентироваться можно только по количеству поворотов.
ghrb
С кисточками и кружевом. Чтобы уютнее было!
Nimo_tsi
У ЛИАЗа субъективно уровень пола от земли выше, а сам салон ниже. Вообще автобусы со ступеньками для массовых лыжных выездов зло, ибо пока влезаешь на ступеньки приходится и вниз смотреть, и вверх, чтобы кому-нибудь в лицо палками или лыжами не заехать или поручни не цепануть.
Низкопольник в этом случае был бы намного практичнее, имхо.
unsignedchar
Лыжи едут в багажнике, никаких проблем с палками в лицо. В городском автобусе багажник не нужен, да.
dalexey Автор
Просидел в поезде часа два, такого ощущения не возникло.
cyberly
Это если повезло и изгиб спины точно совпал с изгибом лавки
JerleShannara
У меня пятая точка и спина становились деревянными на следующем поколении деревянных лавок из фанеры, которые на КВР ставились на теже ЭР2*. С «анатомическими» деревянными лавками было лучше.
myc
Фанерные лавки — величайшее изобретение пыточной техники. На отполированных тысячами задов лавочках невозможно было зафиксировать тело в сколько-нибудь удобной позе. Спина, шея, ноги и пятая точка ужасно затекали даже после непродолжительной поездки.
vadimk91
Факт, «пятая точка» каталась по деревянной лавке, однако ездил в детстве по 2,5-3 часа и ничего страшного не случалось. Тут кстати на фото «неправильные» сиденья, в 80-е я помню их с изгибами, практически анатомической формы.
vvbob
Да, эти деревяшки были довольно удобные. Помню у нас начали автоматрисы ездить с мягкими дерматиновыми сидушками, так на них задница болеть начинала уже через пол часа езды, мне «классические» больше нравились, хоть вроде и жесткие, а сидеть было удобнее.
vvbob
+ таки да, обратил внимание с вашей подачи — такие, с прямыми спинками будут неудобными, на них долго не посидишь
JerleShannara
Не-не-не. Колбасный кругляк должен быть именно с деревянными лавками =)