Привет! Меня зовут Гера, я продуктовый редактор в Авито. Пишу тексты для интерфейсов и рассылок, а ещё — чейнджлоги для Google Play и App Store. Это тексты, в которых рассказывается, что появилось в новой версии приложения. По-английски их ещё иногда называют what's new или release notes.

Сам текст для стора — лишь верхушка айсберга. А под водой скрыто увлекательное приключение, которое требует наблюдательности, дипломатичности и задатков детектива.

Наиболее полезной статья будет для разработчиков, продактов и начинающих редакторов. Я покажу, как написать интересный чейнджлог — даже когда рассказать не о чем.

А зачем оно всё

Возможно, ценность чейнджлогов очевидна не всем компаниям. Фейсбук отказался от уникальных текстов много лет назад и теперь повторяет шаблоны об исправленных ошибках. Необходимость рассказывать о новых фичах не пропала, просто для этого чаще стали использовать пуш-уведомления, письма, баннеры, сториз.

Есть ли какая-то логика в применении шаблонов — неизвестно
Есть ли какая-то логика в применении шаблонов — неизвестно

Сторы включают пользователям автоматическое обновление: многие и не знают, что загрузили новую версию приложения. App Store идёт дальше: раньше чейнджлоги жили в отдельной вкладке на главном экране, но в 2019 году скрылись в настройках. На иконке был счётчик необновлённых приложений, но и он пропал. К тому же, оба стора не дают узнать, сколько людей прочитали текст.

Но мы в Авито ценим чейнджлоги. Они помогают бесплатно дотянуться до не самой многочисленной, при этом наиболее активной и преданной аудитории. Эти пользователи любят узнавать о новых фичах — просто из любопытства, интереса к технологиям или потому, что следят за конкурентами. В конце концов, это разработчики, которые могут однажды прочитать здоровский чейнджлог и захотеть прийти на собеседование.

Читать такие сообщения приятно. Особенно учитывая, что это «пустышка» — новых фич в релизе не было
Читать такие сообщения приятно. Особенно учитывая, что это «пустышка» — новых фич в релизе не было

Мне кажется, свои редакторские навыки я развил во многом благодаря чейнджлогам. Ведь это суть нашей работы: сначала разбираешься в сложном вопросе, затем пишешь о нём ёмко и человечно.

Процесс в Авито

Сжатые сроки

В Авито новые версии приложений выходят каждую неделю — и для Android, и для iOS. Соответственно, каждую неделю требуются два чейнджлога. При этом часто разные: фича могла мильон лет существовать на iOS и только сейчас появиться на Android.

Если вы хотите узнать, как устроен выпуск приложений в Авито, загляните в статью — в ней много технических деталей.

Неуловимые изменения

Вместе с задачей на чейнджлог редактор получает таблицу с изменениями в релизе.

Разобраться в смысле и значимости фич бывает жутко сложно: названия задач написаны разработчиками для разработчиков, а не редакторов. Иногда большие изменения скрываются за невзрачным названием, а за ярким — техническое улучшение, которое пользователи могут и не ощутить. Спросить у релиз-инженера, что интересного в этой версии, нельзя: в Авито десятки команд и каждая работает над своим кусочком сервиса.

Типичные названия задач из таблицы: какие-то иностранные колонки, богатые парсинги и чистые симуляторы
Типичные названия задач из таблицы: какие-то иностранные колонки, богатые парсинги и чистые симуляторы

Есть и ещё одна сложность. Почти все фичи сначала тестируются на части пользователей — в среднем на Авито одновременно крутятся 80 экспериментов. Даже если изменение решают катить, отследить этот момент непросто. Фичу могут включить без релиза — на бэкенде, тогда отдельной задачи и не появится.

Кто виноват? Что делать?

Детективная работа

Чтобы собрать информацию, нужно превратиться в сыщика и дипломата.

Некоторые продакты сами пишут редактору, но это бывает редко. Релизы фич не всегда проходят гладко, и чейнджлог — это последнее, о чём думают менеджеры в такой момент. Поэтому приходится периодически писать продактам и доставать их вопросами. Ведь редактору нужно не просто узнать, когда и какая фича раскатывается. Главное — понять, как она работает и в чём её ценность для пользователей и Авито.

Прежде чем обратиться к менеджеру, детективу приходится наводить справки и собирать улики. Для этого нужно спрашивать у других редакторов, над какими интересными фичами они работают. Общаться с дизайнерами и изучать их макеты. Ходить на встречи продуктовых команд, где они рассказывают о своих достижениях и планах.

Написание чейнджлогов изменилось, когда я выведал об особой рассылке для службы поддержки. В ней продакты, разработчики и маркетологи пишут о запуске важных фич и тестах, и в поддержке знают, что ответить на вопросы пользователей. Конечно, чтобы разобраться в обновлении, мне всё равно приходится подскакивать кабанчиком к ответственным человечкам и обкашливать с ними вопросики.

Есть и минус: теперь я получаю ворох писем, без которых жилось бы спокойнее. Например, о запрете продажи подержанных трусов на Авито. Но такова цена работы детектива.

Формальности

Когда чейнджлог написан, я согласовываю его с продактом. А если менеджер в отпуске — с дизайнером, потому что он всегда погружён в контекст. Так удаётся избежать неточностей и убедиться, что акценты расставлены правильно.

Затем записываю текст в файлик с историей чейнджлогов — он ведётся с июля 2018 года — и отдаю релиз-инженеру, который заливает новую версию приложения в стор.

И так по два раза каждую неделю. Не считая майских и новогодних каникул.

Советы по написанию

Теперь расскажу, о чём важно помнить, чтобы чейнджлог не только вышел, но и получился хорошеньким.

Главная цель такого текста — подсветить значимое для пользователей изменение. Это может быть новая возможность, редизайн или исправленная ошибка.

На месте автора я бы задался вопросом: какая ценность в изменениях? Может, оптимизация ускорила загрузку страниц? Или новые цвета сделали приложение удобнее для людей с плохим зрением? Если ценности нет, то можно и не рассказывать об изменениях
На месте автора я бы задался вопросом: какая ценность в изменениях? Может, оптимизация ускорила загрузку страниц? Или новые цвета сделали приложение удобнее для людей с плохим зрением? Если ценности нет, то можно и не рассказывать об изменениях

Соблюдайте законы сторов

По правилам Google Play и App Store чейнджлоги нельзя использовать в маркетинговых целях, например рекламировать акцию, если она никак не связана с продуктовым изменением. Но обязательно нужно упомянуть, что именно улучшено или исправлено.

Из-за неподходящего текста релиз может не пройти проверку — и не раскатиться. Иногда сторы пропускают такие чейнджлоги, но риск слишком велик: можно подвести коллег, которым важно зарелизить приложение вовремя.

Так выглядят примерно 99,9% чейнджлогов
Так выглядят примерно 99,9% чейнджлогов

Также помните о лимитах. Это актуально скорее для Google Play: в нём ограничение — 500 символов. В App Store — 4 000, нужно ещё умудриться столько написать: это четверть этой статьи.

Перед отправкой проверяйте чейнджлог на ошибки, если есть корректор, то показывайте ему. Текст в App Store нельзя заменить после того, как приложение прошло проверку, — только если катить новую версию. В Google Play чейнджлог можно поменять в любой момент, но лучше до этого не доводить.

Однажды я налажал и написал «насколько» раздельно, хотя в этом случае нужно было слитно. Чтобы исправить мою ошибку, релиз-инженеру пришлось катить внеплановую версию
Однажды я налажал и написал «насколько» раздельно, хотя в этом случае нужно было слитно. Чтобы исправить мою ошибку, релиз-инженеру пришлось катить внеплановую версию

Помните, о чём и как уже писали

Человек видит чейнджлоги примерно в одном и том же месте — а в App Store даже может полистать историю версий. Поэтому начинайте и структурируйте текст по-разному в соседних релизах.

У нас есть файлик с историей чейнджлогов
У нас есть файлик с историей чейнджлогов

Слова «стало», «теперь», «исправлено» и тому подобные неизбежно будут встречаться чаще других. Но я слежу за тем, чтобы они повторялись как можно реже, — иначе тексты выглядят небрежно.

Не пишите о тестах

Тут две опасности. Во-первых, часть пользователей вообще не увидит изменения, поэтому для них это бесполезная информация. А во-вторых, даже те, кто попадут в тест, могут лишиться фичи — если эксперимент свернут.

Чейнджлог о тесте выглядит так, словно вас чем-то поманили и сразу убрали приманку. И непонятно, что это было, где искать и как жить дальше
Чейнджлог о тесте выглядит так, словно вас чем-то поманили и сразу убрали приманку. И непонятно, что это было, где искать и как жить дальше

Рассказывайте о масштабных изменениях

Если вы исправили опечатку или передвинули кнопку на пару пикселей, вряд ли стоит об этом писать.

Речь о фиче, которой могут воспользоваться практически все пользователи Авито, которые начнут создавать объявление. Не рассказать о таком было бы преступлением
Речь о фиче, которой могут воспользоваться практически все пользователи Авито, которые начнут создавать объявление. Не рассказать о таком было бы преступлением
Конечно, Яндекс.Картами пользуются не только в Москве, но москвичей много и обновление для них значимое
Конечно, Яндекс.Картами пользуются не только в Москве, но москвичей много и обновление для них значимое

Иллюстрируйте пользу

Если позволяет место, добавьте наглядных примеров, чтобы ценность изменения стала более явной.

Может показаться, что котики — это ленивый пример. Но на Авито больше 100 тысяч объявлений с ними, одно милее другого
Может показаться, что котики — это ленивый пример. Но на Авито больше 100 тысяч объявлений с ними, одно милее другого
Всего одним словом «зачем-то» ВКонтакте эмоционально подсвечивает проблему, с которой сталкивались многие. И доступно рассказывает о технических сторонах
Всего одним словом «зачем-то» ВКонтакте эмоционально подсвечивает проблему, с которой сталкивались многие. И доступно рассказывает о технических сторонах

Аккуратно говорите об ошибках и скорости работы

Иногда хочется написать, что ошибок стало меньше, но это редко будет правдой. Один исправленный недочёт может породить пяток других — просто они пока будут незаметны. Поэтому стоит говорить о конкретных исправлениях.

Та же ситуация со скоростью и стабильностью. Очень редко происходят настолько масштабные и универсальные изменения в приложении, что оно у всех начинает работать быстрее и надёжнее. Если это как раз такое обновление, нужно быть конкретными.

Это была неприятная проблема, но не суперстрашная. Поэтому уместно разбавить текст чем-то забавным
Это была неприятная проблема, но не суперстрашная. Поэтому уместно разбавить текст чем-то забавным
Whoosh кратко и чётко описывает решённую проблему. Но без последнего предложения вполне можно было обойтись: о важном изменении уже рассказали
Whoosh кратко и чётко описывает решённую проблему. Но без последнего предложения вполне можно было обойтись: о важном изменении уже рассказали
Так Яндекс.Такси скоро разгонится до первой космической скорости. Нет ничего страшного в повторении, но это выглядит завирально
Так Яндекс.Такси скоро разгонится до первой космической скорости. Нет ничего страшного в повторении, но это выглядит завирально

Если шутите, то без кринжа

В Авито мы не касаемся политики и других острых тем. Если шутка рождается сама по ходу написания, проверяем её на кринжовость, оскорбительность и понятность.

Обязательно покажите чейнджлог нескольким людям. Не поймут и не улыбнутся — откажитесь от идеи, это не трагедия.

Было важно, чтобы релиз вышел в конце августа. Иначе опытные закатыватели банок написали бы, что нельзя сделать заготовки на осень осенью
Было важно, чтобы релиз вышел в конце августа. Иначе опытные закатыватели банок написали бы, что нельзя сделать заготовки на осень осенью
Тут «Авиасейлс» обыгрывает принятие поправок к Конституции. При этом об изменениях они сказали, так что формальности соблюдены
Тут «Авиасейлс» обыгрывает принятие поправок к Конституции. При этом об изменениях они сказали, так что формальности соблюдены
Вроде «Тинькофф» добавляет достаточно милую подпись, но не бывает такого, чтобы дождило у всех пользователей. В такие моменты может создаться ощущение, что о тебе не подумали
Вроде «Тинькофф» добавляет достаточно милую подпись, но не бывает такого, чтобы дождило у всех пользователей. В такие моменты может создаться ощущение, что о тебе не подумали

Помните, что вы пишете для пользователей, а не коллег по цеху. Чейнджлог — вроде тех, что ниже, — может попасть в пост в Телеграм-канале, но у большинства читателей скорее вызовет недоумение.

Хороший редактор — как клей: собирает целое из разрозненного и не вытекает наружу
Хороший редактор — как клей: собирает целое из разрозненного и не вытекает наружу
Это снова «Авиасейлс», в принципе от них такого и ожидаешь. Но в тексте нет ни слова об изменениях — релиз мог не пройти проверку
Это снова «Авиасейлс», в принципе от них такого и ожидаешь. Но в тексте нет ни слова об изменениях — релиз мог не пройти проверку

Однажды у нас вышел милый чейнджлог о популярной породе собак:

Но пользователей Авито так много, что кто-то всё равно не понял:

Не превращайтесь в роботов

Хоть и пишем о технических штуках, важно оставаться человеками.

В принципе тут чувствуешь, что с тобой говорит РЖД, а не человек
В принципе тут чувствуешь, что с тобой говорит РЖД, а не человек

Что делать, если писать не о чем

В Авито в 2020 году на Android вышло 46 релизов, и 16 — то есть треть — были с чейнджлогами-«пустышками». На то есть причины: иногда редактору не удаётся найти интересную тему, а иногда их действительно нет.

Раньше я писал новый текст для каждого релиза, но понял, что это отнимает много сил. Теперь могу раз-другой повторить чейнджлог. Это позволяет выкроить время для более важных задач, но при этом привлечь внимание к изменениям.

На случаи, когда всё же придётся выпускать «пустышку», у меня есть заготовки. Писать можно о разном. Например, о давнишней, но важной фиче:

Или об интересном исследовании:

Можно написать что-то ситуативное — например, привязаться к чемпионату мира по футболу:

Или рассказать о чём-то, что можно найти на Авито:

Если соблюсти формальности и сказать об исправлениях, можно аккуратно прорекламировать и какой-то свой проект:

Кратко: как писать симпатичные чейнджлоги

  • Постройте агентурную сеть. Человек, который пишет чейнджлог, должен знать об изменениях из первых уст, либо понимать, к кому обратиться.

  • Говорите, что изменилось. Вряд ли вам нужно, чтобы релиз отклонили, — особенно, если в нём исправлена неприятная ошибка.

  • Не преувеличивайте. Если приложение не стало работать быстрее у абсолютного большинства пользователей, не стоит говорить, что всё внезапно начнёт летать.

  • Будьте последовательны. Чейнджлог — ещё одна точка соприкосновения пользователя с продуктом. Если обычно общаетесь на «вы» и, вообще, деловито, не стоит писать «Зацени, обновление — пушка!»

  • Приносите пользу. Представьте, что вам нужно объяснить изменения бабушке, пока вы едете в лифте. Важно подсветить, что в обновлении интересного, как оно улучшит жизнь.

  • Аккуратнее с шутками. Когда вы придумаете нечто потешное, покажите чейнджлог нескольким людям. Если смешно только вам, от шутки лучше избавиться.

  • Делайте заготовки. Вам нужны тексты на случаи, когда рассказать будет не о чем. Обыграйте сценарии использования приложения, расскажите о проведённом исследовании, покажите занятную статистику, подсветите старую, но важную фичу.

Комментарии (13)