Очень много комментариев собрал пост молодого человека, первокурсника, пришедшего учиться на "программиста", но получившего несколько не то, что он ожидал. Я сам 15 лет назад поступил в региональный университет на "айтишную" специальность и мне это близко.

Как это обычно и бывает для постов, поднявших весьма больную тему, комментарии оказались как бы не интереснее самого поста.

В них эдаким лейтмотивом проходит несколько мыслей, которые я бы и хотел выделить, обсудить и в некотором роде постараться опровергнуть или, как минимум, поставить под сомнение.

Я заранее извиняюсь у авторов комментариев за то, что не буду упоминать их ники. Одна и та же мысль могла быть высказана десятки раз в разных формах и я не вижу никакой разумной возможности найти и упомянуть их всех, поэтому ограничусь или переформулированной идеей, или небольшой прямой цитатой там, где это совершенно необходимо.

Аналогично, я оговорюсь, что в некоторых ВУЗах все может быть по-другому. Частные случаи хорошо подсвечивают проблему, но никак не отменяют её наличия.

Кроме этого, я бы не хотел рассуждать о причинах проблем и\или предлагать какие-либо способы решения. Но, конечно же, это всегда можно обсудить в комментариях.

Итак, примем к рассмотрению следующие тезисы, которые достаточно массово высказывались в комментариях:

  1. Высшее образование не готовит специалистов, оно даёт "основу для самоподготовки" и "вводят в отрасль", он "форматирует мозг в правильной плоскости" и так далее.

  2. Универ - это не школа, где все разжёвывают. Универ - это место, где ты получишь список литературы и направление "куда копать".

  3. Ещё до поступления нужно базово знать C++ и вообще ориентироваться в будущей специальности.

Было ещё много высказываний о том, что автор неуч и лодырь, но это мы оставим на совести высказывавшихся. Равно как и мои подозрения о том, что многие высказывания звучат мстительно, в формате "страдал я - теперь страдайте и вы, таков путь".

Теперь, когда у нас есть список высказанных тезисов, можно наконец-то закончить вводную часть и начать их обсуждение.

Начнём по порядку.

Должно ли высшее образование давать готовых специалистов?

Так как обсуждаем мы высшее образование в России, предлагаю обратиться напрямую к законодательству. Ответ на вопрос нам даст Статья 69 федерального закона 273 "Об образовании в Российской Федерации".

Приведём оттуда первый пункт, который отвечает на вопрос "зачем нужно высшее образование":

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Я хочу попросить обратить отдельное внимание на первую часть цитаты, а именно - "имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров".

В законе в этом месте нет ничего про "основу для самоподготовки", "ввод в отрасль", "форматирование мозга" и так далее.

Кроме того, подобная цель указана не только в общем законе, но и в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), точнее в стандартах для каждого из направлений подготовки.

Для примера, возьмём ФГОС ВО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования) для направления 02.03.02 "Фундаментальная информатика и информационные технологии", который обязаны соблюдать все учебные учреждения за редким исключением.

Приведём оттуда некоторые части прямыми цитатами.

Про области профессиональной деятельности выпускников:

1.11. Области профессиональной деятельности*(2) и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; научных исследований);

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: разработки и тестирования программного обеспечения; создания, поддержки и администрирования информационно-коммуникационных систем и баз данных, управления информационными ресурсами в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");

25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере проектирования, создания и поддержки систем автоматического управления и информационно-коммуникационных систем, а также математического моделирования);

32 Авиастроение (в сфере проектирования, создания и поддержки систем автоматического управления и информационно-коммуникационных систем, а также математического моделирования);

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере разработки автоматизированных систем управления производством).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Про решение профессиональных задачи:

1.12. В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

научно-исследовательский;

педагогический;

производственно-технологический;

организационно-управленческий.

Ещё, интересует нас третья часть стандарта, которая формулирует результат обучения - "Требования к результатам освоения программы бакалавриата" в части профессиональных компетенций:

3.4. Профессиональные компетенции определяются Организацией (ВУЗом) самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии).

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru) 3 (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).

Из каждого выбранного профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации 4 и требований раздела "Требования к образованию и обучению". ОТФ может быть выделена полностью или частично.

3.6. Совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности и сфере профессиональной деятельности, установленных в соответствии с пунктом 1.11 ФГОС ВО, и решать задачи профессиональной деятельности не менее, чем одного типа, установленного в соответствии с пунктом 1.12 ФГОС ВО.

Согласно определению, профессиональные компетенции определяются ВУЗом самостоятельно на основе профессиональных стандартов (для этой специальности они присутствуют). Список стандартов присутствует в приложении. Давайте посмотрим что там.

Там нас ждёт некоторый сюрприз в виде части совершенно нетехнических стандартов, таких как:

  • Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых

  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

Окей, учителя информатики в школах нужны. Но все таки там есть и стандарты тех профессий, которые подразумеваются, когда мы думаем и говорим о рассматриваемом направлении подготовки:

  • Программист

  • Архитектор программного обеспечения

  • Специалист по тестированию в области информационных технологий

  • Администратор баз данных

  • Специалист по информационным системам

  • Руководитель проектов в области информационных технологий

  • Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий)

  • Системный аналитик

  • Специалист по разработке комплексов бортового оборудования авиационных летательных аппаратов

  • Специалист по автоматизированным системам управления производством

В принципе все профессии, кроме двух ("специалист по информационным системам" и "специалист по разработке комплексов бортового оборудования авиационных летательных аппаратов") нам понятный и знакомы - программист, архитектор, тестировщик, админ БД, аналитик, САПРовец, РП и так далее.

Опять же, указаны конкретные профессии, высококвалифицированным специалистом в одной или нескольких из которых человек должен стать, окончив подготовку. И опять, ни слова о "форматировании мозга".

Давайте посмотрим ещё глубже, может быть в самом профессиональном стандарте что-то не так?

Возьмём профессиональный стандарт "программист".

Он включает в себя несколько трудовых функций для разной квалификации, каждая из которых определяет необходимые умения, а именно:

Уровень квалификации

Обобщённая трудовая функция

Трудовые функции

3

Разработка и отладка программного кода

- Формализация и алгоритмизация поставленных задач

- Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными.

- Оформление программного кода в соответствии с установленными требованиями

- Работа с системой контроля версий

- Проверка и отладка программного кода

4

Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения

- Разработка процедур проверки работоспособности и измерения характеристик программного обеспечениям

- Разработка тестовых наборов данных

- Проверка работоспособности программного обеспечения

- Рефакторинг и оптимизация программного кода

- Исправление дефектов, зафиксированных в базе данных дефектов

5

Интеграция программных модулей и компонент и верификация выпусков программного продукта

- Разработка процедур интеграции программных модулей

- Осуществление интеграции программных модулей и компонент и верификации выпусков программного продукта

6

Разработка требований и проектирование программного обеспечениям

- Анализ требований к программному обеспечению

- Разработка технических спецификаций на программные компоненты и их взаимодействие

- Проектирование программного обеспечения

Так как на программиста учат не только в высших учебных заведениях, сделаем предположение, что после окончания ВУЗа человек должен стать высококвалифицированным специалистом, освоившим хотя бы половину из трудовых функций.

Если посмотреть на эту половину, то мы увидим совершенно обычного уверенного джуно-мидла в рамках современного рынка. Никаких особых искажений нет. Навык формализации, написания кода, тестирования, исправления багов. Ровно то, что требуется рынком.

Итак, кажется я достаточно убедительно доказал, что согласно определению высшего образования и сформированным законодательным требованиям, оно должно готовить готовых высококвалифицированных специалистов.

Напомню, что первый тезис звучит следующим образом:

"Высшее образование не готовит специалистов, оно даёт "основу для самоподготовки" и "вводят в отрасль", он "форматирует мозг в правильной плоскости" и так далее."

И тезис этот является неверным. Высшее образование предназначено, в первую очередь, именно для подготовки высококвалифицированных специалистов. Это его цель, определённая законом.

Очевидно, этого не происходит. Почему - вопрос открытый, но утверждать, что ВУЗ этого делать и не обязан - это прямо искажать законодательные нормы и вполне конкретные требования государства к образовательной системе и просто подмена понятий.

Должны ли тебя учить, или ты должен учиться сам?

Сразу дам ответ - на уровне законодательства это не регулируется. Учебное заведение в праве само устанавливать "правила игры" и степень вовлеченности в процесс обучения. Это исходит опять же из ФГОС:

1.4. Содержание высшего образования по направлению подготовки определяется программой бакалавриата, разрабатываемой и утверждаемой Организацией (ВУЗом) самостоятельно. При разработке программы бакалавриата Организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе - компетенции).

В идеальном мире, ВУЗ должен максимально оптимизировать процесс подготовки учеников для выполнения цели и могут быть ситуации, когда хорошее объяснение важнее и сильно эффективнее, чем просто выдача "списка литературы" и\или начитывание лекций под запись, но в целом - никто никому ни к чему не обязывает.

Кроме того - очень жаль, что качество образования и преподавания того или иного предмета нельзя узнать заранее, системы оценок в обратную сторону не существует.

Нужно ли хоть как-то ориентироваться в предмете до поступления?

Я сам, ещё до поступления в университет, вполне ориентировался в ситуации. Даже Linux я начал осваивать ещё в школе и на момент поступления я умел по крайней мере в Bash, у меня стоял Debian Sarge с поднятой сетью и крутящимися под ним серверами для CS 1.6. Но моя ситуация нетипична.

Давайте посмотрим, есть ли что-то в официальных документах по этому поводу.

Единственное место, которое я нашёл и которое описывает требования к подготовке до ВУЗа - это ФЗ 273 "Об образовании в Российской Федерации", который мы упоминали в самом начале:

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

Как видим, в этой части ничего нет. Общее среднее образование, никаких требований к дополнительным знаниям. Может быть что-то есть в правилах приёма в ВУЗ и экзаменах?

Об этом нам рассказывает статья 55 того же ФЗ:

Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе), перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования каждого уровня, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования, перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования, перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как мы видим, в нем указан перечень вступительных испытаний. Найти его не особо сложно. Посмотрим, какие вступительные испытания он устанавливает для рассматриваемой нами специальности 02.03.02:

  • Физика

  • Химия

  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

  • Иностранный язык

  • Математика

  • Русский язык

Обязательными являются только Русский язык и Математика, остальные - по выбору образовательной организации. Из перечисленных предметов специфичные для индустрии знания вроде "программирования" можно ожидать только от курса ИКТ.

Давайте посмотрим ФГОС для него.

Упс, а он отсутствует. Есть только общий ФГОС на среднее общее образование. В таком случае, посмотрим что в нем есть касательно ИКТ:

Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:

сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики;

сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;

сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;

сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;

принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации.

Пока ничего про знание С++ или любого другого языка у нас тут нет.

Посмотрим, какие требования выдвигает ФГОС в части изучения предмета Информатика, экзамен по которому по сути и является экзаменом ИКТ, реализованном в соответствующем ЕГЭ:

"Информатика" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать:

1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;

7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

"Информатика" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса информатики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

2) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

3) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;

5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии "операционная система" и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

8) владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;

10) сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.

Нашлось!

По крайней мере, после базового уровня курса, выпускник школы должен знать какой-то один высокоуровневый алгоритмический язык в объёме, достаточном для понимания исходного кода и знать основные конструкции программирования. Но не программировать. И речь не идёт об универсальном языке (советую кстати загуглить "Алгоритмический язык" из ЕГЭ, это какое-то отдельное эм... произведение искусства).

После углублённого курса уже предъявляется требование к умению программировать.

Но и тут есть нюанс - даже ЕГЭ не требует знания синтаксиса С++ или любого другого "универсального языка". Можно вполне обойтись знанием "Алгоритмического языка", который конечно схож с Паскалем (а судя по примерам кода - это суть и есть убого переведённый Паскаль), но все таки не он и это знание вряд ли поможет написать что-либо на плюсах.

Итак, с учётом этого, если ВУЗ ожидает, что человек должен уметь программировать, ВУЗ должен использовать вступительные испытания по ИКТ с достаточно высоким проходным балом, т.к. судя по примерам заданий, это по сути самый сложный уровень, но даже тогда он не может рассчитывать на то, что абитуриент придёт со знанием любого реального языка (можно сдавать ЕГЭ по ИКТ даже после базового курса ИКТ в школе).

Отсюда мы делаем вывод, что тезис "Ещё до поступления нужно базово знать C++ и вообще ориентироваться в будущей специальности" неверный.

Законодательно такого требования не установлено, равно как и для подавляющего большинства ВУЗов не предусмотрена вольная интерпретация требований к вступительным испытаниям.

Заключение

В заключение, я бы хотел сказать следующее - мне кажется, не стоит оправдывать происходящее в формате "да так всегда было" или "да вот я учился и нормально, потом человеком стал".

Подобные предположения о какой-то особенной функции ВУЗа мало того, что прямо противоречат возложенной на него функции, но и звучат как оправдание ситуации через "адаптацию" реальности в формате принятия проблемной ситуации за нормальную.

Это достаточно распространённый способ оправдания проблем и мы слышим его каждый день в разных вариациях: "зато не война", "да, он лентяй, алкоголик и бьет - зато любит и не одна", "дороги разбиты - но это климат такой", "надо стойко воспринимать лишения и тяготы..." и так далее.

И именно оправдание ситуации и принятие её за норму, кажется, и является самым главным неверным тезисом.

Мы ведь все знаем, что хорошая постановка вопроса, описание проблемы и её признание - это уже половина решения?

Комментарии (54)


  1. Redrik05
    29.09.2021 11:17

    Об высшем. Исправьте, пожалуйста


    1. onlinehead Автор
      29.09.2021 11:29

      Действительно опечатка. Спасибо!


  1. elektroschwein
    29.09.2021 11:58
    +4

    Вот собственно то, о чем я говорил: сколько бы комментаторы с Хабре не писали про "высшее образование нужно чтобы давать фундаментальные знания", в реальном мире же не только сами абитуриенты, но и работодатели ожидают от выпускников не абстрактные "фундаментальные знания", а именно готового специалиста, способного сразу начать работать на требуемой позиции. Вы своей статьей подтвердили, что законодательство говорит о том же, а все эти "вуз только должен вас научить учиться" -- в большинстве случаев самооправдания.


    1. Tenebrius
      29.09.2021 12:42
      +7

      ИМХО, ВУЗ - это начало подготовки к научной деятельности. А для более "ремесленной" работы он не является чем-то обязательно необходимым.


    1. iiopy4uk_mck
      29.09.2021 15:27
      +1

      Но закон ничего и не говорит о кадре для работодателя.

      А очень абстрактно рассуждает о высокой квалификации и развитии.


    1. xaosxaos2
      30.09.2021 11:26

      «вуз только должен вас научить учиться»
      а в моё время говорили, научиться работать с инструментами. И я честно не понимаю как можно научить учиться. Например для предметов которые не требуют приложения рук (т.е. труда, токарный станок например) — это понятно. Но как Вы научите учиться токарному ремеслу, если у вас токарного станка то нет.


  1. YourgenAP
    29.09.2021 12:57
    +3

    С точки зрения закона все конечно прекрасно. ВУЗы должны готовить высококвалифицированные кадры. Так случается с юристами, медиками, физиками, инжинерами. С программистами сложнее. Отчасти, это как с дизайнерами, архитекторами и иными творческими профессиями. Я сам студент, но не в РФ, а в Германии (свои пять копеек сравнения чуть ниже вставлю). Суть в том, что каждый ВУЗ дает ту программу, которую требует ФГОС ВО. Замечательно, прекрасно. Только вот суть направлений, связанных с информатикой, что дают именно общие, базовые знания, ту самую основу. Вы не получите на выходе с бакалавриата или магистратуры сотрудника, которые умеет всё и вся. Суть ВУЗа в данном случае как раз научить студента повседневным, рутинным вещам, которые, может быть, даже и не пригодятся, как например диффуры. А уже на этих знаниях молодой специалист может сформировать более глубокие познания в той или иной сфере. Аналогично с дизайнерами, журналистами или архитекторами - научить основе, которая поможет им правильно все делать: сочетание цветов, красивый заголовок или расчет конструкции и перекрытий, чтоб дом не сложился под собственным весом.

    По третьему тезису. Да, нужно. Для себя самого. Смысл идти на физику тяжелых металлов, если ты простую то физику не понимаешь. Смысл идти на программиста, если ты не мыслишь алгоритмически. Ну потратишь год-два, уйдешь в академ, а потом с нуля на другом направлении.

    Ну и немножко сравнения с образованием в ФРГ. Я учусь на B.Sc. Computational Engineering Science (неожиданно, но это Информатика в машиностроении так теперь называется) в Техническом университете Берлина, сейчас начнется 5ый семестр из 6. У меня были и линейная алгебра, и матанализ, и термодинамика, и теория графов. На практике, которую я сейчас прохожу, и в дальнейшем после ее завершения я работаю с OPC UA и TSN. В университете меня конечно же этому не учили. Меня научили основам, которые пригодились: работа с потоками, использование mutex и так далее.

    Я не могу понять, чего авторы многих статей, похожих на ту, что стала первопричиной этой, ожидают чего-то неординарного от высшего образования. Вы сами должны научиться программировать, делать расчеты, придумывать решения. Для этого дают знания, которые вы потом сможете использовать. В этом плане я не совсем понимаю недовольство многих.


    1. onlinehead Автор
      29.09.2021 13:04
      +2

      На практике, которую я сейчас прохожу, и в дальнейшем после ее завершения я работаю с OPC UA и TSN. В университете меня конечно же этому не учили

      Если немецкая система хоть как-то похожа на российскую (а она в целом похожа), то практика является частью обучения в университете, то есть то, что вы работаете на практике с определёнными вещами является всё-таки частью обучения.
      А что же касается отличия инженера, физика и программиста — я не совсем понимаю, почему тут есть какое-то глобальное отличие.
      Окей, физика и инженерия развиваются относительно медленно, но возьмём какую-нибудь микробиологию, фармацевтику, медицину — там все летит семимильными шагами и учебные заведения адаптируются. Где-то успешно, где-то нет, но адаптируются.
      И это не говоря уже о юриспруденции, где все вообще меняется перманентно. В этом то случае, я надеюсь, не возникает оправдания ситуации «я просто учил это по учебникам 20 летней давности и вообще, на выходе должен получиться не юрист, а человек с навыком логического мышления, а то, что он там учил и сдавал уголовный кодекс — это для общего развития».
      Кстати, в вашем случае вообще все выглядит достаточно логично. Информатика в машиностроении вполне себе требует изучения смежных предметов и вероятно на выходе, после прохождения практик и сдачи экзаменов, из вас таки получится готовый специалист в области, в которой вы учились.


      1. YourgenAP
        29.09.2021 13:27
        -1

        Суть в том, что та же правоприменительная практика не меняется кардинально. С римского права на англо-саксонское не перепрыгивают. Медицина, физика, фармацевтика - области, в которых так или иначе есть определенная научная база, на которой строятся все новые изыскания.

        В программировании тоже есть база, на которой все строится. Но ключевое "но" заключается в том, что в той же физике при решении новых задач вы используете уже известные формулы и делаете теоретические выкладки на основе того, что известно. В информатике решение новых задач не всегда связано с системным подходом и "старыми" решениями. И уже в рамках имеющихся знаний программист решает тем или иным путем новую задачу, иногда с использованием старых, а иногда с нуля. Именно поэтому я и пишу, что программирование это все-таки область, в которой больше дается базовых знаний, нежели более специфических.

        Касательно готового специалиста. Кого считать готовым специалистом? Того, кому хватит знаний для решения задач на теоретическом уровне, или того, кто может это реализовать на практическом. По факту, после 6 семестров я буду иметь теоретические знания по автоматизации производственных процессов, регуляции процессов, распределению потоков в процессоре, но решить задачи теми или иными инструментами (тот же OPC UA для многих моих однокурсников) на практике уже вряд ли.


        1. onlinehead Автор
          29.09.2021 13:41
          +7

          в той же физике при решении новых задач вы используете уже известные формулы и делаете теоретические выкладки на основе того, что известно. В информатике решение новых задач не всегда связано с системным подходом и «старыми» решениями.

          Вы опять информатику зачем-то выделяете в какой-то «особенный» предмет или науку, но в плане подхода к решению проблем она ничем не хуже физики, социологии, медицины и так далее.
          «С нуля» решения задач информатике не разрабатывается практически никогда. Их разработка — суть научная деятельности. Ровно как и в других областях науки.
          Нет готового решения для расчёта прочности любого моста любой конструкции, но есть базовые формулы и понятия, которые можно «совместить», чтобы посчитать прочность. Аналогично нет готовых расчётов на взаимодействие любых частиц в любых условиях, но есть формулы и алгоритмы, по которым их можно посчитать.
          В информатике аналогично — подавляющее большинство задач решается через комбинирование известных приёмов — сортировки, ветвления, известные алгоритмы и так далее. Вы не изобретаете новые «методики расчёта», вы просто комбинируете известные вам абстракции той или иной степени. И даже понимание их ничем не отличается концептуально от понимания какого-нибудь метода расчёта полей в физике.
          В общем, в глобальном смысле все ровно так же. С некоторыми местячковыми особенностями, не меняющими общей сути.
          после 6 семестров я буду иметь теоретические знания по автоматизации производственных процессов, регуляции процессов, распределению потоков в процессоре, но решить задачи теми или иными инструментами (тот же OPC UA для многих моих однокурсников) на практике уже вряд ли.

          И это выглядит как провал образования в случае, если перед немецким высшим образованием ставится цель выпуска квалифицированных кадров (а не информатиков-теоретиков, к примеру). Получается, что вы отучитесь 6 семестров и к окончанию получения образования все ещё не будете умеете делать то, что должны.


      1. iiopy4uk_mck
        29.09.2021 15:34
        +1

        Ну в моем ВУЗе была практика и довольно много. Наверное это важный критерий для выбора места обучения, и кстати он учитывается в рейтингах вузов.

        Знаменитые компании довольно тесно сотрудничают со многими.

        Конечно же есть вузы попроще.


  1. leha_gorbunov
    29.09.2021 13:06

    Я хочу попросить обратить отдельное внимание на первую часть цитаты, а именно - "имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров".

    Обратили. И где в этой цитате обязанность преподавателей обучать, разжевывать и вдалбливать? Они же могут отобрать способных, которые сами подготовились, с остальными попрощаться.

    А потом товарищи автора предыдущего поста устроятся на работу еще до получения диплома, а он с дипломом и без опыта будет также посты писать, что его видите ли не обучают, он же только после ВУЗа и по закону работать до этого не должен был.


    1. onlinehead Автор
      29.09.2021 13:10
      +4

      И где в этой цитате обязанность преподавателей обучать, разжевывать и вдалбливать?

      Эм, это наверно удивительно, но её там нет.
      Этот раздел вообще не про вдалбливание, а про цель высшего образования. Вы точно дочитали до конца?:)


      1. movl
        29.09.2021 21:59

        Обеспечить подготовку и подготовить, это несколько разные цели. Однако Вы трактуете именно как подготовить, а то что явно обозначено в законе, трактуете как неверное понимание этого закона.

        upd. Увидел ниже подобный же поднятый вопрос, и захотел дополнить. Достижение цели мы можем видеть только по факту, грубо говоря обеспечивает или не обеспечивает эту самую подготовку, и в конечном итоге выход готовых специалистов. И в Вашем понимании этого не происходит. Но у разных людей разный опыт, и апелляция к закону здесь ничего не доказывает и не опровергает.


        1. omxela
          30.09.2021 00:02
          +2

          Соглашусь. Апелляция к законам в контексте обсуждения того, что вуз должен делать - это свежо и оригинально. То, что эти законы существуют - понятно. Над вузами парИт такая же система чиновников, как и над школой. Плод их труда - вот такие тексты, которые читаешь и думаешь: вот, чёрт, вроде бы все гладко и правильно, а о чём это всё - как-то ускользает. Это потому, имхо, что законы эти не являются законами по сути: нет системы оценки фактического их исполнения (формальная система есть, не сомневайтесь) и, как следствие, отсутствует неминуемая кара за неисполнение этих законов по принципу "незнание законов не освобождает..." Я сильно подозреваю, что в переходе в юридическую плоскость сбивается прицел. А именно. Вопрос-то простой: меня на самом деле волнует то, что вуз выпускает своих спецов как бы в никуда? А на входе в вуз чаще всего стоИт человек, который как-то слегка не понимает, кем он хочет конкретно стать? Ну, вот как маленькие дети говорят: дворником, полицейским, или пожарным. Так вот и нужно интересоваться на входе системой профориентации (она есть, или это стихия?). А на выходе тем, почему вузы не связаны своими финансами, своим рейтингом, и всем остальным с тем, пользуются ли именно их выпускники повышенным спросом у тех, кто хочет получить квалифицированного специалиста? А законы - это хорошо, это правильно, да. Мягко перефразируя дедушку Л., можно сказать: формально верно, а по сути издевательство.


  1. Win08
    29.09.2021 13:52
    -6

    Высшие учебные заведения, с 1447 года, занимаются регулированием рынка труда путем раздачи (часто платной) сертификатов на право занятия тем или иным видом деятельности. (с) мое.
    Ни о каком образовании речь не идет вообще.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. JediPhilosopher
    29.09.2021 15:12
    +7

    Да просто в людях стокгольмский синдром говорит. "Мы делали непонятную тупую нерелевантную хрень, ну наверное так было надо, так что и ты делай". Честно признать, что занимались бесполезной хренью в ущерб реальным знаниям и навыкам, для многих слишком тяжело.


    1. major-general_Kusanagi
      29.09.2021 15:38

      Да просто в людях стокгольмский синдром говорит. «Мы делали непонятную тупую нерелевантную хрень, ну наверное так было надо, так что и ты делай». Честно признать, что занимались бесполезной хренью в ущерб реальным знаниям и навыкам, для многих слишком тяжело.

      Уж точно не это!
      Скорее то, что диплом отсекает солидную часть желающих вайти-в-айти. И на собеседование, в результате, придёт не двадцать тысяч без диплома желающих вайти-в-айти и стать джунами, а просто двадцать человек, с которыми получится собеседовать за разумное время!


      1. ti_zh_vrach
        29.09.2021 22:59
        +1

        В фармацевтике диплом — законодательно закреплённое требование для кандидата на должность фармацевта или провизора. Не смотря на это, процент тех аптекарей, кто уверенно отличает аналог от синонима (да ладно, вообще помнит о понятии «синоним»!) — примерно как у разработчиков (по прикидкам на глаз).


        1. major-general_Kusanagi
          30.09.2021 06:58

          Что-то мне кажется, что без диплома этот процент вообще был бы околонулевой.


          1. ti_zh_vrach
            30.09.2021 20:20
            +1

            А он и есть околонулевой. Прям с дипломом околонулевой. Исключение составить могут недавние выпускники (и то не все), да увлечённые профессией.

            P.S.: Думаете познания разработчиков в медицине отличаются от таковых у прочих обывателей?


    1. vikhoff
      29.09.2021 16:49
      +4

      Или: "Деды в армии меня первый год били, унижали, но зато во второй год я сам оторвался на свежепризванных, ходил как король! Армия сделает тебя мужиком! Не служил - не мужык!".


      1. major-general_Kusanagi
        29.09.2021 16:59

        А никаких знаний от программиста не требуется, и можно взять на работу программистом любого продавца шарумы с улицы? Он ведь, тоже ничего не учил.


      1. major-general_Kusanagi
        29.09.2021 18:12
        +2

        «Деды в армии меня первый год били, унижали, но зато во второй год я сам оторвался на свежепризванных, ходил как король! Армия сделает тебя мужиком! Не служил — не мужык!».

        Нет, речь не про это, а про «почему солдаты не смотря на кантик, и прочий армейский идиотизм, в среднем воюют намного лучше обычных людей взятых с улицы?».


        1. HellWalk
          30.09.2021 11:09
          +2

          в среднем воюют намного лучше обычных людей взятых с улицы

          Можно ссылку на исследование?

          Потому что я слышал другое мнение - что смысл перехода на контрактную службу как раз связан с тем, что толку от этих призывников в реальной войне нет.


          1. major-general_Kusanagi
            30.09.2021 11:26

            Нет, контрактники — это не случайные люди с улицы, а профессионалы.
            Случайные люди с улицы — это наспех собранное ополчение, воюющие хуже и контрактников и призывников.


  1. event1
    29.09.2021 18:53

    Я хочу попросить обратить отдельное внимание на первую часть цитаты, а
    именно - "имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных
    кадров".

    Ну кстати, если уж так прям в законах копаться, то тут написано "обеспечение подготовки", а не просто "подготовку", что я бы трактовал, как "создание условий для подготовки". Иначе бы написали: "высшее образование имеет целью подготовку ... кадров". Таким образом первый тезис скорее верен чем нет.

    Но если говорить по сути, то ВУЗ не может подготовить инженера из школьника без соучастия самого школьника. Вне зависимости от того, что записано в законах. И мидлом свежевыпущенного инженера без опыта или с полугодовой практикой никто не наймёт. Не потому что его плохо учили, а потому что так работают с кадрами в индустрии.


    1. onlinehead Автор
      29.09.2021 20:10
      +2

      Тут скорее дело в том, что русский канелярит использует весьма сложные для понимания конструкции.
      Тут следующая логическая цепочка: Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки квалифицированных кадров -> система высшего образования имеет целью обеспечение подготовки квалифицированных кадров -> система реализует цель через обучение людей в ВУЗах в рамках системы высшего образования.
      К тому же, кроме основного закона есть ещё ФГОСы, которые обозначают цели гораздо более конкретно, об этом там ниже речь ведётся.


    1. GospodinKolhoznik
      29.09.2021 21:04
      +2

      Можно конечно порассуждать на тему, что "обеспечение подготовки" это не то же самое, что и подготовка. Но это вопрос юридический. А в юридических вопросах принято ссылаться на существующую практику применения терминов. Например:

      Обеспечение безопасности - однозначный термин, обозначающий, что субъект обеспечивающий безопасность эту самую безопасность создаёт и гарантирует, а не говорит "я все условия сделал, для того, чтобы вы себя могли сами обезопасить"

      Обеспечение доставки - опять однозначный термин, обозначающий собственно доставку, а не "я вам создал все условия, чтобы вы могли сами себе доставить что надо и куда надо".


      1. GospodinKolhoznik
        29.09.2021 21:43

        не туда написал


      1. movl
        29.09.2021 22:57

        Я конечно не юрист, но разве может высшее образование быть субъектом права? По моему, это примерно как какой-нибудь абстрактный инвестиционный фон должен обеспечивать безопасность активов, или погодные условия -- доставку чего-либо. То есть кто в данном случае должен говорить "я"?


        1. onlinehead Автор
          30.09.2021 09:25

          В данном случае получается, что субъект права — государство и его органы, а так же государственные и не очень ВУЗы в рамках системы образования.
          Что же касается вообще концепции — ВО регулируется не только законами, но и подзаконными актами и дополнительными постановлениями, частью которых является ФГОС ВО и на них собственно ссылается закон для детализации. Там все сильно однозначнее про цель каждого конкретного курса подготовки. Это тоже приведено в статье.
          Кроме того, как я уже упомянул до этого, законы пишутся в основном с использованием канцелярита (официально-деловым стилем, отягощённым различного рода аббревиатурами, обезличенными формами и т.д.), в рамках которого форма «обеспечение подготовки» вполне типична и в переводе на «обычный» русский означает собственно «подготовить».
          Кстати, инвестиционный фонд в вашем примере как раз должен сделать так, чтобы активы были в безопасности, при этом предпринимая какие-то действия. Аналогично, «погодные условия обеспечивают хорошие условия для бурения» — это приписывание активного действия или бездействия природным явлениям.
          Звучит странновато, но таков канцелярит: не пошёл дождь — погода молодец, пошёл — не справилась, выговор :)


          1. movl
            30.09.2021 18:53

            По поводу стандартов там все еще более странно. Лично у меня сложилось впечатление, что те цитаты, которые Вы привели, скорее направлены на формирование концепции данной специальность. То есть, что речь там идет не про обязательства и цели, а про потенциальную сферу интересов выпускников. Я понимаю, что в данном случае опять же, по разному можно трактовать модальность глагола "могут", но у меня не получается это как-то списывать на условности языка.

            При этом я сам не особо-то в восторге от подобных формулировок, но для себя даже не могу оценить чего в этих законах больше: прескрипции или дескрипции. Возможно, по этой же причине и не вижу противоречий между законами и теми тезисами, которые Вы разобрали.


            1. onlinehead Автор
              30.09.2021 19:09

              Я понимаю, что в данном случае опять же, по разному можно трактовать модальность глагола «могут», но у меня не получается это как-то списывать на условности языка.

              Я, честно говоря, не знаю, как можно ещё интерпретировать вот такое, вкупе с вполне внятными трудовыми функциями и умениями, описанными в проф. стандарте:
              Совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности

              Ну то есть вроде как очевидно, что если компетенции должны обеспечивать способность к деятельности, в требованиях к которой написано «работник должен уметь писать код», то иначе как «в результате обучения человек должен научиться писать код» я не могу.


              1. movl
                30.09.2021 20:22

                Вот где Вы видите требования и предписания, я вижу просто описание некоторой системы, которая каким-то образом должна работать. Как уже обозначалось выше, данная система достаточно сильно завязана на мотивацию ее участников, а так же на третью сторону, в лице работодателей, которые в законе представлены лишь косвенным образом. В итоге выходит ситуация, что одним из основных получателей выгоды от образования студентов, должны стать именно их будущие работодатели. При этом они полностью освобождены от какой-либо ответственности перед этим законом.

                Но так как участники профессионального сообщества заинтересованы в новых толковых сотрудниках, то зачастую они тоже становятся полноценными участниками системы образования, включая и преподавание, и предоставление возможности стажироваться и так далее. И те студенты, которые видят эти возможности, и пробуют ими воспользоваться, под конец своего обучения легко могут стать уже готовыми специалистами, с некоторым опытом профессиональной деятельности.

                Понятно, что в силу множества разнообразных причин, далеко не всем студентам удается осуществить такой путь. И тут возникает вопрос, каким образом мы должны воспринимать эту систему. Студенты первого курса, могут говорить, что система совсем уже ни к черту, потому что обучает устаревшим технологиям, по программам прошлого века, ничего не объясняет и так далее. В чем-то они могут быть по своему правы, но это не значит, что система образования не работает. Собственно, мне действительно не понятно, что и с чем нужно сравнивать, на основании чего выставлять оценки нашей системе образования, и каким образом в этом деле должен помочь закон об образовании. Если же мы просто выставляем систему на суд, применяя к ней закон, который по сути и является этой самой системой, то мне вообще не понятно какой в этом смысл.


  1. Vikci4
    29.09.2021 20:07

    Высшее образование в вакууме, это прекрасно. Но стоит добавить сюда: уровень подготовки поступающих абитуриентов, и картина не кажется такой уж фантастической. Всё просто: если университет поставит высоко качественную планку, поступать и тем более выпускаться будет на порядок ниже студентов. (Речь идёт о полной статистике, а не выборке олимпиадников). Соответственно, требуемая государством статистика будет неутешительная. Отсюда имеем: низкий порог входного качества, низкий порог выходного качества. Отсюда же состав программ обучения. Но, самое важное: спрос! В масштабах государства нет спроса на быстроменяющиеся сферы деятельности, поэтому и программы обучения (с учебными планами) не меняются. Можно выпустить 1000 суперпрограммистов, где применить их ум?

    ЗЫ: в современных реалиях система высшего образования имеет сомнительное качество. Обнаружение людей с нужным складом ума и его развитие, видится более эффективным хотя бы для конечного применения (имхо).


  1. nazem
    29.09.2021 22:04
    +3

    спасибо за статью, как только я прочитал статью на которую вы ссылаетесь, я тут же написал автору слова поддержки. Я искренне считаю, что парня закидали не за что. В России большие проблемы с вузами, в первую очередь из за того что туда никто не идет преподавать, остались либо так себе специалисты, либо идейные дедули не отличающие go от c#. Попытка оправдать проблему высказыванием из серии: «вуз лишь дает направление», это либо способ самоутвердится(показать всем, что ты справился сам), либо абсолютное не понимание проблемы подготовки кадров!


  1. ti_zh_vrach
    29.09.2021 22:38
    +2

    Ситуация один в один как в другой отрасли, из которой я ушёл. У меня два диплома: фармацевта и провизора. У нас мало того, что из всего набора предметов в реальной жизни понадобилось всего два: фармакология и ОЭФ. Так ещё и есть курс *барабанная дробь* «Гомеопатические лекарственные препараты». Но это не беда. Многие коллеги в работе обходятся и без этих предметов вовсе: продаёшь по воронкам продаж травяной чай от аллергии (реальный кейс) — и ты молодец. Это типа клепания формочек. Экстраполировав такой опыт, решил двигаться в вайтишники без поступления на техническую специальность.

    Когда читал дискуссию про образование, в голове возникли риторические вопросы. «Ок, а если такую же гневную статью напишет будущий аптекарь? Ему тоже до поступления знать основы общей фармакологии, форматировать мозг, а доучиваться на работе? Кто рискнёт у такого покупать аспирин?».

    Здесь должен быть мем «Вы не понимаете, это совсем другое».


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. numitus2
    30.09.2021 01:04
    +1

    Я закончил ВУЗ 5 лет назад. Поступал в 2011 году. Если программа была написана в 2010 году то я бы изучал:

    • Python 3.0
    • ECMAScript 5
    • Java 6

    А про docker, микросервисы можно вообще забыть. Нужны были бы мне такие знания? однозначно нет. В итоге знания политологии или экономики(в наше то время), мне пригодились больше чем такие древнии технологии кодинга.
    А вообще, если человек хочет просто кодить, то для этого ему нужно средне-специальное образование где за год-два его научат современным технологиям. А вуз нужен чтобы выпустить специалиста с широким кругозором и хорошей базой, у которого не было бы вопросов почему 1 в двоичной системе это
    01 а -1 это ff. А то судя по статьям скоро программисты не будут знать что такое папка и диск.


  1. third112
    30.09.2021 01:06

    Не секрет, что в принципе очень многие задачи тупо решаются полным перебором, который на практике бывает не приемлем и, даже, не осуществим. Знание алгоритмов зачастую позволяет сократить перебор, а иногда вовсе его избежать. Многие важные подходы и сама оценка алгоритмов, их доказательство основаны на математике. Во многих случаях нужно знание физики. Вуз дает (должен давать) эти необходимые для IT знания, но они могут быть недостаточными для конкретной работы. Во многих случаях нужно знать предметную область, нпр., для успешной работы в экономике нужно знать экономику, а в химии – химию.


  1. karanarqq
    30.09.2021 07:27
    +2

    С одной стороны я очень понимаю эти мысли про разочарование в вузе, но с другой меня всегда удивляла наивность этих людей.
    Если вы любите программирование, то почти наверняка вы давно опережали школьную программу и посмеивались над паскалем в школе, дак почему вы ждете чего-то другого от вуза? Программа вуза рассчитана на то, чтобы продолжить обучение ваших одноклассников, которые в свое время закрывали домашки в школе на паскале и на уроках информатики изучали power point, поэтому как минимум часть обучения в вузе программа обязана просто подтянуть всех до одного уровня знаний (примерно). А значит, опять же, пока всех дотягивают до одного уровня, те кто уже фрилансил в школе опять убегают вперед и начинают работать на уровне middle c 1-2 курса. Все это самообучение, почему так много наивных людей в 21 году, рассчитывающих на это высшее образование как на достаточный источник знаний? В js фреймворки быстрее появляются и умирают, чем вуз может согласовать программу. Хватит смотреть на вуз как на источник знаний, для парней-программистов это просто несколько лет отсрочки и корочка для более простой релокации.
    С другой стороны, я как раз один из таких школьников, которые начинают получать деньги за код еще доучиваясь в старших классах, но для меня достаточно много (по-моему собственному мнению) знаний в вузе оказались вполне прикладными - алгоритмизация, английский, какие-то знания по управлению разработкой (а-ля agile). Мои однокурсники успешно за счет знаний вуза и небольших изысканий тоже начинают получать работу к третьему курсу, неужели я живу в потоке исключений?
    Можете дизлайкать, но если человек жаждущий стать программистом, не учится дома и не делает миллион одинаковых калькуляторов просто из желания написать самый крутой свой калькулятор - вполне закономерно, что в такой конкурентной и быстро развивающейся среде он останется на обочине, не надо винить в этом вуз или плохих дядек из калифорнии с постоянными изменениями в сфере.


  1. Gmj
    30.09.2021 08:33
    -2

    Обязан готовить, но не обязан подготовить всех. И существует старая истина - человека нельзя научить, человек может только научиться. Можно натаскать, натренировать делать какие-то операции - но это не высшее образование.


    1. GospodinKolhoznik
      30.09.2021 10:27
      +2

      Кто говорит про всех?

      Далеко не всех. Только тех, кто:

      1. Прошел вступительный отбор. А именно - прёмная комиссия ВУЗа на основании результатов ЕГЭ абитуриента приняла решение о том, что человек соответствует тому, чтобы обучаться в ВУЗе, способен усвоить учебную программу, и стать специалистом при условии прохождения учебной программы;

      2. Посетил занятия согласно учебному расписанию и во время занятий был вовлечён в учебный процесс;

      3. Выполнил самостоятельную работу, заданную на дом, в объёме, предусмотренным учебным планом.


      1. yeputons
        30.09.2021 11:00

        А именно - прёмная комиссия ВУЗа на основании результатов ЕГЭ абитуриента приняла решение о том, что человек соответствует тому, чтобы обучаться в ВУЗе, способен усвоить учебную программу, и стать специалистом при условии прохождения учебной программы;

        Приёмная комиссия ВУЗа (если речь про бакалавриат) никаких решений уже давно не принимает. За год (или чуть меньше) до поступления публикуется список льгот, которые дают различные олимпиады, список необходимых ЕГЭ — всё. Летом просто сортируются публичные списки подавших документы по определённым правилам и зачисляются верхние строчки, пока не закончатся места.

        Есть, конечно, небольшие тонкости с несколькими волнами (в прошлые годы), онлайн-согласиями на зачисление (последние два года), а также иностранными студентами, целевыми местами и местами по особой квоте, но принципиально картина не меняется: вуз юридически никак не может влиять на то, поступит к ним конкретный человек или нет.

        Если не ошибаюсь, только два вуза могут проводить собственные экзамены — МГУ и СПбГУ, причём делает это только МГУ. Плюс можно проводить отдельный конкурс на "творческие специальности", куда программирование не относится. Некоторые вузы (вроде МФТИ) устраивают "собеседование" с абитуриентами, но это юридически не влияет на то, будет ли студент зачислен на определённую программу обучения. Вот что там происходит с разделением на потоки/группы внутри программы или будут ли на собеседовании переубеждать поступить в другое место (это я уже фантазирую) — другое дело.


  1. kimisa
    30.09.2021 12:01
    -1

    Высшее образование должно заложить фундамент для дальнейшего обучения. Программы не могут меняться каждый год, подстраиваясь под моду. Я считаю, что на начальном этапе нужно давать Паскаль и далее С++. Всё остальное мода. Зная С++ можно легко перейти на любой ЯП. С++ очень мощный язык. Он был есть и будет.

    Что я вижу во всех статьях - я пришел и вы меня должны сразу научить программированию на крутом ЯП и чтобы я через полгода мог уже работать. Вы путаете курсы и ВУЗ. В ВУЗЕ по правильному подрабатывать нужно на последнем курсе, когда тебе дали основные знания.

    И на первом курсе учат основам. Типа как посчитать n! или найти сумму первых n чисел. Т.е. чтобы вы привыкли к синтаксису. И на последующих курсах вас приучают к ООП.


    1. GospodinKolhoznik
      30.09.2021 14:32
      +2

      Дуб орех или мочало, начинаем всё сначала.


  1. IhorD
    30.09.2021 19:09
    -1

    Как-то раз, в разговоре с одним студентом, я услышал следующее: "Зачем мне знать, как работают эти фильтры? Зачем мне изучать все эти "внутренности"? Если мне понадобится, я просто воспользуюсь Фотошопом." Мы, как раз, изучали курс "Обработка изображений". 9 из 10 будущих программистов, которые идут в ВУЗ, планируют "писать" программы, "лабать" сайты и получать хорошие деньги.

    В Союзе была 3-х уровневая система профильного образования, которая достаточно четко разграничивала будущее человека. Среднее специальное образование - ПТУ, давало старт в профессии, обучая основам работы руками непосредственно на оборудовании. Среднее техническое - техникум, готовило руководителей среднего звена. Человек учился работать руками, но и постигал начала внутренней кухни: как это устроено, как работает, как руководить группой работников, дебет/кредит и др. И высшее - ВУЗ, готовило руководителей и разработчиков. Пресловутые сопромат, термех или ТОЭ.

    Переступить ступени можно было только получив соответствующее образование или "корочку". Сейчас, в IT, в общем, и в программировании, в частности, это все размыто и нивелировано. Из-за нулевого порога вхождения: комп и интернет есть в каждом доме, свободное ПО бесплатно, обучающих материалов масса на любой вкус, объектов для экспериментов завались, наваял - удалил. Сравните с хирургией или атомной энергетикой.

    Можно вообще не иметь "корочки", мало кого это волнует. Работодателям, в подавляющем большинстве, нужны кодеры с опытом программирования на ... 1-3-5-10 лет, знание того или иного фреймворка / библиотеки / системы или др. И это при том, что всего этого "фреймворки / библиотеки / системы" туева туча, регулярно появляются новые и умирают старые. И практически не нужны от этих людей умение руководить, разбираться в экономических моделях, в методах проектирования сложных систем и др. чему учат в ВУЗах.

    Вопрос: так ли нужны подавляющему большинству работодателей выпускники ВУЗов?


  1. no_future
    30.09.2021 19:09
    -2

    Можно долго спорить, нужна вышка или не нужна. Мне очевидно одно — технический ВУЗ значительно упрощает и ускоряет профессиональное развитие программиста.


  1. duke_alba
    01.10.2021 10:03

    Это относительно хороший стандарт для подготовки инженеров. Но получив такое образование, специалист не сможет развивать предметную область.

    Вторая проблема: не понимая принципов, специалист не сможет самостоятельно развиваться в своей области. Такое возможно только при правильном форматировании мозга.


  1. easimonenko
    05.10.2021 16:31

    Супермегастатья! Автору респект, Вы сделали то, до чего у меня руки не дошли. :)

    От себя хочу добавить к содержанию то, что профстандарты рассматривают компетенции по уровням. Насколько помню бакалавриату соответствует уровень 5, магистратуре 6, аспирантуре 7. Так вот непонятно, а как быть с уровнями ниже? Ведь именно в них определяются минимальные требования к профессии, но они должны осваиваться в колледжах и техникумах...


  1. iiwabor
    06.10.2021 16:08

    У меня сейчас сын учится на специальности "Программная инженерия" - так у них программирование на разных языках(java, python, C#) было по одному семестру на втором курсе, а остальное - бесполезная устаревшая чушь. Естественно, он не знает базовых алгоритмов со структурами данных и к 4-му курсу программировать не умеет вообще, т.к. все уже благополучно забыл.

    Когда я учился 25 лет назад - у меня в ВУЗе было тоже самое - интересного и нужного раз-два и обчелся, а бессмысленного и беспощадного старья - завались.

    Спрашивается - нафига? Есть же и преподаватели и база - дайте больше полезных навыков студентам! Но нет, будем запихивать в них нафталиновое старье, а потом удивляться - почему они не идут работать по специальности?!


    1. SamaRazor
      06.10.2021 16:21

      Я учился несколько лет назад, и были и алгоритмы, и БД, и системы контроля версий, и языки разные, и технологии, и мобилки, и ОС, и куча матана-линала-физики-вычмата. Все достаточно актуально.
      Несмотря на то что я гребец, все вообще говоря +- полезно было, кроме большей части матана и матлогики наверное, но там специфика материала такая.
      Может быть проблема не в том, что ВО — дерьмо, а то что большинство ВУЗов такие?