В маркетинге — в нормальном маркетинге, который product, price, place, promotion, а не «ищем опытного маркетолога для написания текстов емейл-рассылок» — есть такая задача, про которую прямо обычно не говорят, но которая принципиально важна: уметь взглянуть на свой продукт глазами потребителя. Собственно, из решения этой задачи вытекают все четыре «P».
Не говорят о ней по простой причине — в крупных компаниях этот процесс стараются формализовать с помощью фокус-групп, исследований, сбора статистики и прочих инструментов маркетингового анализа. Соответственно, и говорят больше об инструментах, чем об исходной проблеме. Это нормальный корпоративный путь — в отсутствие формализации процессов на конечном результате начинают сильно сказываться разные посторонние вещи, типа политических игр менеджеров среднего и верхнего звеньев.
В компаниях среднего размера, которым стандартные инструменты уже недоступны, ибо слишком дороги, проблема так или иначе решается за счёт того, что над любым проектом и продуктом работает достаточно много людей — и часть из них к этому продукту относятся совершенно нейтрально, поэтому могут смотреть на него непредвзято, то есть — как обычный покупатель в магазине. Впрочем, в некоторых компаниях с этим яростно борются, так как всем надо шагать в ногу и продуктом восхищаться.
А вот в стартапах дела обстоят хуже всего. Во-первых, нет не только денег на исследования, но и, как правило, умения интерпретировать их результаты (отсюда растут ноги победных кличей «наш продукт востребован, мы провели опрос на Хабре и получили 1462 голоса за!», а также сборы фокус-групп по знакомым во ВКонтакте). Во-вторых, за редкими исключениями, 100 % участников проекта — отцы-основатели, у которых к собственному детищу развилось много тёплых чувств, препятствующих тому, чтобы посмотреть на него объективно.
Вот про этот случай я и хочу поговорить подробнее — причём с примерами трёх российских проектов, один из которых в краудфандинге с треском провалился, второй трещит сейчас в прямом эфире, а третий собирается разделить их судьбу в будущем. В первом случае для получения шанса на успех надо было менять весь продукт, во втором — рисовать красивую концепцию, в третьем — сочетать оба подхода. Во всех трёх случаях авторы проектов этого не делают. И вот это всё я хочу проиллюстрировать и прокомментировать.
Да не обидятся на меня авторы проектов.
Хотя все уже в принципе заучили шаблонные слова про «удовлетворение нереализованных потребностей покупателя», на практике в беседах обнаруживается, что сколь-нибудь глубоко их смысл мало кто понимает. В значительной степени это растёт из того, что многие виденные мной проекты возникли не из осознания, что в этом мире можно улучшить, а из возможность создать какую-то интересную железку — и потом уже на эту железку, как сову на глобус, натягиваются вроде бы подходящие под неё задачи из реального мира.
Помимо общей неправильности подхода, здесь начинает играть роль другой фактор — на создание железки, очевидно, были затрачены усилия, часто немалые, и чем больше сил человек вложил во что-то, тем труднее ему признать, что силы он тратил зря. Это нормальный психологический эффект, который исследовали много и подробно: наиболее яркий случай — это, пожалуй, наблюдение за сектами, которые ждут назначенной их пророком даты. Когда дата проходит, а в жизни ничего не меняется, они не отказываются от своей веры и бьют пророка — а просто рационализируют произошедшее в контексте этой веры, принимая новые пророчества и объяснения, почему старое не сбылось. Посмотрите хотя бы историю мормонов.
Кроме того, мало кто разделяет это пресловутое удовлетворение неудовлетворённого хотя бы на две части — а сделать это стоит:
- Что хочет сделать потребитель
- Как он хочет это делать
Проект первый: SwitchEEL, собран 1101 рубль из 1 млн 200 тыс рублей
Неправильный выбор площадки сейчас обсуждать не будем — просто примем тезис, что на Kickstarter он бы собрал 1101 доллар, и на этом вопрос с площадкой закроем.
Это управление светом по Bluetooth с iPad/iPhone, причём технически проект сделан довольно неплохо: очень компактный переходник под лампочки E27, аккуратное родное мобильное приложение, управление группами, создание световых будильников и т.п. По словам автора, «удовлетворяемая потребность» — это, в первую очередь, желание людей выключать свет не от входа в комнату, а оттуда, откуда им удобно. Например, из постели. В принципе, здесь вопросов нет — да, действительно было бы удобно.
Собственно, дальше я поинтересовался у авторов, что делать мне, если я ложусь в постель без планшета. Авторы очень удивились и предположили, что я всё равно оставляю его на тумбочке у кровати. Нет, не оставляю, у меня даже тумбочки у кровати нет. Тут авторы проекта удивились такому повороту событий ещё сильнее — я явно сильно не вписывался в их представления о целевой аудитории, и в принципе можно было бы это списать на «ходят тут, странного хотят», но тот факт, что вот уже с год все лампочки у меня в квартире на радиоуправлении, в первую очередь как раз с целью минимизировать время, проведённое не под одеялом, как бы намекает, что я и есть та сама целевая аудитория. В общем, налицо парадокс.
Парадокс легко разрешается, если спросить у людей — да хотя бы у меня — как они хотят выключать свет, не вылезая из-под одеяла. Довольно быстро выяснится, что такая штука, как пульт или выключатель с радиопередатчиком, расположенные поблизости от кровати, по юзабилити кроет любой iPad влёт. Более того, из этого растёт очевидное следствие — даже с этой системой люди не будут отказываться от обычных выключателей. И, конечно, немедленно влетят в кучу проблем: выключенную обычной клавишей люстру включить с iPad невозможно, равно как и наоборот.
В итоге бесперспективность проекта была довольно-таки очевидна ещё до его запуска. От авторов я слышал прекрасную фразу «наши маркетологи не смогли организовать кампанию», которая отсылает нас к вступлению и КДПВ — если бы на этот проект взглянул хоть один настоящий маркетолог, ни до какой кампании с ним дело бы просто не дошло.
Продукт может быть сколь угодно хорош технически и даже удовлетворять какую-то неудовлетворённую потребность — но если он делает это не так, как ожидает от него потребитель, то шансы такого продукта на успех начинают стремиться к нулю. И да, иногда утопающих просто из милосердия лучше всего спасти веслом по голове.
Проект второй: Octodon, ожидаемые сборы 10-12 тыс долларов из 150 тыс долларов
Этот проект мне показывали пару месяцев назад именно с вопросом о том, что я думаю — не авторы, а сторонние совершенно люди. Подумал я тогда DoA, то бишь Dead on Arrival, и как видим, не ошибся.
Проекту уже пять лет — и это, конечно, первый звоночек: если люди столько лет мучают железку, при этом до сих пор не получили никакого значимого выхлопа, то психологические эффекты там уже гарантированно играют в полный рост. В таких случаях обычно авторы уже не готовы рассматривать не только отказ от проекта, но даже какие-то повороты в маркетинговой стратегии — они давно живут в уверенности, что рынку их продукт нужен таким, какой он есть. Это часто убивает даже те продукты, у которых потенциал в принципе есть — просто надо развернуть их к потребителю другой стороной.
Так вот, с одной стороны, я не верю во внешнюю клавиатуру для смартфона. Я видел рынок этих аксессуаров и изнутри, и снаружи — он уныл и печален, попытки что-то подобное выпустить предпринимаются более-менее регулярно, что-то даже можно в продаже найти, но в целом покупатель достаточно однозначно и недвусмысленно сообщает, что ему оно не надо.
Проблема в том, что в данном случае потребности как таковой давно уже нет — по крайней мере, у массового пользователя. Точнее, она настолько слаба, что ответ на вопрос «как» начинается с «не добавляя к смартфону ничего лишнего». Это же решение, очевидно, тащит за собой необходимость потратить изрядно денег, необходимость таскать с собой дополнительный аксессуар, необходимость его заряжать, очевидную несовместимость с обычными чехлами…
Тут авторы проекта совершают вторую ошибку (первая, очевидно, заключается в том, что проект не закрыли три года назад): в коммуникации вместо пользовательских сценариев, в которые было бы легко поверить, они не просто пытаются выдать удобный набор текста на смартфоне за самоцель, но и в качестве действующих лиц выбирают непосредственно своих покупателей.
Сказать «студенты смогут набирать конспекты лекций прямо на смартфоне» в надежде, что студенты это прочитают и купят, когда в реальности студенты совершенно не мечтают набирать конспекты лекций прямо на смартфоне — смертельно. Потому что вы сразу даёте понять своей целевой аудитории, что эта штука ей не нужна.
Когда-то давно мы делали фокус-группу владельцев дорогих ноутбуков — нас интересовали ультрабуки с ценой от $1K и Macbook Air. В частности, интервьюируемых спрашивали, как они представляю себе владельца этого ноутбука — и большинство рисовало типовую картинку о успешном и энергичном бизнесмене, у которого его ноутбук всегда с собой и всегда готов к работе. Знаете, сколько из 30+ участников фокус-группы было успешных, энергичных бизнесменов? Ноль. У некоторых вообще месячный доход не сильно превышал стоимость ноутбука — они его в кредит брали.
То есть, люди покупали эти ноутбуки потому, что они ассоциировались у них с успехом. В принципе, это достаточно стандартная картина для многих дорогих вещей, и она приводит к немного парадоксальному заключению — иногда в рекламе надо в качестве потребителей изображать не тех людей, кто будет покупать ваш товар, а тех, на кого покупающие ваш товар хотят быть похожими.
Ну то есть, вообще если подумать, мысль-то банальная, взять ту же рекламу со знаменитостями (хотя на самом деле она работает иначе и в результате обычно неэффективна, но предпосылки именно такие) — но многим стартапам в голову не приходит. Так и здесь.
Теперь давайте подумаем. Вы — типичный обыватель, человек с улицы. Вам показывают вот эту клавиатуру. С вашей точки зрения, кому она по-настоящему нужна? Какая у вас картинка в голове?
У меня, например, практически сразу возникают две картинки:
- Журналисты, фигачащий репортаж прямо с места событий
- Бизнесмен, отвечающий на почту с заднего сиденья автомобиля
Заметьте, мы не рассматриваем вопрос о том, реально ли этим людям это надо. Как и в случае с ультрабуками, 95 % товара мы продадим не успешным энергичным бизнесменам, а тем, у кого в голове живёт картинка с их образом.
Впрочем, в данном случае бизнесмен — образ уже слишком затасканный, отрабатывать лучше картинку с журналистами (ну или придумать другую правдоподобную). Написать историю о том, как важна для современных СМИ оперативность — и как вы даёте им инструмент, её обеспечивающий. Поймать пару-тройку журналистов и редакторов крупных онлайн-изданий, вытрясти их них три-четыре пункта о том, как именно они хотя бы теоретически могли бы эту клавиатуру использовать в работе, реализовать их в софте или железе, вытащить в коммуникации как список фич, специально сделанных для. Продать всю историю другим онлайн-изданиям — любят же они пишмашинку, ценность которой в реальной жизни не сильно выше Octodon'а, так почему бы не полюбить Octodon под тем же соусом?
По крайней мере, появляется шанс на успех.
Здесь, конечно, главное, если этот шанс реализуется — понимать, что вы не построили бизнес, а обеспечили себе выход на Кикстартер. После сбора денег надо сделать партию, разослать бэкерам, закрыть проект. Потому что реального рынка сбыта у вас как не было, так и нет — но, впрочем, расстраиваться не стоит, ибо успешный краудфандинг тоже относится к вещам, которыми можно не только гордиться, но и найти в дальнейшем практическое применение.
Я вам более того скажу — на Kickstarter достаточно проектов, авторы которых выходят туда с очевидной целью обеспечить себе звёздочку на фюзеляже и упоминания в СМИ, чтобы потом заходить в двери с комментарием «автор трёх проектов, собравших более чем по 500 %...». При этом они не обманывают бэкеров, не собирают денег на питающийся от тепла человеческих рук неинвазивный глюкометр с управлением силою мысли — тут всё корректно, обещанное действительно выполняется.
Проект третий: Mini-Desktop своими руками. 2.0
Собственно, достать этот текст из черновиков и дописать его меня побудил вчерашний текст компании LUNA Design о том, как они сделали хороший корпус для маленького компьютера — завершается текст традиционным вопросом о том, готовы ли вы поддержать проект на краудфандинге, что как бы намекает на дальнейшие планы.
Давайте я дам прогноз: если не будем серьёзного изменения коммуникации, то DoA, шансы на успешные сборы я оцениваю в 2-3 % — я никогда меньше не даю, ибо явить Господь чудо может в любой момент, всегда надо на это запас оставлять.
Представьте себе рынок классических компьютеров — включая ноутбуки. Он сокращается уже примерно два года.
Представьте на нём сегмент десктопов. Он сокращается опережающими темпами уже лет пять.
Представьте в сегменте десктопов сегмент DIY. Он, в общем, тоже не то чтобы процветает.
Представьте в сегменте DIY сегмент сверхкомпактных корпусов. Честно говоря, не знаю, растёт он или падает, потому что там статпогрешность выше абсолютной величины — достаточно сказать, что сколь-нибудь широкий спектр комплектухи под этот сегмент встречается только в специальных местах.
И вот в верхний по цене подсегмент последнего сегмента и нацелен новый продукт. При этом его уникальной чертой является возможность установки разных процессоров, включая Core i7 — и всё, да и та идёт ценой совместимости только с весьма редким стандартом материнских плат. На рынке есть охапка решений, которые уступают ему только в этом — ну вот даже у меня висит рядом с телевизором Lenovo Q190 с каким-то целероном внутри, играющий роль медиаплеера. Я не замерял линейкой, но судя по фоточкам, он даже покомпактнее нашего сегодняшнего героя, при этом стоит 12 940 руб. уже с процом, 2 ГБ памяти и винчестером на 500 ГБ (вот сейчас проверил цену). Core i7 в этой его роли, как вы понимаете, даром не нужен.
При этом в комментариях авторы проекта не могут объяснить, в чём практический смысл их корпуса — то есть, пытаются перечислять типичные применения компьютера вообще, не уточняя, чем их корпус в этих применениях будет радикально лучше конкурентов, которых на рынке вполне хватает. Единственный шанс при таком подходе — просто ввести этот корпус в прайсы розничных контор и смотреть, как он спокойно продаётся; но бизнес-модель создателей уже заточена под будущий краудфандинг и самостоятельную продажу — у них в уже объявленную цену, собственно, маржа дистрибьютора и розницы не заложена.
Что тут можно сделать?
- Обратить внимание, что рынок готовых сверхкомпактных компьютеров значительно крупнее и жирнее, чем рынок корпусов для DIY.
- Думать над любыми фишками, которые позволят выделиться на полке в магазине.
- Вспомнить про пока до конца не увядшую (хотя и изрядно подсохшую) тему Steam Machine
Собственно, выход мне видится только один — во-первых, предлагать не корпус, а диапазон от комплекта из корпуса и материнки (это снимет проблему экзотичности материнок) до полностью готового компьютера. Желательно иметь 2-3 варианта корпусов и 5-10 вариантов конфигураций, а также обязательно иметь сайт, выглядящий как сайт производителя компьютеров. На основе этого вполне можно рассчитывать на построение даже некоторого бизнеса, более того, новость о нём можно будет попробовать продать российским СМИ под соусом «отечественный конкурент Mac mini» (а вот новость «пластмассовый корпус для самостоятельной сборки отечественного конкурента Mac mini» продать можно разве что… впрочем, нет, тоже не возьмут).
Это — изменение продукта так, что он станет более востребован потребителем.
Для выхода на краудфандинг этого мало — там нужна идея и какие-то цепляющие слова. Здесь могут помочь некие фишки, которых я, например, не вижу (нет, встроенный блок питания — это не фишка, это пятнадцатая строчка в технических характеристиках на шестой странице буклета). Здесь вполне может прокатить тема Steam Machine — она в реальности полудохлая, но СМИ и даже многие потенциальные бэкеры эти слова в принципе знают. Например, доступный Steam Machine для самостоятельной сборки под собственные нужды — и предложение, очевидно, должно включать не только корпуса, но и комплекты от «корпус + материнка» до полностью собранных систем в качестве топовой награды. По тем же причинам, что и выше.
Это — рисование красивого и понятного пользователю сценария, под соусом которого он вообразит себе некую картинку использования продукта, а значит, почувствует смысл в отдаче за него денег. При этом я практически уверен, что дальше продавать это именно как Steam Machine можно, но достаточно бессмысленно, то есть, фактически мы получаем тот же вариант, что я бы предложил в случае с Octodon — разве что если с Octodon после краудфандинга бизнес можно просто тихо свернуть, то здесь надо понимать, что он останется, но основным направлением должна стать продажа компьютеров под банальной Windows.
Вот тогда будет шанс. Я бы не стал оценивать его как особенно высокий — но он будет.
А теперь запасаемся попкорном и ждём, какой путь выберут авторы проекта.
P.S. И ради бога, посмотрите на свои собственные проекты глазами посторонних людей.
Комментарии (65)
woodoodm
14.04.2015 18:21Спасибо за краткий обзор нашей статьи. Спасибо за многочисленные комментарии в ней же. Но как и ранее — вы ошибаетесь в главном:
1. Мы не позиционируем и не собираемся позиционировать наш продукт относительно Mac Mini и остальных готовых решений. Это в принципе другой сегмент рынка. В нашей статье даже упоминания о нем нет. Если почитать статью и ваши комментарии, то это исключительно ваша идея.
2. Не могу обратить внимание на еще одну ошибку. Мы не нацелены на верхний ценовой сегмент. Это в корне не верно. Учитывая комплектацию корпуса, мы можем вас заверить, что наша цена значительно ниже, чем существующие решения.olartamonov Автор
14.04.2015 18:43+6Мы не позиционируем и не собираемся позиционировать наш продукт относительно Mac Mini и остальных готовых решений
Вообще в тексте выше написано, что именно поэтому ваши шансы на успех примерно нулевые.
Мы не нацелены на верхний ценовой сегмент. Это в корне не верно. Учитывая комплектацию корпуса, мы можем вас заверить, что наша цена значительно ниже, чем существующие решения
Давайте посчитаем. 4500 стоит ваш корпус, ещё столько же (если не выше) — материнка, пара тысяч за Celeron, тысяча за модуль памяти, две с половиной за жёсткий диск… так, уже 14500, то есть на две тысячи дороже, чем Lenovo Q190, при совершенно аналогичной с ним конфигурации… Вы мне так и не ответили, хотя я прямо спрашивал — а в чём в принципе смысл Q190 на ваш самосбор менять? Тем более — доплачивать за это?
И да, 4500 за никому не известный пластиковый корпус — это дорого.
В общем, давайте этот вопрос ещё раз обсудим, когда вы на краудфандинге соберёте меньше четверти от таргета.
woodoodm
14.04.2015 19:08Вопрос ценообразования принципиальный, мы не хотели бы откладывать эту дискуссию до начала краудфандинговой компании. Просьба не вводить Ваших же читателей в заблуждение.
Приведенный Вами пример — Lenovo Q190 стОит сейчас, и стОил ранее 370$. Это как раз около 13000р по летнему курсу (35). То, что этот продукт до сих пор (при нынешнем курсе — 52) продается в указанную цену говорит только о том, что им затарены склады и его нужно продать. И если им удастся продать остатки, то новая партия будет по 19500, да и то в только в том случае, если дистрибьюторы оставят свою летнюю маржинальность с данного товара.
А если Вас действительно интересует стоимость корпусных решений для Thin Mini-ITX, то в поисковиках Вы можете найти достаточно информации. И уверяю Вас, наше решение значительно интереснее и дешевле.olartamonov Автор
14.04.2015 19:18Вы так говорите, как будто покупателю есть дело до того, почему товар стоит дёшево. Я вам могу ещё добавить, что Lenovo, судя по их официальным ценникам, вообще деньги в рынки, отличные от китайского, вливает — и мне, как покупателю, это столь же до лампочки.
Lenovo дешевле, вы дороже. Смысла брать вас нет даже при одинаковой с Lenovo стоимости, да что там — вам надо быть на пару тысяч дешевле, чтобы этот смысл появился, потому что где леново, а где вы.
Ну или вон HP ProDesk 600 лежат по 19 тысяч. Pentium G3220T, 4 ГБ памяти, 500 ГБ винт в комплекте. Что-то вы снова не очень выигрываете.
А если Вас действительно интересует стоимость корпусных решений для Thin Mini-ITX
Это всё было бы здорово, если бы в мире существовал яростный спрос на «корпусные решения для Thin Mini-ITX». А так я вот смотрю на какое-то чудо меньше чем за полтинник — и снова не очень понимаю, почему я должен отдавать вам чуть ли не вдвое больше.woodoodm
15.04.2015 10:37+1И опять вводите в заблуждение. Честно говоря, я Вам поражаюсь… Вам нужно определиться с точкой отсчета. То, о чем Вы говорите — это прошлогодние остатки, купленные по старому курсу. И они стремительно сокращаются. Новая цена на HP ProDesk 600 — 28.000р
olartamonov Автор
15.04.2015 10:46У меня ощущение, что вы тут со мной воюете — и предполагаете, что я вам специально врежу. Между тем, я всего лишь иду в магазин, смотрю на полку и понимаю, что ваш корпус мне не нужен. Мне, как покупателю, вообще до лампочки, остатки это или нет, а также какого года там цены — пока оно на полке есть. Вот когда оно там будет по 28 лежать, тогда и обсудим выгодность вашего предложения.
А если вы серьёзно планируете воевать со всеми, кто не понимает прекрасности вашего продукта, то я могу вам только посочувствовать.
Кстати, вот вам пример корпуса под mini-ITX, очень успешно прошедшего краудфандинг: www.indiegogo.com/projects/ncase-m1-mini-itx-pc-case
Вам рассказать, в чём разница — и почему у вас так не получится?Yurich
15.04.2015 11:19Разница в том, что это проект 2013 года. Тогда десктопы были чуть более актуальны.
olartamonov Автор
15.04.2015 11:26Не только, хотя отчасти да. Ребята взяли предельно чётко очерченную целевую аудиторию — хардкорных геймеров, и работали строго на неё, вплоть до того, что разворачивали проект на крупном специализированном форуме. Плюс вишенкой на торте — корпус им делает Lian Li, а кто такие Lian Li, в этом сегменте каждая собака знает.
Но вообще хорошо очерченная ЦА продукта — это больше половины успеха, а «для всех» = «для никого». Чёткая ЦА позволяет сделать внятную коммуникацию, прописать внятные тезисы, в конце концов, фичи продукта сделать именно под конкретные задачи. На краудфандинге это особенно критично, так как люди должны понимать, что вот эта штука нужна именно им.
Здесь же мы наблюдаем «мы сделали корпус для всех, он красивый», более того, на просьбы обозначить, нафига он всё-таки нужен, авторы начинают фантазировать и ЦА размывать вообще до потери ей каких-либо очертаний. Это убивает все перспективы краудфандинга и самостоятельного продвижения товара, а перспективы бизнеса сводит к продаже устройства в крупном ритейле на общей полке, когда успех определяется широтой дистрибуции.
woodoodm
15.04.2015 11:34Спасибо, что напомнили про эту компанию. Я ее прекрасно знаю. Напомню Вам, что она состояла из двух частей. В первой части был сбор на прототипы. Во второй на производство и отправку. Ребята, действительно молодцы. Это очень правильный подход. Но в нашем случае необходимости собирать деньги на прототипы не было. Мы пошли немного дальше. К тому же, сумма необходимая на производство значительно меньше выше озвученной компании.
P.S.
В данный момент у нас нет проблем с продвижением. Все идет хорошо. Как в России, так и за ее пределами. И как бы вы этого не хотели, но Вы участник этой компании. Спасибо.olartamonov Автор
15.04.2015 11:42Удивительная черта вот таких неудачных проектов, как ваш, — в дискуссии их авторы постоянно срываются на второстепенные вещи, не имеющие к теме никакого практического отношения (ну то есть как удивительная: было бы понимание, какие вещи являются первостепенными, а какие нет — был бы и проект удачным).
Вот, например, у NCASE кампания в две ступени с точки зрения продвижения — лишь один из нюансов, польза от которого есть только в связке со всем остальным их подходом. Вы бы, например, из-за другого подхода, скорее всего, и сбор денег на прототип провалили бы с треском — хоть там и мало собирается.
И как бы вы этого не хотели, но Вы участник этой компании
Вторая черта — это начать воевать с оппонентами вместо того, чтобы рассказывать о своём проекте (опять, впрочем, говорит лишь о фатальной непроработанности проекта). Мне, например, глубоко наплевать на ваш корпус и его судьбу — через неделю мне потребуется в архив своих постов лезть, чтобы вспомнить, кто вы такие.
Так я в третий раз спрошу, может всё-таки ответите — какой-то смысл мне менять Lenovo Q190 на ваше изделие есть?woodoodm
15.04.2015 11:50-1Вам — скорее всего никакого. Если Ваш компьютер Вас вполне устраивает — это очень здорово.
Наше решение предназначено для людей, которые любят самостоятельно подбирать конфигурации и собирать систему. Кому то нужна мощная конфигурация, кому то попроще. Вариантов не мало. В этом весь смысл и романтика самостоятельной сборки.
Для тех, кто не хочет этим заморачиваться есть огромное кол-во готовых решений, включая ваше.Yurich
15.04.2015 12:02+1Простите великодушно, Вы действительно целитесь в романтиков, которые понимают романтику, как сборку компьютера своими руками из купленных на рынке комплектующих?
Впечатляет, да.woodoodm
15.04.2015 12:04Все верно.
Yurich
15.04.2015 12:27+2Понимаете, в чем дело, романтикой нельзя заниматься раз в год, это очень редко. Любое хобби предполагает 1)регулярность и 2)доступность сеанса по деньгам.
Возьмем к примеру любое из более традиционных хобби — фотографирование, велосипедирование, парашютизм, дайвингизм, походы в театр — почти все можно вытворять хоть еженедельно, при этом каждый раз впечатления будут примерно одинаковыми по силе, расходы — одинаковыми, а совершенствование навыка будет приводить к большему удовольствия от хобби.
Теперь возьмем странного господина, которому нравится в порядке хобби собирать компьютеры (и при этом он не работает в фоксконн на линии сборки). Сколько раз в месяц он станет их собирать с Вашим корпусом?
Вы же, получается, целитесь в такого странного человека, которому не просто нравится собирать компьютеры, но собирать их именно в Вашем корпусе. А где вариативность, где новизна ощущений? В дайвинге том же можно на одном месте в один день то осьминога увидеть, то ската, то немецкого туриста спасти. А тут?
olartamonov Автор
15.04.2015 12:05У меня был однокурсник, который, например, не просто разгонял видеокарту на чипе S3 Virge (кто помнит, что это такое, уже смеётся), но и делал это несколько раз в год, потому что летом в комнате жарче — и максимальная частота, соответственно, ниже.
Правда, это было 15 лет назад, я надеюсь, что даже он уже вырос.Yurich
15.04.2015 12:28У S3 Virge был видеовыход RCA, прекрасная карта была, чтоб на 29" телевизоре презенташки показывать. Зря Вы на нее гоните.
olartamonov Автор
15.04.2015 12:30Ну он-то на ней GLQuake запускал…
А так да, только для телека. На мониторе качество картинки у виржей было кошмарненьким, сплошное мыло.
olartamonov Автор
15.04.2015 12:03Вам — скорее всего никакого. Если Ваш компьютер Вас вполне устраивает — это очень здорово
Ну вот и весь уровень вашего продвижения, с которым у вас никаких проблем: «если вы сами не поняли, зачем вам наш продукт, то проходите, не задерживайтесь».
Наше решение предназначено для людей, которые любят самостоятельно подбирать конфигурации и собирать систему. Кому то нужна мощная конфигурация, кому то попроще. Вариантов не мало. В этом весь смысл и романтика самостоятельной сборки
Это бизнес-план? Серьёзно? Про «романтику самостоятельной сборки»?
Я не помню, я уже в числах давал прогноз? Если нет, то даю: полный провал на краудфандинге, 30-50 корпусов, проданных через Хабр единоразово, дальше продажи 5-10 корпусов в месяц.woodoodm
15.04.2015 12:11Не мне Вам объяснять, что существуют различные подходы по продвижению. Можно вложить деньги, и убедить даже Вас в необходимости нашего продукта. И поверьте мне, после такой компании, Вы закажите их два.
Но я не сторонник такого подхода. Не люблю когда мне впаривают и сам этим заниматься не хочу. Это плохо. Мне кажется, если Вы сделали продукт оригинальный и по параметрам лучше конкурентов по рынку, то впаривать ничего не нужно. Нужно только донести.olartamonov Автор
15.04.2015 12:20Всегда было интересно спросить у людей с такими дикими представлениями о маркетинге как о поле, на котором можно вырастить что угодно, если влить достаточно денег…
Вот вы умеете делать пластиковые корпуса сложной формы. Я — не умею. Очевидно ли вам, что сколько бы денег я ни потратил на свой проект пластикового корпуса сложной формы, я не получу ничего, кроме какой-то кривобокой хрени, потому что проблема не в деньгах, а в отсутствии у меня умения?
Так вот, работа в маркетинге ничем не отличается.
Вы можете выкупить хоть весь вечерний эфир «Первого канала», но пока вы не умеете делать адекватную коммуникацию — вам это не даст ничего, кроме долгов перед банком.
А вы её делать не умеете. И мне вы в результате не продадите ни двух, ни одного, ни даже половины вашего корпуса. Если бы умели — уже бы продали.
Yurich
15.04.2015 12:36Простите, а разве цель Вашего бизнеса не состоит как раз в том, чтобы Артамонов купил два Ваших корпуса?
woodoodm
15.04.2015 12:49-1Поверьте мне. Он купит.
olartamonov Автор
15.04.2015 13:05В принципе, да, главная проблема вашего и схожих проектов — в том, что вместо бизнес-плана и стратегии коммуникации они держатся на «поверьте нам».
Yurich
15.04.2015 13:20+4Олег, купите уже.
iStorm
16.04.2015 01:13Я уже готов купить хоть два корпуса
Только прекратите издеваться над человеком )
Он все равно вас понимать не хочет )
olartamonov Автор
14.04.2015 19:21А самое, конечно, для вас печальное, что при текущем подходе у вас нет рынка сколь-нибудь значимого размера, даже если вы действительно всех на свете выгоднее.
Сверхкомпактный пластиковый корпус для самосбора под экзотические материнские платы, продающийся напрямую с сайта компании, у которой никаких продуктов, кроме этого корпуса, больше нет.
Нет, вы серьёзно?
AlexLysenko
14.04.2015 22:20+1Отвечая на критику проекта Октодон.
Мы исходим из следующих предположений:
1. Физические клавиатуры ещё длительное время будут востребованы в ряде сценариев, требующих точного ввода символов.
2. Всё большее количество устройств вывода информации не вписываются в сценарий использования стандартной полноразмерной клавиатуры (смартфоны, wearable, HMDs) и эта тенденция со временем усиливается.
3. В ближайшем будущем будет востребован способ ввода, позволяющий эффективно решать задачи точного и быстрого символьного ввода на новых устройствах. Не факт, что Октодон. Может быть кто-то придумает что-то лучшее.
В рамках этих предположений мы развиваем проект, вполне осознавая, что рынок пока очень нишевый, а потом, скорее всего, станет просто нишевым.
Это по сути. По форме — излишне высокомерно. Критика проекта — дело хорошее, а домысливание психологических заморочек авторов проектов — уже нет.olartamonov Автор
14.04.2015 22:36А вы исходя из чего эти предположения нарисовали?
AlexLysenko
14.04.2015 23:49Вы с каким не согласны?
olartamonov Автор
15.04.2015 00:17У вас, очевидно, не три отдельных пункта. Между первым и вторым должна быть логическая связка (например, «смартфоны вытесняют устройства с физическими клавиатурами, при этом потребность собственно в клавиатуре остаётся»), тогда третий пункт становится из них следствием.
Эта связка отсутствует — первые два пункта живут сами по себе.
Соответственно, третий не является следствием из них, а является взятым вами с потолка тезисом, оправдывающим существование вашего проекта.
Очевидно, что вне вашей головы он в связи с этим не существует, а потому результаты кампании по краудфандингу были предсказуемы.
Кстати, как ваши взгляды скорректировались по результатам полного провала вашей кампании на Кикстартере?AlexLysenko
15.04.2015 01:54Есть три логических утверждения. Третье — одно из возможных следствий первых двух.
Если вы с ним не согласны, то аргументация вида
Очевидно, что вне вашей головы он в связи с этим не существует
совершенно неубедительна.olartamonov Автор
15.04.2015 09:54+1Вы почему-то пропустили пункт про отсутствие между первыми двумя утверждениями логической связи, сделали вид, что не понимаете разницу между операндами и результатом, а также забыли, что бремя доказательства лежит на плечах выдвигающего утверждение.
Ваша логика со стороны выглядит ровно вот так:
1) Железнодорожные перевозки ещё долгое время будут востребованы в ряде сценариев
2) Всё большее количество новых средств передвижения (автомобили, мотоциклы, велосипеды) не вписывается в концепцию железнодорожных перевозок
3) В ближайшем будущем будет востребован способ, позволяющий эффективно решать задачу железнодорожных перевозок на новых средствах передвижения
Ну и дальше стартап пять лет мучает адаптер для мотоцикла под колею 1520 мм и сцепку СА-3, раза три попадает на мероприятия РЖД и один раз — Дойче Бан, где серьёзные дяди кивают головами «да, да, очень интересная разработка», но денег почему-то не дают, потом выходит на краудфандинг…AlexLysenko
15.04.2015 10:40+1Логическая связка «и» между утверждениями перечисленными пунктами подразумевается по умолчанию.
Бремя доказательства лежит на том, кто говорит, что истинность утверждения очевидна.
Пример с ж/д очень слабый. Правильно так:
1) Перевозка больших объёмов груза ещё долго будет востребована
2) Всё чаще для перевозки грузов предпочитают использовать транспорт, не требующий ж/д путей сообщения.
3) Эффективные способы перевозки, позволяющие перевозить большие объёмы грузов без использования ж/д путей сообщения будут востребованы в ближайшем будущем.
И никаких мототциклов на колеях.olartamonov Автор
15.04.2015 10:53Логическая связка «и» между утверждениями перечисленными пунктами подразумевается по умолчанию.
Вы продолжаете говорить бессмысленные слова. Я ничуть не сомневаюсь, что между этими утверждениями можно поставить операцию «и». Логическую операцию «и» можно поставить вообще между любыми случайными утверждениями.
Ваша задача — обосновать, что из «1 и 2» следует «3». То, что вы этого то ли не можете обосновать, то ли вообще не понимаете вопроса, ничего хорошего об уровне подготовки вашего проекта не говорит.
Бремя доказательства лежит на том, кто говорит, что истинность утверждения очевидна
У вас довольно вольная интерпретация трудов Бертрана Рассела.AlexLysenko
15.04.2015 11:47Существенным является истинность или ложность третьего предположения. Истинность первых двух увеличивает вероятность истинности третьего, но не может быть доказательством. Мы своим проектом проверяем третье предположение. Вы заявляете что оно очевидно неверно, и не можете пояснить эту очевидность.
Если это предположение для вас неочевидно — то разговор ни о чём. Мы верим и проверяем, вы — не верите и не проверяете. Все при своих.
Если очевидно — покажите, почему.
olartamonov Автор
15.04.2015 11:58Истинность первых двух увеличивают вероятность истинности третьего, но не может быть доказательством
Истинность первых двух вообще никак на истинность третьего не влияет, если они логически не связаны. А вы эту связку указать не можете — по-моему, вы даже не понимаете, о чём я спрашиваю.
Мы своим проектом проверяем третье предположение
Ну и как результат проверки?
Вы вообще понимаете, что бодрый и правдоподобный ответ на вопрос о причинах провала вашей кампании у вас должен был быть готов за неделю до её начала, причём как в двух строках, так и на пяти страницах? Что комедией «все выводы будут сделаны по завершении кампании» вы просто предельно чётко даёте мне понять, что никакой подготовки сделано не было? То есть — что вы некомпетентны?
Вообще, конечно, у меня от общения с вами уже на лице отпечаток пятерни проступает. Вы когда-нибудь делали презентацию продукта, например, для компании, которой вы этот продукт хотите продать, причём размеры сделки — десятки и сотни миллионов рублей? В нормальном серьёзном бизнесе, в котором от успешности сделки серьёзно зависит благополучие обеих сторон, не в этих вот «питч для инвесторов в инкубаторе». Вас же там даже не то что размазали бы в тонкий блин — где-то минуте на десятой другая сторона просто встала бы и ушла, потому что это невозможно же слушать, такой это детский сад и штаны на лямках.AlexLysenko
15.04.2015 13:18Это вы упорно делаете вид, что не понимаете предельно ясно сформулированного вопроса, и три комментария подряд не можете ничего пояснить про ваше, сказанное с апломбом, «очевидно», сказанное, похоже, не особо задумываясь.
Для меня это — ясный показатель вашего уровня как собеседника.
Вы когда-нибудь делали презентацию продукта, например, для компании, которой вы этот продукт хотите продать
Делали. Logitech, R&D Samsung Moscow, R&D Samsung Boston. Вы там берегите лицо от отпечатков ладоней и не принимайте всё так близко к сердцу.
В общем, здесь общение зашло в тупик. Если что-то ещё по проекту интересно — пишите мне.
Удачи.
olartamonov Автор
15.04.2015 13:21+1Logitech, R&D Samsung Moscow, R&D Samsung Boston
Ну и как, сколько десятков тысяч штук Logitech берёт первой партией?dzhe
15.04.2015 16:54А ведь, похоже, R&D Samsung Moscow — это индикатор.
P.S. Да, я там сам 6 лет проработал, если что. :-)olartamonov Автор
15.04.2015 16:55Ну ты ж сам знаешь, кто и в соответствии с каким штабным гайдлайном их там слушал :)
… раза три попадает на мероприятия РЖД и один раз — Дойче Бан, где серьёзные дяди кивают головами «да, да, очень интересная разработка», но денег почему-то не дают
AlexLysenko
15.04.2015 02:35Все выводы по результатам кампании будут по результатам кампании.
olartamonov Автор
15.04.2015 09:55Не хочу вас расстраивать, но ваша кампания de facto несколько дней как закончилась. Так что выводы можно уже сейчас.
kawabunga
14.04.2015 23:17+2я только сейчас посмотрел ваш ролик на кикстартере, сама идея подобного устройства была мне интересна все время, хотя и не нужна никогда.
но ваш ролик на кикстартере, это, это…
да впрочем о чем это я — сами посмотрите на количество вписавшихся — их просто нет.olartamonov Автор
14.04.2015 23:28Ну если трэш первой минуты заставить себя забыть, то в остальном та же претензия, что и ко всей коммуникации по проекту — скорость печати на мобильнике преподносится как самодостаточная цель, к которой каких-то пояснений и сценариев не надо. В результате к концу второй минуты сидишь с мыслью «а зачем я это смотрю?».
А вписавшихся нет не из-за ролика, а потому что рынка нет. Нет ЦА, которая серьёзно страдала бы от нехватки скорости печати на мобильнике.Ogra
15.04.2015 06:33Нет ЦА, которая серьёзно страдала бы от нехватки скорости печати на мобильнике.
Я думаю, что такая ЦА есть. И что такая ЦА скорее купит планшет с клавиатурой (хоть iPad, хоть Android, хоть Windows), чем клавиатуру для мобильника.olartamonov Автор
15.04.2015 10:01(с хитрым ленинским прищуром) А это немного другая ЦА :) Ей нужна не только клавиатура, но ещё и экран пристойного размера, на котором было бы удобно что-то делать.
Я в неё как раз попадаю — я и сейчас для любой работы, связанной с текстами (будь то чтение или набор, емейлы и т.п.) предпочитаю 7" планшет, и работая в Самсунге, регулярно ездил на конференции с 11,6" Win-планшетом, была у нас такая серия — ATIV Smart PC. Причём именно физическая клавиатура бывает приятна, но не критична, без неё можно обойтись — а вот размер экрана критичен.
OlegKozlov
15.04.2015 09:40+1Отличный разбор полётов, спасибо! Психологические эффекты долгостроев знаю на себе, но не давал себе в них полного отчёта. Спасибо за жесткий пинок по этому поводу, очень надеюсь, что он поможет мне быть погибче. :)
darthslider
15.04.2015 14:08+1olartamonov вы действительно очень интересные и классные вещи пишете, как в статье, так и в комментариях. Пишите еще, вас интересно читать!
Yurich
КПДВ прекрасна. Что же до последнего проекта, я ума не приложу, зачем мне может понадобиться сверхкомпактный десктоп.
При этом я прекрасно представляю и закупаю в больших количествах обычные десктопы, ноутбуки и сверхкомпактные бездисковые станции. Сейчас вот еще думаю моноблоки начать закупать. Очевидный бенефит в «на одну розетку 220в меньше» нечеловечески прекрасен в условиях офиса.
А уж если десктоп в офисе, то всем вообще поровну, какого он размера. Под столом места много.
olartamonov Автор
Офисы вообще уже на ноутбуки массово переезжают давно, это банально удобно.
А микродесктопы пользуются спросом на домашнем рынке вполне себе.
Yurich
ну я, как офисная крыса, могу сказать, что ноутбуки банально удобны не всегда. Например, у десктопов есть нехилый бенефит в виде легкого и недорогого подключения трех-четырех мониторов (подключить два монитора к ноуту — задача уже нетривиальная, увы).
В ряде случаев они не нужны, ибо дороже, а с учетом обязательного порт-репликатора — сильно дороже.
darthslider
Мы на работе даже специально берем полноразмерные десктопы, а не small form factor, потому что из последних банально жесткий диск достать — полчаса прыгать надо, зачем за это еще и переплачивать?
olartamonov Автор
Я одно время даже работал месяц в офисе за Mac mini… пока не уволился. Нет, mini прямой причиной не был, хотя то, что за 5 недель компания так и не осилила купить мне вместо него ноутбук, было понятным звоночком.
На ноуты полностью переходят там, где нужна мобильность работников — банальная возможность собирать совещания, на которых люди сидят со своими компьютерами, поездки к клиентам и т.п. Где не нужна — ну да, когда лет так пятнадцать назад я выбирал компьютеры для офиса, это были компактные microATX как компромисс между габаритами, простотой покупки, ремонтопригодностью и компактностью. Отсутствие гроба под столом многим нравилось, но уменьшать габариты ещё сильнее практического смысла не было.
Но для дома, повторюсь, оно вполне себе пользуется некоторой популярностью.
Yurich
Для дома я лично вижу три варианта — полноразмерный десктоп, если нужны хардкорные игрухи, ноутбук, если задача чисто тупануть в интернете и моноблок, если требуется большой экран, а на ноут с таким экраном денег нет (если что, у меня было все три варианта в разное время), сейчас у меня дома ноутбук 2007 года выпуска и он меня всем устраивает.
Микродесктоп в моем понимании вещь даром ненужная. Возможности по модернизации игровой видеокартой нулевые, проводов столько же, сколько у большого десктопа, в тумбочку, как ноутбук его не уберешь.
olartamonov Автор
9 из 10 пользователей ничего никогда модернизировать в компьютере не будут. Поэтому тот же Mac mini — отличная машинка для интернетов, когда хочется большой монитор, а не ноутбук.
Yurich
Я неверно выразился. Не модернизация игровой видеокартой, а установка оной при покупке.
Про мак мини согласен на 146%. У самого в гараже уже третий год валяется аймак, прекрасная штука, жаль, что поставить некуда…
Yurich
Да не, из SFF все достается нормально, во всяком случае, из хьюлетов. Их мы охотно берем, никаких проблем они не доставляют, а админам их таскать легче, чем хайтауэры.
darthslider
У нас Dell. В полноразмерных всё круто, всё достается за секунды (память, хард), в sff внутри вот так: yadi.sk/i/m3rZzF-8fyjni
Хард под приводом, память вообще понятия не имею где. Мы решили, что десктопы нам нравятся больше.
Yurich
Чума. Хьюлетты перетряхиваются без отверток и за несколько минут.
stansult
у нас на работе стандарт для любого работника (включая стажёров) — рабочий windows laptop, и два больших монитора, подрубленные к docking station
Yurich
У нас на работе стандарт предполагает выдачу второго монитора без согласования с руководством. Типа, нужно — получи. Берут не все, кстати.
Но, например, на HP мы наелись проблем полной ложкой. Подключить два монитора к ноутбуку через дисплейпорт или dvi есть весьма большая проблема (например, на EliteBook 8470p это решается только через подключение одного монитора в порт ноутбука, а второго — в порт-репликатор). Подключить второй монитор через VGA получается, но в ущерб качеству картинки.
На ноутбуках HP Spectre 13 и того хуже — из-за глюка в драйверах для Win7 нет возможности произвольно управлять параметрами dpi по каждому монитору отдельно, что делает монитор ноутбука непригодным к использованию, у него разрешение очень крутое, и через это дело все размеры там получаются микроскопическими. Кейс в HP открывали, да толку-то…