Допустим, создателям мобильного приложения не выделили отдельного дизайнера - бывает. Допустим, приложение версталось программистами без предположений о том, насколько Госуслуги огромны, и скорости роста их функций вширь.

Попытаемся исправить имеющийся результат без напряга - все предлагаемые изменения должны исполняться за смехотворное число человека-часов и не должны затрагивать архитектуру приложения.

Дисклеймер о Госуслугах

Я искренне горжусь, что этот сервис есть у нас в стране. Не сосчитать, сколько он уже спас мне часов и недель стояния в очередях, ожидания документов и времени, затрачиваемого на поиск организации, которая имеет право выдать очередную справку для другой организации.

На это дело явно было положено не мало сил - начиная от человека, который решился протолкнуть идею цифровизации, заканчивая всеми дизайнерами, инженерами и разработчиками, которые смогли договориться и выпустить на рынок очень объемный и рабочий продукт.

Вопросов к продукту много, но это все правки к готовому проекту, которые мы все так любим получать.

Дисклеймер об авторе

Я мобильный разработчик. К дизайну имею лишь косвенное отношение - использую макеты, предоставленные дизайнерами на проект, и стараюсь всегда подмечать, где стоит чуть больше учесть специфику мобильных устройств, где пользователю будет больно каждый раз.

В фигме решил наконец разобраться специально для этой статьи, просто чтобы визуализировать мысли. Так что качество исполнения подстать качеству мыслей)

Сейчас

Если кто-то не заходит в Госуслуги каждый день, то напоминаю, как они выглядят сейчас:

Исправляем главный экран

Чаще всего будем видеть главный экран. Он состоит из нескольких блоков, о которых стоит поговорить.

Четыре кнопки оплаты

У нас есть 4 кнопки оплаты - квитанции, штрафы, налоги, судебные задолженности. Действительно, в первую очередь мне хотелось бы знать, нет ли у меня долгов перед государством. Во вторую - хочу тут же иметь возможность долги оплатить.

Но у нас всего 4 кнопки - зачем горизонтальный скролл? Он прячет остальные элементы, только любопытный узнает о последних двух кнопках.

  • сделаем так, чтобы кнопки стало видно сразу

  • не будет вводить заблуждение пользователя - заменим иконку штрих-кода на QR-код, ведь именно его надо искать на квитанции

  • статус "Не найдено" - это ошибка, сервер не смог найти информацию, или у меня нет долгов? Заменим на "Отсутствуют"

  • если в какой-то категории у нас есть задолженность, то сразу отобразим количество штрафов и их общую сумму

Уведомления

Уведомления - новости, которые оповещают о событиях, касающихся лично нас. Новости хороши к обеду, но потом о них можно забыть. Никто не перечитывает три последних оповещения каждый раз, заходя в приложения.

Сделаем колокольчик, отображающих непрочитанные уведомления.

Услуги

Основная часть и смысл приложения - услуги (запись на посещения, получение справок, запрос информации и т.д).

Здесь видим грамотное решение - вынесены три функции, которыми чаще всего будет пользоваться человек, а все остальные спрятаны за кнопкой "все услуги".

Будем считать, что отображаемые услуги выбраны не случайно: или на основе общей статистики, или подстраиваются динамически под каждого пользователя. Но кнопку "все услуги" все-равно хочется сделать больше, а не как ссылку на новости.

Также уберем выбор региона на этом этапе. От выбора местоположения зависит функционирование только некоторых услуг - паспорт гражданина РФ он и во Владивостоке паспорт.

FAQ

На скидку в факе 13 разделов в среднем по 10 вопрос-ответ в каждом. И этот раздел действительно старались сделать удобным, когда он начал разрастаться - добавили ссылки, заголовки, свернули ответы.

Но мой жизненный опыт подсказывает мне, что в FAQ можно найти только информацию о пунктах доставки интернет-магазинов - все остальное там искать пустая трата времени. Возможно, Госуслуги исключение, но доверие к этому разделу потеряно безвозвратно.

Решение - заменяем все вопросы на умный поиск с подсказками. Умный - потому что неплохо было бы хранить синонимы и искать не только по точному совпадению. Это же не поисковик по всему интернету, на 130 вопросов можно такую систему.

При этом обязательно оставляем более надежные способы найти ответ - кликабельный номер и путь к чату. Надо отметить, что чат у Госуслуг работает хорошо - мне пару раз дали ссылку на раздел Госуслуг, который по-другому найти не получалось.

Новости

Сначала возникает желание выкорчевать этот блок и выругаться: "Кому нужны новости вашей структуры кроме вас самих?". Но через секунду решаешься их прочитать - оказывается, там много чего интересного.

Неплохие скидки по карте Мир, информация о скидках на оплату штрафов, ссылка на раздел для жалоб на ямы - я бы не узнал, что это есть на Госуслугах, если бы не эти уведомления. Так что у нас первый блок, который мы решительно оставляем без изменений.

Исправляем список услуг

А тут все коротко. На сайте так много услуг, что единственный способ предоставит к ним удобный доступ с мобильного устройства - действительно умный поиск.

Предлагаю выводить группы услуг, а в описание перечислять подгруппы. Сейчас почти так и есть, только не понимаю отрицания существования списков.

Итого

Главная цель статьи - показать, что потратив совсем немного времени можно качественно улучшить отличный продукт. Обидно, когда мощная начинка не раскрывается из-за непродуманного дизайна.

Думаю, люди, разрабатывающие этот продукт, были просто слишком увлечены качеством бекенда и исправятся в ближайших обновлениях.

На правах....

dendolg.ru - сайт-портфолио-визитка, контакты для сотрудничества

t.me/dolgopolovd - личный блог, в котором подмечаю хороший и высказываю идеи по поводу плохого промышленного и цифрового дизайна. а иногда размышляю о программировании и прочей философии