Страсти вокруг отмены Диснеем старого канона Звёздных войн не утихают до сих пор: кто-то отстаивает святость и непогрешимость Расширенной вселенной, кто-то наоборот считает, что Дисней всё сделал правильно, некоторые пытаются блюсти золотую середину, а я… А я сегодня расскажу вам почему отмена канона была неизбежна, при чём тут дедушка Лукас и почему лучшее враг хорошего. Присаживайтесь поудобнее и заваривайте каф.

Помнишь, как нас отменили? (кликабельно тут)
Помнишь, как нас отменили? (кликабельно тут)

Сначала была оригинальная трилогия

Идея снять приквелы к 4-6 эпизодам была у Лукаса чуть ли не с самого начала работы над фильмами. Общий концепт событий, предшествовавших 4 эпизоду, был ещё в первых черновиках и Лукас постоянно держал в уме идею снять фильм о падении Дарта Вейдера во тьму. Но идеи оставались таковыми лишь в голове Джорджа, так как даже финальный результат оригинальной трилогии не удовлетворял его: фильмы попросту выглядели не так, как в его голове. Проблема была по мнению режиссёра в недостаточных ещё технологиях для реализации в полной мере тех идей, что рисовало воображение мастера. Далёкая-далёкая галактика должна была поражать зрителя, но с уровнем технологий 80-х этого было по его мнению всё ещё не достичь. Аниматроника и практические спецэффекты виделись Лукасу паллиативом, неудобным и бесперспективным. Кроме того, отойти от съёмок Лукас решил и из-за семейных проблем – в 1983 году он развёлся со своей первой женой, которая помогала ему снимать фильмы, подсказывая и вычитывая его сценарии, а также помогая с монтажом. Развод надолго вывел Лукаса из равновесия и он не возвращался к мыслям о съёмке кино.

Джордж Лукас и его жена Марсия
Джордж Лукас и его жена Марсия

Хотя из кинобизнеса Джордж не уходил. Созданная им студия спецэффектов ILM стала к концу 80-х стандартом технологий для Голливуда, лидируя, как в классических натурных макетных съёмках, так и в новой индустрии компьютерной графики. Лукас, считавший именно CGI будущим кинематографа, пристально наблюдал за развитием этой технологии. В 1992 году ILM поработало над спецэффектами для фильма «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга, где компьютерные модели динозавров поражали реалистичностью. Спилберг и Лукас присутствовали на первой демонстрации моделей и остались глубоко впечатлены. Эпоха аниматроники на их глазах закончилась.

Помните эту сцену? Так вот, тираннозавр тут полностью компьютерный

Но Лукас далеко не сразу приступил к проработке приквелов, хотя и убедился в технологическом прорыве, произошедшим всего за 10 лет. Нет, режиссёр решил потренироваться на кошках и выпустить ремастеры оригинальных эпизодов, добавив с помощью компьютерной графики отдельные элементы, которые приблизили бы фильм к идеалу. И тут для фанатов должен был прозвенеть первый звоночек, так как уже в ремастере 4 эпизода произошло грубейшее попрание канона – Хан теперь не стрелял первым.

Вообще эту сцену меняли аж 4 раза: в переиздании 1997 года, 2004, 2011 и 2019. Но во всех случаях кроме 1997 года эти изменения были косметические

Фраза «Han shot first» (Хан стреляет первым) стала популярнейшим мемом в фанатском сообществе и символом борьбы с переписыванием канона. Позже на площадке съёмки 1-3 эпизода некоторые участники будут ходить в футболках с этой надписью, а что уж говорить про обычных фанатов. Тем не менее им пришлось смириться, так как изменение это было не то чтобы кардинальным, хотя многие и утверждали, что выстрел первым характеризовал Хана.

Троллирует фанатов
Троллирует фанатов

В интервью The Hollywood Reporter от 9 февраля 2012 года Джордж Лукас указал, что Гридо выстрелил первым, даже в оригинальном фильме, и указал, что перестрелка из бластера между Ханом Соло и Гридо была снята крупным планом, что и сделало сцену двусмысленный. Эта двусмысленность, а также желание зрителей, чтобы Хан Соло был хладнокровным убийцей, заставили аудиторию сделать неправильные выводы.

Вывод из всей этой ситуации был тогда многими проигнорирован – канон изменился, молитесь, чтобы Лукас не изменил его вновь. Мысль, что Джордж мог в любой момент изменить любой элемент канона, была очень важной, потому что уже к моменту выхода ремастеров вселенная Звёздных войн была гораздо шире фильмов.

Расширенная вселенная и все, все, все

Ещё до большого камбэка Лукаса в недрах Лукасфилм кипела работа по приданию нового импульса развития вселенной. В 1988 году было решено продолжить историю фильмов в книгах. «Никто не станет это покупать», – сказал Лукас, но дал согласие. Три года спустя первая книга «трилогии Трауна» от Тимоти Зана легла на прилавки и тут же стала бестселлером. Давая разрешение, Лукас поставил единственное условие – никоим образом не трогать события до 4 эпизода, тем самым оставляя себе пространство для полёта фантазии при съёмке приквелов. Когда же Зану потребовался персонаж из эпохи приквелов, Лукас по сопротивлявшись согласился на идею падшего джедая Джорууса К’Баота, заодно подсказав Зану как правильнее его будет встроить в ещё не существующий канон приквелов.

Грандиозное начало Расширенной вселенной. Книги шикарны даже сегодня, настоятельно рекомендую
Грандиозное начало Расширенной вселенной. Книги шикарны даже сегодня, настоятельно рекомендую

Сегодня, многие упоминания событий эпохи до 4 эпизода в «трилогии Трауна» вызовут лишь усмешку – насколько они не соответствуют сложившемуся после канону. Но в 1991 году события 1-3 эпизода существовали в голове Лукаса лишь как образы, причём очень пластичные. Позже книги Зана, как и прочая литература, подвергнется реткону, чтобы вписать в события приквелов: почти все несостыковки в сюжете просто объявят плохим уровнем знаний персонажами реальной истории и имперской пропагандой. Удобно, но в очередной раз показывает, насколько изменчивы были даже базовые, на первый взгляд, концепции у Лукаса, которые он сам же авторам и предлагал использовать.

Ругаете 9 эпизод за воскрешение Палпатина? Ха, Лукас ещё в 1991 году воскресил его
Ругаете 9 эпизод за воскрешение Палпатина? Ха, Лукас ещё в 1991 году воскресил его

Тем не менее, что книги, что последовавшие вскоре, тоже с разрешения Лукаса, компьютерные игры, ролевые системы и справочники, имели примерно одинаковый уровень каноничности с фильмами. Более того, Лукас после успеха Зана стал всё больше вмешиваться в работу авторов, предлагая, а подчас и продавливая свои концепции (как было с серией комиксов «Тёмная империя», чей сюжет был в значительной мере навязан авторам Лукасом, что сам Джордж позже всячески отрицал). Расширенная вселенная, вмещавшая в себя все материалы за пределами фильмов, стала для Лукаса точно таким же тестовым полигоном, что и ремастеры оригинальных фильмов, только не для отработки визуала, а уже для идей.

В этот период практически не было никакой работы по отслеживанию целостности канона, Лукас набрасывал идеи, авторы набрасывали идеи, работники Лукасфилм набрасывали идеи, всё это перемешивалось, просеивалось и получался финальный продукт. И довольно часто эти продукты начинали конфликтовать друг с другом. То игра и книга расскажут две совершенно разные истории о добыче чертежей Звезды смерти, то планеты начнут гулять по разным частям галактики.

Чем больше выходило материалов, тем больше конфликтов обнаруживалось – особенно весело было составителям справочников, которым приходилось на каждое выявленное несоответствие стучаться к работникам Лукасфилм и уточнять, а какая версия правильная. До создания в 2000 году «голокрона целостности» Звёздных войн - базы данных по всем ключевым фактам вселенной - данная работа была несистематизированной. И приквелы, начавшие выходить в 1999 году только всё запутали.

Это Лиланд Чи — создатель «голокрона целостности». Он пытался связать воедино все материалы по ЗВ в непротиворечивый канон. У него не вышло
Это Лиланд Чи — создатель «голокрона целостности». Он пытался связать воедино все материалы по ЗВ в непротиворечивый канон. У него не вышло

Скрытая угроза для канона

Началось всё, как водится, с скандала. Если Хана, стреляющего не первым, Лукасу простили, то вот введение в первом эпизоде мидихлориан попросту взорвало фанатское сообщество. Лукас и его представители позже поясняли фанатам, что мидихлорианы не являются источником силы, только маркером (что уже к 2012 году Лукас пересмотрит, но в канон ввести не успеет). Количество мидихлориан в крови лишь показывало насколько человек чувствителен к силе.

Так как ничего подобного в старом каноне не было, а были разговоры о некоей силе, объединяющей всех существ, то у фанатов сложилось ложное понимание сути пути Джедая, как некоей метафизической практики, которая открывала сверхспособности у каждого, кто готов был практиковать её. Ничего подобного Лукас, конечно же, не закладывал в фильмы: неспроста же именно дети Энакина Скайвокера были последней надеждой джедаев. Мидихлорианы до сих пор припоминают Лукасу, как чуть ли не предательство оригинальной трилогии, но это лишь отвлекает фанатов от главного, так как основные идеи приквелов лежали в совершенно иной плоскости.

В новой трилогии Лукас решил не идти по проторенной 4-6 эпизодами дорожке, а отзеркалил мономиф, причём реализовав его сразу на двух уровнях: показав не только падение героя – Энакина, но и Республики. По сути, весь сюжет 1-3 эпизодов - это постепенный путь героя к становлению злодеем (хотя тут уже корректнее говорить об протагонисте и антагонисте). И на этом пути, естественно, герой должен был встречать зло и бороться с ним, прежде чем пасть. Логичное на первый взгляд решение о том, чтобы сделать центральным злодеем 1-3 эпизода Палпатина было отвергнуто, так как Лукас видел будущего Императора, как Мефистофеля, соблазняющего героев и обрекающего их на вечную тьму (и герои здесь Энакин и Республика). Палпатин не мог выступать открытым и явным злом, поэтому он стал злом закулисным, манипулируя и дёргая за ниточки своих марионеток.

Лукас на протяжении всех трёх фильмов делал акцент именно на противостоянии протагонистов и марионеток Сидиуса – Мола, Дуку, Гривуса. Все эти трое получали свой злодейский статус потому, что они напрямую служили Сидиусу/Палпатину. При этом являются ли они действительно злодеями? Всё зависит от точки зрения, так как разве что Дуку совершает из всей троицы что-то действительно предосудительное (ну кроме противостояния главным героям) – покушения на Падме. И всё. Остальные становятся злом просто по факту причастности к ситхам или осознанной службы им. Т.е. основной конфликт фильма происходит по линии джедаи – ситхи, именно отношение к одной из двух сторон определяет сторону добра и зла.

Подобные выводы максимально очевидны при анализе второй сюжетной линии - Торговая Федерация и КНС не являются априори злыми, они не совершают никаких военных преступлений в фильмах (если опять же не считать уничтожение дипломатического корабля в 1 эпизоде, но согласитесь, что с масштабами злодеяний Империи это вообще не идёт ни в какое сравнение), но их служба ситхам автоматически ставит их на сторону зла. Республика не является априори доброй, но на её стороне джедаи и пока Палпатин не захватил в ней власть, то она является положительным героем. При этом и ТФ, и КНС сами по себе марионетки, причём марионетки двойные – их за ниточки дёргает Ганрей/Дуку/Гривус, а их в свою очередь – Палпатин. При этом и сама Республика тоже инструмент в руках Палпатина, поэтому и твист со сменой сил зла с марионеточного КНС на, ставшую уже тоже марионеткой, Республику в конце 3 эпизода срабатывает.

Авторы литературы по ЗВ увидели по какой линии идёт противостояние, но не увидели, что сами по себе Республика и КНС не отождествляются с однозначным добром или злом. Лукас во втором эпизоде упоминал вскользь про тысячи систем отколовшиеся от Республики и вошедшие в Конфедерацию, но причины, побудившие к этому, и последствия интересовали авторов гораздо меньше, чем противостояние ситхов и джедаев. В справочниках, книгах и комиксах Республика последних лет перед войной рисовалась в мрачных красках: всюду коррупция, преступные синдикаты, пиратские банды, а Корусант это всё почти не волнует, так как Сенат парализован из-за постоянных склок. Дуку выступает против всех этих пороков, объявляя о создании новой более честной государственной системы – Конфедерации и… нам её не описывают ни в фильмах, ни в РВ, которая вроде как должна была заполнить лакуны, оставленные Лукасом. Авторов же РВ интересовала, только война, только хардкор.

Например, на страницах комиксов причины отпадения Джабиима от Республики объяснялись всего на паре разворотов, и ещё пару строк добавляли справочники. Всё остальное место занимала война. О том же, что произошло с планетой после отвоевания свободы у Республики, какое место она заняла в КНС нам не расскажут почти ничего. То же почти про любую планету, вставшую на сторону КНС. Даже роль мегакорпораций в КНС в большинстве своём оставалась неясной, а что уж говорить про положение простых людей. Зато вот конфликт джедаев и ситхов был описан во всех подробностях, подарив нам потрясающие арки джедая Квинлана Воса и ученицы-ситха Вентресс, которые шли встречными курсами от света к тьме и наоборот, в конце концов очутившись в серой зоне, будучи уже вовсе не теми, кем раньше. Или тот же Джабиим, где два десятка джедаев гибнут ради свержения законного и популярного местного правительства. Серая мораль так сказать.

Проблема была в том, что Лукас считал свои фильмы вообще не об этом! Как и у любого творца, фильмы Лукаса содержали послание, подтекст, который лежал в основе замысла, ставшего лишь актуальнее после 11 сентября 2001 года. В случае с 1-3 эпизодом это послание очевидно, так как ему посвящена вся сюжетная арка Республики – опасность популизма, потакания крупным корпорациям, милитаризма и развязывания войн, которые могут извратить государство и сделать антиподом самому себе. Не просто же так Лукас вставил столько политики в 1-3 эпизоды, хотя в принципе мог обойтись и без них. Зло и добро у Лукаса это вовсе не просто ситхи и джедаи, это идеи: свободы личности и несвободы, её подчинения и угнетения. Фанаты этого не поняли, авторы РВ тоже, а Лукас остался сильно недовольным.

Война с каноном началась

Идея создать мультсериал, который заполнил бы пробелы между 2 и 3 эпизодом принадлежала Дейву Филони, прославившемуся незадолго до этого, как режиссёр мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге». Он хотел снять историю больше напоминавшую роад-муви в декорациях Войн клонов – такой подход позволял рассказывать маленькие истории, не сильно задевая основной канон. Лукас, заинтересованный в дополнении канона своим видением, мультипликации, как жанре, и конечно же деньгах, сделал Филони предложение от которого нельзя отказаться. Суть предложения была проста: к чёрту всё что мешает в старом каноне, мы будем делать новый эпический сюжет. Так появились «Войны клонов» (ВК).

У некоторых фанов знакомство со вселенной началось с этого полнометражного мультика, мои соболезнования им
У некоторых фанов знакомство со вселенной началось с этого полнометражного мультика, мои соболезнования им

Уже пилотный выпуск мультсериала, выпущенный по всему миру в кинотеатрах 1,5 часовой эпизод, знатно потроллил фанатов, так как: в этом эпизоде Энакину дали падавана - Асоку Тано, а Джаббе сына и ещё в придачу дядю Зиро. Эти факты, мягко говоря, противоречили предыдущим каноническим материалам. Но так как по системе канонов, принятой при разработке «голокрона целостности», телепродукция стояла выше любых печатных материалов, то первая же серия мультфильма делала часть книг, выпущенных за предыдущие годы, частичным каноном. Сам Лукас в пилотной серии явно развлекался с технологическими возможностями, показывая на экране то, что не смог показать в фильмах. Основные же изменения, уже значительные и важные для понимания вселенной, начнутся позже.

Самым значимым изменением в ВК стало то, что хотя в центре истории по-прежнему зачастую Оби-Ван и Энакин, но в мультсериале огромное место занимают герои второго плана и даже не являющиеся форсъюзерами. Уже в первых же сериях нам дают понять, что клоны это не мясные дроиды, что они так же люди, со своим характером, желаниями, страхами и с свободой воли. Каждый клон здесь получает индивидуальность, выраженную внешне: у каждого свои клички, разные атрибуты брони, причёски, татуировки. Причём это решение сделано не только для удобства зрителя при распознании клонов, оно есть часть замысла Лукаса: показать, что клоны не тупые болванчики, что у них есть свобода воли и собственные суждения. Это напрочь противоречило всему, что было написано до этого. Так как в справочниках отдельно оговаривалось, что клоны сделаны специально послушными, менее инициативными и не эмоциональными. В мультфильме же нам говорят, что нет, они обычные люди, просто выращенные для войны и принимающие за счёт воспитания, а не генетического программирования свою роль.

Придать клонам индивидуальность та ещё задачка, тем не менее Филони справился с ней на все 100%
Придать клонам индивидуальность та ещё задачка, тем не менее Филони справился с ней на все 100%

Вторым и самым спорным ударом по канону стал момент с чипами ингибиторами, тоже полностью противоречивший всему, что было написано до этого. Причиной введения этого элемента в сюжет была именно та самая свобода воли клонов. Раз клоны теперь не послушные марионетки, раз они личности со своими привязанностями, то они могут не захотеть предавать своих джедаев и тогда весь замысел «приказа 66» рухнет. Поэтому были введены чипы-ингибиторы, которые при получении солдатом одного из кодовых приказов полностью лишали их воли. Многим фанатом это решение очень не понравилось, и мне по началу тоже, но все вышеозначенные изменения в отношении к клонам добавили ещё один пласт в историю. Теперь зритель понимает, что клоны, в сущности, точно также, как и джедаи и вся Республика, были преданы, но гораздо сильнее - в критический момент у них просто отняли свободу воли и их руками выполнил преступный приказ. Их трагедия на мой взгляд вообще самая сильная во всей эпохе приквелов, так как они единственные, кто не мог вообще ничего сделать, чтобы избежать своей участи.

Здесь же стоит остановиться на отдельной драме, связанной с клонами. До мультсериала была выпущена целая серия книжек про Республиканских коммандос за авторством Карэн Тревисс. Там нам тоже показывали человечных клонов, правда это касалось только собственно клонов коммандос и ARC-клонов, которых изначально выпускали без всяких ограничений свободы воли. В этих книгах описывались не только тренировки и взаимоотношения клонов между друг другом, но и с их мандалорскими учителями. Джанго Фетт ведь не в одиночку тренировал клонов, там работал целый штат наёмников-мандалорцев и они прививали солдатам в том числе и традиции и ценности мандалорианцев.

В книгах впервые со времён КОТОРа полноценно и подробно описывалась культура мандалорианцев и… ВК спустил в унитаз большую часть написанного Тревисс аркой про Мандалор, где нам показали, что большая часть мандалорианцев стали пацифистами. Это изменение тоже было внесено Лукасом, причём частично в качестве оммажа к обожаемой им японской истории. По его версии воинами у мандалорцев была лишь узкая прослойка людей, остальные были обслугой и вот эта-то обслуга и в определённый момент пришла к власти, выгнав всех воинов на мороз, как дестабилизирующий элемент. Но во время Войны клонов сторонники милитаризма решили взять реванш, чем привели Мандалор лишь к очередной бессмысленной бойне. Т.е. перед нами очередное политическое высказывание на тему милитаризма и попыток его возврата/насаждения под видом возрождения исконных ценностей.

Мандалор возвращается к своей норме во время небольшой гражданской войны
Мандалор возвращается к своей норме во время небольшой гражданской войны

И вроде идея то неплоха, если бы не тот нюанс, что это изменение отменяло значительную часть истории мандалорцев в уже написанных книгах и справочниках. У Тревисс от этой ситуации так бомбануло, что она досрочно разорвала отношения со студией и публично заявила, что вести дел с Звёздными войнами больше не будет. И её легко можно понять.

Другим не менее важным изменением канона стало изменение в отображении КНС. Лукас был недоволен тем, что КНС изображалось в материалах по вселенной просто как армия дроидов, поэтому вместе с Филони они ввели в канон Сенат сепаратистов и чуть ли не целый сезон посвятили политическим дрязгам внутри Республики и КНС. Причём, что характерно, никто мультфильм за это не ругал, в отличии от фильмов. Даже название первой серии арки «Герои на обеих сторонах» просто кричало о том, что вообще и хороши и плохие люди есть на обеих сторонах и стороны эти вовсе не Республика и КНС. Мультсериал впервые дал понять, что у конфедерации были вполне себе идейные лоялисты, готовые отстаивать ценности этого объединения, но обманутые лживыми посылами Дуку. Т.е. КНС впервые предстала перед нами, как живое государство, действительно альтернатива Республике, а не картонка нужная лишь для создания фона. И это был значительный шаг вперёд для вселенной.

Это Сенат Конфедерации. По-моему максимально очевидно на парламент какой реальной страны тут визуальная отсылка
Это Сенат Конфедерации. По-моему максимально очевидно на парламент какой реальной страны тут визуальная отсылка

Но вместе с тем, Лукас, желавший показать, что война сломала не только Энакина, отправил в утиль историю ещё одного персонажа – Барисс Оффи, переведя её на тёмную сторону для того, чтобы она предала доверие Асоки и подставила её, чтобы доверие той предал Совет Джедаев и в конце концов она свалила из Ордена в закат, разрешив противоречие между 3 эпизодом и мультсериалом. И для этого пришлось всего-то отправить на свалку истории 2 книги из серии Медстар. А вот зачем было Коррибан переименовывать в Морабанд одному Лукасу известно, так как эта маленькая деталь (а планета в мультсериале именно заменила собой Коррибан, не являясь новой планетой) противоречила такому числу каноничных материалов, что объяснить эту метаморфозу ретконом было бы проблематично. Да собственно, на тот момент никто уже и не пытался. А ведь я перечислил только значительные изменения канона, по мелочам сериал ещё много где противоречил старым материалам.

Распад канона

Все вышеперечисленные проблемы накапливались постепенно. Лиланд Чи - хранитель Голокрона – в начале даже пытался сопоставлять события мультсериала с другими продуктами, например была даже сделана табличка, где серии ВК были распиханы по таймлайну между другими книгами и комиксами. Для миролюбивости Мандалорцев спешно придумали объяснение, что Республика мол чисточку когда-то давно устроила на Мандалоре, вот там всё и поменялось. Но с чипами-ингибиорами и прочими весёлостями такого объяснения не было, так как события ВК полностью исключали возможность существования альтернативных трактовок. Можно было конечно попытаться, как ранее делали, найти красивое внутрилорное обоснование различий, например, как поступили с разными версиями похищения чертежей ЗС – объявив, что групп было несколько. Но никто не знал какие ещё элементы канона отменит Лукас, а значит любое красивое обходное решение могло пойти ранкору под хвост, поэтому Лиланд Чи просто сказал, что все противоречащие мультсериалу факты теперь не канон.

Ситуативное решение, но оно напрочь убивало весь смысл и голокрона и вообще РВ. Любой автор книги или энциклопедии, написав свой труд теперь мог оказаться перед фактом, что всё что он написал неканон, просто потому что. Причём самый шик ситуации был в том, что в неканон попадали совсем свежие произведения, чьи авторы конслуьтировались и с Лукасбукс, и с Лукасфильм, и с самим дедушкой Лукасом. Неопределённость в том, какие факты каноничные, а какие нет привёл к началу процесса развала канона. Многие авторы попросту перестали браться за новые проекты, так как не были уверены, что завтра дедушка Лукас не обесценит их работу. Да и сами издатели в таких условиях пошли во все тяжкие и стали звать на проекты людей, которые не знакомы с РВ, потому что знание РВ теперь было неважно.

Читатель же теперь попадал в совершенно шизофреническую ситуацию, когда он попросту не мог сам оценить степень каноничности всего происходящего в очередном произведении. Например, события серии «Медстар» упоминаются в книге «Звезда смерти» одним из ключевых персонажей, но так как «Медстар» теперь не канон, то выходит и событий этих не было и непонятно как персонаж тогда мог вспоминать то, чего не было. Объяснить эту дыру в сюжете никто не успел, так как ломка старого канона прекратилась с его отменой Диснеем в 2012 году.

Но даже если бы этого и не произошло, то после окончания Войн клонов старый канон оказался бы в руинах. С учётом того, что продажа Звёздных войн планировалась задолго до 2012 года, вероятно, Лукас решил перед сделкой ввести в канон всё то, что не успел, даже ценой и так ненужного покупателю старого канона. Собственно факт, что Войны клонов остались в диснеевском каноне, позволяет судить об этом, тогда как вполне живая The Old Republic в канон не вошла, так как к её созданию Лукас отношения не имел и авторы с ним не консультировались. Да и слухи о возможно отмене РВ и перезагрузке вселенной гулявшие по сети ещё до 2012 года тоже не на пустом месте родились.

Такая вот печальная судьба у Расширенной вселенной, погибшей во время клонических войн под гром аплодисментов зрителей мультсериала от руки собственного создателя.


Огромное спасибо Алексею Иванову за то что помог переосмыслить сюжетную арку клонов и чипов ингибиторов. Подробнее о том как и зачем появились чипы-ингибиторы в этом его материале.

Статья написана специально для сообщества CatGeek

Автор:
Владимир Герасименко

Комментарии (36)


  1. kometakot
    10.11.2021 23:26
    +17

    А мне кажется, что корень зла лежит в самом принципе создания «расширенной вселенной» любого произведения. Вместо того, чтобы закончить историю на своём пике, законсервировать получившуюся классику и идти дальше, создавая, может быть новые шедевры — многочисленные авторы заездили тему до уровня мыльной оперы. Уже вторая трилогия получилась невнятной и разочаровывающей, а использованная CGI уже тогда смотрелась слишком пёстрой и только усугубляла ощущение мельтешения непонятными деталями, перегружая внимание.


    1. CodeHolder
      11.11.2021 15:19
      +4

      Нет, разгадка исключительно в том, что: "Star Wars creator George Lucas stated that he feels there is a section of the fanbase who get upset with aspects of Star Wars because "the movies are for children but they don't want to admit that... There is a small group of fans that do not like comic sidekicks. They want the films to be tough like The Terminator, and they get very upset and opinionated about anything that has anything to do with being childlike." Это изначально это развлекательный продукт для детей с некоторыми заложенными моральными установками. Детям наплевать на каноничность и нестыковки. Ненаплевать только разнообразным бородатым мужчинам с лишним весом, которых, собственно, на просмотр и не звали.


      1. glooow
        20.11.2021 15:52

        Хмм! А не плохой ведь ход! С одной стороны прочитав высказывание, действительно начинаешь относиться к этой вселенной проще. Проще и в более развлекательном ключе.

        С другой стороны для Лукаса это вроде как бизнес, в бизнесе делают деньги, а деньги ему приносят, конечно же, не дети. В этой связи прислушиваться к "взрослым" имеет смысл. С третей стороны, а какие деньги ему принесут олдскульные фанаты, когда они уже в свое время мерча купили и сейчас повзрослев, хоть и любят, но без такой вовлеченности, так что развивая сюжет и развивая визуальную составляющую он как раз, возможно, и получает новых фанатов.


        1. CodeHolder
          20.11.2021 16:07
          +1

          Ну как это дети деньги не приносят? Именно дети тянут родителей на просмотр кинофильмов, детям покупают мерчендайз, а скучающие родители это лишний билет, стакан попкорна и колы для владельцев кинотеатра.


    1. lealxe
      11.11.2021 16:02
      +2

      Как можно понять из названия, РВ не "ездила на той же теме", а описывала события, в фильмы не попавшие, но в той же вселенной. Темы, как можно догадаться, были разные.

      Многочисленные авторы тоже, как можно догадаться, были разные с разными представлениями.

      Лукас сам говорил, что хотел получить нечто вроде сериала про ковбоев, но совсем других масштабов - он и получил сериал со множеством разных проектов и разных авторов.

      "Уже вторая трилогия" тоже получилась другой - потому что автор первой (хотя и у нее было много авторов) захотел сделать что-то еще. Другой, а не невнятной.

      Несмотря на поломку многого из РВ, она все же в целом соответствовала ее духу.

      Дело в том, что большинство людей, фанатами ЗВ не являющихся, очень легко клеют всякие ярлыки на фанатов, которые знакомы с РВ хорошо. Очень просто назвать ОТ классикой, а все остальное ересью - и не надо с этой ересью знакомиться, и можно сразу назвать фанатов инцелами и задротами, которые просто хотят что-то поненавидеть. После этого легко пойти на диснеевский фильм про ЗВ и убедить себя, что эта бессмыслица доставляет удовольствие, потому что пиу-пиу.

      Дело в том, что некоторая часть РВ таки составляет художественную ценность, и лучше работает вместе. РВ на самом-то деле начала появляться даже не сразу после, а во время выхода ОТ, если считать за это радиопостановку (дополнения которой относительно фильмов каноничны в РВ, но не в диснеевском каноне).

      К сожалению, идея того, что есть фанат ЗВ, существует в двух вариантах. Одному из них достаточно считать себя фанатом только ОТ. Что хуже, таких, особенно на Западе, оказалось очень много. И такие фанаты, собственно, своим общим громким мнением о ПТ, скорее всего, и сподвигли Лукаса передать дело Диснею.

      Короче, много фигни написал, суть в том, что без РВ и сложившейся там атмосферы для меня ЗВ смысла не имеют. Две лукасовские трилогии - оно, диснеевское - не оно, как не назови.

      ВК, правда, проект тоже лукасовский, но как-то не зашло. TFA и TOR - тоже. В общем, оно, конечно, уже умирало, но передача Диснею - это похороны, а не воскрешение. Ну или завершение. Кому как.

      Думаю, KotOR II: TSL своей атмосферой хорошо предсказывает, что будет с ЗВ дальше =)

      РВ - расширенная вселенная, ОТ - оригинальная трилогия, ПТ - трилогия приквелов


      1. alexzzam
        17.11.2021 16:00

        ПТ - трилогия приквелов

        Видимо, "приквелов трилогия"? ))


  1. snuk182
    11.11.2021 01:14
    +12

    Конец шестого эпизода: империя пала, демократия победила, светлое будущее.

    Начала седьмого эпизода: империя торжествует, повстанцы по углам в подполе, джедаи истреблены.

    Просрать все за каких-то 20 лет. Очень показательно.


  1. buldo
    11.11.2021 03:38

    И что теперь канон? Есть какая-нибудь нормальная статья на русском, которая канонично рассказывает историю вселенной ЗВ?


    1. MAXH0
      11.11.2021 06:30
      +10

      Что сценаристы напишут, то и канон. Бабло побеждает зло.


    1. Woolfen
      11.11.2021 13:05

      Сейчас канон всё что снято/написано при Диснее+ 1-6 эпизод и Войны клонов.
      Но всё в любой момент может измениться, так как уже и в новом каноне некоторые произведения противоречат друг дружке) А ещё ведь ходят слухи, что 7-9 эпизод могут вывести за рамки канона в отдельный таймлайн))


  1. lordleto
    11.11.2021 05:59
    +5

    Мне кажется паразитировать на каком то произведении, которое описывает виртуальный мир, да ещё находить нестыковки, верх какого-то мазохизма.
    Есть Автор, он придумал мир, который родился в его голове, и он его описал. Только то что считал нужным. Возможно он может выпустить книгу с разъяснениями или приквелы, но это его мир.
    Толкиен, Джордж Мартин, Желязны, Френк Херберт описали законченный миры. Возможно несовершенные с точки зрения реализма и законов логики, но они такими задуманы.
    Придумывать что-то ещё, зачем? Любое уточнение шутки, шутку смешней не сделают.
    Попытки сделать из выдуманного мира с выдуманными законами реальный, зачем?


    1. mctMaks
      11.11.2021 10:17
      +3

       Джордж Мартин ... описали законченный миры

      хотелось бы верить что все-таки закончит историю начатую в Вестеросе.


    1. doozza
      11.11.2021 12:13
      +3

      Придумывать что-то ещё, зачем?

      Затем, что деньги, конечно же. Чтобы франшиза работала, нужно расширять мир, вводить сюжетные линии и новые действующие силы, которые должны обладать убедительной (плюс непротиворечивой) мотивацией. Отсюда и необходимость исправлять прошлые кусочки паззла, чтобы влезли новые. Иначе потребитель разочаруется и перестанет заносить деньги.
      Вы же не думаете, что кто-то делает десятки вбоквелов и продолжений звёздных войн искусства ради? Это индустрия с оборотом в миллионы/миллиарды долларов.


  1. Kostoprav-inside
    11.11.2021 10:14
    +9

    Лор огроменной вселенной Warhammer 40000 смотрит на эти мелкие жалкие переписывания и смеется)
    Там и события меняли и целые расы пропадали а другие меняли характер на 180 градусов (некроны) и всё ради того что если не менять то человечество погибнет в итоге а франшизу надо доить)


    1. SerjV
      11.11.2021 11:50

      Лор огроменной вселенной Warhammer 40000 смотрит на эти мелкие жалкие переписывания и смеется)
      Там и события меняли и целые расы пропадали а другие меняли характер на 180 градусов (некроны)

      Там вообще весь лор переписали почти что заново (хоть и оставив изначальные названия и термины) - первые редакции кодексов нынче "никанон" вообще (по всем фракциям, включая космодесант - полуэльдар-библиарий нынче ересь-ересь-ересь, ха-ха!). В "Звёздных войнах" фильмы как были "целиком и полностью" каноном изначально, так ими и остались несмотря на все пертурбации...


      1. Kostoprav-inside
        11.11.2021 11:52

        я про то и говорю) причем можно сказать пару раз уже всё с ног на голову перевернули)


        1. SerjV
          11.11.2021 13:41

          Ну это (первые редакции) "просто втихоря" переписали ;) Так-то ретконы той или иной степени с каждым выходом новых редакций кодексов.


  1. Kanut
    11.11.2021 12:42
    +5

    На мой взгляд в ситуации со ЗВ и Диснеем проблема не в каноне и его изменениях. А в том что когда Дисней купил права, то ЗВ окончательно и бесповоротно превратилось исключительно в "машину для печатания денег".


    То есть конечно Лукас и до этого "доил" вселенную ЗВ. Но это всё-таки было его детище и он относился к нему с определённым уважением.


  1. dabystru
    11.11.2021 17:54

    Отлично, теперь понятно, как ответить на любые нападки на Булычёва за противоречия в приключениях Алисы.


    1. axe_chita
      12.11.2021 09:13
      +1

      И сразу возникает простой вопрос по Алисиане;)
      А когда родилась Алиса, осенью или весной?


      1. dabystru
        12.11.2021 09:18

        17 ноября 2065 года.

        Все остальные даты — результат выполнения Алисой секретных миссий и использование экрана времени для отката назад на полгода-год, чтобы всё забыть.

        Поэтому ей 11-12 лет на протяжении десятилетий.


        1. axe_chita
          12.11.2021 10:35
          +2

          А почему 2065 год? ;)
          Год рождения у Алисы известен точно — 2080. В самом первом большом произведении про Алису «Остров ржавого лейтенанта» точно указано и время действия (первый день летних каникул), и возраст Алисы — девять лет и два месяца, и то что она перешла в третий класс, и текущий год называется прямо 2089, и год верифицируется по исторической дате (празднование 300 летия взятия Бастилии — 1789 год).

          Первый день каникул Алисы
          Робот подогрел манную кашу и присел рядом с Алисой. Он подпер пластиковой рукой свою пластиковую голову и внимательно смотрел Алисе в рот.
          — Хорошая каша, — похвалила Алиса. — Почти совсем нет комков.
          — Спасибо, — обрадовался робот. — Вы не пойдете сегодня в школу?
          Нет, у меня уже каникулы, — сказала Алиса. — Занимайся своими делами. Я сама со стола уберу.

          Возраст Алисы и количество оконченных классов
          Алиса терпеть не могла, когда ее называли крошкой, малюткой, чижиком или цыпленком. Такое обращение можно еще понять, если ты дошкольница. Но когда ты перешла в третий класс и имеешь премии за алгебру и биологию, когда тебе уже девять лет и несколько месяцев (два), всякие «крошки» и «цыпленки» довольно сильно обижают.

          Текущий год
          — И плуги у вас есть?
          — Плугов уже нет. Автоматы пашут и все остальное делают.
          — То-то я думал. А год-то сейчас какой?
          Две тысячи восемьдесят девятый.
          — Это от рождества-то Христова?
          — От нашей эры, — сказала девушка.

          Верификация года и первого дня летних каникул
          В первый день каникул человеку обычно нечего делать. Вернее, есть что делать и дел даже очень много, но трудно придумать, какое из них самое главное, и человек теряется среди многочисленных возможностей и соблазнов.
          Алиса попрощалась с Бертой Максимовной, вышла на улицу и посмотрела на воздушные часы, висящие в небе над городом. Часы показывали двенадцать. Впереди еще был целый день, а за ним пряталось множество совершенно свободных летних дней, обещанное папой подводное путешествие, экскурсия в Индию, экспедиция юннатов в пустыню и даже, если мама достанет билеты, поездка в Париж на трехсотлетие взятия Бастилии, которую парижане уже специально построили из легкого пластика. Жизнь обещала быть интересной, но все это относилось к завтрашним дням.

          То есть, можно утверждать Алиса родилась в конце марта, начале апреля 2080 года.
          «Какие ваши доказательства?» :)
          Какие ваши доказательства?


          1. dabystru
            12.11.2021 11:53

            Из разных произведений выводятся три разных даты, поэтому некоторые предлагают исправить канон с помощью параллельных вселенных (тем более, что у Булычёва Алиса встречается, по крайней мере, с одной из своих копий).

            Можно и так, но мне больше нравится вариант с одной вселенной, где Алиса — вечный ребёнок.

            2065 — потому что это самый ранний год, который выводится из произведений.

            К 2089 году она уже прошла через множество миссий (в том числе уничтожение цивилизации крокрысов лиловым шаром по сценарию, противоположному спасению Колеиды) и снова откатилась к 9-летнему возрасту, чтобы ничего не помнить.


            1. axe_chita
              12.11.2021 16:19
              +1

              Ну а я, отталкиваюсь от первого произведения, где Алиса главный герой и действующее лицо. В котором явно указана дата действия, год, проговаривается возраст Алисы, в каком она классе училась, и все это подтверждается косвенными данными. Так что «Остров», единственная надежная реперная точка в Алисиане, а все остальные датировки должны быть относительными, и опираться на нее. :)
              И кстати Алиса не навсегда осталась ребёнком, как минимум она поступила в институт, стала студенткой, и в возрасте 19 лет прилетела на Крину на летнюю практику.

              Город без памяти
              Алиса слушала Гай-до рассеянно. Хорошо было бросаться в авантюры, если ты ребенок. Да здравствует приключение! Теперь, когда тебе уже почти тринадцать лет, начинаешь задумываться над последствиями.
              Алиса снова попала на Крину только через шесть лет, уже студенткой. В Городе она встретила многих знакомых.
              Когда Алиса отправилась в лес изучать диких животных, с ней полетела туда Речка. Она живет в Убежище, работает на станции по изучению леса, директор которой — профессор Хруст. В лесу Алиса встретила братьев Кротов. Они — лесные объездчики. Единороги к ним вернулись.
              В лесу Алисе пришлось пережить много приключений.
              Но это уже совсем другая история.

              И еще, все таки у Алисы были приключения, а не миссии. Миссию кто то тебе выдает, а приключение тебя само находит.
              А земляки Крыса довели свою планету до мертвого состояния без всякой помощи лилового шара.
              Сто лет тому вперед
              Совсем другим был его друг Крыс с мертвой планеты Крокрыс. Крокрысы всегда воевали, даже не знали другого занятия. Они воевали до тех пор, пока не перебили друг друга, последние из них скрываются в темных подземельях. Крысу надоело бегать по подземельям, и он ушел в пираты. Из него получился самый холодный и жестокий негодяй в Галактике.

              И Алиса, точно бы не стала уничтожать целую обитаемую планету. Это наверное фанфик из РВ Алисианы? :D
              И кстати, память о событиях на Колеиде, у Алисы, и участников археологической
              никуда не исчезла.


              1. dabystru
                12.11.2021 16:49

                Конечно, никто никогда не сознается, что Земля виновата в уничтожении целой цивилизации — иначе нас ждёт галактический суд. В байопик об Алисе попали только хорошие дела.

                Но в каноне намёки есть:

                — крокрысы «воевали до тех пор, пока не перебили друг друга» — не напоминает описание действия лилового шара? «После взрыва шара из него вырвется страшный вирус вражды, под действием которого земляне немедленно возненавидят друг друга и примутся убивать всех, кто попадётся под руку»;

                — Алиса ради благой цели готова нарушать запреты и даже совершать преступления. А комиссар Милодар ей очень умело манипулирует, притворяясь дурачком;

                — на Земле практически нет армии, полиция/милиция — одно название, в Галактике полно бандитских режимов и целых планет, но на Землю никто не нападает. Не потому ли, что у землян есть самое страшное оружие — «девочка, с которой ничего не случится», которое они успешно продемонстрировали якобы случайно и ради благой цели — спасения планеты от вируса?

                — возрождение Колеиды вызвало огромный резонанс не только на Земле, но и по всей Галактике. Кому надо, прекрасно поняли, что тот, кто может поменять историю в одну сторону, может то же самое сделать и в другую;

                — похоже, что Алиса уникальна в своём даре менять прошлое — время ей как будто помогает. Профессиональные временщики, сделавшие много ходок, до полёта Алисы постоянно утверждают, что такое просто невозможно.

                Участники экспедиции на Колеиду всё помнили потому, что у них не было необходимости пользоваться временным экраном для омолаживания и стирания памяти.

                Но это не значит, что после не столь благородных миссий этого сделано не было — Алису могли омолодить даже не на полгода, а до детсадовского возраста (как Геракла), так как в разных книжках она пошла в школу в 5, 6 и 7 лет.


                1. axe_chita
                  12.11.2021 20:48
                  +2

                  Ну, Земля в каноне Алисианы (до 91года) далеко не самая продвинутая цивилизация. Крепкий середнячок в Галактическом союзе, не более того.
                  «Вирус ненависти» лилового шара не был нацелен только на разумных обитателей, при его использовании бешенной становилась вся фауна и флора.

                  Лиловый шар
                  Маленькое белое солнце висело прямо над головой, и поэтому тени были короткими. Под деревьями, в тени, росла густая зеленая трава, колючая, как стая ежей. Подальше, на открытых местах, из земли высовывались рыжие, утыканные иглами шары. Когда к ним подойдешь поближе, иглы вырастают и шевелятся. Лучше не подходить, а то могут выстрелить иголками.
                  Алиса была в скафандре, иголки отскакивали от него, но их удары Алиса чувствовала, и ей все казалось, что какая-нибудь самая острая игла может проколоть металлическую ткань.
                  Здесь надо быть очень осторожной. Как на войне. Алисе, правда, не приходилось бывать на войне, но и другой такой планеты, где все ополчилось против людей, она тоже не видела.
                  Обычное утреннее путешествие от купола до раскопок, занимавшее минут пять, не больше, могло грозить неприятными неожиданностями. Вот и сейчас: впереди идут Громозека и два археолога, сзади отец с парализующим бластером наготове.

                  Громозека — старый друг Алисы, гигантский археолог с планеты Чумароза, грозное чудовище, с виду похожее сразу на слона и осьминога, и добрейшее существо в душе.
                  — Стоп! — вдруг кричит Громозека, предупреждающе подняв три щупальца (три других заняты оружием, еще в двух он несет ящики с инструментами).
                  Археологи замерли. Алиса замерла. Отец Алисы, профессор Селезнев, замер…
                  Поглядев вперед, Алиса поняла, что насторожило Громозеку.
                  Посреди дорожки, которая за последние две недели исхожена тысячу раз, за ночь выросло крепкое, метров в пять ростом дерево, усыпанное желтыми цветочками. Ветерок чуть шевелил длинные нежные листья, бабочки лениво порхали над цветами. Очень красиво. Но ведь десять часов назад на этом месте никакого дерева не было.
                  Громозека протянул вперед длинный щуп с анализатором на конце. Кончик щупа чуть покачивался, будто принюхивался. И когда до ближайшей ветки оставалось сантиметров десять, дерево вдруг взмахнуло веткой и так рубануло по щупу, что Громозека не удержал его. Щуп упал на землю, и тут же к нему полетели иглы рыжих шаров.
                  Громозека рассердился.
                  — Мне это надоело! — вскричал он. Глаза под прозрачным шаром шлема загорелись. Он поднял бластер и ударил по дереву парализующим лучом.
                  Ветви дерева тут же свернулись, желтые цветочки закрылись, дерево начало проваливаться.
                  Громозека остановился на краю раскопа и тщательно пересчитал своих спутников.
                  — Я повторяю, — сказал он печально. — Мне это надоело. У меня еще не было такой трудной экспедиции. Я работал на восьмидесяти планетах, я встречался со всеми мыслимыми и немыслимыми обитателями нашей Галактики. Но более коварного, гадкого, трусливого и опасного места я не встречал. Где робот-копатель номер три?
                  Роботы и археологические машины стояли посреди площадки. В их строю зияла брешь. Одного из роботов не было.
                  Громозека кинулся вперед.
                  — Осторожнее! — крикнул ему вслед профессор Селезнев.
                  Но опоздал.
                  Громадная туша добродушного, но вспыльчивого археолога Громозеки, триста двадцать килограммов живого веса, восемь щупальцев, слоновьи лапы, облаченные в скафандр, три бластера и один меч — все это в мгновение ока исчезло из виду, потому что Громозека провалился в замаскированную ловушку, которую кто-то за прошедшую ночь выкопал посреди площадки.
                  Когда археологи, Алиса и Селезнев подбежали к яме, они увидели, что Громозека бьется в объятиях огромного паука, острые зазубренные жвалы которого, источающие мутный яд, елозили по пластику шлема, стараясь его прокусить.

                  А комиссар Милодар, это уже РВ, а совсем не канон;)
                  Но, в в мире Алисы существует флот Галактического союза - именуемый Патруль
                  Если ты приехал ненадолго в чужой город, то за один день можно увидеть его улицы, даже с кем-то познакомиться, побывать в музее и так далее. Но вряд ли ты поймешь, как живут там люди, какие у них заботы, беды и радости. Поэтому можно все не правильно понять.
                  Это если ты приедешь в другой город. А что, если приехать совсем в другой мир, как Коля?
                  Коля шел и ехал по улицам, видел разные вещи, встречался с людьми и тут же расставался с ними. Кое-что он понял — не все же меняется за сто лет. Но многого Коля не увидел и не понял. Ему казалось, что через сто лет люди будут жить беззаботно и весело. Будут делать, что им интересно, ходить на маскарады, летать на крыльях и ездить на другие планеты. Но он не увидел ни трудностей, ни сложностей в жизни будущих людей. Так уж получилось. А и сложности, и трудности, конечно, были. И другие, чем у нас, и совсем такие же. Конечно, никто Колю не обманывал, не скрывал — ведь все принимали его за современника. Но за один день можно увидеть только то, что лежит сверху.
                  И нет ничего удивительного, что, когда Коля увидел в корабле толстяка и худенького, которые прятались за ящиками, он не понял, что это за люди. Правда, и молодой вахтенный начальник на корабле не догадался. А капитан Полосков встревожился, чуть было их не узнал, но они уже отошли далеко.
                  А видел их капитан Полосков всего два года назад, когда летал на корабле «Пегас» с экспедицией Московского зоопарка собирать редких зверей и птиц на других планетах. Кстати, в этой экспедиции была и девочка Алиса, которую взял с собой ее отец, директор зоопарка.
                  Путешественникам пришлось пережить много приключений и столкнуться с одной неприятной компанией — космическими пиратами. Да и что в этом удивительного? Раньше, когда корабли были парусными, по морям и океанам плавали морские пираты. Со временем на Земле появились телефоны, радио, быстроходные корабли и самолеты, пиратам стало негде скрываться, спасаться от погони, и на Земле они перевелись. Другое дело в космосе. Галактику можно сравнить с океаном, только она в миллионы раз больше. Как острова, по ней разбросаны планеты, как архипелаги — созвездия. А все остальное — пустыня, по которой плывут космические корабли.
                  Разные живут в Галактике народы. Как когда-то на Земле, здесь рядом живут и передовые народы и отсталые, и даже дикари. Есть даже в Галактике и такие планеты, жители которых еще не представляют, как можно не воевать.
                  Этим и пользуются космические пираты. Им нужны деньги и драгоценности, роскошь и развлечения. Но больше всего — власть над миром. Одно время такие пираты были сущим бедствием, но в один прекрасный день Галактике это надоело. Ее жители занялись этим делом всерьез.
                  Все планеты Галактического союза объединили свои усилия, специально построили несколько быстроходных крейсеров, и началась война с пиратством. Через несколько месяцев почти всех пиратов переловили, нашли их базы и даже вернули хозяевам кое-какое добро. Но несколько самых изощренных и хитрых космических разбойников затаились.

                  А еще, в мире Алисы на Земле есть спецслужбы способные прибыть по вызову в течении трех минут
                  Дедушка считал, что посылка напоминает коробку с хрустальным сервизом. Бабушка решила, что внутри ящика находится аквариум, папа предположил, что Алисе прислали супертелевизор, принимающий программы с Марса, только мама призналась, что не представляет, что там находится. Тогда домашний робот Поля, которого все называют домработником, поднял руку и произнес:
                  — Попрошу всех покинуть квартиру.
                  — Почему? — спросил дедушка.
                  — Потому что скорее всего в ящике находится бомба замедленного действия. Наконец-то террористы добрались до семейства Селезневых. Они хотят отомстить Алисочке за то, что она разоблачила космических пиратов.
                  Все засмеялись, но не очень громко.
                  Когда тебе говорят, что на столе лежит самая настоящая бомба, ты, конечно, понимаешь, что это шутка. А потом думаешь: а вдруг это не шутка?
                  — Чепуха! — решил папа и добавил: — А по какому номеру вызывать саперов?
                  — Ты меня смешишь, — сказал дедушка. — Неужели мы с тобой сами не обезвредим какую-то глупую бомбочку?
                  Но робот Поля уже укатился на кухню и оттуда вызвал группу саперов, которые через три минуты влетели в открытое окно. Саперов было двое, они были одеты в бронекостюмы, за их спинами вертелись пропеллеры. Саперы понюхали, потрогали, осмотрели ящик.

                  И вообще у «девочки с которой ничего не случиться» есть очень влиятельные друзья, к примеру (барабанная дробь) «там там там та та дам та та дам» сам темный лорд Дарт Вейдер. Я бы, постарался бы не трогать девочку, на помощь которой может прибыть эскадра «Звездных разрушителей», отдача и изжога замучает. Да, да, да — Алиса Селезнёва это часть РВ ЗВ.
                  Дарт Вейдер
                  Доселе было неизвестно, где пропадал Дарт Вейдер в годы между пятым и шестым эпизодами Звездных войн. И почему он возвратился из глубин космоса с желанием уничтожить Императора. Лишь недавно обнаруженные летописи гномов позволили пролить свет на эту тайну.
                  Вейдер оказался в Волшебной стране, случайно перехватив радиосигнал, похожий на радиосигналы повстанцев. Он попытался захватить Волшебную Страну, но его солдаты потерпели сокрушительное поражение. Изумруды Волшебной страны, попавшие в руки Вейдера, оказали благотворное влияние на психику Вейдера и он пересмотрел свою жизнь. После смерти чудесным образом ожил в Волшебной стране вместе с теми, кого очень любил — женой и матерью.

                  А остальных там по мелочи, от девочки Элли на летающем домике и Древних Странников, до команды Спасателей (Чип, Дейл, Рокфор, Гаечка, Вжик)
                  Кастальо, Аста, Командор Алиса в Изумрудном городе
                  Возрождение Колеиды имело резонанс только в секторе Колеиды, причем ближайшие соседи считали что с Колеидой всегда всё было в порядке, дальние соседи были удивлены почему Колеида так долго была на самоизоляции;)
                  А в школу Алиса пошла в именно в семь лет. ;) Об это сказанов самом первом произведении.
                  Девочка, с которой ничего не случится
                  Завтра Алиса идет в школу. Это будет очень интересный день. Сегодня с утра видеофонят ее друзья и знакомые, и все ее поздравляют. Правда, Алиса и сама уже три месяца, как никому покоя не дает — рассказывает о своей будущей школе.
                  Сначала Алиса была ребенок как ребенок. Лет до трех. Доказательством тому — первая история, которую я собираюсь рассказать. Но уже через год, когда она встретилась с Бронтей, в ее характере обнаружилось умение делать все не как положено, исчезать в самое неподходящее время и даже случайно делать открытия, которые оказались не по силам крупнейшим ученым современности. Алиса умеет извлекать выгоду из хорошего к себе отношения, но тем не менее у нее масса верных друзей.
                  Я хочу заранее предупредить учительницу Алисы — ей тоже будет, наверно, нелегко. Пускай же она внимательно выслушает совершенно правдивые истории, случившиеся с девочкой Алисой в разных местах Земли и космоса в течение последних трех лет.

                  Так что всё открыто и однозначно:D


                  1. dabystru
                    12.11.2021 21:51
                    +1

                    Спасибо за подвалы с цитатами. Всегда приятно перечитать.

                    В канонной версии не объясняется главная проблема — разные даты рождения Алисы в разных произведениях (после 1991 года всё только усугубилось):

                    http://www.fandom.ru/about_fan/busygin_1.htm

                    За последние 30 лет было придумано много объяснений.

                    В случае с регулярным омоложением под временным экраном (в каноне он есть) все проблемы с датами решаются без привлечения параллельных вселенных или версии «Алиса — это робот». Алиса омолаживается, снова идёт в школу, а там к этому времени произошла очередная реформа, и классы поменялись на группы по интересам.

                    Поэтому именно эта версия для меня более приемлема — она связывает все произведения канона без дополнительных усилий.


                    1. axe_chita
                      13.11.2021 18:09
                      +2

                      Пожалуйста, рад что вам было приятно вспомнить приключения Алисы. ;)
                      С каноничной версией Мира Алисы одна фундаментальная проблема, Кир Булычев не пытался создать единый и непротиворечивый канон. Более того, в канон попала повесть которая была изначально была написана под другого персонажа и другой мир. Я о «Пленниках астероида» которые были переписаны из «Ловушки». Так вот, «Пленники» полностью разрушают канон, поскольку противоречит всему ранее написанному об Алисе.
                      Тоже 17 ноября, прямо озвученное в «Дне рождения Алисы», противоречит общеизвестным фактам, как к примеру осенние каникулы начинающиеся с 17 ноября. По крайней мере не говориться о смещении сроков каникул. Какая-то не стыковочка получается.

                      День рождения Алисы
                      Родилась Алиса 17 ноября. Это день удачный для такого события. Могло быть значительно хуже. Я, например, знаю одного человека, который родился 1 января, так никто специально его день рождения не празднует, потому что Новый год — праздник общий.
                      Примерно за неделю до Алисиного дня рождения я, придя домой из зоопарка, задумался: что ей подарить? Это всегда проблема.
                      — Громозека! — только и успел я воскликнуть, как экран отключился, и мой друг Громозека пропал. — Алиса! — крикнул я. — Громозека приехал!
                      — Я его помню, — сказала Алиса. — Мы Громозеку встречали на Луне в прошлом году. Что он копает?
                      — Какую-то мертвую планету, — сказал я. — Они нашли там руины городов. Об этом я читал в газете.
                      И тут входная дверь распахнулась, и пол задрожал под тяжестью гостя. Громозека вкатился в кабинет, разинул свою широченную пасть, усеянную акульими зубами, и закричал с порога:
                      — Вот и я, мои бесценные друзья! Прямо с космодрома — к вам. Я устал и собираюсь поспать. Постели мне, профессор, на полу свой любимый ковер и разбуди через двадцать часов.
                      Тут он увидел Алису и заревел еще громче:
                      — Девочка! Дочка моего друга! Как ты выросла! Сколько тебе лет?
                      — Через неделю будет десять, — сообщила Алиса. — Второй десяток пойдет.
                      ***
                      — П-погодите, не спорьте, — вмешался тогда Петров. — Когда у Алисы начинаются каникулы?
                      — Через пять дней, — сказала Алиса.
                      — Они длинные?
                      — Недельные.
                      — Вот и отлично. Пустите, профессор, вашу дочку с нами на неделю. Наверное, мы все равно не успеем до каникул закончить погрузку.
                      — Стойте! — обиделся Громозека. — Я еще не успел толком поторговаться с профессором. Отпусти дочку на двадцать шесть дней.
                      — Нет.
                      — На двадцать два!
                      — Не отпущу!
                      — Ты жестокий человек, Селезнев. Я жалею, что подарил тебе вчера скромный букет цветов. Восемнадцать дней, и ни минутой меньше.
                      — Но зачем вам так много времени?
                      — Два дня полета туда. Два дня обратно. И две недели на месте.
                      — Хорошо, — согласился я. — Четыре дня на дорогу, пять дней на Колеиде и один день на всякий случай. Итого десять дней. Я сам схожу в школу и попрошу, чтобы Алисе разрешили опоздать на три дня с каникул. И больше об этом ни слова.

                      Но если принять что день рождения Алисы в конце марта, начале апреля, то не приходится придумывать лишнюю сущность с иным временем осенних каникул, о смешной второй четверти длиной всего лишь месяц, о том почему Алиса считает что видела Громозеку уже год назад. Но Кир Булычев написал именно так как написал:)
                      Временной экран, под которым время шло вспять, в каноне конечно есть —
                      Миллион приключений. Глава третья. ВТОРОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
                      И в тот же день, после обеда, он отправился к Ричарду Темпесту в Институт времени.
                      — Вы меня помните? — спросил он.
                      — Конечно, помню. Это вы осенью питекантропа привезли, а у меня из-за вас состоялся неприятный разговор с директором. Что же тебе нужно? Хочешь отправить питекантропа обратно?
                      — Пускай живет! У него есть и положительные качества. Нет, мне нужен на несколько дней ваш временной экран.
                      — Экран, под которым время идет назад?
                      — Я его не сломаю.
                      — Вряд ли это возможно, — сказал Ричард. — Понимаешь, экран — не игрушка.
                      — А я не собираюсь играть в игрушки. Меня измучили сорняки. Помогите избавиться.
                      — Но при чем здесь экран?
                      — У меня есть конструктивная идея.
                      — Я могу пойти с тобой к директору института, но на сто процентов уверен, что он не разрешит.
                      — И все-таки попробуем, — сурово сказал Аркаша. — Я умею убеждать директоров.
                      И он был прав.
                      На следующий день техники из Института времени установили на опытной делянке Аркаши Сапожкова временной экран.
                      Бурные заросли горбато-рогатых колючек заполнили всю грядку и поднимались метра на два. От апеляблок и следа не осталось.
                      — Ну, расскажи теперь, как ты будешь бороться со своими сорняками? — попросила Машенька Белая, разглядывая странный прибор, — над грядкой с апеляблоками был натянут белый блестящий экран, от которого к пульту управления, стоящему метрах в двадцати, в тени мангового дерева, тянулись провода и трубки.
                      — Очень просто, — ответил Аркаша. — Я все продумал. Можно включать!
                      Техник включил экран.
                      — Сорняки появились недавно, всего два дня назад. К тому времени апеляблоки уже начали колоситься. Значит, — сказал Аркаша, — мы должны отступить на два дня назад, когда сорняки лишь появятся из-под земли. Вот мы их и выполем. Просто, как все гениальное.
                      Аркаша обернулся к технику и спросил его:
                      — Когда время под экраном уйдет на два дня назад?
                      — Минут через пятнадцать, — сказал техник. — Гляди, чтобы никто туда не залез.
                      Техник был молодой, очень серьезный. Он опасался, что ребята его недостаточно уважают.

                      Но к сожалению он очень опасный…
                      Миллион приключений. Глава третья. ВТОРОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
                      Падая, техник задел пульт управления, и экран заработал на полную мощность. Сорняки быстро съежились, и уже можно было разглядеть полегшие колоски апеляблок. Первым увидел их петух, которого подарила биостанции одна бабушка, купившая себе цыпленка, чтобы не скучать. Когда цыпленок подрос, он обнаглел, будил криком на рассвете весь дом, заклевал до полусмерти соседского кота и на бабушку — ноль внимания. Бабушкино терпение лопнуло, и петух оказался на биостанции. С тех пор вот уже два месяца он бродил по станции и всех задирал.
                      Колоски заинтересовали петуха. Он вышел на делянку и принялся их клевать. Экран пожирал время со скоростью два месяца в минуту. Через минуту гребень петуха съежился, и роскошный рыжий хвост сократился вдвое. Еще минута — петух превратился в цыпленка и очень удивился, увидев, что стоит на пустой грядке. Пока своим умишком он сообразил, что же делать дальше, то совсем уменьшился и превратился в белое яйцо.
                      Это яйцо и попалось на глаза питекантропу Гераклу.
                      Яйца он обожал, хотя их ему давали редко, чтобы не страдал неправильным обменом веществ.
                      Одним прыжком Геракл прыгнул под экран, уселся на землю, схватил яйцо и попытался его прокусить. Но, к его величайшему изумлению, яйцо уменьшалось у него в руках. Геракл склонил голову, пытаясь понять, что это значит, а потом решил, что лучше проглотить яйцо, пока оно совсем не пропало. Он разинул рот, закинул туда яйцо, но оно исчезло прежде, чем он успел ощутить его языком. Геракл оскорбился в своих лучших чувствах и обиженно заревел.
                      Алиса не спеша возвращалась к экрану. Она обратила внимание на то, что техник, весь мокрый, сидит на краю бассейна, а вокруг суетятся остальные, и удивилась, чего это он решил купаться в одежде? И тут же она увидела, что под экраном сидит Геракл.
                      — Ко мне, Геракл! — закричала она, кидаясь к грядке.
                      Геракл не обращал на нее внимания. Он смотрел на свою ладонь, с которой уже исчезли мозоли, — она порозовела и стала чуть ли не вдвое меньше.
                      Алиса сообразила, что Геракл помолодел. Нельзя терять ни секунды.
                      Она бросилась под экран, подхватила на руки визжащего детеныша и через несколько секунд отчаянной борьбы выволокла его наружу.
                      Тут уж мокрый техник подбежал к пульту. Он поглядел на счетчик времени, ахнул и выключил экран.
                      Но дело было сделано.
                      Во-первых, все посадки Аркаши пропали начисто — и сорняки и апеляблоки. Во-вторых, исчез петух. В-третьих, Геракл помолодел чуть ли не на полгода. А в-четвертых, помолодела и сама Алиса. Насколько, сказать трудно.
                      Техник, виновато собирая аппаратуру и время от времени грозя кулаком спящему питону, сказал, что Алиса пробыла под экраном секунд пятнадцать, не больше. То есть помолодела недели на две. Можно и не обращать внимания на такую безделицу.
                      Алиса, конечно, не стала спорить, но с тех пор решила справлять день рождения два раза в году, с промежутком в две недели. Второй день рождения справляют только на биостанции — это биологическая тайна.

                      И Алиса сама того не желая, помолодела на полгода.
                      Хотя это компенсировалось её путешествием на неисправной машине времени за эскимо, причем не для себя:)
                      Рассказ второгодники
                      В зале было человек пятьдесят. Среди них ее папа, мама, Всеволод Михайлович, врачи, ученые, техники и даже директор Института времени.
                      — Алиса, ты жива! — закричала мама, схватив ее в объятия.
                      — Осторожно! Коробку раздавишь.
                      — Я же говорил, что ничего не случится, — сказал директор института. Но голос его дрожал от волнения.
                      — Как вы успели сюда прийти? — спросила Алиса. — Меня ведь не было самое большее полчаса.
                      — Ты, по-моему, не умеешь читать, — сердито произнес директор института, — видишь надпись: «Не включать. Испытания».
                      — Я виновата, — сказала Алиса, — но мне так хотелось сделать подарок Всеволоду Михайловичу на день рождения.
                      И она протянула коробку. Дед открыл коробку, из нее повалил белый пар.
                      — Эс-ки-мо! — изумился дед. — Девочка, дорогая моя девочка… — Больше он ничего не смог выговорить от волнения.
                      Тут Алиса поглядела в окно и увидела, что деревья одеты в молодую листву.
                      — Что такое? — удивилась она.
                      — Сейчас май, — ответила ее мама. — И мы полгода живем в ужасе.
                      — Это экспериментальная машина для исследования времени. Тебе казалось, что прошло полчаса, а ты отсутствовала полгода, — объяснил директор института.

                      И временной экран, не разу не объясняет того факта почему её друзья не взрослеют быстрее Алисы.
                      Да и больше ЕМНИП, временной экран в Алисиане не появился.
                      А мне больше нравиться версия, что Алиса просто прожила более насыщенную событиями жизнь, потому что была ребенком. Помните как детстве мы думали что «лето, это маленькая жизнь!». И чем старше становлюсь, тем больше удивляюсь тому как много я успевал сделать в детстве.
                      И кстати, я во время «самоизоляции 2020», она у меня была конечно совсем короткая — всего одна неделя, специально перечитал всю Алисиану с электронной таблицей наперевес. И практически свел все события канона в непротиворечивую картину. Есть конечно произведения которые ни прямо, ни косвенно не верифицируются, и не имеют реперных точек привязки к временной шкале, и они зависают вне времени. Так что как поступать с ними я не знаю.%)


                      1. dabystru
                        13.11.2021 21:48
                        +1

                        Отлично, что вы проделали работу по сведению событий! Вы её опубликуете? После Бусыгина в 1991 году других попыток не видел.

                        Вероятно, полностью убрать все противоречия в каноне в рамках одной вселенной никогда не получится.

                        Хотя бы, из-за наличия СЛТВ и ГиБ с разными датами и фамилиями главного героя — и оба ведь канон. Хотя и здесь возможны невероятные теории — вроде того, что в СЛТВ Алису тренировали в виртуальной реальности, а в ГиБ она выполняла миссию по уводу миелофона всерьёз (где пиратам была отдана роль статистов, а главный организатор всего — Полина).

                        Однако, у нас всегда остаётся фэндом.


                      1. axe_chita
                        15.11.2021 07:07
                        +1

                        Кхе-кхе, говорит мой внутренний перфекционист, надо привести табличку в удобоваримый вид и показать результат людям алисоманам.
                        Правда есть не нулевая вероятность, что с это датировкой случиться практически то что было показано в xkcd
                        image
                        А ГиБ я бы (как и все киноадаптации) отнес в сферу РВ алисианы. Реально там сильно все отличается от СЛТВ. Того же Фиму Королева в экранизации совсем приспособленцем сделали. Ему для полноты падения не хватало только бочки печенья и банки варенья от Крыса и Весельчака У.
                        А фэндом будет с нами всегда, радовать и расстраивать одновременно.


  1. emptycat
    11.11.2021 20:09
    +1

    Первые фильмы "Звездных войн" (4, 5, 6) часть были хороши. Особенно "Империя наносит ответный удар". Это была классическая сказка или миф с архетипическими героями - добрым Волшебником и злым Колдуном, Принцессой, Черным и Белым Рыцарем, Благородным Разбойником. "Возвращение джедая" с эвоками и недостроенной звездой смерти уже было наполовину трэшем и, собственно, на этом фильме можно было поставить точку. Причем Лукас тогда колотил себя в могучую грудь и говорил, что поставил эту самую точку на "Звездных войнах".

    Но потом нужны стали деньги. И все заверте...

    Когда я смотрел "Скрытую угрозу" в кинотеатре и услышал про мидихлорианы - мне стало понятно, что эта вселенная умерла. Но еще было немного новой надежды... Второй фильм я пытался смотреть несколько раз, но так и не смог осилить обилие бреда, что показывали движущиеся картинки.

    Про диснеевские "шедевры" даже говорить неохота. Вселенная Светлой и Темной стороны силы коллапсировала в кучу зеленых бумажек.


  1. p_fox
    12.11.2021 10:20

    Ошибки грамматические, ошибки пунктуационные, много ошибок...


  1. PaperParrot
    12.11.2021 14:29

    Мысли вслух

    РВ настолько огромна, что разные арки комиксов или книг можно уже просто воспринимать как творчество внутри творчества, которое не обязано быть взаимосвязанным и стройным. Хотя единая нить, пронизывающая все сюжктки была бы элегантной и приятной для восприятия, разнородность всего накопленного за 40 лет добра даёт возможность каждому фанату выстроить свой "канон", который ему видится близким.

    Комиксы серии "Рыцари старой республики" + "Республика" + "Тёмные времена" + "Наследие" довольно стройно соотносится с трилогией приквелов и оригинальной с одной стороны.

    С другой стороны ВК, в отрыве почти от всей РВ, в сочетании с приквелами тоже достойная вещь (начиная с 3-4 сезона, когда из Асоки сделали что-то живое).

    Книги постэндора, вторжения вонгов, улья и заварушки Джейсена Соло образуют свой причудливый лор с оригинальной трилогией.

    В каком-то смысле можно сказать, что вселенная ЗВ - это такая история из прошлого (кажется, Лукас что-то такое хотел воплотить в журнале уиллов, или как-то так) . Есть множество источников, подчас противоречивых, и варьирование этими источниками в выстратвании восприятия всей картины даёт нам разные трактовки (разные кластеры ЗВ, так сказать) . Какую выбрать? Дело вкуса. Но лично меня этот беспорядок притягивает к ЗВ))


  1. ki5e1d
    12.11.2021 14:29

    как-то все сумбурно, со многим не согласен


  1. Serg_Bell
    12.11.2021 14:30

    Краткое содержание статьи: https://youtube.com/clip/UgkxEj8q9Ir_qCg6HJ8wVv6Pitf1tvxmnSyA


  1. kometakot
    12.11.2021 15:04

    А ещё можно объявить, что события ЗВ происходят в мультивселенной, и нестыковки объясняются альтернативными линиями реальности. А что, модно.