Акселерация как форма поддержки стартапов и способ поиска точек роста набрала огромную популярность меньше чем за 10 лет. В России сейчас действуют сотни государственных, корпоративных, венчурных акселераторов, и их число постоянно растет. Как выбрать подходящий и получить максимум пользы? Трекер акселератора Спринт (ФРИИ), автор и разработчик курсов по инновациям и предпринимательству Татьяна Поспелова подготовила подробную инструкцию по эффективному прохождению этой гонки за результатом: что следует учитывать до, во время и после программы, чтобы привести свой стартап к неизбежному росту.
До старта: готовимся побеждать
Сформулируйте запрос
Для начала определитесь со своим запросом. Акселерационная программа, как правило, длится недолго, поэтому формулируйте гибкие цели, по которым можно получить осязаемые результаты за 2-3 месяца: настроить продажи, увеличить выручку в X раз, улучшить взаимодействие в команде и т.п. Важно, чтобы запрос был реалистичным. Если у вас есть только MVP, не стоит рассчитывать на прибыль в несколько миллионов через 2 месяца.
Вооружитесь информацией
Составьте список всех подходящих акселераторов на рынке. Есть узкоспециализированные — они решают конкретные «боли», собирают профильных экспертов, помогают быстрее разобраться в отрасли и получить нужный нетворкинг. А есть классические, как Спринт, где много тем для входа и комплексный подход.
Внимательно почитайте про условия участия в понравившихся акселераторах — кого ждут, работают ли с вашим запросом, к каким результатам стремятся и что потребуется для их достижения. Если в общем доступе информации недостаточно, запросите документацию. Обязательно соберите отзывы, поищите кейсы выпускников или свяжитесь с участниками демо-дня и расспросите их лично.
Грамотно распределите время и ресурсы
Разберитесь с текущими делами и освободите время. Акселератор — это не факультатив, он будет требовать много внимания. По возможности выделите человека, который сможет отвечать за документацию — заполнять анкеты, собирать справки и т. д.
Не рекомендую заходить одновременно в несколько акселераторов. Иначе вам будет сложно морально и физически их совмещать из-за разности программ и требований. Хотя небольшие наложения, конечно, возможны. Например, ребята из команды Турфон (радиогиды для экскурсий) в конце Спринта начали проходить еще один профильный акселератор. Трекеры знали друг друга, общались, и в результате сложился отличный тандем поддержки, который привел команду к значимым результатам.
В процессе: бежим изо всех сил
Участвуйте всей командой
Основатели часто проходят акселераторы в одиночку. Это проигрышная стратегия. К результату-то вы идёте все вместе. Необязательно, конечно, отправлять программистов на интенсивы по продажам или заставлять сейлзов учить unit-экономику, но подключать сотрудников к важным стратегическим вопросам нужно.
Важный момент — во время прохождения акселератора всегда рвётся там, где тонко. Нужно быть готовым к тому, что всплывут проблемы, и не пытаться искать виноватых. Нормально, если на первых порах не хватает опыта и знаний. А вот атмосфера в команде должна быть максимально экологичной, чтобы все участники были не просто исполнителями, а чувствовали свою причастность, видели полностью картину происходящего и активно участвовали в изменениях.
Возьмите от акселератора максимум
Часто команды приходят в акселератор с уверенностью, что они все знают. Но если уж пришли — не обкрадывайте себя, возьмите все.
В моей практике часто встречаются основатели — интеллигентные, взрослые люди, у которых за плечами огромный преподавательский опыт, множество научных книг и статей. Они действительно много знают про стратегию, целеполагание и ценностное предложение, порой даже сами преподают это студентам. Однако им не хватает бизнес мышления и практики, что как раз даёт акселератор.
Я всегда советую запрашивать индивидуальные консультации. На них лучше приходить подготовленными, например, с записями интервью Customer Development или с прописанным пайпланом, чтобы разговор с экспертом был предметным.
Ставьте перед собой амбициозные, но осуществимые цели
Ключевой параметр для любого акселератора — execution, или умение команды выполнять поставленные задачи и получать результат к определенному сроку. Чем бодрее вы движетесь, тем активнее вам помогают добежать до цели. Поэтому важно ставить перед собой сложные, но выполнимые задачи. Я часто сталкиваюсь с очень амбициозными командами, которые готовы уже завтра завоевать мир. Но, как правило, через пару недель в акселераторе они понимают, что взяли на себя слишком много. В этот момент важно трезво оценить возможности и скорректировать цель.
Радуйтесь маленьким победам
Первая проверенная гипотеза, первая продажа, размещение приложения в Apple Store — всё это маленькие победы на пути к большой цели. Не упускайте эти поводы, чтобы неформально пообщаться с командой во внерабочее время. Запускать стартап — дело нервное и выматывающее, поэтому стремитесь к внутреннему балансу.
На финише: ярко презентуем проект
Демо-день — один из самых важных и ключевых событий Акселератора. Мероприятие, на котором есть возможность продемонстрировать результаты и заинтересовать инвесторов и партнеров. Прийти к нему марафонцем, который падает без сил после преодоления финишной черты, — стратегически неверно! Поэтому выделите время на подготовку и распределите силы команды таким образом, чтобы одна её часть продолжала ходить на трекшн-митинги и достигать поставленной цели, а другая сфокусировалась на подготовке к выступлению на Демо-дне.
Вся база для выступления у вас уже будет — в большинстве акселераторов эксперты помогают командам готовить выигрышные питчи. Главное — прислушиваться к мнению экспертов и уделить должное время репетициям.
После: не сбавляем темп
Применяйте полученные знания и не замедляйтесь
Акселератор имеет ярко выраженный краткосрочный эффект, который при правильном отношении можно превратить в долгосрочный. Все зависит от вашей способности использовать полученные знания и опыт в дальнейшей работе. Многие инструменты, например, трекшн-митинги, часто входят у команд в привычку. Это позволяет им держать темп, набранный за время программы. Если чувствуете, что замедлились, можете сами стать трекером для своей команды. Планируйте задачи на неделю, а в конце подводите итоги: что сделали/не сделали и почему. Так, двигаясь спринтами, вы будете и дальше набирать обороты.
Поддерживайте связь с акселератором
Не сжигайте мосты после прохождения программы. Эксперты могут порекомендовать вас стратегически важному игроку, попросить где-то выступить или дать комментарий в СМИ. Это отличный нетворкинг, для которого не нужно прилагать особых усилий.
Не отказывайтесь давать обратную связь о программе — для вас это бесплатный PR, а для будущих участников — ценная информация.
Резюмируем. Прохождение акселератора — это трудоемкий и энергозатратный процесс, но при правильном подходе, он способен кардинально изменить ваш взгляд на развитие собственного бизнеса и привести к достижению амбициозных целей. Чтобы все получилось:
Выберите акселератор, который соответствует уровню развития проекта и отвечает задачам компании
Подготовьте команду, выделите время и возьмите максимум от программы
Не сбавляйте темп — проверяйте гипотезы, общайтесь с трекерами, участвуйте в сообществе выпускников.