Навигация по серии статей

  • От Job Story к User Story. Часть 1. Введение в связь артефактов и циклов (Вы здесь :-) )

  • От Job Story к User Story. Часть 2. Цикл исследования и разработки. Маппинг CustDev -> JTBD -> UserFlow -> CJM -> UC -> US -> USM (В разработке, здесь будет ссылка)

  • От Job Story к User Story. Часть 2.1. Абстрактная и Конкретная Job Story: связь с ABCDX и др (В разработке, здесь будет ссылка)

  • От Job Story к User Story. Часть 2.2. Шаблон User Scenario, User Story и Use case в Confluence (В разработке, здесь будет ссылка)

  • От Job Story к User Story. Часть 3. Цикл поставки (В разработке, здесь будет ссылка)

  • От Job Story к User Story. Часть 4. Цикл экономики и гипотез. Маппинг Job Story -> Юнит-экономика. (В разработке, здесь будет ссылка)

  • От Job Story к User Story. Часть 5. Цикл экономики и гипотез. Связь с другими циклами (В разработке, здесь будет ссылка)

Мы любим говорить: «Нужно делать CustDev». Или: «Нужно считать Юнит-экономику». Или: «Нарисуем CJM — и станет ясно».

Проблема в том, что эти артефакты часто делаются изолированно: JTBD не связывается с User Story, Юнит-экономика существует в вакууме, Use Cases живут отдельно от гипотез, а гипотезы накапливаются и становится непонятно, почему они появились именно в таком порядке.
В результате — знания есть, но целостной картины видения продукта нет.

Всем привет! Меня зовут Рычихин Павел, я являюсь Менеджером продукта и Бизнес-системным аналитиком.

Данная публикация открывает серию статей, в которой я покажу путь от пользовательской потребности через Job Story к пользовательской истории и связи с Юнит-экономикой, используя понятные артефакты и взаимосвязи между ними. Скажу прямо: тем, кто сидит на ЗП и пилит фичи ради фичей, эта статья вряд ли покажется значимой.

Кому подойдёт статья: аналитики, менеджеры продукта или проекта.

К концу этой статьи вы:

  • Узнаете структуру серии статей

  • Познакомитесь с такими "странными" артефактами, как Абстрактная Job Story и Конкретная Job Story

  • Получите 2D-представление схемы связи артефактов развития любого Продукта или Проекта

  • Сможете открыть новые возможности для решения своих задач.

Что я сознательно исключаю из этой и следующих статей:

  • Технические артефакты: архитектурные документы, БД, методы/контракты и др.

  • Бизнес-артефакты: Product Visio и др.

  • Версионирование артефактов

На мой взгляд, данные артефакты обслуживают, формируют и формируются в результате работы циклов, о которых пойдет речь далее.

Схема

Итак. Для начала проиллюстрирую связь артефактов и циклов схематично.

Циклы

Под циклами я понимаю довольно известные понятия и комбинацию входящих в них артефактов:

  1. Цикл исследования и разработки (или Discovery)

    В него входят следующие артефакты

    1. CustDev

    2. Abstraction JobS (Абстрактная Job Story в рамках JTBD) + связь с приоритезацией

    3. Specific JobS (Конкретная Job Story в рамках JTBD) + связь с приоритезацией

    4. User Flow (Карта пользовательских сценариев)

    5. CJM/UJM (Клиентский/Пользовательский путь)

    6. User Scenario (Пользовательский сценарий)

    7. Use Case (Сценарий использования)

    8. User Story (Пользовательская история)

    9. USM (Карта пользовательских историй)

    10. БП или UI/UX (бэк или фронт-процессная форма Бизнесс-процесса или UI/UX)

  2. Цикл поставки (или Delivery)

  3. Цикл экономики и гипотез
    В него входят следующие артефакты:

    1. Гипотезы, метрики и Job Story + связь с Конкретными Job Story (Specific JobS) в контексте бизнеса и Юнит-экономики.

    2. Гипотезы, А/Б-тесты

    3. Маркетинг

    4. Юнит-экономика

    5. Когортный анализ

Необходимо сообщить о свойствах циклов:

  • Линейность означает, что артефакты непосредственно связаны с ближайшими артефактами, т.е. являются родительскими и дочерними. 

  • Цикличность означает, что внесение достаточного изменения в один из артефактов затрагивает весь цикл артефактов. В связи с этим необходимо проверить весь цикл взаимосвязи артефактов, чтобы убедиться в сохранении целостности.

Каждый артефакт каждого цикла описывается по одной и той же схеме.

Параметр описания артефакта

Значение параметра

Предисловие

Приводятся вводные данные с целью охарактеризовать артефакт

Связь с другими артефактами

Определяется зависимость артефакта от других артефактов

Цель

Желаемый результат, достигаемый при помощи артефакта

Назначение

Описание причины использования артефакта

Описание

Информация об артефакте

Динамика

Характеристики процесса формирования артефакта

Плюсы

Плюсы использования артефакта

Минусы

Минусы использования артефакта

Пример

Краткий пример артефакта (Если рассматривается в статье)

Итог

Подведение итога описания артефакта

Примечание

Дополнительная информация по артефакту

Заключение

В данной статье я перечислил основные артефакты, о которых планирую писать в серии статей. Некоторые темы, такие как CustDev, я не планирую разбирать подробно, а на других, например Job Story, остановлюсь подробнее.

Написать серию статей меня побудило желание формализовать свои знания, и привнести в этот мир свой взгляд на тематику разработки, положив в основу хорошо известные практики. Надеюсь, серия покажется читателю интересной, и я смогу отплатить Хабру добром за те знания, что я почерпнул из него.

В своей работе я ставил задачу иметь гибкий, и в тоже время стойкий фреймворк, который позволяет относиться к процессу жизнедеятельности ИТ-Продукта или ИТ-Проекта с позиции Цели как процесса непрерывного совершенствования (привет Голдратт). И этот фреймворк нашёл успешное применение в моей работе, особенно когда у тебя десятки абстрактных и сотни конкретных job story, и это всё необходимо увязать с User Story. При этом все гипотезы должны легко определяться и прослеживаться в каждый отрезок времени, весь трафик должен быть собран в когорты, а метрики должны лежать на своих местах без использования специальных фреймворков.

Глобальный плюс подхода: по данной связке циклов и артефактов можно организовать работу любого ИТ-продукта или ИТ-Проекта. Все иные артефакты будут служить работе данной связке артефактов. 

Глобальный минус подхода: крайне сложно переступить через собственные когнитивные искажения, сложившиеся привычки, бизнес-архитектуру в компании и т.п.

В следующих статьях я разберу обозначенные циклы и артефакты.

Поехали!

Комментарии (0)