Допустим, создателям мобильного приложения не выделили отдельного дизайнера - бывает. Допустим, приложение версталось программистами без предположений о том, насколько Госуслуги огромны, и скорости роста их функций вширь.
Попытаемся исправить имеющийся результат без напряга - все предлагаемые изменения должны исполняться за смехотворное число человека-часов и не должны затрагивать архитектуру приложения.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e90/a30/ee2/e90a30ee2151bd3f903a25213ad4ae38.png)
Дисклеймер о Госуслугах
Я искренне горжусь, что этот сервис есть у нас в стране. Не сосчитать, сколько он уже спас мне часов и недель стояния в очередях, ожидания документов и времени, затрачиваемого на поиск организации, которая имеет право выдать очередную справку для другой организации.
На это дело явно было положено не мало сил - начиная от человека, который решился протолкнуть идею цифровизации, заканчивая всеми дизайнерами, инженерами и разработчиками, которые смогли договориться и выпустить на рынок очень объемный и рабочий продукт.
Вопросов к продукту много, но это все правки к готовому проекту, которые мы все так любим получать.
Дисклеймер об авторе
Я мобильный разработчик. К дизайну имею лишь косвенное отношение - использую макеты, предоставленные дизайнерами на проект, и стараюсь всегда подмечать, где стоит чуть больше учесть специфику мобильных устройств, где пользователю будет больно каждый раз.
В фигме решил наконец разобраться специально для этой статьи, просто чтобы визуализировать мысли. Так что качество исполнения подстать качеству мыслей)
Сейчас
Если кто-то не заходит в Госуслуги каждый день, то напоминаю, как они выглядят сейчас:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/899/4f1/318/8994f1318ddf57047a1bcdc3a1cfc60d.png)
Исправляем главный экран
Чаще всего будем видеть главный экран. Он состоит из нескольких блоков, о которых стоит поговорить.
Четыре кнопки оплаты
У нас есть 4 кнопки оплаты - квитанции, штрафы, налоги, судебные задолженности. Действительно, в первую очередь мне хотелось бы знать, нет ли у меня долгов перед государством. Во вторую - хочу тут же иметь возможность долги оплатить.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8b6/4eb/a21/8b64eba21b958d025e1ae4e88a1e389d.png)
Но у нас всего 4 кнопки - зачем горизонтальный скролл? Он прячет остальные элементы, только любопытный узнает о последних двух кнопках.
сделаем так, чтобы кнопки стало видно сразу
не будет вводить заблуждение пользователя - заменим иконку штрих-кода на QR-код, ведь именно его надо искать на квитанции
статус "Не найдено" - это ошибка, сервер не смог найти информацию, или у меня нет долгов? Заменим на "Отсутствуют"
если в какой-то категории у нас есть задолженность, то сразу отобразим количество штрафов и их общую сумму
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/63c/404/55b/63c40455b0118834fa0668dd75849376.png)
Уведомления
Уведомления - новости, которые оповещают о событиях, касающихся лично нас. Новости хороши к обеду, но потом о них можно забыть. Никто не перечитывает три последних оповещения каждый раз, заходя в приложения.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a82/0c8/54e/a820c854eccf90a5f4232004b6f0fba3.png)
Сделаем колокольчик, отображающих непрочитанные уведомления.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2b6/965/eaf/2b6965eaf319bd4aadc3356bd6767c06.png)
Услуги
Основная часть и смысл приложения - услуги (запись на посещения, получение справок, запрос информации и т.д).
Здесь видим грамотное решение - вынесены три функции, которыми чаще всего будет пользоваться человек, а все остальные спрятаны за кнопкой "все услуги".
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/13e/04d/cc6/13e04dcc60b0d1b7a90ef06cd6569c14.png)
Будем считать, что отображаемые услуги выбраны не случайно: или на основе общей статистики, или подстраиваются динамически под каждого пользователя. Но кнопку "все услуги" все-равно хочется сделать больше, а не как ссылку на новости.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2cc/ad1/2c5/2ccad12c5af3a88c66f286e661a21393.png)
Также уберем выбор региона на этом этапе. От выбора местоположения зависит функционирование только некоторых услуг - паспорт гражданина РФ он и во Владивостоке паспорт.
FAQ
На скидку в факе 13 разделов в среднем по 10 вопрос-ответ в каждом. И этот раздел действительно старались сделать удобным, когда он начал разрастаться - добавили ссылки, заголовки, свернули ответы.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/16a/57d/37e/16a57d37e4ca27795c347d9fedc5ff4d.png)
Но мой жизненный опыт подсказывает мне, что в FAQ можно найти только информацию о пунктах доставки интернет-магазинов - все остальное там искать пустая трата времени. Возможно, Госуслуги исключение, но доверие к этому разделу потеряно безвозвратно.
Решение - заменяем все вопросы на умный поиск с подсказками. Умный - потому что неплохо было бы хранить синонимы и искать не только по точному совпадению. Это же не поисковик по всему интернету, на 130 вопросов можно такую систему.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8ff/c69/499/8ffc69499501e6c44169fcb2965bdac0.png)
При этом обязательно оставляем более надежные способы найти ответ - кликабельный номер и путь к чату. Надо отметить, что чат у Госуслуг работает хорошо - мне пару раз дали ссылку на раздел Госуслуг, который по-другому найти не получалось.
Новости
Сначала возникает желание выкорчевать этот блок и выругаться: "Кому нужны новости вашей структуры кроме вас самих?". Но через секунду решаешься их прочитать - оказывается, там много чего интересного.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/800/2b0/661/8002b0661aac2ea25f902c47c0c2d05b.png)
Неплохие скидки по карте Мир, информация о скидках на оплату штрафов, ссылка на раздел для жалоб на ямы - я бы не узнал, что это есть на Госуслугах, если бы не эти уведомления. Так что у нас первый блок, который мы решительно оставляем без изменений.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/59b/dd7/9c3/59bdd79c31b97690908f651ae15fc05e.png)
Исправляем список услуг
А тут все коротко. На сайте так много услуг, что единственный способ предоставит к ним удобный доступ с мобильного устройства - действительно умный поиск.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c99/5db/b8c/c995dbb8cdad2ca4764a0b779a2236c1.png)
Предлагаю выводить группы услуг, а в описание перечислять подгруппы. Сейчас почти так и есть, только не понимаю отрицания существования списков.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/80a/632/df1/80a632df1816d6e49867e8cf510c1737.png)
Итого
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b04/c3b/88d/b04c3b88dcd70a364b47a6f5faab57f4.png)
Главная цель статьи - показать, что потратив совсем немного времени можно качественно улучшить отличный продукт. Обидно, когда мощная начинка не раскрывается из-за непродуманного дизайна.
Думаю, люди, разрабатывающие этот продукт, были просто слишком увлечены качеством бекенда и исправятся в ближайших обновлениях.
На правах....
dendolg.ru - сайт-портфолио-визитка, контакты для сотрудничества
t.me/dolgopolovd - личный блог, в котором подмечаю хороший и высказываю идеи по поводу плохого промышленного и цифрового дизайна. а иногда размышляю о программировании и прочей философии
kompilainenn2
>Действительно, в первую очередь мне хотелось бы знать, нет ли у меня долгов перед государством.
да
>Во вторую — хочу тут же иметь возможность долги оплатить.
нет, ибо очень часто эти долги как минимум спорные
А вот узнать что и как и возможность оспорить эти долги из госуслуг — вот это была бы МЕГА фича. Особенно уродские судебные приказы
vindy123
Я как то оспаривал штраф Мосгортранса, мне поддержка госуслуг сказала, что они не при чем, и оспаривать нужно у тех, кто штраф и выставил. Пришлось самому искать сайт мгт и форму обращения на нем.
kompilainenn2
Да понятно, что СЕЙЧАС Госуслуги не имеют к этому отношения, они только аггрегируют и показывают. А было бы круто как раз через них же подать возражение на чертов судебный приказ так, чтобы в суде заявление через Госуслуги от вас приняли сразу. В последний раз я даже найти не мог судебный приказ ни у приставов ни на сайте суда, пока туда пешком не дошел. Тем временем деньги ушли