Уже 4 года я занимаюсь техническим развитием детей в России. Начиналось всё с открытия небольшого кружка роботехники и со временем переросло в комплексный детский технический центр. Сегодня я подготовил для вас инструкцию к запуску собственного детского центра.

Процесс изготовления теплицы на курсе робототехники
Процесс изготовления теплицы на курсе робототехники

Год от года количество людей, обращающихся за советом в запуске технической детской школы (чаще всего в небольшом городе до 100 тыс населения) увеличивается. Франшизная модель мало по малу изживает себя. На мой взгляд, это связано с несколькими причинами :

  • Кабальные условия со стороны управляющей кампании. Требование к установке камер, жёсткой отчётности, взносы до 15% от выручки. За 4 года работы в этой сфере я понял, что запуск технической школы в новом городе - это абсолютно индивидуальная история. Конечно есть общие моменты, но двух одинаковых детских центров у нас не было никогда. По условиям франшизы вы получаете готовую бизнес модель, бренд, учебные программы. Чаще всего эта история работает в городах от 250 тыс населения, а вот в меньших уже всё не так устойчиво. Одна знакомая несколько лет назад купила франшизу AmoKids, запустила её в трёх населённых пунктах сразу - Краснодар, Динская, Кореновск. Так вот модель показала себя хорошо только в Краснодаре (1 млн населения), а вот Кореновск и Динскую (по 40 тыс населения) в данный момент она закрывает.

  • Поиск живых кейсов. В франшизной системе вы чаще всего говорите с менеджерами, у которых стоит одна задача - продать. И продают они действительно хорошо, отработаны скрипты и возражения, раздаточный материал. Но совсем другое дело, общаться с людьми вроде меня, живыми людьми с большим опытом в вопросе - за 4 года под моим началом было открыто больше 15 детских центров, в 2018 пробовал запускать собственную сеть детских технических школ в Ростове, Москве, Питере. Результат - ушёл в кассовый разрыв и влез в долги, получил море опыта в процессе. Сейчас всё исправил и в ближайший год планирую снова поднимать собственную сеть технических школ. И вот я полностью открыт к общению, в месяц стабильно обращается несколько человек из России, Казахстана или Украины, просят поделиться опытом и подсказать, как лучше сделать. Когда ты знаешь как точно делать не надо (опыт первого запуска сети школ), остаются только правильные шаги.

Я постарался вложить в эту инструкцию весь накопленный опыт. Она не является волшебной таблеткой, но если чётко ей следовать, высока вероятность открытия успешного детского центра.

Шаг 1. Работаем с головой

Да-да, вы не ослышались. Именно со своей головой. Первое, что нужно сделать - дать себе ответ на вопрос "Зачем?". Жить в постсоветском пространстве достаточно сложно, мозг ещё полностью не перестроился на капитализм. Из-за этого и возникают сложности в вопросе. Идея вроде "Я хочу развивать техническое образование среди детей" достаточно неплоха, кроме того, что стратегически принесёт вашему детскому центру смерть. В марте ко мне обратился довольно интересный человек с собственным детским центром. У него была очень мощная база, паяльные станции, множество оборудования, ЧПУ станки, 3Д принтеры. Сам он имел обширный опыт в разработке электронных устройств. Но вот в течении года его центр посещало всего 12 человек. 12 человек*2500 рублей абонемент=30000 выручки. Выручка-15000 рублей аренда-3000 рублей расходники=12000 рублей грязной прибыли. Почему грязной? Налоги считать не будем. Так вот человек с чистой идеей технического образования детей не смог образовать детей потому, что их фактически не было. 12 человек - это капля в море. Помимо этого, за свои еженедельные старания он получал 3000 рублей в неделю. Какой бы не был первоначальный энтузиазм, со временем он всё сильнее пропадал. И вот спустя год, он связался со мной и рассказал, что идея его уже совсем не зажигает и он подумывает о закрытии детского центра. Сама идея неплохая, я бы сказал, что она должна быть обязательно. Но этого мало. Нужна коммерческая составляющая. Если вы будете получать много денег, у вас будет дополнительная мотивация этим заниматься, можно будет расширять техническую базу центра, покупать оборудование, вкладывать в рекламу и получать больше детей на обучение, платить хорошую зарплату преподавателям в будущем, в следствие чего при правильно выстроенной системе мотивации, качество образования заметно вырастет, участвовать с детьми в соревнованиях и многое другое. Наиболее правильный ответ на вопрос "Зачем?" - чтобы технически образовывать детей и при этом хорошо зарабатывать. Одной идеи мало, нужно превратить её в отточенную машину по заработку денег, иначе в долгосрочной перспективе ничего из этого не получится.

Шаг 2. Финансовая модель.

Пример первой фин модели
Пример первой фин модели

Помните я рассказывал о неудачном опыте запуска сети детских технических школ? Так вот после этого я научился делать шикарные финансовые модели. Прежде чем что-то построить и заработать деньги в реальности, их нужно заработать в exсel. В первый раз мне не хватило бизнес образования. Я даже искал курсы директоров, но ничего не нашёл. Я понимал, что мне не хватает знаний в определённых областях бизнеса, но решил всё же идти на ощупь, собирая все грабли по пути. Сейчас, пройдя через все испытания, могу с полной уверенностью сказать - никому не советую выбирать такой путь. Лучше найти человека, который это уже сделал и впитать его опыт, как губка. Я долгое время думал (как и большинство), что чтобы что-то продать, нужно сначала это что-то сделать. Например, чтобы продать деревянный стул, его сначала нужно изготовить. Чтобы продать курс робототехники, нужна школа робототехники. Но оказалось, что всё работает в обратную сторону. Почему бы не взять фото из интернета стула, который собираемся делать, выставить его на авито, получить заявки на продажу, и только после этого произвести и продать? Ведь при таком варианте развития событий, вы полностью убираете риски. Они действительно раны нулю. Ведь если вы не получите заявки на покупку стула, вы просто не будете его производить, а значит и ничего не потратите. То же самое и с детским центром - можно запустить рекламу на курсы, собрать первые заявки и только после этого закупать оборудование и брать в аренду помещение. Гениально, правда? Всё, что вам нужно сделать на этом этапе, это прикинуть, сколько вы будете получать с ребёнка в месяц в виде абонемента (пока даже не важно, что именно вы будете давать. Робототехнику, программирование, электронику или что-то ещё), количество детей, которые потенциально могут к вам ходить( я бы заложил 30 детей в первый месяц, и дальнейшие рост по 20 детей в месяц вплоть до 80 детей на одного преподавателя), прикинуть стоимость аренды помещения. В рекламу на первый месяц заложите 15000 рублей. Прикиньте стоимость запуска детского центра - закупку мебели и материалов, компьютеров. Далее все эти данные кладёте в финансовую модель и тут же получаете результат - получится или нет. Если у вас кругом минусы, то нужно что-то менять. При таких параметрах бизнеса не будет. В итоге финансовая модель не только показывает, устойчивая у вас модель бизнеса или нет, она планирует основные показатели. Например, вы можете понять, что если аренда помещения будет выше 30 тыс в месяц, то через пол года у вас просто кончатся деньги. Или если поднять стоимость абонемента с 2500 рублей до 2800 рублей, в год вы заработаете больше на 200 тыс рублей. Таким образом, вращая основные показатели бизнеса, вы смоделируете наиболее выгодную для себя ситуацию и составите план действий. Вы поймёте, каких показателей и когда вам нужно будет достигнуть. Где же взять такую фин модель? Я могу сбросить несколько вариантов, которыми пользуюсь сам. Первая модель - упрощенная, она показывает примерные показатели в моменте, вторая - более сложная, но и более точная. Там есть такие слова, как ДДС, баланс и прочее, но если в них разобраться, вероятность успеха вырастет многократно.

Во второй модели учитываются доходы и расходы каждый месяц, она покажет ваш баланс в каждом месяце года. Всё, что останется, это подобрать такие показатели бизнеса, чтобы ни в один месяц не работать в минус. Это возможно. Детские центры, которые сейчас открываются под моим началом, работают в плюс с первого месяца как раз благодаря проработанной фин модели. Просто напишите мне вконтакте, и я сброшу вам обе фин модели.

Шаг 3. Реклама

В шаге номер 2 мы определились, что вначале нужно набрать детей на занятия, а только после этого открывать сам детский центр. Вначале своего пути я ничего не знал про таргетированную рекламу. Я просто пошёл в ближайшее рекламное агентство, где мне посоветовали обклеить билборды и пилоны по городу своей рекламой. Что я собственно и сделал. Далее они посоветовали мне разместить рекламу на остановках. И это было сделано. Я что удивительно, эта реклама даже принесла какое-то количество детей. Но стоит учесть, что первую школу робототехники я открывал 4 года назад, и в городе на тот момент ничего подобного не было. Для детей были только спортивные секции, интеллектуальных не было совсем. Сейчас такой вид рекламы уже скорее всего не прокатит ни где. Во время запуска сети школ, я так же не разбирался в рекламе настолько хорошо, чтобы качественно контролировать процесс. Поэтому нанимал людей на стороне. С одной стороны им не были поставлены чёткие задачи, потому что я не понимал, как правильно их ставить, мне просто были нужны дети, с другой стороны, звонки по заявкам обрабатывались не лучшим образом, СРМ система не велась, и без того немногочисленные клиенты терялись. Это была одна из основных причин, почему не получилось поднять сеть - расходы текли каждый день, но вот поток дохода настроить не получилось. Поэтому после фиаско, я тотально разобрался в таргетированной рекламе. В небольших городах контекстная реклама в яндексе и гугле не работает совсем. Просто нет поисковых запросов. А вот таргетированная реклама, когда вы в соцсетях детально выбираете, кому и какая будет показываться реклама, работает просто шикарно. Когда я полностью разобрался в вопросе, мне казалось, что я воткнул палку в землю и от туда полилась нефть. Как пример, в среднем в группах в детском центре, в котором я веду занятия, обучается 15 детей. Новенькие ребята приходят в текущую группу и проходят вводное занятие, где им рассказывается что и как. Обычно новеньких на одну группу 2-3 человека в неделю максимум. Я один же день ко мне пришло 12 новеньких ребят в группу, где уже было 15 человек. Это было нечто. Пришлось максимально сгруппироваться, чтобы провести занятие для всех максимально качественно. И получилось, из 12 человек, 9 осталось заниматься на постоянной основе. И это даже не за один день, а за одну группу. За 3 часа. Вот так работает таргетированная реклама. Из опыта скажу, что сейчас 70% детей идёт из вконтакте, 30% из инстаграма. Вконтакте настроить рекламу значительно проще, чем в инстаграме, поэтому я бы рекомендовал вначале заняться таргетом именно вконтакте. Как же настроить таргетированную рекламу? У меня есть видео инструкция, которую я записал пару месяцев назад по настройке таргетированной рекламы вконтакте для детского технического центра. Её я так же могу сбросить вам. Просто напишите мне вконтакте. После настройки рекламы, за несколько дней, максимум за неделю, вы уже узнаете, есть ли заинтересованные в ваших услугах клиенты и сколько их. Обычно точка безубыточности находится в районе 10 детей с учётом, что вы сами ведёте занятия. То есть нужно набрать на занятия 10 детей, которые будут окупать аренду и расходники. Всё, что сверху пойдёт к вам в карман. Поэтому и нужно ставить план ещё до открытия набрать минимум 15 детей. Тогда, сразу после открытия можно будет провести мероприятие на открытие с конкурсами и призами, куда пригласить этих 15 детей с родителями и попросить, чтобы они привели друзей. В итоге, к моменту проведения первых занятия к вам будет уже ходить минимум 20 человек.

Шаг 4. Модель занятий

На самом деле данный шаг выполняется совместно с шагом номер 3. Ведь чтобы разговаривать с людьми и звать на занятия нужно понимать, какие занятия вы будете проводить. На сегодняшний день, если говорить о развивающих и технических занятиях для детей, всё можно разделить глобально на 2 категории: это занятия для детей до первого класса включительно и занятия для детей от второго класса. Структура и формат занятий для этих возрастных групп кардинально отличается. С малышами 5-7 лет проводятся занятия, направленные на общее развитие. Так составляя программу занятий робототехники для малышей, пришлось изрядно постараться. Суть её в том, что занятие поделено на несколько частей - презентация на телевизоре ведёт сюжетную линию и шаги по занятию, Робот Валера -космический путешественник. Он потерпел крушение на необитаемом острове на нашей планете и должен с него выбраться. Весь курс построен на том, что Валера выполняет различные квесты, чтобы в конечном итоге выбраться с острова. Помимо презентаций, используется рабочая тетрадь. Каждое занятие включает 4 страницы, каждая страница направлена на конкретную область развития ребёнка. Первая страница - чтение, где робот Валера ведёт дневник по прошлому дню, так дети вспоминают тему прошлого занятия и учатся читать, вторая страница - письмо, третья - развлечение и рисунок, четвёртая - головоломки. Помимо рабочей тетради, дети на каждом занятии собирают для Валеры дом из конструктора (структор) и модернизируют его. Добавляют электронику, собирают схемы.

Примерно так выглядят занятия робототехники для малышей в моих детских центрах. С ребятами от второго класса процесс обучения идёт совершенно по другому. Там чистая практика. Дети учатся добывать знания максимально самостоятельно. Так на программировании начинаем с изучения сайтостроения. Даётся базовая информация по HTML и CSS и альбом со скринами готовых сайтов, к которым детям нужно написать код. На старте они комплексно получают профессию верстальщика, после чего переходим к JavaScript и браузерным играм, учимся разрабатывать сайты с нуля. Повторюсь, что на занятиях со старшими ребятами 95% практики. Лекций по теоретической части как таковых нет.

Что же вам нужно сделать на этом этапе? Понять, будете ли вы писать учебные программы и придумывать формат занятий самостоятельно, либо возьмёте готовый. Собственные разработки, особенно если у вас есть в этом опыт, стратегически выигрывают. Но требуют больше времени и сил для написания, тестирования и исправления ошибок. Второй вариант - купить готовые учебные программы и план занятий. Тут всё проще, но дороже по деньгам (но не по времени). Готовые учебные программы зачастую уже прошли все этапы от первичного написания до тестирования и исправления ошибок, вы получаете полностью рабочий вариант который скорее всего понравится детям и будет лёгок в подачи материала для преподавателя. Учебные программы на сегодняшний день предлагают многие методисты, в том числе и я. Есть программы по робототехнике и программированию для малышей 5-7 лет, робототехнике и программированию для старших ребят 8+ лет, графическому дизайну, 3Д моделированию, авиамоделированию, ЧПУ станку, есть форматы разовых мастер классов и летний лагерей. Опять же, пишите вконтакте, могу подсказать, как написать свою учебную программу, либо подобрать для вас готовую.

Шаг 5. Оборудование детского центра

К этому моменту у вас рассчитана экономика, есть формат занятий учебные программы. Вы запустили рекламу и записали первых детей на занятия. Следующий планомерный шаг - наконец открыть сам детский центр. Данный этап делится на 2 части - юридическая и практическая. Если на старте вы планируете вести занятия самостоятельно, то вам достаточно открыть ИП. По закону, ИП без наёмных сотрудников может вести обучающую деятельность с детьми без образовательной лицензии. Если же вы захотите официально трудоустроить преподавателей, то всё, что вам нужно сделать - это не заниматься образованием. К ИП прилагаются ОКВЭДы - коды, характеризующие деятельность, которую ведёт ИП. Их вы обязательно указываете при регистрации ИП. Так вот основной код добавляем 90.04.3 - деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов культуры, домов народного творчества. По нему вы фактически занимаетесь досугом детей, вы - клуб по интересам, а не образовательное учреждение. В этом случае образовательную лицензию вам не нужно получать в принципе. Лицензия нужна, если вы хотите выдавать детям официальные дипломы, которые по сути ни какой роли ни где не играют. Но в замен на это, ваши помещения должны соответствовать всем санпинам, должны быть ростовые парты и стулья, помещение в определённых цветах и прочее. Будет нужно сертифицировать учебные программы. Всё вышеперечисленное сильно усложнит и удорожит открытие детского центра. Налогообложение выбираем УСН (упрощённая форма налогообложения) 6%. По этой форме вы платите 6% налога от всех поступлений к вам на счёт. Отчётность упрощена до предела. Первый год портал Контур Эльба предоставляет бесплатно. Портал сам формирует всю необходимую отчётность и отсылает её в налоговую. На этом юридическое оформление заканчивается. Есть ещё пара вопросов по приёмке платежей и договорам с родителями, но это уже более детальная тема, которую лучше обговорить индивидуально. Кассовый аппарат ставить не обязательно. Он вам на старте встанет в 20000 рублей + ежемесячные взносы в банк + комиссия. Можно принимать платежи через онлайн портал. Как это делать я так же могу рассказать по индивидуальному запросу. Второй момент - это физическое открытие детского центра. Приступать к нему нужно только после открытия ИП, т.к. договор аренды можно заключить только с ИП или ООО. Кстати, если у вас есть официальная работа, вы спокойно можете открывать ИП и вести деятельность параллельно с основной работой. Это законом не запрещается. Поиск места открытия - наиболее ответственная часть. В небольших городах до 100 тыс населения лучше открываться в самом центре на первых линиях. Крупных жилых массивов там как правило нет, значит основное условие - транспортная доступность. Большинство детей в таких городах приезжает либо на автобусах, либо привозят родители. Детям должно быть удобно к вам добраться. В городах крупнее лучше размещаться в спальных районах. Например в Москве в спальном районе в радиусе одного километра может спокойно проживать 150 тыс человек. Для удобства можно проводить аналитику на гугл картах. Очень удобно отмечать школы, жилые массивы, предложения по аренде.

Располагаться помещение в здании должно в лёгкой доступности. Чтобы не пришлось рисовать карту, как к вам добраться. Рекомендуется рассматривать аренду от 30 кв м. Меньше - будет тесновато и если наберёте много детей, придётся перебираться в помещение побольше. Так же при заключении договора просите арендные каникулы на месяц. Первый месяц вы будете делать ремонт (при необходимости) и завозить мебель и оборудование. Большинство собственников идут на встречу в предоставлении арендных каникул. Помещение должно быть просторное, светлое. Подвальное или цокольное здесь не подойдёт. Аренда за 30 квадратов в различных городах России может колебаться от 10 000 рублей до 50 000 рублей в месяц. Так же у вас может возникнуть мысль открыть детский центр на базе действующей школы или дома культуры. В эту тему я бы лезть крайне не советовал. По закону, сдать вам в аренду помещение школа не может физически. Школа может принять вас на работу и выделить помещение под ваши нужды. Платежи от родителей в этом случае будет принимать школа, вам будет выплачиваться ставка. Большую часть школа оставит себе. Вы фактически сдаёте себя в рабство за копейки (как и школьные учителя). С домами культуры и другими государственными зданиями дела обстоят лучше, но то же не так гладко, как хотелось бы. При наличии свободных помещений, вызывается государственный оценщик, который оценивает помещение и арендную плату, за которую государство вам сдаст это помещение. После чего заключается договор и можно заезжать. Проблема здесь в том, что оценка помещения может затянуться на пол года минимум. Кстати, после карантина многие собственники простили аренду в месяцы простоя. Убытки с этой стороны понеслись минимальные. Но вот государство аренду ни кому не прощало. Вы были обязаны платить каждый месяц. После заключения договора аренды вы наконец можете заняться обустройством помещения. В зависимости от того, какой вы выбрали формат занятий и по каким направлениям, закупается соответствующее оборудование. Понятно, что для школы программирования нужны компьютеры или ноутбуки, столы и стулья, доска, зона отдыха. Для электроники нужен верстак с инструментом, паяльники, стрипперы, электроника, материал для корпусов. Наши детские центры носят комплексный характер. Помещение поделено на три основные зоны - зона верстака для грязной работы, где можно припаять, отпилить, закрутить и прочее. Зона программирования - это компьютерная стойка с расположенными по кругу 8 компьютерами. Зона доски - это несколько столов для работы с доской и для чистой работы, например сборки схем. Весь инструмент расположен на верстаке. Вся электроника для сборки схем расположена в номерных шкафах. Так у детей не возникает ни каких вопросов касательно организации работы. Они не задают вопросы - где и что мне найти. Они всегда знают, где искать нужную им штуку. Нагрузка на преподавателя идёт исключительно по рабочим вопросам.

Организация рабочего пространства весьма творческая часть работы. В начале своего пути я не уделял должного внимания бренду и оформлению помещения в единых цветах. Сейчас же мы стараемся оформлять все детские центры в едином, выработанном путем проб и ошибок, стиле.

Шаг 6. Первые занятия

Итак, вы на финишной прямой. Экономика посчитана, ИП открыто, формат занятий и учебные программы определены, помещение оборудовано, первые дети записаны. Осталось только провести первые занятия, и записать детей на постоянную основу. По курсам, которые вы определили, обязательно должны быть первые бесплатные пробные занятия. На них вы и записываете детей. Первое пробное занятие для ребёнка должно быть максимально наполнено эмоциями. Перегружать теоретической информацией на первом занятии ребёнка не нужно. Например, на первом занятии робототехники в моих центрах, детям даётся общая информация по тому, то такое робототехника, показывается несколько проектов, которые они будут делать. Объясняется смысл занятий, откуда и куда идёт ребёнок. Вступление длится не больше 5 минут. После этого ребёнок читает небольшую методичку по пайке и сразу садится паять своё первое устройство - фонарик брелок. В нём максимальна простая схема. Светодиод, кнопка и плоская батарейка. Спаянная схема садится в корпус из двух пластиковых пробок от бутылок с просверленными отверстиями посредине под кнопку и светодиод.

Что получает ребёнок после первого бесплатного занятия? Он разбирается в базовом инструменте, научился паять и спаял свою первую схему, собрал схему в корпус и получил своё первое устройство - фонарик брелок, который ребёнок забрал домой. И это всё бесплатно. Родители ещё ничего не заплатили. На первом бесплатном занятии должен быть обмен с превышением - ребёнок бесплатно получает максимально из того, что вы можете дать. Тогда по приходу домой он будет максимально заряжен позитивными эмоциями. В этот же день нужно позвонить родителю и, пока ребёнок горячий, закрывать на абонемент. На каждом этапе есть свои крючки, которые приближают родителя к принятию решения в вашу пользу. Система цены абонемента у вас должна быть так же гибкой. Например, для новеньких ребят, если они оплачивают месячный абонемент в тот же день, что пришли на первое бесплатное занятие, даёте небольшую скидку в 10% или лучше, дать что-то физическое. Например набор по сборке пистолета-резинкострела. Так же не маловажную роль в системе мотивации детей играют робокоины. Робокоин - это такая монетка (можно напечатать на 3д принтере, либо вырезать на ЧПУ), которую ребёнок получает в конце занятия, если хорошо себя ведёт и выполняет план занятия. Так же на робокоинах построена модель "приведи друга". Если ребёнок приводит на занятия друга, и тот и другой получают по 5 робокоинов. Зачем же нужны эти робокоины? В Детском центре у нас установлены небольшие стеллажи с дверцами, в которые мы кладём вещи, которые можно купить за робокоины. Получается своеобразный внутренний магазин. Товар в нём совершенно разный: Чупа-чупсы и баночки колы или пепси, паяльники и мультиметры, модели для склейки Звезда. Огромный ажиотаж был, когда я в режиме теста положил в магазин несколько айфонов. На следующие выходные записал 15 новых ребят, которых привели текущие дети. Выводы: обязательно делайте первые бесплатные пробные занятия по всем курсам. Проводите их таким образом, чтобы у ребёнка осталось как можно больше позитивны эмоций. Отзванивайте родителей и закрывайте на оплату абонементов в тот же день, что и проводите первое занятие.

Шаг 7. Развитие детского центра

Поздравляю! У Вас получилось! Вы открыли свой собственный детский центр и провели первые занятия. Но что же делать дальше? Дальше нужно развиваться. Набирать ещё детей, совершенствовать учебный процесс. Придумывать проекты для ребят. Участвовать в соревнованиях. Дальше - свободное плавание. Но основное - это набор детей в детский центр. Важно понять, что потолка здесь нет. В начале пути я шёл по модели количества - было бы неплохо открыть много детских центров по 80 детей в каждом, думал я. И это действительно неплохо, но и не так уж хорошо. После фиаско с запуском сети, я сжался обратно до одного детского центра и стал вкладывать в качество. Пол года ушло на написание новых учебных программ, тестировании на текущих детях, запуске новых курсов. 2019-2020 учебный год я ознаменовал единственным тестом - сказал себе, что потолка не существует. В итоге в сентября по март (до того момента, пока всех не закрыли на карантин), я набрал 150 детей в свой детский центр в городе в 40 тыс населения на двух преподавателей. Работали при этом мы 2,5 дня в неделю. Выходные + вторая часть пятницы. И это был далеко не предел. Если бы не возник форс-мажор в виде всеобщего карантина, я бы пробил планку в 250 детей к концу учебного года. Дети в детском центре росли в геометрической прогрессии, больше детей зовут больше детей, начинает великолепно работать сарафан. Такой объём детей заставил меня максимально сгруппироваться, наконец в масштабах одного детского центра внедрить полноценную СРМ систему, подключить авто рассылки и много чего ещё. При этом один детский центр на двух преподавателях, один из которых я сам, начал генерировать 300 000 рублей оборотки в месяц, при затратах 20 000 на аренду помещения, 10 000 на рекламу, 5 000 на расходники. Звучит очень вкусно, не правда ли?)

Выводы

Открыть свой детский технический центр хочет всё больше и больше людей. Чаще всего это небольшие города до 100 тыс населения. Инженеры/программисты, которые хотят с одной стороны передать свои знания юному поколению (иначе зачем мы их копим?), с другой стороны диверсифицировать доход, открыв направление, отличное от текущей работы. Открыть свой детский технический центр это с одной стороны не тривиальная задача, в которой спрятано много подводных камней, но когда этот путь уже кто-то прошёл, становится чуточку легче. Задавайте любые вопросы! Если хотите поговорить в частном порядке, получить финансовые модели детского технического центра, для оперативности ответа пишите мне вконтакте.