Вы можете закрыть глаза, чтобы перестать видеть, но нельзя закрыть уши и перестать слышать. Даже самые лучшие беруши могут лишь приглушить слышимые вами звуки, но не могут устранить их полностью. Кажется, что слух это чисто механический процесс, но стоит вам сосредоточиться, как вы начнете слышать намного больше.

Для начала сядьте в комнате, где никого нет, выключите всю электронику, закройте глаза и послушайте «тишину». Что вы слышите? Машины на улице, тиканье часов, холодильник на кухне в другом конце квартиры или дома, а может, пение птиц? Затем прислушайтесь к своему дыханию, мы очень редко его слышим, хотя дышим постоянно.

Вы можете видеть только то, что находится напротив вас, но слышать можете все происходящее вокруг. Мы легко распознаем, откуда доносится звук: спереди, сзади, сверху или снизу. Наши предки полагались на острый слух, чтобы подготовиться к бою или бегству от опасности – это было вопросом жизни и смерти.

В следующий раз прислушайтесь к грозе, как меняется её поведение от тихого и мягкого рокота вдалеке до сильнейшего раската грома, следующего после ярчайшей молнии – пропустите эти звуки через себя. Если вы сосредоточитесь и прислушаетесь в городе, то распознаете тихое шуршание вращающихся вентиляторов, шум транспорта, электрический гул фонарей – это основа, на которую накладываются другие звуки.

Слушая музыку

Чтобы развить свой слух и стать лучшим слушателем музыки, попробуйте сначала слушать её на очень низкой громкости. В тихой комнате убавьте громкость динамиков или наушников, закройте глаза и слушайте свои любимые композиции. Если обычно вы слушаете музыку, занимаясь другими делами, то можете удивиться, когда начнете подмечать детали, ускользавшие от вас ранее.

Музыка должна пробуждать чувства и эмоции, чему способствует хорошее музыкальное оборудование. С хорошими аудиосистемами одна беда – их сложно прекратить слушать. Перед сном я каждый раз борюсь с желанием воспроизвести еще одну песню или еще один альбом. Обратное также верно – системы среднего качества очень легко игнорировать. Если музыка вас не завлекает, то вам легко заниматься другими делами: общаться, читать, работать – делать все что угодно, но как бы оставлять её «за кадром». Если это повторяется из раза в раз, то, думаю, настало время обновить акустическую установку. Новые колонки или наушники, или, может, усилитель – что-нибудь, что приведет музыкальную картину в порядок.

Я понял, что очень хорошие колонки или наушники позволяют вам отчетливо разобрать все особенности записи. Вам легче сфокусироваться на отдельных частях композиции: вы четко слышите исполнителя и каждый инструмент. Послушайте, как ритм баса и барабанов подпитывает и насыщает звук. Послушайте, как исполнитель дышит и произносит слова, какие эмоции он вкладывает во фразы и как отдыхает после очередного напряженного момента.

Вам кажется, что высокочастотные колонки или наушники передают более детализированный звук, но это не так, он просто стал более ярким. Послушайте живую гитару или барабаны, когда звук не идет через клубную аудиосистему – он не яркий и не резкий, но по-прежнему полнится мелкими деталями. Живая музыка имеет более широкий динамический диапазон, а у большинства музыкальных форматов (FLAC, CD, винил) он сжат.

В хороших наушниках вам кажется, что музыка звучит прямо у вас в голове – отличные же наушники могут создать эффект удаленного звука, словно он идет снаружи устройства (с некоторыми записями). Звук из колонок, напротив, никогда не бывает прямым, то есть не сразу поступает к вам в уши. Большинство из того, что вы слышите дома или в концертном зале – это волны, отраженные от стен, потолка и пола. Прислушайтесь. Чем ближе вы к динамикам, тем больше звуков поступает напрямую в ваш ушной канал. Вот почему звук из динамиков, расположенных в метре от вас, значительно улучшает стереокартину.

Слушать – значит быть внимательным, чем больше вы слушаете, тем больше слышите. Впрочем, верно и обратное.

О том, где слушать музыку


Послушать музыку в кровати имеет смысл, не так ли?



Я больше нигде об этом не слышал, но один из моих друзей держит свою впечатляющую High-End систему в спальне. У него не было какой-либо другой Hi-Fi аудиоаппаратуры в квартире, кроме как в его спальне, и колонки были установлены так, чтобы слушать их можно было, только находясь в кровати. Поэтому я почувствовал себя немного странно, когда он предложил мне лечь в его кровать и послушать музыку.

Меня скорее можно отнести к тем, кто предпочитает слушать музыку в гостиной, но я уверен что большие подвалы – тоже неплохие места для Hi-Fi аппаратуры или для системы домашнего кинотеатра, может быть, даже кухня больших размеров подойдет для этих целей. В конце концов, если вы проводите много времени в ванной комнате, то и эта комната тоже может оказаться подходящей.

Но эта «спальная» звуковая система звучала очень здорово, и идея о том, чтобы превратить свою уютную кровать в основное место аудиопрослушивания – особенно тем людям, которые живут в квартирах – стала приобретать для меня все больший смысл. На стенах той комнаты висели потрясающие картины, но звуковая аппаратура заняла главную сцену и сосредотачивала внимание на себе (в комнате не было телевизора), потому что музыка была «темой» моего друга.

Конечно, можно было бы добавить к системе экран, чтобы пользоваться в спальне и аудиосистемой, и домашним кинотеатром, но идея сосредоточиться исключительно на музыке меня очаровала. Это возвышает статус музыки: ты заходишь в эту комнату и оказываешься в пространстве, где музыка уносит тебя в иные места. Это – побег от реальности.

Другой вариант для спальни – использовать наушники вместо колонок и я, разумеется, так и поступил. Качество звука будет настолько хорошим, насколько это позволяют наушники, а вам будет приятно и спокойно. Наверное, слишком спокойно – я обычно засыпаю, пока слушаю музыку в кровати. Возможно, стоит попробовать установить и виниловый проигрыватель рядом с кроватью – так, чтобы до него было легко дотянуться «из положения лежа».

Где обычно вы слушаете музыку дома? Делитесь своими мыслями в комментариях.

Комментарии (6)


  1. leggiermente
    20.09.2015 19:45

    Музыка должна пробуждать чувства и эмоции, чему способствует хорошее музыкальное оборудование.

    Прочёл как "… чему способствует хорошее музыкальное образование", потому что всё, что было до этой фразы относилось именно к внимательному слушанию. Само внимательное отношение к музыке (как минимум не как к фону, и не как к триггеру настроения) для её понимания важнее технических реализаций аудиосистемы.


    1. dmitrykabanov
      20.09.2015 20:59

      Проблема в том, что возможности акустики существенно различаются. Оборудование может выдавать совершенно разный звук. Тут важно как минимум послушать разную акустику – оценить спектр того, что сейчас доступно. Разница есть, просто пока сам не услышишь, оборудование может казаться не особо значительным, но все наоборот :)


  1. VenomBlood
    20.09.2015 21:47
    +1

    Живая музыка имеет более широкий динамический диапазон, а у большинства музыкальных форматов (FLAC, CD, винил) он сжат.
    Как же надоели аудиофилы не имеющие даже базового профильного образования. Живая музыка никогда не будет иметь при прослушивании более широкий динамический диапазон чем CD, просто потому что динамический диапазон у CD перекрыавет слуховые возможности в 100-?% случаев, где эпсилон приходится на ту пару человек которой довелось послушать музыку в специально оборудованной сверхтихой комнате (если провести в ней пол часа и более от непривычной для мозга тишины могут появиться галлюцинации) и подобные случаи. При живом исполнении уровень фонового шума просто не позволит достичь даже динамического диапазона CD, теоретического предела человеческого слуха (чтобы можно было разлечить в той самой комнате, и то не факт что мозг сможет различить это) можно добиться только при помощи микширования (да, просто в студии тоже добиться нельзя). Ну и FLAC поддерживает 32 бита что даже теоретически перекрывает все слуховые возможности (хотя и 16 бит перекрывает).


    1. Ogra
      21.09.2015 06:45
      +1

      Теоретический динамический диапазон CD и то, что обычно на CD записано — две большие разницы, мне кажется речь шла именно об этом.


      1. Fuzzyjammer
        21.09.2015 13:18

        Теоретический динамический диапазон музыкального инструмента и используемый диапазон динамики при исполнении — также «две большие разницы». Теоретики от аудиофилии любят везде поминать ДД, но реально в эстрадной музыке (включая отчего-то столь любимый аудиофилами The Dark Side of the Moon) с типичным набором инструментов он совсем невелик и с лихвой покрывается любым аудиоформатом (при наличии, естественно, хорошей воспроизводящей аппаратуры — перегибать палку в обратном направлении и отрицать акустику дороже Genius за 10 баксов тоже, конечно, не стоит.).


        1. dmitrykabanov
          21.09.2015 14:08

          Вот тут как раз обсуждение по теме «ДД»