Есть у человека такой замечательный перк. Он может обучить другого человека чему-то полезному. Да, конечно, некоторые животные тоже так могут делать, но им далеко до того грандиозного масштаба, с которым мы обучаем друг друга. Мы это дело поставили на поток и проворачиваем в таких объёмах, что тут можно только позавидовать.

Доводилось ли Вам кого-нибудь учить?

Что? Вас уже корёжит и передёргивает от одного только упоминания этого мероприятия? Вы постоянно вспоминаете о том самом стажёре, который был настолько туп, что Вы просто не могли себя сдержать?

Кто-то обвалил собранную базу данных, потому что не увидел разницы между rm -rf ./old и rm -rf . /old?

Бывали ли Вы когда-нибудь на курсах дополнительного образования, которые существуют только для галочки? А может быть, Вы помните себя, когда Вам уж очень хотелось стать пилотом самолёта, но после шести месяцев сидения в бесполезной школе, Вы решили на всё забить, потому что самолёт Вам можно будет увидеть только в следующей жизни?

Заходите, поговорим.

Отступление: про Григория Остера
Отступление. Все вредные советы в этой статье написаны мною. Имя Григория Остера используется как дань уважения к его стилю и идеям. Надеюсь, что использование этого имени напомнит родителям на хабре, что он писал замечательные книжки для детей. Сам Григорий к этим стихам не имеет никакого отношения.

Давайте поговорим о том, как учить людей.

Мой опыт в этой области подкреплён обширными экспериментами. На последнем курсе в университете, в 2008 году мне была выдана группа детишек-финансистов, которым надо было преподавать компьютерную графику. После этого на работе мне постоянно подкидывали всяких аспирантов, новичков, а иногда даже людей абсолютно далёких от компьютерной тематики.

Все данные проверены (и изучены) на собственном опыте.

▍ Итак, что является самым главным при обучении кого-либо?


Если вы учить решили
Сисадминов молодых
То, пожалуйста, не надо
Мямлить что-то там для них

Притворитесь лучше тигром
Грозно рыкните на всех
Ведь, чем лучше вы кричите
Ближе будет тем успех

Обученье страх вселяет,
И поэтому должны
Вы вселять вселенский ужас
В тех, кто в дар вам отданы
Вы. Первым делом надо сесть и разобраться, как Вы будете кого-нибудь чему-нибудь учить. В мире существует куча предрассудков и стереотипов в области обучения. Самый главный заключается в том, что есть люди, которых нельзя вообще чему-либо научить.

Итак, у нас есть сферический ученик в вакууме. Назовём его Василием. Василий попал в Ваши цепкие лапы, и стоит перед Вами с огоньком в глазах. Василий хочет познать HTML и Javascript. И тут Вы начинаете убивать его стремление учиться. Как? Случайно. Я слышал о многих идиотских методиках, которые «объясняют», как надо учить. Вот основные:

Первое идиотское утверждение: Чем тупее люди вокруг Вас, тем больше Вам будут платить. Существуют люди, которые могут заявить что-то подобное на полном серьёзе. Мне не нужны специалисты, которые будут со мной конкурировать. Если Вы хорошо обучаете специалистов, то конкурировать с Вами не будут. Вас будут носить на руках, потому что Вы можете делать специалистов.

Да, несомненно, Вам самому надо быть в форме. Если Вы сейчас придёте в любую приличную контору и скажете, что Вы умеете делать docker swarm, то Вас засмеют. Сейчас даже и k8s не в моде. Люди уже перешли на Helm и тому подобные приблуды. Но, это не причина не учить Василия. Это повод для того, чтобы сесть и самому подучиться.

Мне недавно предложили надбавку в шестизначную сумму в месяц только за то, что я взял бы на себя пару стажёров и превратил их в нормальных программистов.

Чем лучше программисты вокруг Вас, тем легче Вам будет работать. Вам нужно будет разгребать меньше говно-кода. А если Вы не можете произвести больше кода, (тем самым зарабатывая больше денег) используя хороших программистов, то извиняйте.

Тут, конечно же, можно сделать отступление для тех специальных предприятий, где работа появляется сама по себе и делается только для самого факта работы. Если Вам невыгодно рыпаться и производить код, который будет лучше, если Вы просто сидите месяц за месяцем и получаете 75к чистыми, то бог с ним. Сидите и не рыпайтесь. Или, подумайте о смене места работы.

Второе идиотское утверждение: Василий — дурак и не может научиться.

Не существует такого понятия, как «не смог». Есть только «недостаточно старался». Василий не «дурак по умолчанию». Его просто не учили достаточно усердно. Люди — это один из самых важных ресурсов Вашего предприятия. В людей можно инвестировать, и они будут пушить больше коммитов, красивых и разных.

Чуть дальше по тексту я поговорю о том, что делать с тем «свежесрубленным дубом», которого HR-отдел поставил перед Вами и заявил, что он будет новым DevOps-ом.

А пока, поймите, что с этим Буратино можно что-то сделать.

Не верите? Ну вот Вам история из жизни. Моя прабабушка работала в интернате для глухонемых детей. Она учила их разговаривать. Тот ещё финт ушами. У неё были железные нервы и стальное терпение. По количеству титана в своём организме она могла запросто переплюнуть Бендера Родригеза. Она никогда не выходила из себя по отношению к своим ученикам. Это бесполезно. А моя прабабушка рассказывала мне о методах обучения слепо-глухо-немых детей. Тут я уже сидел в шоке. Но ничего. Обучали. И дети начинали говорить. Специальным языком жестов и прикосновений, но они могли общаться.

А тут перед Вами стоит увалень, у которого в наличии два глаза, два уха и рот. Вы мне после этого будете рассказывать о проблемах? Ха!..

Опять же, конкретные методы и приёмы приведены ниже.

Третье идиотское утверждение: Он просидел в ***ГУ последние пять лет, он уже знает, что делать. Тут, думаю, большинство хабровчан прекрасно понимает, что это утверждение является просто откровенной чушью. Не ведитесь на это. И не позволяйте вешать себе лапшу на уши.

Обучение в университете даёт одно гигантское преимущество. Вы получаете базовые знания в огромном количестве областей, которые после этого могут стать полезными при обучении чему-то конкретному.

Мы все помним, что «матан с диффурами и статистикой были сущим адом, и никто их не любил». Мы все знаем, что «все эти данные абсолютно бесполезны», и т. п. Глупости. Спросите любого дата-сатаниста Петю, который сидит и гребёт деньги лопатой, потому что он прекрасно понимает, как работают статистические методы. Спросите AI-инженера Витю, как ему удаётся делать такие крутые модели для распознавания видео без базового понимания рядов Фурье. Подойдите к 3D программисту Анатолию и попросите его рассказать, как можно перевернуть картинку, не перемножая матрицы?

Но, не забывайте, что все эти знания достаточно сильно оторваны от реальности. Матан это Вам не Maya или Blender. С одними только диффурами далеко в tensor-flow не уедешь. Более того, для использования этих инструментов Вам не обязательно знать подлежащие науки. Но, если Вы знаете подлежащую теорию, то Вы можете использовать эти инструменты эффективно.

Обучения много не бывает. Обучения бывает мало.

Ладно. Разобрались с Вами, теперь давайте посмотрим на нашего сферического ученика в вакууме.

▍ Что такое “понял”?


Если новоиспечённый программист
Сидит перед книжкой со стеклянными глазами
То ни в коем случае даже не пытайтесь
Объяснить ему что-то сами

Пусть он познает
Как сложно бывает
Понять что-то быстро
В профессии вам.
Мы можем очень долго сидеть и обсуждать философские и психологические концепты того, что значит «понятно». Это вечные споры без конца и края. Давайте воспользуемся костылём.

Понял — это когда знаешь, как что-то делать.

Понял, это когда у тебя в голове крутится 3D модель компьютера, с которым ты работаешь.

Понял, это когда тебе говорят “G10” а ты в ответ берёшь Соль в пятой октаве.

Вы когда-нибудь видели того самого механика «в гаражах», который мог подойти к машине, послушать её движок и сказать Вам: «У тебя ремень не к ****, его ***** нужно ***** вообще **** *** ***** менять.» Что бы Вы ни говорили, он понимает, как что-то работает. Это может быть старая Тойота Королла 2009 года выпуска. Человек может в идеале знать всё об этой модели и ничего не понимать в других машинах. Есть такие, кто могут разобрать любой двигатель с закрытыми глазами и пересобрать его с завязанными руками. Эти люди понимают, как работает двигатель.

Когда ты приходишь к нашему юному дубку и говоришь ему: «вот тебе система, она не работает, почини её...» Он может просто впасть в ступор. Он прочитал все книги по k8s, которые он только видел. Он просмотрел 100+ часов по k8s и может запросто отбарабанить Вам все параметры командной строки для gcp, только толку от этого мало. Он не понял, что такое «система» и как она работает.

Теперь, посмотрим на обратное. У нас есть аспирант. В далёком 2005 году он разобрался с основами операционных систем. Он понял, чем линукс отличается от винды и может одинаково хорошо использовать обе системы. Он выяснил, что такое изоляция процессов и как работает виртуализация на низком уровне. Он знает, как работает память в компьютере и прекрасно понимает, что такое ядро системы. Он знает в чём разница между федорой и убунту. Он знает, в чём разница между дистрибутивом и ядром. Он понимает, что происходит, когда Вы запускаете контейнер на физической машине. Он знает, куда подключается сетевая карта и как работает сетевой мост. В итоге, быстро просмотрев конфиги файлов, он правит пару портов и всё снова начинает работать. Этот аспирант понял. Он не будет запускать контейнеры под рутом, не потому что так написано, а потому что он понимает, как работает виртуализация в контейнерах.

Когда Вы кого-то учите, Вам нужно добиться, чтобы человек что-то понял. Это может занять минуты, если у него есть обширное образование, и у него есть много фактов, на которые он может опираться. Это может занять недели, если он не может отличить бита от байта.

Я не буду здесь спорить о том, какой способ усвоения информации лучше. Они разные. Разные люди по-разному воспринимают информацию. Но не думайте, что Вы можете отделаться только кучей ссылок на PDF файлы.

▍ Как помочь человеку понять?


Если перед вами стоит
Новоиспечённый неофит
И в глазах его весь свет
Ярким пламенем горит

То не стоит поддаваться
И по-быстрому давать
Ему в руки что-то
Чем бы он мог управлять

Пусть сначала пострадает
Бедный маленький ребёнок
И обломит все желания
Задушив свой интерес
Один из самых главных моментов в обучении — это не убить искру. К Вам заходит неофит и говорит: «О, мастер! Дай мне силы познать Сишарп!» Не проблема, говоришь ты. Вот тебе Дональд Кнут, а вот Страуструп. Прочитай их, выполни все задания, и я тебя научу шарпам.

Если у Вас в руках не настоящий фанатик, Вы его больше не увидите.

Тот самый огонёк в глазах, это вечное «хочу, чтобы ты меня научил» — это всё замечательно. Это то, что заставляет Васю хотеть учиться. В какой-то момент времени дитё увидело страшного бородатого дядьку, который нажатиями пяти клавиш заставил свой телефон насвистывать мелодии. Кто-то увидел, как из ничего появляется компьютерная игра. Кто-то, проведя пять недель, играя в игру, внезапно осознал, что эта игра была кем-то написана.

Давайте, вспомните сами, каково это было для Вас в первый раз? У каждого из нас есть своя история. После множества часов игры именно в Theme Park я увидел закономерности в том, как посетители двигаются по дорожкам. В тот момент я осознал, что кто-то только что описал какую-то невероятную вселенную, которая живёт по своим правилам. Я был в шоке от того, насколько интересной могла быть эта вселенная. И мне захотелось создать свою игру. Прошло много лет, прежде чем я действительно научился писать программы. Я выучил паскаль, ассемблер и многие другие вещи, но вот именно эта картинка всегда стояла перед глазами.



После неё были Roller Coaster Tycon, Theme Hospital, Transport Tycon Deluxe и Factorio. Но оригинальный Theme Park навсегда запомнится мне как первая игра в которой хотелось разобраться.

Убедитесь, что Вы не задушите эту надежду, приобщиться к новому знанию, рассказами о том, что «программирование — это сложно и у тебя так не получится». Не надо рассказывать о том, что сложно. Расскажите о том, что легко.

«Неофит ты наш. Так, с разгону написать игру ты не сможешь. Но, у меня есть идея. Мы начнём с очень простой игры и будем её усложнять, пока у тебя не появится новый Дум». Что-то в этом роде.

Любое обучение чему бы то ни было будет подчиняться этому правилу. Человек ХОЧЕТ научится чему-то. Учите его этому, не убивайте в нём желание учится вашими «Нииииизя». «Льзя!».

Это правило вдвойне применимо, если Вы учите человека чему-то физически существующему. Например, тому, как водить машину или как паять. Он пришёл, чтобы уметь дрифтить так же круто, как Дом. Если Вы его посадите в школу, учить теорию пять лет, он нафиг уйдёт и учить ничего не захочет. Не надо сразу же позволять ему рассекать по шоссе на скорости в 110 километров в час. Но и не надо ему говорить, что машины он не увидит, пока не прочитает 10 килограммов макулатуры.

Кстати, с точки зрения программирования, тут всё очень даже запутано. С одной стороны, в физической вселенной наш продукт — это что-то практически незримое. Ведь, если посмотреть на программу с точки зрения физики, то это всего лишь последовательность намагниченных участков на поверхности жёсткого диска.



Конечно, на программу нельзя смотреть настолько узкоспециализированно. В конце концов, хорошая программа ещё показывает что-то на мониторе. Основной прикол в программировании заключается в том, что Вы заставляете компьютер делать что-то. Посему, когда перед Вами стоит новичок со слезливыми глазами щенка, дайте ему хоть что-то, с чем он может поиграться. И, желательно, чтобы это было чем-то с Wow эффектом. Пусть он поиграется. Это только подначит его учиться лучше и быстрее.

Далее, начинайте учить. Как? Ну, вот именно конкретно это — не тема нашей статьи. У Вас могут быть учебные планы. Могут быть какие-то курсы. Может быть, Вы можете выдать ему хорошую книгу. А может быть, Вы просто возьмёте себе пацана в подмастерья, чтобы он следил за тем, как Вы скручиваете бело-оранжевый, оранжевый, бело-зелёный, синий… Как бы то ни было, существует множество программ обучения. Некоторые Вы испытали на своей шкуре, о некоторых Вы слышали. Хорошо. Если Вы знаете, где найти хороший материал, обязательно сохраните его в надёжном месте.

▍ А что если оно тупое и не понимает?


Ну, об этом я говорил немного выше. Если оно совсем тупое и не понимает, то проблема заключается в том, что Вы недостаточно старались.

Для того, чтобы понять что-то сложное, человеку нужно чёткое понимание простых частей, из которого состоит сложное.

Недавно в американской части интернетов старшее поколение открыло для себя жутко прикольную штуку. Они заставляют детей набирать номера на дисковых телефонах.

Посмотрите. Вы поржёте. Вы же знаете, как работает дисковый телефон? Хех, я в своё время приводил в ужас юнцов, когда поднимал трубку и звонил в приёмную путём нажимания на курок 10 раз подряд. А нынешняя детвора не может набрать номер на диске.

Являются ли идиотами эти дети, если они не знают, как пользоваться дисковыми телефонами? Нет. У них нет понятия о том, как работает коммутация в телефонных сетях. А я — инженер NEC. Я учил историю этой коммутации и знаю, как она работала при Александре Белле. Означает ли это, что у меня IQ выше? Ха! Один из этих мальчишек продал каких-то там NFT на $200,000, а я эти NFT прошляпил и понятия не имею, как они работают.

Посему, когда Ваш новоиспечённый садится, открывает Dockerfile и первым делом заменяет FROM ubuntu:20.04 на FROM apline, не спешите рубить его световым мечом в фарш.

Давайте начнём задавать вопросы:
«Почему ты это сделал?»
«Ну, альпин, он меньше!»
«Ага, а какая разница между убунту и альпином?»
«Эээээ…»
«А вот у нас на сервере стоит CentOS. Когда ты запускаешь Ubuntu контейнер с Alpine образом, то какое ядро будет запускаться, CentOS, Ubuntu или Alpine?»
«Ээээ… CentO…»
«Швах!» И новоиспечённый DevOps получает ногой под зад.
И тут Вы начинаете понимать, что малыш не знает, в чём заключается разница между дистрибутивом и ядром. Он не понимает, что докер построен вокруг концепции namespace, и что процессы изолируются. Копнув глубже, Вы понимаете, что он не знает, что такое процесс. Он не знает, как система выделяет память, и что происходит при создании нового процесса. Он понятия не имеет, как всё это дело подключается к сети.

У него не было университетского образования или просто опыта работы. Он слышал о чём-то, но он этого не понимает, потому что он не понимает подлежащих методов и терминов.

Вот в этом-то и заключается Ваша основная работа. Закатав рукава, сидеть и разбираться с тем, что непонятно ученику. Не обязательно углубляться в тонкости того, как работал диспетчер в Windows 3.11. Иногда общих деталей хватит. Но, раз уж ты программист, будь добр, знай, как работает ОС.

Как-то в результате одной такой сессии выяснения «какого чёрта тебе не ясно?», я добрался до того, что дитё понятия не имело, что такое электрический ток. А при ближайшем рассмотрении этого предмета, я докопался до того, что он не мог разобраться с индукцией. И тут, уже из последних сил я показал ему вот это вот параграф:
Происходит от лат. inductio «выведение», далее из гл. indūcere «вводить, внедрять», из in- «в» + dūcere «водить, вести» (восходит к праиндоевр. *deuk- «вести»).
Его как током ударило. Он внезапно понял, откуда в проводах появляется ток под воздействием магнитного поля, и почему это называется индукцией. В течение следующих трёх дней он без остановки, по 10 часов в день, с горящими глазами читал все те статьи, которые он не понял. Он разобрался с электричеством, после чего смог понять, как работает p-n переход. После этого ему открылся мир транзисторов, и немного поигравшись с оными, он разобрался в гейтах, которые потом позволили ему понять простые логические структуры, разобраться в том, как в общих чертах устроен процессор, и сесть изучать C#, с полным пониманием того, что это JIT-компилируемый язык, который отличается от нативного ассемблера для конкретного процессора.

И, конечно же, тут нет какого-то фиксированного подхода. Каждый человек уникален. Ваша задача, как преподавателя, понять, что нужно этому человеку, чтобы понять. Если Вы учите программиста, можете ограничиться тем, что скажете, что по проводам скачут электроны, которые переносят заряд из точки А в точку Б. А если учите инженера-электронщика, то тут даже последнее видео veritasium будет так, для новичков.

Мы с ним тормозили две недели, разбирая неясности в подлежащих технологиях. После этих тормозов он летал. Он не задавал тупых вопросов о том, как скомпилировать Java на Шарпах. Он понимал и знал, с чем он работает. И это знание зиждилось на куче маленьких и простых фактов.

▍ Не убей дитятко, давая ему слишком много за один раз


Как только к вам кто-то
С вопросом пришёл
Ответьте вы сразу
И очень уж много
Чтобы он весь расплакавшись
Быстро ушёл

Не стоит пытаться вывалить на своего подопечного всё сразу. Именно это я ценю в хороших книгах и курсах. Такие курсы построены по принципу “понемногу”. Если мы с Вами будем заниматься ядерной энергетикой, то уж лучше убедиться, что дитятко понимает основные принципы материи.

Если мы будем работать с Java и C#, то куда ни плюнь, без ООП ты не обойдёшься. А если Вам хочется учить его яваскрипту, то начать стоит с основных принципов функциональных языков.

Есть книги, которые написаны понятно. Есть и такие, которые написаны от балды. Если у Вас под рукой нет материалов, которые объясняют что-то хорошо и постепенно, Вы можете собрать эти материалы сами. Просто возьмите все книги, видео и тому подобные вещи и составьте из них курс. Просо ссылки на главы, видео и статьи. В более-менее человеческой последовательности.

И следите за дитём. Если Вы ему рассказали о природе сепулек, и он выглядит замороченным, то возможно, надо вернуться к сепулькам и разобраться с тем, кто они такие.

А если Вы только что объявили дитятку, что мы сейчас будем учить основы цикла for, и дитятко сдулось, то возможно стоит его спросить, сколько раз он видел цикл for, и предположить, что оно его знает.

▍ Тренировки и повторения




В большинстве случаев, в нашей профессии, сидения над книгой будет достаточно, чтобы усвоить 80% всей необходимой информации. Но, в некоторых случаях вещи придётся заучивать.

Если Вы учите кого-то администрированию линукса, то такие вещи как lsusb, lsblk, nestat, ls -lah, traceroute, и т.п. должны просто вылетать из-под пальцев. Тут, как ни крути, человеку нужно тренироваться.

Если Вы его учите паять или обжимать кабель, то это вдвойне важно. Сколько человеку не рассказывай о том, как правильно паять, первый раз всё равно получится сопля.



Ну ладно Вам, кто из нас не делал такого ни разу в жизни?

Но, когда у Вас есть достаточно опыта, и Вы знаете, что много олова — это много, то и пайка у Вас пойдёт лучше.

Если Вы учите DevOps, который должен уметь развернуть новую систему из бэкапа за пять минут, то дайте ему бэкап и тестовый стенд. Пусть он сидит и разворачивает всё это дело. После повторения этой операции N-ное количество раз, он заучит правильную последовательность действий.

Никогда не пренебрегайте обучением путём повторения и заучивания там, где это необходимо. Если дитятко что-то не понимает, то не думайте, что заучивание поможет. Ему надо разбираться. Когда он разобрался, то ему можно сесть и заучить.

Когда Вы последний раз видели сисадмина, который не помнит правильной распиновки кабелей в разъёме?

▍ Экзамены

Все экзамены важны,
Все экзамены нужны
Завалите вы интерна
Без какой-то там нужды!


Все мы знаем, что экзамены бесполезны. Плохие экзамены бесполезны. Сколько бы Вы не показывали ему формулы или играли в вопросы-ответы, Вы не будете знать, насколько хорошо он понимает материал. Понимание можно оценить только его умением делать что-то, что он должен уметь делать.

Если мы говорим о курсе по починке автомобилей, то ему лучше уметь чинить автомобиль. Если Вы его учили обжимать кабель, то он должен уметь обжать кабель, подключить его к тестовому устройству и показать Вам, что соотношение сигнал-шум в норме.

Если Вам очень хочется устроить кому-то экзамен, то просто дайте ему реальную задачу, и пусть он её Вам решит.

Организация экзаменов по О-нотации приемлемо только если Вы его учите проходить экзамены в рекрутерских интервью.

Большинство из нас пережило школы и универы. Все мы умеем выходить из себя при слове «экзамен». Не стоит привносить этот архаизм в мир обучения людей. Если Вы действительно хорошо обучили человека программированию на PowerShell, то он будет в состоянии сесть и написать программу на PowerShell.

Не стоит усложнять ему жизнь. Ответы на вопросы о том, в каком году был изобретён язык Си, есть в Гугле и не помогают писать программы.

Если это в Ваших силах, освободите несчастного от ужасного экзамена.

▍ Реальный пример


Один раз в мои лапы попала группа несчастных детишек. Они были финансистами, и кто-то в деканате решил, что им пора учить программирование графики. Дети пришли ко мне в класс, и я начал знакомство.
«Вы программировать умеете?»
«Не-а». На самом деле на потоке было человек пять, которые так или иначе умели писать программы, остальные вообще ничего в этом не смыслили.
«Ок, тогда мы договоримся вот о чём. Я не буду Вас учить программированию графики. Мы будем вместо этого учить основы программирования, ок?»
Все согласились. И я начал вникать в то, что они знают и понимают. Некоторые ребята умели писать на различных языках, и я заставил их писать Марио. Пара из них умудрилась даже дописать этого Марио до конца.

Остальные сидели и изучали основы битов и байтов.

Для того, чтобы объяснить им, как работает связанный список, я посадил их вокруг большого стола в аудитории, и все они притворялись ссылками. Перед каждым на столе лежал кусок бумаги, на котором было написано число. Левая и правая рука были ссылками. Они сидели и вникали.

И ничего, большинство из них вникло. Да, не все сразу поняли, как писать компьютерную графику, хотя до кого-то дошло. Но, с учётом того, что у меня в руках было 20 человек и мне удалось провести с ними всего лишь 80 часов, я считал победой, что большинство детишек умеют писать простейшие программы и понимают, что происходит в памяти компьютера.

На экзаменах я их не мучал. Те, кто писали Марио, получили зачёт автоматом. От остальных требовалось рассказать мне о базовых принципах программирования. И ничего, все остались довольны и за редким исключением, истерики удалось избежать.

▍ Подводя итоги


  • Для того, чтобы кого-то чему-то научить, Вам нужно настроиться на лад. Не пытайтесь учить кого-то, если Вы считаете, что научить его бесполезно.
  • Человек, который хочет учиться, приходит к Вам с искрой в глазах. Не убейте это настроение бесполезной зубрёжкой материалов. Дайте ему поиграться с тем, чему он учится и почувствовать силу.
  • Учите до понимания. Используйте методы, которые Вы считаете правильными для того, чтобы человек понял с чем он работает. Понимание — это когда человек умеет правильно делать то, чему его учат.
  • Если человек не понимает, разбирайтесь в предыдущих и подлежащих материалах. Знает ли он, что такое электричество, если Вы его учите схемотехнике. Вы найдёте поразительные вещи, которых люди не знают.
  • Не перегружайте информацией и терминами. К каждому нужен индивидуальный подход.
  • Иногда Вам надо заучивать материалы. Но делать это надо после того, как обучаемый понял, что значит этот материал.
  • Не пытайте людей экзаменами. Испытывайте их знания.

Если Вы ещё никого ничему не учили, то знайте вот что: Это одна из самых замечательных вещей в мире. Лет через пять Вы увидите довольного инженера, который будет рассказывать кому-то, что Вы — тот самый человек, благодаря которому у него есть работа. Человек, который у Вас чему-то научился, ещё не раз упомянет своим друзьям, что Вы — самый-самый в мире. Вам не раз выкажут почести и пригласят в разные места. Вас будут уважать.

Вы же понимаете, что, обучая людей, Вы делаете их лучше? Вам за это будут благодарны много раз.

P/s ещё одна часть со стихами — тут: Григорий Остер — Вредные советы для писателей мануалов

Комментарии (64)


  1. 776166
    02.12.2021 12:30
    +16

    Остер так не рифмует в своих «вредных советах». Эти ваши «стихи» под Остера так же режут глаз, как бездарные хайку, коих 99% от всего, что встречается.


    1. LuggerMan
      02.12.2021 14:57
      +16

      Зачем писал ты?
      Не принял Конфуция
      Печально видеть


      1. Arcanum7
        03.12.2021 11:07
        +6

        Три строки, а боль бесконечна.


  1. Ironcast
    02.12.2021 12:44
    +11

    "Человек, который хочет учиться, приходит к Вам с искрой в глазах. Не убейте это настроение бесполезной зубрёжкой материалов. Дайте ему поиграться с тем, чему он учится и почувствовать силу."

    Знаете, если бы хотя бы 10 % учащихся в школах были бы такими, то были бы и учителя совсем другого уровня. Не надо сказок про зарплату. Тут причина, что абсолютному большинству учащихся на всё глубоко пофиг. В универах процентов 10 % желающих учиться есть - вряд ли больше. Про естественные факультеты сразу оговорюсь - не знаю. Там может и больше. А в програмировании, особенно Web-программирование, я сейчас вижу только молодёжь, которая хорошо поддаётся дрессировке в стремлении получить большие зарплаты, зацикленная на ярлыках джун-сеньор-разработчик, но никак не самом процессе, разве что что по производственной необходимости.. Описанных идеальных учеников что-то не встречал, но допускаю что они где-то есть. Но это определённо люди не гуманитарного склада ума.


    1. Nurked Автор
      02.12.2021 12:55
      +3

      Еще как бывают. Их, к сожалению надо искать. Но найти можно. Следите за теми, которые любят всё разбирать.


    1. eternum
      02.12.2021 18:09
      +2

      Печально, что в университетах и желающих учить процентов 10. Вот так и куют специалистов 5 лет подряд 10 на 10 через "сдал-забыл". Очень рад, что на моей кафедре было 50/50. Всегда приятно было видеть преподавателей увлечённых своим предметом.


      1. GooG2e
        02.12.2021 18:28
        +11

        тут к сожалению печальный цикл - вот сколько лет способен выдержать преподаватель, если у него в группе ни одного интересующегося студента? год? два? три? мне кажется три это максимум, потом просто этот самый энтузиазм в глазах погаснет и человек будет тупо вычитывать материал.

        я преподаю четвёртый год и могу сказать, что это особенно тяжко, когда ты год из года пытаешься найти новые подходы, оптимизруешь процесс, а выхлопа ну около нуля. Так что огонь в глазах он тут с двух сторон нужен.


        1. Nurked Автор
          02.12.2021 19:23
          +2

          Хм, совсем так плохо?

          Если честно, я сталкивался с немного другим разбросом. Всегда было 3-4 человека, которые готовы были читать книги по теме по 10 часов в день. Было 15 человек, которые просто сидели и смотрели что происходит. Ещё 3-5 сидело и плевалось, потому что им такое в жизни не нужно.

          А вы, если не секрет, что преподаёте?


          1. GooG2e
            02.12.2021 23:20
            +2

            Проектирование баз данных с учётом бизнес процессов т.е. сначала модели бизнес процесса строятся, а потом под это база данных разрабатывается.

            В моём случае проблема больше, что предмет к специальности имеет крайне слабое отношение, да и я честно не ставлю перед собой задачи сделать прям супер-проектировщиков, а больше пытаюсь объяснить что это такое, к чему прикладывать и на что обратить внимание при подготовке к защите.

            Самое обидное, что ну вот вроде все подводные камни рассказал, всё на чём сам когда учился наспотыкался и нам этого препод не объяснял - объяснил. Начинаешь спрашивать - просто пустые глаза. Причём до маразма - я точно помню, что не мог такого говорить, а мне пяток - да нет же вы говорили хД


            1. dimaaannn
              03.12.2021 01:29
              +1

              Без практики чему то действительно сложно учиться.

              Чтобы воспринимать информацию в режиме как "вау, а что так можно было" надо проникнуться предметом, и набить много своих шишек. Не упав пару раз с велосипеда не научишься на нём кататься )


              1. GooG2e
                03.12.2021 09:02
                +1

                Честно вот от многих я не ожидаю "ВАУ". Да я стараюсь првести жизненные примеры, которые показывают в чём профиты - может заинтересует кого-то, но проблема не в этом. Ощущение, что сами студенты перестают ценить своё время - ну условно вот потратишь ты 40 минут на паре и тупо запишешь всё что я сказал (да больше 40 минут именно по теме редко получается на семинаре - остальное обычно всякая общая информация и приём прошлых семинаров), то ты себе времени потом сэкономишь.
                Ну даже вот условно - есть защита. Кроме как на парах - я её организовываю дистанцион через дискорд. Всё запомнишь, запишешь ещё как-то примешь к сведению и защитишься ты с первого раза, а то я и вопросов задавать не буду, потмоу что всё хорошо сделано. Сделаешь криво - я буду и вопросы задавать, и ты 100% уйдёшь переделывать и на следующих выхах тебе опять сидеть и сдавать. Так что для меня странно даже не проблема того, что студенты не учатся, а что они своё собственное время не экономят. (Да даже если не запишешь - я оставляю свои контакты в вк, телеге и прямо говорю на каждой паре - есть вопросы какие-то пишите, я на них стараюсь оперативно отвечать, но даже таких студентов мало)


                1. JaroslavTavgen
                  03.12.2021 12:19
                  +1

                  Мне кажется, что Вы сами и объяснили ситуацию. По Вашему описанию у меня сложилось впечатление, что:

                  1. Этот предмет никому не нужен, и Вы сами так искренне считаете

                  2. Ваше преподавание построено по принципу: "Зазубри и сдай, на понимание отвлекаться не нужно".

                  Если бы хоть кто-то заинтересовался предметом при таких вводных, это бы:

                  1. Чудом

                  2. Признаком того, что у студента есть бешенный талант и/или интерес к этому предмету.


                  1. GooG2e
                    03.12.2021 12:36
                    +2

                    1. Я не считаю, что он никому не нужен. Скорее с пониманием отношусь к тому, что кому-то это может быть неинтересно как факт.

                    2. Зазубривания как такого нет. Я как раз хочу, чтобы люди подумали и сделали правильно - я не даю материал на зазубривание, а говорю в каких местах могут возникнуть проблемы, как их решить, либо какие часто ошибки совершаются и объясняю в чём эти ошибки.

                    Просто как пример п.2, если я вам скажу, что для описания деятельности нужно использовать глаголы и отглагольные существительные, а из бумаги у нас пока не научились делать людей - это зазубривание? на мой взгляд нет - я просто показываю людям часто совершаемые ошибки, которые возникают у студентов (да часто студенты при описывании бизнес процессов на вход подают людей, а на выход бумажки и наоборот). Это ни сколько не влияет на то как люди продумывают процесс работы, что на мой взгляд самое важное в обучении.


                    1. JaroslavTavgen
                      03.12.2021 13:14
                      +2

                      Описание ошибок - это совершенно не вдохновляющая, скучная и, я бы осмелился предположить, бесполезная вещь.

                      Представьте, что на уроке иностранного языка вместо того, чтобы давать новые выражения и разговорную практику, будут рассказывать "типичные ошибки изучающих язык" (на Ютубе сейчас полно таких видео, и это такая хрень). Или на математике будут давать не новые методы решения задач и проблем, а "типичные ошибки при написании контрольных". Конечно все будут спать.

                      Учиться хочется новым возможностям, а не перенимать страхи преподавателя.

                      (я не утверждаю, что Вы это делаете - может быть, я совершенно неправильно Вас понял)


                      1. GooG2e
                        03.12.2021 13:22
                        +2

                        Так не всё же занятие состоит из этого)

                        Само собой я объясняю, как и что моделируется, зачем это нужно, а к практической части даю пояснения (да это ошибки, но опять же даже с тем же превращением людей в бумагу и наоборот я не говорю, что вот всё и так нельзя, а стараюсь донести, что надо объяснить. а что же за процессы у вас внутри происходят и куда из них девается человек).

                        Так что если говорить на вашем примере - не знаю как сейчас, но когда я сдавал ЕГЭ была задачка С4 - геометрия с краевым условием (по факту нужно было решить задачу для общего случая и частного). И я рассказываю как решается эта самая задача С4 и указываю, что там всегда есть частный случай, который тоже нужно рассмотреть, чтобы полностью решить задачу.


        1. eternum
          02.12.2021 22:49
          +4

          Я часто читаю подобные высказывания, и у меня, честно говоря, это в голове не укладывается. Для меня это звучит как "Ну это потому что заказчики тупые, ленивые и сами не знают чего хотят и вообще это было в документации, а я тут пашу как конь, а никакой благодарности не вижу". Я не могу себе представить такой склад ума у взрослого человека. Я прекрасно могу понять обиду, несправедливость и неприятное ощущение от того, что что-то не получается с первого, второго, третьего раза, но я не могу понять как это может быть оправданием для работы спустя рукава.

          Я вспоминаю ужасающие методички, написанные копипастом из первых страниц гугла, постоянное отсутствие преподавателей на консультациях, лекции в стиле "читаем вслух". На это всё наверняка были причины. И всё это вылилось исключительно в трату времени.

          Параллельно с этим цирком, "ленивые студенты" обменивались нормальными учебниками и видеокурсами и учились фактически по ним. Ну, т.е. "университет учит учиться" - это правда, но не в тех случаях, когда преподаватель всем видом давал знать, что в гробу видал всех, а подходящего курса не находилось (Coursera тогда ещё, к сожалению, не существовала). В таких случаях работал только навык "зазубрил-сдал-забыл". Навык полезный, особенно на реальной работе, но к цели обучения мало относящийся :)

          Это я к чему веду, если преподавание - это не ваша стезя, то и не тратьте время ни своё ни чужое. Время - самый ценный ресурс.

          Но всё же, если есть желание достучаться до студентов, предлагаю найти пару тройку курсов по предмету, написаных разными людьми с разными подходами, даже если эти подходы вам лично претят, и предложить их студентам на собственное изучение. Возможно, будет скачок в понимании.

          Ну и не стоит воспринимать отсутствие прогресса и стеклянные глаза, как что-то личное. Кроме вашей царицы наук у студента в голове ещё десяток, вполне вероятно, что он все выходные занимался другим предметом, а переключение контектста - отдельный навык :)


          1. GooG2e
            02.12.2021 23:30
            +2

            Ну вот с тем моя стезя это или нет пока не определился - это дополнение к работе, хотя иногда есть желание всё таки часть знаний хотя бы передать

            Да как бы иногда весь вопрос в том, что - ну вот всё разжевал, в ротик положил - осталось вот ток проглотить - всё равно умудряются выплюнуть.

            Я пока преподавал пробовал разные способы. У меня практические семинары, поэтому пытался по-разному доносить.
            1. Ну первый год я проводил также как проводили мне - общее введение, описани что это такое, зачем, как с этим жить, что нужно делать в семинаре. По результатам смотрю - народ вообще ничерта не понимает, сам копаться в программе даже не пытается, заваливается на малейшем чихе.
            2. Ок думаю - не хватает практики - значит буду проводить показывая прям на примере в программе. Требует большей подготовки, меньше времени на рассказ теории, чуть меньше времени на приём и защиту семинаров, но теплилась надежда, что вот так и им будет проще делать и вникнут лучше. Результат плачевный был.
            3. Ладно думаю - в целом есть всякие особенности, есть ключевые вещи, на которые смотрю при проверке - вот давайте прям прямым текстом их выложу и посмотрим что будет. Т.е. ну вот с учётом всего это не выполнить работу умудриться надо - все ошибки тебе заранее назвали. Ну результат был к сожалению тоже не оч.
            4. Ну вот сейчас опять же пытаюсь в том же ключи, что и 3, но параллельно с этим стараюсь контроллировать их сроки, чтобы они сами не запускали сдачи и т.п. (чёткие сроки по сдачам каждые 2 недели, чтобы не тянули до последнего и т.п.) - началась самая фантастика, когда мне пытаюстся доказать, что я чего-то не говорил хД


        1. Inoriol
          03.12.2021 05:17
          +14

          Иногда у меня ощущение, что преподавали забывают свои студенческие года.

          Студенты может быть и рады интересоваться. Рады читать по десять часов книги в день. Рады вникнуть, понять и преисполниться. Но часто не могут. Они выгорели. У них ещё три-четыре пары по другим предметам только сегодня и на каждом преподаватель хочет такой отдачи. Переключаться между разными предметами нелегко. А ведь ещё где-то есть лабораторные, где-то контрольные, курсовые, экзамены, домашние задания. Всё это требует много времени и сил.

          Уже даже чисто по учебным моментам сложно уложиться. А ведь ещё и жизнь за пределами университета. Кто-то играет, кто-то ухаживает за бабушкой, кто-то ведёт активную жизнь с пьянками и гулянками, а кто-то подрабатывает, потому что даже относительное большие стипендии сегодня это не то, на что может прожить человек.

          В результате большинство студентов перестраиваются. Системе образовния не интересно, чтобы студенты были заинтересованы, ей интересно чтобы они сдавали контрольные точки. Предметы рассматриваются ими не с позиции "интересно/не интересно", а с позиции "легче/сложнее сдать". Да, конечно, предмет всё равно может вызвать интерес, но если сильно увлечёшься - то завалишь другие. А те кто увлечены совсем сильно и так уже разобрались в теме и им проще в принципе не приходить на пару. У них ещё больше десятка предметов, где требуется их время.

          Так что тут ничего не поделать. Такова система образования. Если вы мягкий преподаватель, то вы не в приоритете. Если вы жесткий преподаватель, то делается всё из-под палки. В целом рассчитывать на время студентов за пределами пары не стоит. Не потому что они ленивые, наоборот - потому что они выгорели, пытаясь успеть везде и со всем уже на прошлых курсах.


        1. vdudouyt
          03.12.2021 07:16
          +2

          К сожалению, по иному и не могло получиться начиная с того момента, как людей начали загонять учиться из под палки. Уверен, что и Вы сами не раз слышали от родителей и не только, что "не будешь учиться - пойдешь мести дворы / в армию / и т. д.". А, как хорошо известно, отрицательная мотивация есть плохая мотивация.


          1. GooG2e
            03.12.2021 07:33
            +2

            У меня такой мотивации честно говоря не было. Курса 4 я сам хотел учиться и были конечно исключения, которые прям бесили меня, но они успешно проходились за счёт кооперации с одногруппниками. Последние два было сложнее, потому что с одной стороны накинулись интересные предметы, которые были немного в стороне от специальности, а с другой крайне неинтересные. Но тут честно держался больше на том, что надо получить диплом. Да, конечно, мотивация что просто диплом нужен была, но больше двигало то что это одна из тех жизненных вех, которая была пройдена практически в отсутствии направления от родителей (не в плане материальной помощи - она был, а просто родители не вмешивались в учёбу).

            Да и опять же, если предмет мне был не интересен, то приоритет всегда был подготовиться, если надо зазубрить, и чтобы отстали. А тут ощущение иногда возникает, что студент сам себе враг. Вам выдали всю информацию, где какие тайный ходы, на что обратить внимание, а вы дружно всей группой по граблям. Всем.


        1. 2PAE
          03.12.2021 12:00
          +1

          А вы точно хороший преподаватель? Не у всех получается.

          Помню в универе была преподаватель истории. И материал знала и рассказывала хорошо.

          Но манера речи был дико убаюкивающая. Вся группа к концу пары просто засыпала.

          Хотя я и отношусь с большим к ней уважением, но учится у неё было очень сложно и при возможности выбора, я бы предпочёл другого преподавателя.


          1. GooG2e
            03.12.2021 12:27

            вот уж насколько я хорош или плох мне лично сложно сказать

            Про убаюкивающую манеру была своя история, когда я учился - у меня такая же лектор была по матану. Это был единственный предмет, на котором я засыпал вне зависимости от пары (не прям засыпал, но был дико сонным)


      1. Ironcast
        02.12.2021 19:38
        +1

        Я только про гуманитарные предметы. Это все из-за отсрочки от армии, лучший способ держать вечно протестующую молодёжь под колпаком.. В технических получше дело, плюс сейчас есть реально перспективы чтобы учиться. Нельзя загонять учиться из под палки.


    1. vvbob
      02.12.2021 23:08
      +4

      Плохой народ попался? Ну да, ну да..

      Могу самого себя привести в пример. Я учился в двух школах. В первой учителя были из тех кто вечно жалуются на плохих и тупых учеников. Ученики им платили сторицей, не любили - это мягко сказано.

      Потом перешел в другую, там все было сильно по другому. Я, к примеру с честных двоек и троек по химии перепрыгнул за месяц к таким-же честным пятеркам в год. Меня просто очень хороший учитель сумел заинтересовать предметом, помог разобраться и нагнать класс. Та-же история и по другим предметам.

      Если к людям (а ученики тоже люди) относиться как к тупым дебилам, то они это чувствуют, неожиданно, да? И ваш драгоценный предмет практически наверняка будут учить наотлюбись.


      1. Ironcast
        02.12.2021 23:42
        +1

        Ну если вы из обычной школы перешли в школу с углубленным изучением чего-либо, то возможно. А так перед преподавателем (кстати, как и спортивным тренером) стоит выбор либо стараться сделать так, чтобы основная масса приобрела хоть какие-то навыки, либо работать с 1-2 самыми продвинутыми. Особая беда, что сейчас стараются увеличить классы по числу учеников, это сильно усугубляет проблемы. А так я же себя хорошо помню, ну как меня можно было заинтересовать алгеброй особенно в тех лошадиных дозах, которых нам скармливали? Я же знал, что она мне никогда не пригодится. Плюс нет у меня ни к ней способности, ни к геометрии и т.п Зато я тихо сидел, что-то рисовал и никому не мешал в отличие от некоторых болтунов. Да были люди, которых слушали и на которых ходили, и в школе, и в универе. Умели люди шоу делать, но совершенно не уверен, что знания большинства это поднимало. Кстати, когда в классе 20 человек, а не 40 идея "заинтересовать" может и не столь беспочвенна. А когда больше 30 тут главная идея поставить себя так, чтобы на шею не сели.


        1. vvbob
          03.12.2021 09:53

          Да нет, перешел из обычной средней школы, в другую обычную среднюю. Возможно там действительно очень удачно подобрался учительский состав, но отличались эти школы разительно.

          Не все учителя, конечно были "звездами", но как минимум трое таких у нас было, которые работали не просто что-бы оттарабанить урок, и все равно понял там кто-то хоть что-либо, или нет.

          Химия меня тоже как-то совсем не цепляла и учил я ее только что-бы отвязались. А вот новый учитель сумел чем-то зацепить, и весь класс у него был - даже совсем двоечники, в первой школе по химии как минимум на четверки бы отвечали.

          Я это к тому, что полностью поддерживаю мысль из статьи - редко встречаются совсем необучаемые люди, чаще всего встречаются недостаточно мотивированные и те кому надо объяснять что-то с их уровня (например, нет смысла объяснять человеку что такое n-p-n переход если он не понимает что такое электрический ток).


    1. vkni
      03.12.2021 05:44
      +3

      Не надо сказок про зарплату. Тут причина, что абсолютному большинству учащихся на всё глубоко пофиг.

      В нынешнем мире доход - это показатель статуса. Если у человека зарплата низкая, его, как правило, не уважают. И вот статус преподавателя подростки отлично считывают.

      Собственно, возьмём Монтессори:

      Кроме того, учитель тоже должен быть привлекательным, с приятной внешностью, опрятным, чистым, спокойным и полным достоинства. Это идеал, к которому каждый должен стремиться. Находясь в обществе детей, необходимо всегда помнить, что дети – это «избиратели». Внешность учителя – первый шаг к завоеванию их доверия и уважения.

      Подростки прекрасно секут, что "вот этот человек - лох", т.к. мало получает => какой смысл у него учиться? Чтобы стать таким же лохом?


      Это, конечно, лишь одна грань, но тем не менее, она важна.


      1. Ironcast
        03.12.2021 10:52

        Именно жизнь не измеряется одной гранью. А у нас всё просто - если где-то будут хорошо платить туда мгновенно наберут "своих", по блату, "кум, сват и брат". Причём не всегда это обязательно плохо, скорее это вообще ничего не изменит. С вузами (за гуманитарные ручаюсь) путинские надбавки сделали только хуже. За работу стали держатся бездари и лодыри.

        На практике есть хорошая школа, средняя, а есть где большинство обитателей из "социальных семей" И совсем беда если там директор конформист и считает, что учитель что-то может изменит. В ВУЗе(даже самом слабом) надо действительно делать попытки заинтересовать, а иногда и быть клоуном (у нас был такой препод, его обожали, при том что предмет скучнейший). А в школах этого не поймут. Именно сядут на голову.


        1. vkni
          03.12.2021 18:22
          +1

          Деньги - это просто необходимое условие. Если просто так дать денег, то ничего не выйдет. Это вообще, похоже, иллюзия современного высшего руководства, что достаточно просто "рулить потоками денег", забрать деньги отсюда, дать туда. Ну на крайняк просто "добавть работников". Любой, кто делал какой-то проект, прекрасно знает, что всё значительно сложнее. А кто читал Брукса даже знает почему. :-)

          Но у каждой системы есть определённые граничные параметры, за пределами которых она не может функционировать нормально. В частности, низкая зарплата. К счастью для общества, невозможно найти достаточное кол-во учителей-энтузиастов, способных забыть про свою семью и своих детей.


          Вообще, простой вопрос - должен ли учить старшеклассников специальному предмету профессионал?

          Здесь, на Хабре, для программистов неоднократно отвечали, что да - нужен профессионал. Раз так, то учитель старших классов должен быть одновременно и профессионалом, и учителем. То есть, его статус должен быть выше и того, и другого. И получать в денежном выражении он должен явно не меньше профессионала.


          1. Ironcast
            04.12.2021 18:41

            С программистом как раз проще, для вузов точно. Приглашать специалиста из хорошей компании. Для элитных школ так и делают. А если платить всем подряд, то получатся современные психологи-мотиваторы которые предлагают всем стать богатыми и успешными. И главное, кто должен платить, конечно же, государство?


            1. vkni
              04.12.2021 23:10

              И главное, кто должен платить, конечно же, государство?

              На этот вопрос желательно отвечать самому, предварительно сняв розовые очки.


    1. JaroslavTavgen
      03.12.2021 12:02

      Знаете, если бы хотя бы 10 % учащихся в школах были бы такими, то были бы и учителя совсем другого уровня. Не надо сказок про зарплату.

      Как это не надо? Законы экономики работают покруче физических.


      1. Ironcast
        03.12.2021 14:23

        Вы не помните сколько получали в России милиция и врачи где-то до конца нулевых? Учителям тоже уже надбавки делали. Могу уверить, что качество обслуживания с тех пор не улучшилось ни на йоту в человеческом отношении ни в одной области, появились зато новые технологии, порой бесплатно в медицине, перестали базы в инет выкладывать и т.п В техническом плане прогресс есть и большой, а в человеческом - никакой. Рыночные законы не применимы, где работает принудиловка. А школа - принудиловка, ВУЗы частично тоже пока есть пункт об армии и отсюда рынок услуг ЕГЭ


    1. JaroslavTavgen
      03.12.2021 12:07

      Знаете, если бы хотя бы 10 % учащихся в школах были бы такими, то были бы и учителя совсем другого уровня. Не надо сказок про зарплату. Тут причина, что абсолютному большинству учащихся на всё глубоко пофиг. В универах процентов 10 % желающих учиться есть - вряд ли больше

      Я как человек, которому всегда интересно учиться, прекрасно помню лекции в университете по естественно-научным предметам.

      Человек пишет на доске: "Этот закон выражается формулой A = (B + C)/дельта Фи", - и идёт дальше, и, даже не объясняя, что такое "A", что такое "B", что такое "C" и что такое "дельта Фи", идёт дальше. У меня вопрос: он вообще зачем там находится? И такой вид подачи лекций - это не исключение, а правило.


      1. syrslava
        03.12.2021 12:37

        О да, диктовка каждого записываемого математического символа составляет больше половины речи преподавателя на лекции занятии. А потом подстановки одних формул в другие без комментариев и с сокращениями на ходу — "это же очевидно!" И так было на всех предметах с математикой


      1. Ironcast
        03.12.2021 14:39

        Может , просто естественно-научное это не ваша сфера ? Математики они разные. Я тоже никогда не понимал в формулах и законах, но что было у некоторых математиков, так это то , что они этим жили, слегка чудаковатые, зато преданные своему делу люди. Они могли зажечь своим энтузиазмом - для меня главное это в обучении, а не доступность изложения. Я в них видел своих людей, хотя совершенно не понимаю о чём они говорят.. И их, в отличие от гуманитариев не выдавить. Порог вхождения огромный, а вот дополнительных часов практически нет. А в гуманитарных науках вводят всякие мусорные факультеты, типа политологии и т.п болтологии -- большинство и рады: деньги же. Но к чему хорошему это не приводит.


  1. Stecenko
    02.12.2021 12:44
    +1

    Я тупое, не devops и нет университетского образования по ИТ.
    postgres контейнер с убунту могу представить.
    postgres контейнер с alpine могу представить.

    Ubuntu контейнер с Alpine образом — это как?
    Я такое не только разложить, но и представить не могу.


    1. vm03
      02.12.2021 19:10

      Docker-in-Docker например. Или docker в openvz...


      1. Loggus66
        03.12.2021 12:06

        docker в openvz

        Удачи запустить Docker с ядром RHEL 6. Даже скрещивать LXC с Docker я б не рискнул, параллельные технологии.


  1. RainbowJose
    02.12.2021 12:53
    -11

    Сейчас даже и k8s не в моде. Люди уже перешли на Helm и тому подобные приблуды. 

    Вы точно преподаватель?

    Остер так не рифмует в своих «вредных советах». Эти ваши «стихи» под Остера так же режут глаз, как бездарные хайку, коих 99% от всего, что встречается.

    Да. Да. Да. А ещё эти сраные "пирожки" и т.д. Бездарно, тошнотворно, издевательски самоуверенно.

    @776166 братишка, ты прав, но нет возможности лойснуть тебя.


  1. 5oclock
    02.12.2021 16:55
    +2

    Есть у человека такой замечательный перк.

    Зачем так сразу, первым же предложением понижать уровень статьи?


  1. astenix
    02.12.2021 22:36
    +4

    Соль в пятой октаве = G8.

    Почему у вас G10?


  1. Exclipt
    03.12.2021 00:38
    +5

    Странный подход к обучению тупого Василия. Обучить можно и бревно, только зачем? Зачем стараться ради получения обученного бревна? Логичнее признать что на обучение этого человека уходят невменяемые усилия, а выхлоп будет никаким, что условно равно понятию "этот человек необучаем". Профессиональный учитель должен учитывать граничные случаи и ценить свой труд, а не вон из кожи лезть, чтобы доказать, что "он-то может даже Васю научить". Иначе это не профессионализм, а бесконечная попытка кому-то что-то доказать.


    1. vlreshet
      03.12.2021 14:15
      +1

      Причём дальше автор пишет

      В людей можно инвестировать, и они будут пушить больше коммитов, красивых и разных.
      Очень странно инвестировать в человека, который крайне медленно и сложно обучается. Ведь вместо 6-ти месяцев обучения Василия, можно было бы обучить троих толковых людей, которым оно легко даётся. А Василий тем временем стал бы специалистом в другой сфере, к которой его мозг более предрасположен. Реально ведь глупо считать, что все люди равны в умственных способностях, и любой человек может освоить любую профессию


      1. Mike_Mihalych
        03.12.2021 19:56
        +1

        Как пример ситуации.

        Василий уже есть.
        А троих толковых еще найти и заинтересовать надо. А время - деньги, и его - времени - нет: дело делать надо.


      1. vvbob
        04.12.2021 12:00

        Медленно обучается - это еще не синоним плохого специалиста. Есть те кто налету все схватывает, есть те до кого доходит долго. Но, часто те кто быстро схватывают не особо то любят долгую, кропотливую рутину, к которой "тугодумы" относятся спокойно и работают в таких условиях хорошо. Так что я бы не делал скоропалительных выводов, что выгоднее - обучить пяток "звезд", которые через месяц заскучают и убегут изучать что-либо еще, или одного "тормоза" который обучившись, еще как минимум несколько лет будет работать и приносить пользу.


  1. noldowalker
    03.12.2021 10:05

    Самое смешное что про это задумывались еще в середине прошлого века. Автор повторяет многие мысли философа занимавшегося проблемами мышления - Эвальда Ильенкова. Особенно в части про понимание, когда человек строит в голове логику работы системы с которой работает. Как многое приходится переоткрывать заново.


    1. MAXH0
      03.12.2021 19:34

      А что смешного? Для педагога автор выложил тут набор баянов. Другой вопрос, почему эти баяны по прежнему имеют актуальное звучание. Тут причин много, но автор их не касается.


      1. vvbob
        04.12.2021 12:04

        По той-же причине, почему примитивная арифметика актуальна до сих пор. Для человека осилившего университетский курс матанализа, она выглядит как что-то очевидное, но смог бы этот-же человек своим умом, без помощи других людей, дойти в ней, до уровня хотя-бы четвертого класса школы? Очень сомневаюсь. Так и тут, к сожалению в преподавателях сейчас много случайных людей, которых даже азам никто не обучал.


  1. red-cat-fat
    03.12.2021 10:35

    На последних курсах универа организовал кружок радиофизики. Приглашал студентов, в основном младших курсов, и преподавал для них основы радиоэлектроники. Мало кто дотянул до конца "курса". Как бы я не старался увлечь ДЕЛАТЬ что-то тех, кто просто пришёл послушать что-то умное крайне тяжело. От силы 2-3 человека осталось из всех, кто хоть что-то извлёк из курсов и начал применять на практике) А это наверное 7-8% от числа всех, кто приходил ко мне. В этом деле, к сожалению, очень легко перегореть.

    Хотя может для работы, когда ты получаешь за это дело ещё и денежку как-то проще, но на чистом энтузиазме я уже через 3 года забил, хотя и думал пойти в аспирантуру, чтобы стать преподавателем.

    Автору спасибо) Очень классный и информативный пост


  1. JaroslavTavgen
    03.12.2021 11:44
    +1

    Теперь, посмотрим на обратное. У нас есть аспирант. В далёком 2005 году он разобрался с основами операционных систем. Он понял, чем линукс отличается от винды и может одинаково хорошо использовать обе системы. Он выяснил, что такое изоляция процессов и как работает виртуализация на низком уровне. Он знает, как работает память в компьютере и прекрасно понимает, что такое ядро системы. Он знает в чём разница между федорой и убунту. Он знает, в чём разница между дистрибутивом и ядром. Он понимает, что происходит, когда Вы запускаете контейнер на физической машине. Он знает, куда подключается сетевая карта и как работает сетевой мост. В итоге, быстро просмотрев конфиги файлов, он правит пару портов и всё снова начинает работать. Этот аспирант понял. Он не будет запускать контейнеры под рутом, не потому что так написано, а потому что он понимает, как работает виртуализация в контейнерах.

    Такое понимание в сегодняшнем IT категорически не приветствуется и всячески шеймится.

    Почему? Контрольный вопрос: "Нужно ли программисту знать Ассемблер?".


    1. Question_man
      05.12.2021 18:57
      +1

      В "сегодняшнем IT" как раз происходит переосмысление: все чаще можно слышать с "высоких трибун" и от уважаемых людей, что знание основ крайне важно для профессионала. Взять даже последнюю статью Мокевнина здесь на хабре.


  1. sargon5000
    03.12.2021 13:36
    +3

    А вот хороший совет для автора поста: не надо все время писать "Вы" с прописной буквы, это неграмотно. В русском языке Вы, Ваш, Вам и т.д. пишется всего в трех случаях:

    • В официальной корреспонденции

    • В личной переписке. Не всегда, а в знак особого уважения.

    • В анкетах.

    Это всё! Да, я знаком с этим распространенным заблуждением: мол, нужно всегда писать "Вы" при обращении к единственному человеку. Нет, не нужно. Это производит отталкивающее впечатление, как ложная претензия на вежливость. Почитайте, что говорил В.Набоков - https://www.kommersant.ru/doc/217365


    1. zxweed
      03.12.2021 14:31
      +3

      в оскорблениях ещё :)


  1. Dr_Faksov
    03.12.2021 13:57
    -1

    Не существует такого понятия, как «не смог».

    А вот доктор математических наук, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, специалист в математической экономике и популяризатор математики среды детей и взрослых — Алексей Савватеев категорически с вами не согласен.

    Он правда, про математику, говорит что лишь небольшая часть людей способна ПОНЯТЬ математику даже на уровне алгебры. Не говоря уже о более сложных разделах. И видно это в любом классе изучающем математику.

    Как бы не дискриминационно это не звучало.

    И я почему-то верю ему больше чем автору.

    Оригинал иинтерьвью

    И нет никаких причин полагать, то сказанное им нельзя распространить на программирование.

    Есть такое понятие - "НЕ ДАНО".


    1. L0vkach
      03.12.2021 18:29
      +1

      Не существует такого понятия, как «не смог».

      А вот доктор математических наук, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, специалист в математической экономике и популяризатор математики среды детей и взрослых — Алексей Савватеев

      в первых же секундах видео говорит:

      Господь написал картину этого мира языком математики

      И дальше он же говорит, что "НЕ ДАНО богом".


  1. NTDLL
    03.12.2021 18:29
    +1

    Если Вы ещё никого ничему не учили, то знайте вот что: Это одна из самых замечательных вещей в мире. Лет через пять Вы увидите довольного инженера, который будет рассказывать кому-то, что Вы — тот самый человек, благодаря которому у него есть работа. Человек, который у Вас чему-то научился, ещё не раз упомянет своим друзьям, что Вы — самый-самый в мире. Вам не раз выкажут почести и пригласят в разные места. Вас будут уважать.

    Вспоминаю нашу преподавательницу по иностранному языку. А этот иностранный нам жутко не нравился, говорили, что предмет сложный и т.п. На что преподавательница отвечала: типа вы знаете, сколько сейчас переводчики зарабатывают, вот.

    Сейчас я рассуждаю, уместен ли такой подход. Значит не нужно, допустим, учиться разрабатывать руку при игре на гитаре. Давайте сразу станем рок-звёздами. И все будут нас уважать и деньгами забрасывать.


  1. testovich-tovich
    03.12.2021 18:29
    +1

    Очень правильный подход. Жаль только, что это в основном в коммерческом обучении так может быть. В университетах преподаватели чаще поступают с точностью наоборот)


  1. KonstantinTyurin
    03.12.2021 21:43
    +1

    последнее видео от Veritasium "The Big Misconception About Electricity", объясните неучу как это возможно, мне кажется в видео явная ошибка? Тогда бы можно было передавать информацию быстрее скорости света, ведь по видео выходит что лампочка мгновенно узнает от состоянии проводов(замкнуты разомкнуты) за многие километры


    1. vvbob
      04.12.2021 12:05
      +1

      Не мгновенно, не быстрее скорости света (так-то значительно ниже, скорость распространения электромагнитного поля в проводнике).


      1. KonstantinTyurin
        04.12.2021 15:31
        +1

        ну я так и думал, но в видео утверждается что задержки не будет, я имею ввиду ту задержку которая возникает из-за протяженности проводов, допустим провод протянут через Луну, значит задерка будет 3 секунды так? А в видео я так понял утверждается что ее не будет, а только задержка вызванная растоянием в 1 метр

        ветка на ютубе

        в чем я ошибаюсь? А если ошибаюсь не я, то в чем ошибается Veritasium?


        1. Stecenko
          05.12.2021 18:15
          +1

          Ошибаетесь в том, что лампочка что-то понимает.
          Ну и в том, что Veritasium говорил, тоже ошиблись.
          Он там много чего говорил, (что разрывы в цепи есть (трансформаторы), но они преодолеваются электромагнитным полем, что электроны движутся со скоростью 1 см в секунду, а не со скоростью света, что непрерывная цепь не нужна, можно заменить хорошей емкостью) но касательно лампочки он говорит, что в момент включения источником тока для лампочки будет выключатель, расстояние от лампочки до выключателя — 1 м, поле распространяется со скоростью света, время, через которое поле достигнет лампочки = 1 / с. Если выключатели разместить у Луны — получим ожидаемое время. Сверхсветовую передачу информации на базе современной теории электромагнетизма не ждите.


          1. KonstantinTyurin
            05.12.2021 21:10
            +1

            "Сверхсветовую передачу информации на базе современной теории электромагнетизма не ждите."
            не жду, поэтому и подумал что ошибка.
            "Если выключатели разместить у Луны — получим ожидаемое время."
            какое время - 3 световых секунды до Луны?
            Так вот еще раз: если чтобы загорется лампочке нужна целая цепь или нет?
            Если нужна целая, тогда по мгновенному включению лампочки(1 / с) мы можем понять состояние проводов за 3 световых секунды, есть разрывы в цепи, причем здесь расстояние до выключателя если цепь разомкнута лампочка не горит, если замкнута горит, как она понимает замкнута ли цепь по ВСЕЙ ее протяженности за столь короткое время(1 / с)? Посмотрите схему на 0:50, может мы с Вам о разных вещах говорим


  1. Artem_7
    06.12.2021 07:05

    Я для себя давно выработал правило: "невозможно научить, можно научиться". Т.е. без начального желания ученика перенять знания любые старания учителя не более, чем трата энергии. Талант учителя - заинтересовать, т.е. пробудить желание учиться. А дальше сам. А то, что вдолблено организм рано или поздно отторгнет, как инородное тело.