Как выбрать школу или преподавателя иностранного языка, чтобы не потерять время и деньги?
Это такая же непростая задача, как выбрать подрядчика для выполнения любых работ и оказания любых услуг, в которых вы не профи.
Есть некоторые признаки, по которым можно понять, добросовестный перед вами исполнитель или не очень.
Вам обязательно должны предложить входное тестирование, если вы не нулевик. Тестирование должно быть письменным и устным. Письменное - с возможностью выяснить у преподавателя, где сделаны ошибки. Какие это ошибки – грубые или нет, скорее грамматические или скорее лексические. На устном тестировании следует обращать внимание на то, какие вопросы вам задают, открытые или закрытые. Закрытые вопросы – это те, на которые вы отвечаете да или нет. Чтобы проверить вашу речь, вопросы должны быть открытые, то есть у вас должен быть шанс поговорить. Плохо, когда вас записывают в группу или берут на индивидуальные занятия, ориентируясь на тот уровень, который вы сами указали. (Исключение - свежий языковой сертификат, который есть у вас на руках). Редко кто оценивает свой уровень объективно - и это нормально.
Вас обязательно должны спросить про ваши цели и ваш опыт изучения английского. Если вы не знаете своих целей, то у вас появится шанс о них поразмыслить и сформулировать. Понимание, куда бежать и как долго, существенно облегчит задачу и вам, и преподавателю. По ходу дела цели могут меняться, задачи трансформироваться, но с чего-то начинать все равно нужно.
Подрядчик должен хорошо ориентироваться в современных учебниках* английского. Лучше, если таким хорошо ориентированным будет преподаватель, а не менеджер. Менеджер - это продажник, он может быть любым, учить вас будет не он. Задайте вопрос преподавателю, пусть он назовет хотя бы несколько учебников, по которым он работал или работает. Есть издательства, за ними стоят научные институты, которые разрабатывают учебные программы, к которым пишутся учебники. В штате научных институтов работают лингвисты, нейрофизиологи, нейролингвисты, методисты, теоретики и практики, – это очень много спецов. Люди тратят годы, чтобы написать учебник. У каждого учебника есть концепция, а любой учебный комплекс включает в себя мануал для учителя. У разных учебников разные концепции. Об этом хороший преподаватель должен знать, даже если он работает по “авторской методике”. Скажем так, тем более, если он работает по “авторской”.
Способов учить иностранный язык, если честно, всего два, - с переводом или без. Все остальное - это просто вариации на тему. Оба способа рабочие. Переводная методика - одна, там вариаций обычно не бывает, потому что она старая, все по ней учились в школе, продавать там особо нечего. Самая популярная методика без перевода - коммуникативная. Она же - коммуникативный метод, метод погружения, лексический подход, беспереводной метод и все, что на нее похоже, но таковой не является. Основной пул современных учебников написан именно под коммуникативную методику. Как понять, знает ли преподаватель, что такое коммуникативная методика? Спросить про учебники*. Спросить про методические пособия для преподавателей**. Спросить, что такое коммуникативная методика***. Спросить, чем дедуктивный метод отличается от индуктивного****. В случае последнего пункта термины можно и не знать, но объяснить принцип освоения учебного материала препод должен уметь.
Подрядчик должен мочь продемонстрировать себя в деле. ( Жаль, что с ремонтниками так нельзя.) Если нельзя попробовать бесплатно, лучше заплатить один раз, чтобы понять, что все в порядке. Сходите на открытый урок или пробное занятие. Иногда ОУ - это презентация школы. Не тратьте время на то, что есть на сайте. ОУ должен показывать работу. Преподаватель не должен много говорить и говорить за вас. Умение задавать правильные вопросы и держать паузу – один из признаков хорошего учителя. Если препод заставляет вас напрягаться и связывать слова в предложения, это хорошо, даже если вам трудно. Нехорошо, когда вам разрешают отделаться разрозненными словами, брошенными в пространство. Пример: Учитель: Как вы думаете, что такое любовь? – Страсть! Доверие! Верность! Ср.: – Я считаю, что любовь – это когда люди доверяют друг другу и хранят верность, а страсть может и пройти. Отчасти это и ответ на вопрос “Когда мы будем заниматься грамматикой на уроке?” Вы занимаетесь грамматикой тогда, когда правильно формулируете, например, придаточное предложение. Урок должен иметь четкую структуру, которую вы без труда можете восстановить в памяти. Это признак того, что учитель готовился к уроку. Не должно быть ощущения хаоса, учитель не должен быть похож на ребенка, мечущегося по супермаркету и хватающего с полок все подряд: “ И вот это еще возьму, и вот этого немного, а вот еще штучка красивая”. В общем, спросите у преподавателя, пишет ли он планы к своим занятиям. Он должен, даже если у него есть учебник и мануал к нему.
Что не имеет значения? Неважно, насколько дигитализировано учебное пространство, есть ли в нем приложения, платформы и личные кабинеты. За последние несколько тысяч лет человеческий мозг не эволюционировал и не превратился в компьютер с портом для перекачки информации, а люди по-прежнему читают и пишут тексты, слышат и воспроизводят речь. Да, технический прогресс рванул, а мозг - нет. И вся ирония жизни в том, что мозгу для того, чтобы учиться, должно быть сложно.
* Например: English File, Outcomes, Upstream, Empower, Серия In use
** Можно услышать названия (например, Lexical grammar или The book of pronunciation), а лучше имена (скажем, Скривенер, Андерхилл, Кристал, Селиван; первый - это главный у преподов английского, его нельзя не знать)
*** См.пункт 5, там есть пример. А если по-простому, то коммуникативная методика учит людей пользоваться речью для решения коммуникативных задач, - от самых простых (спросить дорогу, услышать объявление на вокзале, прочитать записку, написать ответный мейл) до сложных (выступить на конференции, посмотреть новый фильм на английском, прочитать книгу, написать статью на английскую версию хабра). Пусть тот, кого вы спрашиваете, приведет вам свой пример.
**** Дедуктивный - это от общего к частному: препод сначала пишет правило на доске, потом все делают по нему упражнения. Индуктивный - от частностей к общему: ученик знакомится с примерами, потом на их основе самостоятельно делает выводы и формулирует правило, учебник и преподаватель дают подсказки, но не выкладывают правило сразу.
Бонус-трек. Если после тестирования вам покажется, что вы лучше, сильнее и быстрее того уровня владения языком, который вам определил преподаватель, то хороший препод будет с вами спорить. Скорее всего потому, что при определении уровня владения языком он руководствуется CEFR ( уровни владения иностранными языками, прописанными Советом Европы). Спросите у преподавателя, что это за уровни. Знающий препод сможет вам показать, в чем вы не правы, на то он и профи. У нормальных профессионалов всегда есть ответы, а если их нет сразу, то профи никогда не постесняется сказать, что ему нужно время подумать и поискать ответ.
P.S. У нас есть гипотеза, что в наш текст закралась ошибка, и это фотография. Друзья-айтишники посоветовали нам заменить студийную фотографию на фотку в естественной среде обитания.
Maxcube
Дорогие мои леди! Позвольте два слова старому ворчливому пиарщику и маркетологу: вы же понимаете, что при небессмысленном в целом тексте ваша фотография максимально отталкивает?! Это вы специально так задумали?
Tatiana_dEnglish Автор
Дело в том, что мы тут у вас новички, поэтому совершенно не рассчитывали, что в целом не бессмысленный текст будут оценивать по фотографии. Вас в ней что отталкивает?
Maxcube
Сейчас едва ли лучше. Мне кажется, больше подойдёт тематическая фотография, связанная с текстом. Вы красотки, но выглядит это всё как пост в Фейсбуке или на Дзене. Всё-таки Хабр — деловой ресурс ну и плюс многие судят о посте и его содержании по картинке. На изначальной фотографии лично мне не заходила агрессия и вульгарность.
Tatiana_dEnglish Автор
Про фотографию ответим вам пассивно-агрессивно как лингвисты: вы не понимаете значение слова "вульгарность". Дополнительно удивляет обсуждение авторов-красоток на деловом ресурсе. Весь ваш комментарий - сплошное противоречие.
killeralex
Возьму в копилку. Вы опылили пыльцой своей мудрости ночной философский цветок данной беседы
+100500
Прим. Скиньте, п-та, первоначальную фотографию. Хочется оценить мнение маркетолога
Tatiana_dEnglish Автор
Как видите, наша студийная фотография может напугать маркетолога