Фундаментальной базы по тестированию много: есть информация, что такое проверки и какие они бывают, когда лучше использовать чек-листы, когда тест-кейсы, а когда не обойтись без обоих видов. Но всё это не отвечает на вопрос: как писать правильно, чтобы извлечь из проверок максимум пользы?
Меня зовут Мария Лещинская, я QA-специалист в Surf. Наша компания разрабатывает мобильные приложения с 2011 года. За это время мы создали структуру и содержание проверок, которые помогли улучшить процесс тестирования приложений.
Новый подход помог нам решить проблемы с ведением проектов как разными людьми, так и при командной работе в одном проекте. Мы смогли ускорить ревью проверок, сделать актуализацию проверок и онбординг в проект удобнее и понятнее. Обеспечили прозрачность в работе и уверенность в качестве приложения.
Польза собственной структуры проверок
Очень важный инструмент при тестировании — тест-кейсы и чек-листы (далее — проверки), покрывающие приложение. Без них невозможно поддерживать качество на необходимом уровне.
Хорошая проверка:
1. Понятна и информативна
Тестировщик, пришедший с другого проекта или из другой компании, должен понимать, что и как ему проверять. В идеале ему не обязательно искать дополнительную информацию: всё есть в тестах.
2. Единообразна для любого проекта: имеет общую структуру внутри одной компании
Когда структура и содержание проверок не сильно отличаются от проекта к проекту, тестировщик тратит меньше времени на разбор и онбординг. Он заранее понимает, какие шаги уже покрыты тестами и что нужно добавить для полного тестирования фичи.
3. Покрывает необходимый процент фич
Чтобы обеспечивать определенный процент покрытия фичи, нужно:
знать, как посчитать этот процент,
понимать, как количественно вычислять, что было покрыто.
При хаотичном написании проверок это ресурсозатратно и сложно.
4. Обеспечивает прозрачность работы QA
Разработчики имеют доступ к проверкам, могут заранее просмотреть фичу на этапе разработки: очевидные баги не попадут в сборку.
5. Обеспечивает возможность быстро и удобно модифицировать проверки
Творчество в проверках нужно на том же уровне, что и системность. Должна быть возможность легко модифицировать тесты, если поменялось ТЗ и изменилась логика фичи.
Также важно периодически изменять и расширять набор проверок, если фича давно тестируется по одному и тому же сценарию. Не забываем про парадокс пестицида: каждый метод для предотвращения или поиска ошибки оставляет часть ошибок, против которых он уже неэффективен. Если часто проходить одни и те же тесты, со временем они перестанут находить ошибки.
Эти критерии побудили нас организовать одну общую структуру, чтобы писать в прямом смысле одинаково. Но, что важно, одинаково только в рамках общей структуры: свобода «творчества» внутри каждой проверки остаётся.
Почему важно делать проверки одинаковыми по структуре
Осталось ответить на вопрос: почему писать «одинаково» настолько важно?
1. Большое количество проектов
На одном проекте может быть несколько тестировщиков: им необходимо понимать проверки друг друга, иначе они будут тратить лишнее время на дополнительную коммуникацию.
Бывает и наоборот: один тестировщик находится на нескольких проектах одновременно. Может быть тяжело, если на одном проекте проверки написаны по структуре Х, а на другом — Y. На переключение между разными структурами уйдут время и силы: ведь нужно актуализировать старые проверки, писать новые...
2. Мы разные
У каждого своё мировоззрение, опыт и видение «как правильно»: это делает нас сильнее, но придаёт свои особенности в работе. Каждый из нас говорит на своем языке. Чтобы успешно взаимодействовать, нужно знать ещё один — общий.
3. Высокий темп разработки
Быстрая скорость разработки проектов не позволяет тратить много времени на онбординги и активности по написанию. Общая структура написания помогает уменьшить время на понимание проекта.
4. Стремление делать качественно
Хочется вовремя актуализировать сценарии, модифицировать шаги, быстро собирать регресс и экономить время, если проверки на похожую фичу уже писались на другом проекте. Общая структура поможет быстро понять, как думал другой человек, как думал ты сам вчера, чего не хватает сегодня и что изменить завтра.
Всё это делает необходимым переход к единообразному написанию проверок с долей свободы.
Содержание структуры
Приложения состоят из экранов, шторок, попапов, полей ввода, кнопок, чек-боксов, свитчеров и так далее…
Мы решили разбить все составляющие на элементы и места, где они находятся. А далее — углубиться в клиент-серверную архитектуру приложения (без неё сегодня никуда). Данные на экране почти всегда берутся из запроса: он может отдать корректный и некорректный ответы. Поэтому стоит проверять и экран отдельно, и в прямом взаимодействии с запросом. Аналогично работает и с элементом.
Выделили группы:
1. Проверки, связанные с экраном (в том числе шторка/popup и так далее)
→ Инициализация
→ PTR/КЭШ
→ Навигация: Закрытие/Возврат
→ Логика взаимодействия между экранами в стеке и МП
→ Компоновка
→ Работа с запросами
2. Проверки, относящиеся к элементу (поле, карусель, чек-бокс, радиобаттон и так далее)
→ Позитивные проверки
→ Негативные проверки
→ Логика работы элемента
→ Работа с запросами
3. Проверки, относящиеся целиком к фиче
→ Точки входа в тестируемую фичу
→ Взаимодействие текущей тестируемой фичи с другими
4. Чек-листы, помогающие в регрессионном тестировании
Экран (в том числе шторка/popup)
→ Инициализация или Отправка данных
Примеры наименований
Фича. Экран — инициализация
Фича — главное действие фичи (: если фича одноэкранная)
Фича. Экран — главное действие фичи/экрана (: если фича многоэкранная)
Например,
→ Обратная связь. Экран обратной связи — инициализация
→ Обратная связь — отправить обращение
→ Оформление — создать заказ
-
Данные на экране отображаются в соответствии с полученным ответом на запрос
Данные из ответа запроса для формирования экрана берутся из нужных параметров
Отображение Empty State (если данные не пришли).
Непосредственно данный экран рассматривается отдельно: компоновка, работа элементов и запросов.
-
Корректный запрос сформирован и отправлен
Данные в запросе отправляются в нужных параметрах (согласно сваггеру и ТЗ)
Позитивный по бизнесу кейс: запрос возвращает в ответе ошибку на неверно-введённый пароль. Результат легко воспроизводимый и часто ожидаемый.
Негативный по бизнесу кейс: запрос возвращает в ответе ошибку 502. Редко встречается, сложно воспроизводить (по крайней мере, так ожидается).
Такое разделение поможет при выборе кейсов для тестирования в ограниченном времени.
→ Инициализация или Отправка данных — ошибка на запрос
Примеры наименований
Фича. Экран — инициализация, ошибка на запрос
Фича — главное действие фичи, ошибка на запрос (: если фича одноэкранная)
Фича. Экран — главное действие фичи/экрана, ошибка на запрос (: если фича многоэкранная)
Например,
→ Обратная связь. Экран обратной связи — инициализация, ошибка на запрос
→ Обратная связь — отправить обращение, ошибка на запрос
→ Оформление — cоздать заказ, ошибка на запрос
-
Ответ на запрос получен с ошибкой
Таймаут (проверить ограничение ожидания ответа на запрос в МП)
-
Основные ошибки от сервера (индивидуально для проектов)
500
401
400
и так далее
Отображение Error State
Непосредственно данный экран рассматривается отдельно: компоновка, работа элементов и запросов.
→ Инициализация или Отправка данных — отсутствие интернета
Примеры наименований
Фича. Экран — инициализация, без интернета
Фича — главное действие фичи, без интернета (: если фича одноэкранная)
Фича. Экран — главное действие фичи/экрана, без интернета (: если фича многоэкранная)
Например,
→ Обратная связь. Экран обратной связи — инициализация, без интернета
→ Обратная связь — отправить обращение, без интернета
→ Оформление — создать заказ, без интернета
Отображение соответствующего уведомления (например, snackbar на экране)
-
Отображение экрана (индивидуально для проектов)
Возможные варианты:
Отображение Error State в случае отсутствия сети (актуально при инициализации экрана)
Отображение состояния load-state (актуально при инициализации экрана)
Отсутствие изменений на UI или наоборот явное изменение в состоянии отсутствия сети (актуально при PTR или изменении фильтра/сортировки, выбора значений с запросами)
Обновление Error State (PTR или кнопка)
→ PTR и КЭШ, если есть
→ PTR, если есть
Примеры наименований
Фича. Экран — PTR
Например,
→ Обратная связь. Экран обратной связи — PTR
В этом случае аналогично текущей структуре лучше создать три разных проверки:
Фича. Название экрана — PTR
Фича. Название экрана — PTR, ошибка на запрос
Фича. Название экрана — PTR, без интернета
→ КЭШ, если есть (работы с ним/без него)
Примеры наименований
Фича. Экран — PTR, без кэша
Фича — инициализация, с кэшем, без интернета
Например,
→ Обратная связь. Экран обратной связи — PTR, с кэшем
→ Обратная связь — инициализация, с кэшем, без интернета
В этом случае аналогично текущей структуре лучше создать несколько разных проверок:
Фича. Название экрана - инициализация, с/без кэша
Фича. Название экрана - инициализация, с/без кэша, ошибка на запрос
Фича. Название экрана - инициализация, с/без кэша, без интернета
→ PTR и кэш, если есть (и используются на одном экране)
В этом случае, согласно текущей структуре, лучше создать несколько разных проверок:
Фича. Название экрана — PTR, с/без кэша
Фича. Название экрана — PTR, с/без кэша, ошибка на запрос
Фича. Название экрана — PTR, с/без кэша, без интернета
Навигация: Закрытие экрана / Возврат назад на предыдущий экран
Примеры наименований
Фича. Экран — закрытие
Фича. Экран — назад на предыдущий экран
Например,
→ Обратная связь. Экран обратной связи — закрытие
→ Обратная связь. Шторка списка тем — закрытие
→ Оплата. Попап Комиссия — закрытие
→ Обратная связь. Экран обратной связи — назад на на предыдущий экран
Если запроса нет, достаточно одной проверки по закрытию экрана. Если запрос используется, лучше создать три разных проверки:
Фича. Название экрана — закрытие
Фича. Название экрана — закрытие, ошибка на запрос
Фича. Название экрана — закрытие, без интернета
Фича. Название экрана — назад на предыдущий экран
Фича. Название экрана — назад на предыдущий экран, ошибка на запрос
Фича. Название экрана — назад на предыдущий экран, без интернета
Со следующими шагами:
Назад по кнопке, если есть
Физическая кнопка «Назад» на Android
Бэксвайп на iOS
→ Логика взаимодействия между экранами в стеке и МП
Такая логика может быть описана в возврате (предыдущий пункт)
Примеры наименований
Фича — логика работы в стеке экранов
Например,
→ Обратная связь — логика работы в стеке экранов
-
Сохранение данных в стеке экранов одной фичи — если предусмотрено / Очистка данных при переходе и возврате на экраны — если сохранение не предусмотрено
Частный случай: сохранение/очистка в кэше — свернуть и запустить приложение -> отображение данных как и до сворачивания
Сворачивание приложения во время флоу — сохранение положения МП
→ Компоновка
Примеры наименований
Фича. Экран/шторка/tup фичи — компоновка
(: заполненное состояние, error state, empty state, состояние без интернета (если для этого специфичный экран))
Например
→ Обратная связь. Экран обратной связи — компоновка
→ Обратная связь. Экран обратной связи. Еrror State — компоновка
→ Обратная связь. Экран обратной связи. Empty State — компоновка
→ Обратная связь. Экран обратной связи. Без интернета — компоновка (если отличается от Error State — компоновка)
→ Обратная связь. Шторка списка тем — компоновка
→ Обратная связь. TUP успеха — компоновка
Описание элементов: их наименования + дизайн (скриншот, ссылка на фигму). Если это кнопка, то здесь же проверяется её пресс-стейт
Элемент (поле, карусель, чек-бокс, радиобаттон и тп)
→ Позитивные проверки
Примеры наименований
Фича. Элемент — позитивные проверки (: если фича одноэкранная)
Фича. Экран/шторка/TUP. Элемент — позитивные проверки (: если фича многоэкранная и элементы встречаются несколько раз на разных экранах)
Например,
→ Cписок товаров. Фильтр. Поле дата — позитивные проверки
→ Перенос средств. Экран выбора услуг. Поле сумма — позитивные проверки
→ Настройки. Радиобаттон выбора темы — позитивные проверки
→ Обратная связь. Чек-бокс согласия на обработку данных — позитивные проверки
Заполнение поля корректными значениями
Вставка в поле корректных значений
Для текстового поля без ограничений вставка или заполнение поля смайликами — позитивная проверка: она очевидно возможная.
Для поля ввода суммы с цифровой клавиатурой вставка смайликов — негативная проверка: она очевидно неожиданная для текущей логики поля.
-
Ограничение на размер поля
Техника классов эквивалентности и граничных значений (позитивные проверки)
Заполнение поля максимально возможной длиной, если длина большая и текст может зайти на границу экрана (проверка на корректное расширение/скролл поля и отображение в нём значения)
Пустое поле (если заполнять его необязательно)
→ Негативные проверки
Примеры наименований
Фича. Элемент — негативные проверки (: если фича одноэкранная)
Фича. Экран. Элемент — негативные проверки (: если фича многоэкранная и элементы встречаются несколько раз на разных экранах)
Например,
→ Cписок товаров. Фильтр. Поле дата — негативные проверки
→ Перенос средств. Экран выбора услуг. Поле сумма — негативные проверки
→ Настройки. Радиобаттон выбор темы — негативные проверки
→ Обратная связь. Чек-бокс согласия на обработку данных — негативные проверки
-
Заполнение поля некорректными значениями
Не стоит забывать о проверке на подскролл к невалидным полям, если:
Есть нескольких полей или различных элементов на одном экране, которые потенциально могут не помещаться для отображения с ошибкой при неуспехе ввода значения
Эти поля или элементы валидируются по кнопке
Вставка в поле некорректных значений
-
Ограничение на размер поля
Техника классов эквивалентности и граничных значений
Пустое поле (если заполнять его обязательно)
→ Логика работы элемента
Примеры наименований
Фича. Элемент — логика работы (: если фича одноэкранная)
Фича. Экран. Элемент — логика работы (: если фича многоэкранная и элементы встречаются несколько раз на разных экранах)
Например,
→ Cписок товаров. Фильтр. Поле дата — логика работы
→ Перенос средств. Поле сумма — логика работы
→ Настройки. Радиобаттон выбор темы — логика работы
→ Обратная связь. Чек-бокса согласия на обработку данных — логика работы
Общие действия с элементом и его реакция на них
Примеры:
→ Открытие определенного вида клавиатуры при активации поля
→ Расширение поля при заполнении
→ Выставление курсора в конец заполненной строки при активации поля
→ Валидация поля при снятии фокуса
→ Валидация поля при нажатии кнопки
→ Маска (для номера телефона, например)
→ Корректная активация/деактивация чек-бокса/радиобаттона
→ Зацикленная карусель / Незацикленная карусель
Фича
→ Точки входа в тестируемую фичу
Примеры наименований таких проверок
Фича — точки входа
Например,
→ Обратная связь — точки входа
Указываются проверки покрывающие все места, откуда можно попасть к тестируемой фиче с других экранов
→ Взаимодействие текущей тестируемой фичи с другими
Примеры наименований таких проверок
Фича. Взаимодействие с другими фичами — другая фича
Например,
→ Обратная связь. Взаимодействие фичи с другими фичами — темная тема
Примеры:
→ Темная тема (если поддерживается)
Смена темы и работа с тестируемой фичей→ Пуш-уведомления + диплинки (если поддерживаются)
Переход по диплинку во флоу тестируемой фичи→ Планшет (если поддерживается)
Компоновка, режим сплит-вью (если поддерживается)- Huawei (если поддерживается)
Специфичные проверки (см. Особенности тестирования Android без Google-сервисов)
Готовые чек-листы
→ Обязательный чек-лист проверок
Добавляется в каждый прогон по фиче и регресс-прогон. Он может быть расширен индивидуально на проекте.
Изменение размера шрифтов из настроек устройства
Смена темы из настроек устройства
Изменение языка из настроек устройства
Смена времени из настроек устройства
Использование кастомной клавиатуры Android (в частности, для полей и поисковой строки)
Входящий звонок/смс во время прохождения флоу фичи
Поворот устройства
Выход из приложения двойным «Назад» на Android
Свернуть приложение и запустить снова
Свернуть приложение во время ожидания ответа на запрос
Отключить интернет во время ожидания ответа на запрос
→ Дополнительный чек-лист проверок
Добавляется в каждый итоговый прогон. Он может быть расширен индивидуально на проекте.
Запустить приложение без доступа к интернету вообще
Нажатие кнопки блокирования при отображении сплеша
Запуск и сразу же сворачивание приложения
Сворачивание приложения во время отображения системного окна оплаты Apple/Google/Samsung/Huawei Pay
Отображение на планшетах (в режиме совместимости, если нет поддержки планшетов)
Автоподстановка кода из смс (иногда идет по-умолчанию в iOS проектах)
Работа приложения при пуш-уведомлении другого стороннего приложения (сообщение ВКонтакте, Twitter и так далее)
Работа приложения после срабатывания будильника/таймера/смс/другого системного приложения
Работа открытого приложения после разблокировки приложения
Работа свернутого приложения после разблокировки приложения
Работа приложения при сообщении о нехватке заряда
Работа приложения при зарядке
Работа приложения после отключения от зарядки
Работа приложения при воспроизведении музыки
Работа приложения с мобильным интернетом 3G/4G/слабым интернет-соединением
Работа с фичей «картинка в картинке» (если поддерживается)
Что даёт структура проверок
Понятность,
прозрачность,
единообразие
возможность обеспечить необходимое покрытие,
возможность быстрой модификации.
Один из существенных дополнительных плюсов — использование этого подхода в автотестировании. Например, это мастхэв при работе с Flutter внутри widget-тестов. Каждый элемент во Flutter — это виджет (будь то эĸран или элемент): виджет-тесты отлично маппятся с нашими проверками, которые детально покрывают ĸаждый элемент или эĸран.
В статье описаны только компонентные проверки — по каждому элементу. Они пригодятся в начале тестирования: такая структура покрывает больше элементов, обеспечивает уверенность в качестве продукта.
Когда QA работает с sanity или smoke тестированием, нет смысла тратить время на детальную проверку каждого элемента. Нужны сценарные проверки, которые покроют целиком путь пользователя. О том, как работать со сценарными проверками, поговорим в следующей статье.
А как вы решаете вопрос с организацией проверок? Придерживаетесь хаотичного или системного подхода? Поделитесь в комментариях!
Комментарии (4)
visirok
03.09.2021 00:03+1Спасибо за подробную статью. Очень много полезных деталей.
Мне кажется, Ваш подход только выиграет, если вы посмотрите на содеянное как на модель тестирования. Да термин этот более подходит к вашему описанию.
UML, Model based testing вы используете?
leshchinskaya Автор
03.09.2021 18:25Большое спасибо за комментарий и новые мысли! Не используем, но есть над чем подумать теперь...
AlexeyALV
У вас схема алгоритма проверок по экрану зациклена. Она никогда не закончится
leshchinskaya Автор
Спасибо! Согласна с вами, исправила некорректную формулировку под рисунками.
Имелась введу не привычная блок-схема, а скорее визуальный чек-лист, чтобы не забыть необходимые проверки.