
Навигация по серии статей
- От Job Story к User Story. Часть 1. Введение в связь артефактов и циклов (Вы здесь :-) ) 
- От Job Story к User Story. Часть 2. Цикл исследования и разработки. Маппинг CustDev -> JTBD -> UserFlow -> CJM -> UC -> US -> USM (В разработке, здесь будет ссылка) 
- От Job Story к User Story. Часть 2.1. Абстрактная и Конкретная Job Story: связь с ABCDX и др (В разработке, здесь будет ссылка) 
- От Job Story к User Story. Часть 2.2. Шаблон User Scenario, User Story и Use case в Confluence (В разработке, здесь будет ссылка) 
- От Job Story к User Story. Часть 3. Цикл поставки (В разработке, здесь будет ссылка) 
- От Job Story к User Story. Часть 4. Цикл экономики и гипотез. Маппинг Job Story -> Юнит-экономика. (В разработке, здесь будет ссылка) 
- От Job Story к User Story. Часть 5. Цикл экономики и гипотез. Связь с другими циклами (В разработке, здесь будет ссылка) 
Мы любим говорить: «Нужно делать CustDev». Или: «Нужно считать Юнит-экономику». Или: «Нарисуем CJM — и станет ясно».
Проблема в том, что эти артефакты часто делаются изолированно: JTBD не связывается с User Story, Юнит-экономика существует в вакууме, Use Cases живут отдельно от гипотез, а гипотезы накапливаются и становится непонятно, почему они появились именно в таком порядке.
В результате — знания есть, но целостной картины видения продукта нет.
Всем привет! Меня зовут Рычихин Павел, я являюсь Менеджером продукта и Бизнес-системным аналитиком.
Данная публикация открывает серию статей, в которой я покажу путь от пользовательской потребности через Job Story к пользовательской истории и связи с Юнит-экономикой, используя понятные артефакты и взаимосвязи между ними. Скажу прямо: тем, кто сидит на ЗП и пилит фичи ради фичей, эта статья вряд ли покажется значимой.
Кому подойдёт статья: аналитики, менеджеры продукта или проекта.
К концу этой статьи вы:
- Узнаете структуру серии статей 
- Познакомитесь с такими "странными" артефактами, как Абстрактная Job Story и Конкретная Job Story 
- Получите 2D-представление схемы связи артефактов развития любого Продукта или Проекта 
- Сможете открыть новые возможности для решения своих задач. 
Что я сознательно исключаю из этой и следующих статей:
- Технические артефакты: архитектурные документы, БД, методы/контракты и др. 
- Бизнес-артефакты: Product Visio и др. 
- Версионирование артефактов 
На мой взгляд, данные артефакты обслуживают, формируют и формируются в результате работы циклов, о которых пойдет речь далее.
Схема
Итак. Для начала проиллюстрирую связь артефактов и циклов схематично.

Циклы
Под циклами я понимаю довольно известные понятия и комбинацию входящих в них артефактов:
- 
Цикл исследования и разработки (или Discovery) 
 В него входят следующие артефакты- CustDev 
- Abstraction JobS (Абстрактная Job Story в рамках JTBD) + связь с приоритезацией 
- Specific JobS (Конкретная Job Story в рамках JTBD) + связь с приоритезацией 
- User Flow (Карта пользовательских сценариев) 
- CJM/UJM (Клиентский/Пользовательский путь) 
- User Scenario (Пользовательский сценарий) 
- Use Case (Сценарий использования) 
- User Story (Пользовательская история) 
- USM (Карта пользовательских историй) 
- БП или UI/UX (бэк или фронт-процессная форма Бизнесс-процесса или UI/UX) 
 
- Цикл поставки (или Delivery) 
- 
Цикл экономики и гипотез 
 В него входят следующие артефакты:- Гипотезы, метрики и Job Story + связь с Конкретными Job Story (Specific JobS) в контексте бизнеса и Юнит-экономики. 
- Гипотезы, А/Б-тесты 
- Маркетинг 
- Юнит-экономика 
- Когортный анализ 
 
Необходимо сообщить о свойствах циклов:
- Линейность означает, что артефакты непосредственно связаны с ближайшими артефактами, т.е. являются родительскими и дочерними. 
- Цикличность означает, что внесение достаточного изменения в один из артефактов затрагивает весь цикл артефактов. В связи с этим необходимо проверить весь цикл взаимосвязи артефактов, чтобы убедиться в сохранении целостности. 
Каждый артефакт каждого цикла описывается по одной и той же схеме.
| Параметр описания артефакта | Значение параметра | 
| Предисловие | Приводятся вводные данные с целью охарактеризовать артефакт | 
| Связь с другими артефактами | Определяется зависимость артефакта от других артефактов | 
| Цель | Желаемый результат, достигаемый при помощи артефакта | 
| Назначение | Описание причины использования артефакта | 
| Описание | Информация об артефакте | 
| Динамика | Характеристики процесса формирования артефакта | 
| Плюсы | Плюсы использования артефакта | 
| Минусы | Минусы использования артефакта | 
| Пример | Краткий пример артефакта (Если рассматривается в статье) | 
| Итог | Подведение итога описания артефакта | 
| Примечание | Дополнительная информация по артефакту | 
Заключение
В данной статье я перечислил основные артефакты, о которых планирую писать в серии статей. Некоторые темы, такие как CustDev, я не планирую разбирать подробно, а на других, например Job Story, остановлюсь подробнее.
Написать серию статей меня побудило желание формализовать свои знания, и привнести в этот мир свой взгляд на тематику разработки, положив в основу хорошо известные практики. Надеюсь, серия покажется читателю интересной, и я смогу отплатить Хабру добром за те знания, что я почерпнул из него.
В своей работе я ставил задачу иметь гибкий, и в тоже время стойкий фреймворк, который позволяет относиться к процессу жизнедеятельности ИТ-Продукта или ИТ-Проекта с позиции Цели как процесса непрерывного совершенствования (привет Голдратт). И этот фреймворк нашёл успешное применение в моей работе, особенно когда у тебя десятки абстрактных и сотни конкретных job story, и это всё необходимо увязать с User Story. При этом все гипотезы должны легко определяться и прослеживаться в каждый отрезок времени, весь трафик должен быть собран в когорты, а метрики должны лежать на своих местах без использования специальных фреймворков.
Глобальный плюс подхода: по данной связке циклов и артефактов можно организовать работу любого ИТ-продукта или ИТ-Проекта. Все иные артефакты будут служить работе данной связке артефактов.
Глобальный минус подхода: крайне сложно переступить через собственные когнитивные искажения, сложившиеся привычки, бизнес-архитектуру в компании и т.п.
В следующих статьях я разберу обозначенные циклы и артефакты.
Поехали!
Комментарии (3)
 - sonyaaslanyan26.07.2025 20:23- Спасибо большое! Тоже работаю продактом, но впервые встретила такую чёткую и последовательную логику между фреймворками — читать было правда интересно) 
 - Miriy26.07.2025 20:23- 1) Идея (связи артефактов) интересная и здравая, но вот реализация (в текущей статье) вызывает сомнения - 2) Зачем такое количество создаваемых артефактов при продуктовой разработке с жатыми сроками - 3) Концептуально не понятно какой команде необходим такой подход 
 
           
 
NightBlade74
Если бы мне аналитик предоставил бы подобное описание чего-либо, а тем более подобную схему, я бы его уволил.