О возможности применения результатов самого масштабного исследования в области доказательной педагогики говорим с Олегом Швецом, одним из авторов курса Online Teacher в OTUS.

Исследование Джона Хэтти — своеобразная кульминация 25-летнего изучения и синтеза 1700 метаанализов, включающих 100 000 исследований с участием 300 миллионов учащихся по всему миру. В его результатах — факторы, влияющие на образовательный процесс и достижения учащихся. Когда в 2009 году Хэтти выпустил книгу «Видимое обучение» (Visible Learning), в ней были представлены 138 факторов. Продолжение исследования до настоящего момента привело к выявлению 322 факторов, и скорее всего, это не конечное число. Все факторы можно увидеть в таблице на сайте исследования. Краткое описание каждого фактора включает: 

  • название; 

  • домен, к которому фактор относится, например — ученик, учитель, учебное заведение, учебная программа и др.;

  • поддомены, например  — «учебные намерения», «программа работы с одаренными учениками», «состав семьи» и т.п.; 

  • величина эффекта фактора (степень влияния на результаты обучения); 

  • количество метаанализов и исследований, относящихся к фактору;

  • количество учащихся, которых касаются эти метаанализы и исследования;

  • уверенность в факторе, исходя из количества метаанализов, исследований и количества учащихся, которых они касаются. 

Практическая ценность исследования состоит в том, что это первая масштабная научная база, которая позволяет судить о наличии или отсутствии в учебной среде тех или иных факторов.

Степень влияния каждого из описанных факторов подтверждена рядом экспериментов. Например, коэффициент 0,40 — это средний размер эффекта от участия учителя. Тем не менее, это не значит, что присутствие учителя гарантирует достижение этого размера эффекта. В столбце Effect Size таблицы вербальное описание факторов с коэффициентом выше 0,40 приводится как «имеющие значительное положительное влияние» или «имеющие потенциал для значительного положительного влияния», а факторов с коэффициентом ниже 0,40 — с как «влияющие скорее положительно» или «имеющие отрицательный эффект».

Например, тройка главных положительных факторов (величина эффекта от 1,33 до 1,46) включает следующие:

  • Оценка успеваемости учащегося преподавателем (teacher estimates of achievement) — когда преподаватель проводит регулярный мониторинг успехов ученика. Как с позиции наблюдателя, например — проверяя журнал или его работы по разным предметам, так и в непосредственном взаимодействии с учеником, например, обсуждая с ним его успехи или проводя письменное анкетирование. Почему это важно: суждения учителя могут помочь управлять ожиданиями — наметить следующие цели, определить проблемы и т.д. Учитель как «наблюдатель» корректирует свою тактику для максимального повышения уровня успеваемости учащихся.

  • Коллективная эффективность учителей (collective teacher efficacy) — общая уверенность группы учителей в конкретной образовательной среде в том, что они обладают необходимыми компетенциями и уровнем профессионализма и могут положительно повлиять на успеваемость учащихся.

  • Самооценка знаний учеником (self reported grades) — способность ученика самостоятельно и верно оценить собственный уровень владения той или иной предметной областью в рамках программы. Достоверность такой самооценки оценивается путем сравнения оценки, полученной самим учащимся, с оценкой преподавателя.

Факторы, отрицательно влияющие на обучение, связаны с негативными состояниями самих учащихся, а также неблагоприятными факторами среды. 

Топ-3 негативных факторов (величины эффектов -0,82, -0,63, -0,52):

  • Гнев (anger) — возникает, когда учащиеся сталкиваются с серьезными трудностями, в случае если что-то препятствует движению к желаемой цели, а также когда учащиеся считают требования или поставленную им задачу несправедливыми.

  • Жестокое обращение (maltreated children). В контексте обучения школьников здесь имеются в виду случаи любого вида насилия, пренебрежение со стороны родителей, отсутствие базовой заботы.

  • Фрустрация — здесь рассматривается как смесь гнева и разочарования.

В статье от 2015 года «Применимость видимого обучения к высшему образованию» (The Applicability of Visible Learning to Higher Education) Хэтти упоминает, что ему удалось рассмотреть эти факторы применительно к высшему образованию. В статье представлен график, где котором значения, относящиеся к тому или иному домену, сгруппированы и сложены по степени эффекта. 

Источник: TEACHER-READY RESEARCH REVIEW. The Applicability of Visible Learning to Higher Education, 2015
Источник: TEACHER-READY RESEARCH REVIEW. The Applicability of Visible Learning to Higher Education, 2015

График показывает, кто из участников обучения заметнее влияет на успешность обучения и очевидно, что самый мощный домен — сам студент. 

Глядя на этот график, можно представить, например, такую картину: есть отличный студент, его внутренние факторы как бы «за» него, но внешние факторы (дом друзья, учебная программа и т.п.) нельзя назвать благоприятными. В таком случае он способен вытянуть обучение. А если ему повезло с учителем, то остальное вообще не играет существенной роли. И наоборот — если у не самого мотивированного студента будет благоприятная домашняя и учебная атмосфера и отличный преподаватель, то на «четыре» он будет способен. Тут, разумеется, возможны разные варианты, учитывая количество возможных комбинаций из 322 элементов.

Так или иначе, результаты исследования показывают, что когда ученики являются своими собственными учителями, их результаты становятся лучше. Модель видимого обучения описывается формулой: «Учителя видят учебный процесс глазами своих учеников». Более того, при обучении онлайн активное отношение ученика становится еще более важным.

Часто можно столкнуться с ситуацией, когда учащиеся, и даже некоторые взрослые студенты, ответственность за результаты полностью возлагают на учителя или школу: плохо научили, не создали идеальных условий и так далее. В таком случае обучение и сотрудничество участников обучения затрудняется. Опираясь на полученный в OTUS опыт преподавания, можно сказать, что ученик и учитель примерно пополам делят ответственность за обучение. Когда они работают вместе, сообща, тогда и обучение становится по большей части успешным. Если к этому добавляется подходящая программа, поддерживающие товарищи, благоприятная домашняя обстановка и т.д. — мы получаем картину наиболее успешного и эффективного обучения. К сожалению, на практике это реализуется редко. 

Здесь уместно вспомнить про модель SSDL (Staged Self-Directed Learning Model), которая описывает этапы отношения студента к собственному обучению. Она дает представление о том, какие стадии проходит студент по мере своего развития как учащегося, и как повышается уровень самонаправленности. Если на первом уровне учащийся отдает ответственность полностью учителю, то на четвертой стадии действует самостоятельно, изредка обращаясь к учителю как к более опытному коллеге. Человек по этим стадиям может проходить в любом возрасте, развивая всё более сознательное и активное отношение к учебе. Исследование Хэтти подтверждает, что чем активнее студент участвует в собственном обучении, тем оно эффективнее.

Итак, главный вывод, который можно сделать из исследования Хэтти — что статистически наибольшее влияние на обучение оказывает сам ученик или студент, что именно он главная фигура в обучении, и основная задача преподавателей и в целом школы — всячески ему помогать. Возможно, предчувствуя такую ситуацию, во многих странах довольно давно начали применять обучение, ориентированное на студента (student centered learning) и внедрять его в первую очередь для обучения взрослых. 

Разумеется, попытки применения результатов исследования Хэтти, как и многие другие попытки применить результаты статистического исследования к реальной жизни, могут быть не всегда успешными. Здесь можно сказать, что исключения подтверждают правило. А можно вспомнить слова, принадлежащие Александру Блоку, которые наилучшим образом отражают то, с чем приходится иметь дело людям, занимающимся обучением, а именно: «Люди — создания живые и чудесные прежде всего». Возможно именно поэтому в обучении часто складывается ситуация, когда мы можем видеть и называть факторы, которые препятствуют обучению, предпринимать попытки, которые, как нам кажется, помогут на них повлиять и не достигать успеха в таком влиянии. Не дает готовых рецептов и Хэтти. В то же время, фокусируясь на идее создания программы обучения, ориентированной на студента, мы разработали онлайн-курс «Online teacher». И это если не первый, то точно один из первых в России курсов подготовки преподавателей, основанный именно на таком подходе.

Комментарии (2)


  1. semennikov
    14.09.2021 23:43

    Верно ли утверждение что если я попрошу самого ученика подготовиться и объяснить его товарищам тему помогая ему и поправляя то результат обучения будет лучше? Или все таки надо сначала все тщательно рассказать и спрашивать и это будет лучше?


    1. ShvetsOleg
      15.09.2021 12:49
      +3

      Это зависит от учебных целей и личности ученика. Если цель в том, чтобы ученик что-то запомнил, могут подойти оба способа, в зависимости, опять же, от личности ученика, поскольку кому-то из учеников может быть невыносимо что-то объяснять, стоя перед классом и он так или иначе избежит выполнения этой задачи или выполнит ее некачественно, для кого-то - наоборот, такая задача будет в радость, объяснение он скорее всего проспит, а на опросе попытается сдуть ) К слову об объяснении, в таблице факторов Хэтти есть фактор Peer Tutoring, т.е. ситуация, когда ученики что-то преподают другим ученикам, величина эффекта этого фактора = 0,51, это выше среднего, т.е. такой прием обоснован и работает. Если спросить меня, не вдаваясь в подробности, что выбрать для работы в конкретной аудитории, я бы ответил - разработать несколько видов заданий и разрешить ученикам выбрать тот вид, который они готовы реализовать