Большинство радиостанций, особенно в формате CHR (подробнее о форматах мы рассказывали здесь), практикуют создание чартов — топа песен по популярности.

В этом материале расскажем о том, как составляют хит-парады на радиостанциях и по каким критериям песни попадают в топ, а также о том, что думают о нашей музыке за рубежом.

Фото Roberto Ventre CC

Пионеры хит-парадов


В индустрии музыки есть много видов хит-парадов: чарты синглов, альбомов, хит-парады по жанрам и даже в рамках одного исполнителя. Выделяются наиболее продаваемые, наиболее часто проигрываемые на радиостанциях (или на музыкальном телевидении), чарты по версии музыкальных журналов, самые скачиваемые песни в интернете и даже чарты рингтонов.

Первый хит-парад в 1936 году составил журнал Billboard, а в наши дни на чарты этого издания часто ссылаются некоторые радиостанции и журналы («На первом месте, по версии Billboard....»). Это еженедельное музыкальное издание, одним из самых важных аспектов которого является чарт Billboard Hot 100 — это сто лучших песен, которые комплектуются вне зависимости от жанра. Кроме того, журнал публикует Billboard 200 — это чарт, в который попадают самые продаваемые альбомы. В хит-парад издания в разные годы входили и отечественные исполнители: Борис Гребенщиков, Gorky Park, ППК, t.A.T.u. и другие.

Издание Vice в 2011 году попыталось в шуточной форме объяснить, как составляется топ-50. По их мнению, предугадать, кто войдёт в этот хит-парад довольно просто (информация актуальна на 2011 год, соответственно):

  • Места 50 — 43: Ерунда, которую вы вообще никогда не слышали

  • 42-41: Ерунда, которую вы даже не захотите слушать

  • 40: Группа, которую основал бывший музыкальный журналист

  • 39-35: Альбомы, записанные при участии Никки Минаж

  • ...

  • 30: Группа Metronomy

  • ...

  • 21: Кто-то, кто постоянно без причин повторяет в песнях слово «свэг»

  • ...

  • 8: Участник группы Odd Future

  • 7: Ещё кто-то из Odd Future

  • 6: Дабстеп или электронный альбом музыканта про гражданские протесты

  • ...

  • 4: Альбом, вышедший в октябре, когда составлялся декабрьский хит-парад

  • 3: Любимая группа главреда, за неё проголосовали все, чтобы подлизаться к руководству.

  • 2: Альбом, который никто не слышал, но все слышали, что он классный. А ещё журнал Pitchfork высоко оценил пластинку

  • 1: Пи Джей Харви (New Musical Express), Пи Джей Харви (Classic Rock), Пи Джей Харви (Mixmag), Пи Джей Харви (Fresh Produce Journal), Пи Джей Харви (Uncut)

Фото Mr. Leeds CC

Как составляют чарты на самом деле


Чтобы составить достойный хит-парад, недостаточно просто отслушать песни по принципу «нравится — не нравится», потому что это будет очень субъективно. Для того, чтобы оценить рейтинг той или иной композиции или альбома, используется специальный софт и статистика.

Например, Nielsen SoundScan, которая помогает собирать данные о продажах альбомов. Система отслеживает как магазинные покупки, так и цифровые, собирая данные почти с 40 тысяч торговых точек. Данные собирают с точек в 19 странах: США, Канаде, Европе и Океании.

Broadcast Data Systems отслеживает радиоротацию. Система реагирует на сигнал, который закодирован в самих композициях, и добавляет их в статистику.

Nielsen Audio (или Arbitron) начисляет баллы в зависимости от того, в какое время суток песня вышла в эфир и какое количество аудитории есть у радиостанции.

Конечно, далеко не все радиостанции (особенно отечественные) будут использовать дорогой софт, чтобы составлять свои чарты. В большинстве своём, все хит-парады делают на основе голосования слушателей, тем более, что «горячие ротации» на CHR-станциях довольно легко распределить в топ-20 или топ-40 (в зависимости от эфирного времени, отведённого под хит-парад).

Раньше голосование проводилось посредством отправки SMS-сообщений за ту или иную песню. Теперь почти все радиостанции присутствуют в интернете, и есть голосование на сайтах и в соц. сетях. Некоторые станции и вовсе упрощают себе жизнь, просто ссылаясь на рейтинг Billboard.

Бонус: «Наши» за рубежом


Российская поп-музыка в XXI веке стала популярна на западе, и многие исполнители попали в западные чарты. Так, группа «ВИА Гра» в 2004 году попала на третью строчку в национальном хит-параде Японии с треком «Stop! Stop! Stop!», а также заняла шестое место в Финляндии и двадцатое в Норвегии.

A-Studio в 2006-м заняли шестую позицию в чарте Британии, 17-е в Испании и 33-е в Нидерландах с песней «S.O.S», написанной ещё в 2001 году. Позже, в 2009 диджей Леонид Руденко попал в британский чарт на 27-е место с синглом «Everybody».

Невероятно, но Верка Сердючка (Андрей Данилко) всколыхнула умы финнов: второе место с песней «Dancing Lasha Tumbai».

Победитель «Евровидения» 2008 года Дима Билан — 28-е место чарта Швеции и 52-е в Германии с песней «Believe».

Трек Тимати «Welcome to St. Tropez» в аранжировке DJ Antoine не покорил британцев и американцев, но в Люксембурге, Румынии и Польше взял первое место, а в Швейцарии завоевал вторую строчку.

Группа Serebro, которая участвовала в «Евровидении» с английским вариантом «Мама Люба, давай» ворвалась в чарты Италии (шестое место), Испании (45-е) и Бельгии (48-е). Песня «Mama Lover» была записана на итальянском лейбле Ego. А их сингл «Mi-Mi-Mi» запал в душу слушателям в Нидерландах: 8-е место, а в азиатских странах вообще стал хитом.

Дополнительное чтение:




Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (8)


  1. arbalet42
    29.06.2017 21:04
    +5

    Странно, что в последней главе «Наши» за рубежом" упоминаются все, кто угодно, кроме первопроходцев — самой успешной (по части известности за границей) российской группы t.A.T.u., которая с песней "All the things she said" не просто попала в зарубежные чарты, но и их возглавила (как минимум в 19 странах). Сама группа бегло упоминается в первом абзаце статьи — и на этом всё.

    Хронологически они были первыми (сентябрь 2002 года — раньше, чем кто-либо из упомянутых в том абзаце). И, судя по написанному, спустя 15 лет они до сих пор единственные, кто возглавил хоть один зарубежный национальный хит-парад (по крайней мере, из стран первого мира).


    1. Audioman
      29.06.2017 21:17
      -4

      Все-таки материал про хит-парады, а не про t.A.T.u (при всем уважении). Спасибо, что читаете и не стесняетесь дополнить — это мы всегда приветствуем!


    1. prostofilya
      30.06.2017 04:10

      Ничего страшного, всё равно эту песню им подогнали the Veronicas


  1. senator14
    29.06.2017 23:49
    +3

    Я думаю, процесс попадания в чарты прекрасно показан в фильме «День Радио», где главный директор «Как бы Радио» Михаил Козырев уговаривал Николая Фоменко спеть блатняк и за это 2 месяца держать его в топе )))


    1. green_worm
      30.06.2017 10:21
      +1

      Тоже вспомнился этот эпизод. =)


  1. monowar
    30.06.2017 10:46
    +1

    Как в анекдоте: у нас дома всё решает папа, а кто в доме папа, решает мама. Принцип «популярности», мне кажется, идентичен: деньги, в конечном счете, решают, кто в доме папа.
    Периодически возникает идея глобального флеш-моба — устроить глобальный (в масштабах России хотя бы) бойкот современному «искусству»: не ходить, не слушать, не скачивать. Пусть варятся в собственном… соку. )) Глядишь, задумались бы о качестве подносимого материала…


    1. MattHash
      30.06.2017 13:09
      +1

      Это не сработает. В лучшем случае такой флешмоб продержится пару недель, а когда кипиш спадёт, целевая аудитория с новой силой ломанётся за контентом. Следующий флэшмоб будет проходить уже при содействии деятелей «правильного» искусства. Потому что спрос рождает предложение, а деятели сферы информационного фастфуда (как, впрочем, любой бизнес) тоже работают именно на спрос. Откуда спрос? А оттуда, что непритязательный среднестатистический потребитель достаточно туп, ленив и ведом, чтобы плевать на эти ваши «высокие материи» с такой же высокой колокольни. И его главные требования к поступающей информации это, чтоб было:
      — просто (меньше думать);
      — смешно (чтоб нравилось);
      — быстро (потому что концентрировать внимание ещё надо научиться, и вообще «жизнь коротка, нет времени на медленные танцы»);
      — социально (чтоб все одобряли меня и то, что я потребляю);
      А «смысл» и «качество» ему слегка до лампочки, это сложно и не круто, а тогда зачем вообще стараться и тратить время?
      «Когда ты умер, ты об этом не знаешь, только другим тяжело. То же самое, когда ты тупой…»
      Лучше поднимайте уровень образования (если глобально) или, как минимум, рассказывайте знакомым и друзьям о хороших штуках, советуйте их. Это хотя бы иногда работает.


  1. MattHash
    30.06.2017 13:08

    промазал