Прошлый учебный год я вёл занятия в школе робототехники. Класс состоял из подростков 12-13 лет, способных и дисциплинированных. В моих подопечных меня устраивало всё, кроме одного маленького нюанса поведения: они растворялись в своих смартфонах, стоило мне отвернуться к доске.
Переключать внимание класса на занятие требовало усилий: приходилось притопывать, прихлопывать, менять темп речи. Один раз даже импровизированный рэп читал.
Надо было каким-то образом включить смартфоны в учебный процесс. И это удалось. У одного из учащихся была сломанная «роборука» meArm. Решено было её отремонтировать, а затем написать для неё web-интерфейс.
Сразу попрошу прощения за излишнюю в некоторых местах «разжёванность» материала. Как оказалось, некоторые очевидные для профессионалов моменты представляют неодолимые трудности для новичков.
▍ Ремонт манипулятора meArm
Манипулятор meArm достаточно популярен в мире. Многие его продают за деньги, но это изначально open source.
Необходимые ссылки:
- Файл для «реза» фанеры или оргстекла.
- Инструкция по сборке манипулятора .
- Библиотека для управления манипулятором с помощью Arduino.
На процессе установки библиотеки в среду Arduino IDE придётся остановиться особо.
Библиотека была скачана из репозитория как обычно, но установить её в Arduino IDE из zip-файла стандартным способом не удалось. Пришлось создать в папке libraries каталога установки Arduino IDE подпапку meArm и скопировать туда из скачанного архива файлы как на рисунке ниже:
В архиве также содержатся примеры с управлением манипулятором потенциометрами и джойстиками, но нам они не понадобятся.
«Роборуку» мы сначала разобрали, а затем собрали строго по инструкции. Серводвигатели подключили к Arduino Uno. Цепи питания серводвигателей «усилили» лабораторным блоком питания.
Проверка работоспособности манипулятора проводилась скетчем:
#include "meArm.h"
meArm arm;
void setup() {
// подключение сервоприводов:
// Base (центральный), Shoulder (правый), Elbow (левый), Gripper (захват)
arm.begin (9, 10, 11, 12);
delay (1000);
arm.gotoPoint (0, 130, 0); // начальное положение: вперед на 130 мм, на высоте оси
delay (1000);
arm.gotoPoint (-50, 130, 0); // влево на 50 мм, вперед на 130 мм, на высоте оси
delay (1000);
arm.gotoPoint (50, 130, 0); // вправо на 50 мм, вперед на 130 мм, на высоте оси
delay (1000);
arm.gotoPoint (0, 130, 0); // вперед на 130 мм, на высоте оси
delay (1000);
arm.gotoPoint (0, 200, 50); // вперед на 200 мм, выше оси на 50 мм
delay (1000);
arm.openGripper (); // открыть захват
delay (1000);
arm.gotoPoint (0, 200, -40); // вперед на 200 мм, ниже оси на 40 мм
delay (1000);
arm.closeGripper (); // закрыть захват
delay (1000);
arm.gotoPoint (0, 130, 0); // вперед на 130 мм, на высоте оси
}
void loop() {
}
Проверка показала, что манипулятор собран правильно, и управляется из библиотеки как надо. «Роборуку» мы, таким образом, отремонтировали, можно было переходить к разработке контроллера для управления meArm по web-интерфейсу.
▍ Разработка контроллера
Городить контроллер из Arduino Uno и внешнего модуля Wi-Fi было совсем неинтересно, в результате выбор пал на ESP32. По цене это сопоставимо, но решение на базе ESP32 более компактно и производительно. В качестве источника питания решили использовать три аккумулятора 18650.
На макетную плату был смонтирован понижающий преобразователь DC-DC, какой был в наличии, и отладочная плата с ESP32-WROOM на борту. Схема подключения оборудования контроллера к meArm приведена ниже:
Нужно отметить, что плата контроллера разрабатывалась для использования в нескольких проектах, поэтому на установленную на плату микросхему КР1128КТ3А (функциональный аналог L293) внимание можно не обращать. Для управления meArm она не используется.
Преобразователь DC-DC на микросхеме LM2596 понижает напряжение батареи из трёх аккумуляторов 18650 до 5 В. Напряжение 5 В подаётся в цепи питания серводвигателей из состава манипулятора, а также на вход питания отладочной платы ESP32-WROOM.
Контроллер готов, настроим Arduino IDE для работы с ним.
▍ Поддержка ESP32 в Arduino IDE
Поддержка ESP32 в Arduino IDE включается через Менеджер плат. Для этого сначала надо открыть в Arduino IDE пункт меню Файл – Настройки и вставить в поле «Дополнительные ссылки для Менеджера плат» ссылку: «https://raw.githubusercontent.com/espressif/arduino-esp32/gh-pages/package_esp32_dev_index.json»
Открываем Менеджер плат, как на рисунке ниже:
Находим поддержку ESP32 и устанавливаем последнюю стабильную версию ПО:
Подключаем отладочную плату ESP32-WROOM к компьютеру и определяем номер COM-порта. Если требуется драйвер CP2102, то он устанавливается из папки drivers каталога установки Arduino.
Выбираем COM-порт, выбираем тип платы «ESP32 Dev Module» и ничего больше в настройках не изменяем:
Поддержка ESP32 в Arduino IDE включена, но есть нюанс. Для работы ESP32 c сервоприводами нужно ещё скачать и установить соответствующую библиотеку, например, эту.
Библиотека устанавливается в Arduino IDE штатно:
Итак, поддержку ESP32 в Arduino IDE включили, рабочую среду для разработки web-интерфейса для управления манипулятором meArm настроили. Можно переходить к разработке web-интерфейса.
▍ Разработка web-интерфейса
До этого места в конструкции использовались только готовые решения, а при разработке web-интерфейса появились уже некоторые «элементы новизны».
Как «поднять» средствами Arduino IDE web-сервер, есть в стандартных примерах. Как создать на странице этого сервера органы управления сервоприводами, в стандартных примерах нет. Найденные в сети примеры реализации в Arduino управления серводвигателем через web-интерфейс, в конечном счёте вели сюда.
За основу был взят следующий код:
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<meta name="viewport" content="width=device-width, initial-scale=1">
<link rel="icon" href="data:,">
<style>
body { text-align: center; font-family: "Trebuchet MS", Arial; margin-left:auto; margin-right:auto;}
.slider { height: 300px; }
</style>
<script src="https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.3.1/jquery.min.js">
</script>
</head>
<body>
<h1>ESP32 with Servo</h1>
<p>Position: <span id="servoPos"></span></p>
<input type="range" min="0" max="256" class="slider" id="servoSlider" onchange="servo(this.value)"/>
<script>
var slider = document.getElementById("servoSlider");
var servoP = document.getElementById("servoPos");
servoP.innerHTML = slider.value;
slider.oninput = function() { slider.value = this.value; servoP.innerHTML = this.value; }
$.ajaxSetup({timeout:1000});
function servo(pos) { $.get("/?value=" + pos + "&"); {Connection: close};}
</script>
</body>
</html>
С помощью этого кода создавался один «слайдер», при установке «движка» которого в положение «100», например, формировался ответ вида «/?value=100&».
Нам же таких «слайдеров» было нужно четыре. JavaScript из нас до сих пор никто не знает. Методом проб и ошибок мы привели исходный код к такому состоянию:
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<meta name="viewport" content="width=device-width, initial-scale=1">
<meta charset="utf-8">
<link rel="icon" href="data:,">
<style>
body { text-align: center; font-family: "Trebuchet MS", Arial; margin-left:auto; margin-right:auto;}
.slider { height: 50px; width: 66%; }
</style>
<script src="https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.3.1/jquery.min.js">
</script>
</head>
<body>
<h3>Позиция X: <span id="xPos"></span></h3>
<input type="range" min="-100" max="100" class="slider" id="xSlider" onchange="servo(xS.value,yS.value,zS.value,gS.value)"/>
<h3>Позиция Y: <span id="yPos"></span></h3>
<input type="range" min="60" max="200" value="130" class="slider" id="ySlider" onchange="servo(xS.value,yS.value,zS.value,gS.value)"/>
<h3>Позиция Z: <span id="zPos"></span></h3>
<input type="range" min="-60" max="60" class="slider" id="zSlider" onchange="servo(xS.value,yS.value,zS.value,gS.value)"/>
<h3>Захват : <span id="gPos"></span></h3>
<input type="range" min="0" max="1" value="0" class="slider" id="gSlider" onchange="servo(xS.value,yS.value,zS.value,gS.value)"/>
<script>
var xS = document.getElementById("xSlider");
var xP = document.getElementById("xPos"); xP.innerHTML = xS.value;
var yS = document.getElementById("ySlider");
var yP = document.getElementById("yPos"); yP.innerHTML = yS.value;
var zS = document.getElementById("zSlider");
var zP = document.getElementById("zPos"); zP.innerHTML = zS.value;
var gS = document.getElementById("gSlider");
var gP = document.getElementById("gPos"); gP.innerHTML = gS.value;
xS.oninput = function() { xP.innerHTML = xS.value; }
yS.oninput = function() { yP.innerHTML = yS.value; }
zS.oninput = function() { zP.innerHTML = zS.value; }
gS.oninput = function() { gP.innerHTML = gS.value; }
$.ajaxSetup({timeout:1000});
function servo(pos_x,pos_y,pos_z,pos_g) {
$.get("/?value=" + pos_x + "X" + pos_y + "Y" + pos_z + "Z" + pos_g + "L&");
{Connection: close};}
</script>
</body>
</html>
С помощью этого кода мы получили web-интерфейс для управления манипулятором meArm такого вида:
Скетч находится в свободном доступе здесь.
Перед использованием его нужно настроить: ввести в текст программы имя точки доступа Wi-Fi и пароль для подключения к ней.
При подключении к точке доступа контроллер передаёт по COM-порту свой IP-адрес. Он понадобится для подключения к web-интерфейсу. Для работы web-интерфейса необходим доступ к интернет.
Для тех, кто дочитал публикацию до конца, небольшое видео c результатами нашей разработки:
В результате выполнения описанных в статье работ никто не пострадал. Наоборот, все участники событий получили ни с чем не сравнимое удовольствие. Хорошо, когда задуманное воплощается в жизнь!
Комментарии (8)
usa_habro_user
01.09.2021 21:45Дмитрий, есть вопрос: когда вы пишете, "мы собрали", "мы решили", "мы написали" - какова реальная вовлеченность детей в создание этого проекта?
Еще, думаю, вовлеченность детей в проект(ы) может повыситься, если разрабатывать проекты для реального и полезного применения в жизни.
Ну, а, касательно размещения html кода в скетче, мне кажется, что ваш метод не самый удачный; лично я пользуюсь вот такой техникой (ссылка на мой DIY проект). Обратите внимание, кстати, на теги meta и ссылки на иконки - благодаря этому можно превратить html страничку в "приложение", которое удобно добавить на home screen телефона.
dmitriyrudnev Автор
02.09.2021 06:40+1Спасибо за рекомендации, коллега!
когда вы пишете, "мы собрали", "мы решили", "мы написали" - какова реальная вовлеченность детей в создание этого проекта?
Ребята работали двумя командами по три человека над двумя разными проектами. Вовлечённость детей при такой организации проектной деятельности - максимальная. Современный подросток, умеющий искать в интернете, способен на многое. Мне оставалось только задавать наводящие вопросы.
В публикации приведена общая часть этих двух проектов. Т.к. проекты пересекались, мне удалось убедить подопечных разработать контроллер, чтобы он подходил для обоих решений. Ещё удалось их убедить использовать в контроллере ESP32 вместо ESP8266. На этом мое вмешательство и закончилось.
usa_habro_user
02.09.2021 08:54Ну, это просто здорово, "зачОт"! Даю вам идею для следующего проекта: сделайте поливочного робота для школьной теплицы (если такие, конечно, существуют в нынешнее время - в мое время были почти в каждой школе, вот только с компьютерами и роботами тогда была "напряженка" - точнее, их не было вовсе).
drWhy
02.09.2021 10:25Если пофантазировать — можно предложить формат ВУЗовской лабораторной работы, где группа учащихся проводят изыскания с определёнными целями, учатся использовать определённые приборы и по результатам оформляют письменный отчёт — тогда и преподавателю и учащимся понятно, кто чем занимался и насколько был вовлечён. Отчёты можно хранить на сайте — и как отражение проводимой работы, и как пример для заинтересованных лиц, да и учащимся может пригодиться позднее.
djarik
02.09.2021 11:02Не понял зачем сделана отправка положений серв по событию onchange, а не oninput? Так же работает не отзывчиво. Запрос отправляется только после того как убрали палец от экрана.
dmitriyrudnev Автор
02.09.2021 11:48Спасибо большое! Обязательно испытаю oninput!
В исходном примере был onchange, а школьникам и мне просто знаний JavaScript не хватило.
zoldaten
02.09.2021 15:36Когда-то делал похожую руку, взяв каркас из алюминия с aliexpress.
Самое сложное было сделать синхронизацию в «плече», в котором сервы смотрят друг на друга и должны вращаться в противоположные стороны синхронно. Там какой-то жуткий костыль получился.
Кроме того, было сильное падение напряжения во время наличия веса в руке. От этого не спасла ни установка «достойного» понижающего DC-DC, ни вынесение питания серв (там MG996 вместо SG90 как в этом проекте, в основе серва с оборотом 360 град) отдельно на более мощный блок питания. Использовалась pca9685. Может в ней дело…
p.s. могу описать проект в отдельном посте
Tarson
Хе-хе, ровно четыре года назад написал на хабр про роборуку похожий пост... Только там с компуктера по Wi-Fi шло управление.