Довольно много видов мошенничества развито в интернет магазинах, но построены они на невнимательности и неосведомлённости покупателей. Как правило, все эти схемы разбиваются в пыль при своевременном обращении в арбитраж.
Однако, человеческий фактор способен загубить любое хорошее дело. В данном очерке я поделюсь трагедией, развившейся вокруг моего пятидолларового кабеля, заказанного на AliExpress в далёком июне, как схемы, построенной на невнимательности арбитража. В конце концов, на скайп уже наезжали, чем AliExpress хуже?!


Нет, это не жалоба. Конечно, потеря 5 долларов подкосила меня, мой мозг вскипел и востребовал справедливости, но я устоял, реабилитировался и уже учусь жить с этим дальше.

Чтобы не томить, сразу поясню суть схемы.
а) продавец отправляет товар и даёт нерабочий трек.
б) покупатель начинает беспокоиться не сразу, ибо всякое бывает.
в) покупатель не получает товар в расчётный срок, требует дать корректный номер, продавец динамит.
г) покупатель заводит диспут, арбитраж обязует продавца дать корректный трек-номер.
д) Продавец даёт левый трек-номер, от чужой посылки в ваш город и полученной другим лицом. Мякотка в том, что арбитражу AliExpress достаточен сам факт наличия трека и получения посылки. Никакие другие факторы — место и дата отправления, вес посылки, имя получившего — арбитражем не учитываются. Единственное доказательство, которое требует арбитраж согласно скрину вверху, это официальный документ с почты о том, что ты не получал посылку :) Разумеется, ничего подобного почта не даст ни в одной стране, диспут завершается победой продавца, занавес!

Почему это работает? Могу предположить следующее. У али, как и у всех других подобных организаций, есть авто-сортировка тикетов. Дешёвые тикеты попадают к низкоквалифицированному персоналу, как правило, практикантам или вообще оутсорсным компаниям, сидящим на подряде. Эти люди больше всего загружены, у них минимальное дозволенное время на обработку тикета, да и квалификация так себе. У них нет времени пробивать трек, сверять параметры, + наверняка есть чёткая и тупая инструкция куда тыкать мышкой. Инициатива наказуема.
На моём веку подобная ситуация была с одним сотовым оператором, державшем поддержку малого бизнеса на оутсорсе. Любые новинки оператора доходили до компании с задержкой и клиенты часто получали некорректные консультации. И именно поэтому данная ситуация видится мне именно дырой в системе.


Работа арбитража AliExpress

Теперь для тех, кто желает целиком погрузиться в драму или просто не верит на слово, цветные картинки. Я не буду вставлять их в текст, чтобы не портить страницу, ибо огромные, желающие откроют сами. Если вдруг тут появятся представители али и обвинят меня в голословности, а я знаю, что они мониторят рунет, order 67577811566571.
habrastorage.org/files/560/ea3/58f/560ea358f00a4092864c9829b884ebef.png
Сам диспут. Спор вёлся из спортивного интереса, понять, на каком этапе до арбитража таки дойдёт. Не дошло :) Сейчас мне повторно дано 12 дней на предоставление того самого официального свидетельства с почты.
habrastorage.org/files/c65/f29/ccf/c65f29ccf8a7476bb62cafa0755e63e8.jpg
Фальшивая квитанция, что дал продавец. EMS почта для фришипинга 150 грамм и 5 долларов, ага.
Ошибки в написании английских слов (FORM, COSTOMS declaration и т.д.) отдельно доставляют.
habrastorage.org/files/41f/9d3/62f/41f9d362fccc41de965273b40807b750.png
Скрин с Боготанского почтового отделения, где видно также другое (по сравнению с квитанцией продавца) место отправки, вес в 1280 грамм и прочие несоответствия.
habrastorage.org/files/23e/c0c/8e0/23ec0c8e048d44f4aefe85443bd92b1b.png
Скрин с китайского трекера, где также видно имя получателя и дата отправки — через месяц после даты, указанной продавцом.
habrastorage.org/files/1bc/fdc/ad0/1bcfdcad012244aba5bf63d4c683c2c7.jpg
Наконец, цветная схема с кружочками! :) Нарисовал, когда до арбитража не дошло в первый раз. Не помогло…

Итак, в данном конкретном случае это, скорее, игра кто кого. Социальный эксперимент. Ещё есть 12 дней, чтобы придумать план мести, при условии наличия настроения и времени.
Но если бы это случилось с крупным заказом (мой личный рекорд — 4100 долларов за станок), было бы сильно грустнее.
Остаётся лишь надеяться на правоту моей диванной аналитики, что крупный заказ попадает к другим арбитражным экспертам, а порог «крупноты» системы сортировки не будет стремительно расти.

Комментарии (44)


  1. nochkin
    30.09.2015 05:07

    У меня были такие ситуации несколько раз. К счастью, почти всегда решалось в мою пользу как покупателя. Сумм не помню, но точно больше пяти долларов.

    Был так же один момент, когда я проиграл:
    Продавец дал трек, который был неверный. Я открыл на него кляузу. А потом продавец в арбитраж дал вдруг другой трек, который был доставлен давным-давно и у меня, конечно, нет возможности требовать ничего с почты, так как прошло много времени.
    Я общался в чате по этому поводу. На удивление в чате очень грамотно мне ответили по-английски и сказали, что это неправильно менять трек в процессе и они «примут меры». Тут сумма была мелкая и я поэтому не особо напрягался.

    Теперь в результате мелочь часто заказываю в двух экземплярах у двух разных продавцов, что бы всё равно получить так или иначе. Диспут, правда, всё равно открываю если не получил один из товаров.


    1. Dikoy
      30.09.2015 05:46

      Я общался в чате и мне сказали «мы не можем повлиять на арбитраж, они в другом подчинении».


    1. Meklon
      30.09.2015 08:42

      Одна беда с покупкой одинакового у разных продавцов. Не знаешь от кого именно пришло


      1. ploop
        30.09.2015 08:59
        +1

        Так на пакетах код заказа или SKU пишут обычно.


        1. Meklon
          30.09.2015 09:25

          О, точно. Спасибо. Я уже много раз пытался понять, кто потерял мою посылку.


        1. Alexeyslav
          30.09.2015 10:53
          +1

          Очень редко пишут. Из нескольких сотен посылок, на единицах были какие-то идентификационые признаки. Один раз пришло то что я не заказывал, и не пришло то что я заказывал нетрудно было догадаться что произошло только когда аномалия была единственная, а если бы множественное число? И нигде ничего не было прописано.


          1. ploop
            30.09.2015 11:15

            Хм, я тоже часто заказываю, почти всегда пишут…


      1. nochkin
        01.10.2015 08:32

        Я сверяю с треком. Никогда ещё проблем не было.


        1. ploop
          01.10.2015 08:57

          Часто мелочёвка шлётся без треков, и именно с ней возникают проблемы. Если есть трек, то в 99% случаев продавец/площадка вернут вам деньги по истечению срока.


          1. nochkin
            01.10.2015 19:57

            Заказывал мелочь по 20 центов и всё равно был трек. Он не трекался кроме китайских сайтов, но трек был и по нему можно было всегда проверить.
            Сделал не одну сотню покупок и ни разу не было так, что бы не было хоть какого-то трека.


            1. Aclz
              01.10.2015 20:21

              В треке на этих сайтах были адрес получателя и ФИО?


              1. nochkin
                02.10.2015 00:19

                По-разному. Обычно нет. Но мне этого достаточно что бы понять от какого продавца я получил посылку, так как у меня много однотипного товара.


                1. Aclz
                  02.10.2015 00:50

                  Проблема мелких заявок отчасти и заключается в том, что трека вообще нет, а требуется площадкой, поэтому продавец указывает фейковые (чужие) треки, отличить которые от реальных без персональной информации не получается.


                  1. nochkin
                    02.10.2015 03:09

                    Все доставленные посылки имели тот трек, который указал продавец. Поэтому у меня всегда есть возможность понять какой именно продавец прислал мне посылку.
                    Посылки с фейковыми номерами не были доставлены, но на них я открываю диспуты.


            1. ploop
              01.10.2015 20:57

              Не всегда так. Магазины часто не дают. Последний заказ на 6$ (буквально на той неделе) — без трека


              1. nochkin
                02.10.2015 00:20

                Я и не утверждал, что всегда так. Просто делюсь своим опытом.
                В магазинах обычно не заказываю, так как сложно уследить и постоянно помнить.


  1. avdept
    30.09.2015 09:46

    Открыл диспут из за не доставленного товара. Продавец продлил срок защиты, но почему то сам заказ значится как выполнен


    1. urfo
      30.09.2015 10:26
      +1

      Если Вы согласились на продление срока доставки в качестве результата урегулирования диспута, то теперь всё, заказ выполнен, второй диспут открыть нельзя.

      Это особенность Али, диспут нельзя открыть дважды по одному заказу. Отсюда ещё простор для мошенничества. Делаешь мелкий косяк при отправке товара, покупателем открывается диспут, исправляешь косяк и возвращаешь пол доллара, а товар потом так и не приходит.


      1. LbICbIY
        30.09.2015 12:46

        Посмотрел, у меня оказывается так и произошло.


  1. tendium
    30.09.2015 10:24
    +8

    Мне видится выходом из ситуации только одно: если продавец предоставляет фейковые квитанции, то придется предоставить фейковый ответ от почты. Из-за 5 баксов, может и не стоит заморачиваться, но если более дорогой заказ, то может хоть так удастся победить. Отдельно, кстати, интересен тут другой момент: ведь такой ответ был бы дан на национальном языке той страны, где получалась посылка. Т.е. его надо перевести для арбитража. Кто поручится за корректность перевода? :)


    1. Dikoy
      30.09.2015 20:33
      +3

      В том то и цимес! Это полный бред просить официальный документ с почты, который будет дан на нац. языке. А за корректность перевода никто не поручится.
      От этого во мне борются два духа
      1. естествоиспытателя — написать очевидно фейковую и поддельную бумажку и посмотреть, сожрут или нет.
      2. рационального человека — попасться на подлоге за 5 баксов и очернить свой формат А4 зело неприятно, а главное обидно — продаван то сияюще победит.
      Пока не выбрал ход.


      1. Chesnok
        02.10.2015 20:29

        Честно говоря, мне тоже нравится этот вариант (вспомнил старую историю про развод нигерийских мошенников). Я думаю, что худшее, что может произойти — они не примут псевдо-официальную бумагу. Однако, для того, чтобы обвинить Вас в подделке, я считаю, им необходимо предъявить официальное подтверждение почты или другого уполномоченного государственного органа. Иначе это будет не что иное, как мошенничество со стороны алиэкспресс и должно быть соответсвенно освещено в российском и не только сегментах интернета. Они ведь мониторят рунет, верно? =)


  1. adrianolamo
    30.09.2015 10:32
    -9

    Попал в другую ситуацию. После заказа мелочевки к телефону на али на сумму около 10$ продавец выдал трек с подозрительным номером, который недели через 2 трекнулся где-то в Южной Америке как доставлен. Открыл диспут, и на удивление продавец очень быстро вернул всю сумму заказа. А еще через пару дней позвонили с почты и попросили забрать посылку. Других посылок не ждал, и оказалось то что и заказывал ))
    Не знаю ошибся продавец или сам себя н… л так сказать )
    Возвращать ничего не стал принципиально, ибо не раз попадал на кидалово. Карма за карму так сказать )


    1. Minras
      30.09.2015 16:22
      +5

      Возвращать ничего не стал принципиально, ибо не раз попадал на кидалово

      Странные принципы. Продавец свою часть сделки выполнил. Причем тут то, что другие продавцы когда-то кого-то кидали? Правильный ответ — ни при чём.


  1. evilbot
    30.09.2015 10:48

    Стандартный Chargeback от Visa/MasterCard чем плох?


    1. tendium
      30.09.2015 10:52

      Вы хоть раз его делали?


      1. evilbot
        30.09.2015 11:02

        Да. В случае проблем с доставкой вообще проблем нет.


        1. skygad
          30.09.2015 12:33
          +1

          А можно об этом по-подробнее?


          1. evilbot
            30.09.2015 12:44
            +4

            Про сам Chargeback в интернете написано много — это процесс оспаривания транзакции. В случае не доставки заказанного товара это самый простой вариант, вы идёте в свой банк и пишете заявление(в Тинькове вообще по мейлу можно прислать) на оспаривание транзакции, в котором указываете причну и прикладываете все необходимые документы(номера трекинга и счёт списания), после чего ПС связывается с мерчантом и запрашивает у него причины недоставки. С большинстве случаев недоставка товара возмещается в течении 45 дней. Продавцы очень не любят чаржи, т.к. при болшом количестве чаржей виза может наказать мерчанта.

            В диспуте можно предупреждать о чарже, что бы они активнее работали и читали то что вы им присылаете.


            1. tendium
              30.09.2015 14:21

              А ваш банк берет комиссию за участие в процессе? Потому что если берет, оно может того не стоить делать чарджбеки на 5 баксов.


              1. evilbot
                30.09.2015 16:09

                Нет, не берёт. Деньги будуит браться только если была ложная попытка опротестовать транзакцию и сумма там 15 долларов/евро.


    1. LbICbIY
      30.09.2015 12:41

      Разве он не ограничен в 30 дней?


      1. evilbot
        30.09.2015 12:50
        +3

        Самый маленький срок — 90 дней. Разные банки говорят про разные сроки, в т.ч. про 30 дней, но правила МПС позволяют делать чаржи вплоть до двух лет.


  1. Aclz
    30.09.2015 11:01

    Вот сейчас прям уже 2 недели мурыжат, подсовывая трек вьетнамской авиапочты, когда доставка числится китайской авиапочтой. Трек ничего не показывает, кроме страны назначения и отсутствия каких-либо статусов. Продавец говорит, что сейчас там праздник осени и прочая, поэтому задержки на почте возможны, надо еще немного ждать. Продавец с хорошим рейтингом. Вот думаю, открывать уже диспут или нет.


    1. adrianolamo
      30.09.2015 11:10

      У них национальный праздник ща с 1 по 7 октября. На неделю все в запой уйдут наверняка )


  1. GreatNonentity
    30.09.2015 12:28
    +5

    Интересует такой вопрос: изучаете ли вы репутацию продавцов перед заказом? Мне кажется, если посмотреть историю отзывов за последнюю неделю, то мошенника вычислить очень просто.
    Ведь даже если вам не удалось вернуть деньги за заказ, у вас есть возможность оставить негативный отзыв, и продавец понесет репутационные издержки. Мне кажется, что порочная практика не должна быть выгодной в системе, где сохраняются отзывы по каждому заказу. Или может быть рассчитана только на невнимательность покупателей.

    Dikoy, пришлите, пожалуйста, ссылку на профиль продавца.


    1. Dikoy
      30.09.2015 20:39

      А магазина уже нет :) Профиля. Снесён.
      Конечно изучаю. Но некоторые вещи есть не у всех. Например, недавно покупал 2 чипа на пробу, они были только у 1 продавца на весь али.


    1. lamoss
      01.10.2015 11:32
      +1

      Это далеко не показатель — аккаунты на али, как и на ебее — продаются и не составляет трудности приобрести их.


  1. nikitosk
    30.09.2015 12:29

    Зачем так сложно? Почему не сделать липовую справку от почты России о том, что гражданин такой-то посылки не получал?
    Все как в мультике…


    1. alexk24
      30.09.2015 15:12
      +5

      Потому что это уже будет подлог.
      Автор молодец — пытается решить проблему ее законными методами.
      А иначе получается «Строгость законов нивелируется необязательностью их исполнения».


    1. Dikoy
      30.09.2015 20:40
      +3

      Кстати, сделать справку от почты россии, при том, что я живу в Колумбии, будет особо цинично! Одобряю!


  1. GAS_85
    30.09.2015 16:40
    +1

    Как писали выше, при непоянтках со стороны магазина — обращайтесь в банк. Имеется собственный глубоко положительный опыт. Изложите свою точку зрения и, если все как тут написано, они не откажут. Будте внимательны, это «последняя мера», после передачи дела в банк, поддержка Али не сможет уже никак помочь, или финансово прореагировать по этому вопросу. Удачи в разрешении споров.


  1. gnusy
    01.10.2015 09:27

    один раз мне поменяли трек уже посланного товара не уведомив меня. я об этом узнал только тогда, когда мне пришло ДВА товара. со старым и с новым номерами. [aliexpress]


  1. DjOnline
    02.10.2015 17:36

    Был похожий случай с Ebay.
    Заказал аккамулятор к ноутбуку, трек невалидный NK0000780402, 45 дней прошло, продацев говорил «ждите». Зная что некоторые посылки идут по 3 месяца (бывало и такое), не придал этому внимания. Затем товар исчез, аккаунт продавца удалили, и поддержка Ebay до сих пор отмораживается.
    Если читает eBay или Paypal, селлер был hi-etech, item: 180912447761 transaction: 1070080769008, paypal transaction 6AK658605F346224W.