Цифровой мир стал ближе. Согласно исследованию «ТМТ Консалтинг» и Huawei в 2020 году отечественный рынок VR/AR вырос до 1,4 млрд. рублей, а к 2025 достигнет 7 млрд.
Давайте разберемся со всеми видами реальностей, а затем поговорим о том, что мешает их внедрению.
Термины
Реальный мир (реальная реальность) – весь окружающий нас мир, его человек видит своими глазами и без фильтров (смартфонов, очков, шлемов, экранов и прочего оборудования).
Дополненная реальность (augmented reality, AR) – физический мир с наложенными поверх него подсказками, голограммами, объектами. AR построена на основе реального мира и подчиняется ему во всём.
Виртуальная реальность (virtual reality, VR) – полностью цифровой мир. Надев шлем или гарнитуру, человек погрузился в смоделированный компьютером мир образов и звуков, где взаимодействие с объектами и передвижение происходит с помощью тактильных контроллеров.
Смешанная реальность (гибридная реальность, Mixed Reality, MR) – мир, где сочетаются реальные и виртуальные объектов. Человек может оценить передний и задний план, видит расположение объектов относительно друг друга и, самое главное – есть точка соприкосновения реального и виртуального миров.
На пути внедрения технологий AR/VR/ MR, как и на пути любых перемен, всегда есть препятствия
Зачем менять отлаженные годами процессы
Внедрение цифровых технологий иногда встречает сопротивление структур, желающих работать по привычке. И новые инструменты, на покупку и внедрение которых были потрачены средства, могут стать атрибутами для галочки. Важно перестраивать мышление специалистов, которым предстоит работать по-новому. Это не просто и требует волевых решений руководства. Для настоящего технологического прорыва внутри компании потребуется создать систему, которая объединит технологии и корпоративные ценности.
Малое количество реализованных кейсов ("страх первопроходца")
AR/VR/ MR уже работают в промышленности, медицине, продаже продуктов и услуг, образовании. Они учат тушить пожары, помогают добывать углеводороды, собирать самолеты и локомотивы, проводить хирургические операции, следить за сложным оборудованием, контролировать строительство, выбирать жилье, мебель, одежду.
Дорого и сложно рассчитать экономический эффект
Важно изучить предложения разных компаний. За меньшей ценой может скрываться меньшее число полезных функций. Для расчета экономического эффекта от внедрения, например, системы трёхмерного проектирования в дополненной реальности потребуются исходные данные о потерях, связанных с классическим проектированием (время, цена простоев и срыва сроков, процент ошибок, штрафы, бюджет на ошибки). Это позволит узнать, как сократить сроки и предотвратить расхождения выполняемых работ от проекта, а проекта - от объекта строительства.
Как обучиться работать с новым программным обеспечением с AR/VR/ MR
Программы разрабатываются с понятным интерфейсом, чтобы на адаптацию работы с ними уходило 2-3 дня. Компании-разработчики обучают работе с системами, предоставляют обучающие материалы и инструкции.
Слабый интернет или его отсутствие
Данные на оборудование можно загружать и выгружать по беспроводному и проводному каналу, а использовать потом автономно.
Хрупкость оборудования и совмещение со средствами защиты
Используются планшеты и смартфоны, а когда нужны свободные руки, то смарт-очки. Есть версия очков с защитной каской. Работа в очках не доставляет дискомфорта, вес распределяется равномерно, аккумулятора хватает на большой объем работ. В обращении с любым оборудованием важна аккуратность: будь это небольшой смартфон или огромный станок.
Благодаря передовым технологиям компании поддерживают высокий уровень сервиса для своих клиентов, выпускают востребованную продукцию, выигрывают конкурентную борьбу. А что останавливает от внедрения AR/VR/ MR вас?
azzas
Мне кажется что эта технология ради технологии. Стильно, модно, молодежно, но как концепт. Как 3d телевизоры. Вышло, но не стрельнуло.
ИМХО будет иметь хождение только в очень специфических сферах, больше всего в развлечениях.
Слабо представляю что рабочий идет на каком то промышленном предприятии и общается с видео с кем то или просматривает тех документацию в подобных «очках».
Как всегда был и будет лучшим инструмент для получения и работы с информацией это обычный компьютер, ну или планшет, в некоторых сценариях это удобнее.
Никакие специфические инструменты ввода, отображения и работы с информацией так и не заменили, возможно только пока, старых добрых экранов и клавиатур.
Единственное для чего, как мне кажется, подобные технологии были бы востребованы так это только для просмотра 360-видео.
Gengenid
Нет, эти технологии вполне могут быть востребованы лет через 20-50, когда подрастут.
Не зря гугл поигрался и отложил в долгий ящик google glass
Слабовата пока техника чтобы быть полезной.
Пока это напоминает САПР из 70-х годов, когда проще на кульмане начертить, чем на компьютере.
Exchan-ge
Насколько я помню — «из 90х».
Когда у нас были 14" ЭЛТ мониторы и «бесплатный» Автокад, «чертить» на экране было довольно сложно.
САПР у нас тоже был, даже САПР-К (не только САПР-Т), но вот чертить в нем, помнится, было нельзя.
acmnu
Чертить, возможно было и удобнее, но согласовывать разные чертежи между собой нет. Собственно это самое большое приемущество САПР в 70е. Поэтому тот же Airbas A320 делали полность цифровым способом. Хотя это уже начало 80х.